---------------------------------------------------------------
© Copyright Евгений Пашанов, 1994-1995
Email: agranva@asvt.ru
Date: 5 Aug 1998
--------------------------------------------------------------
* Евгений Пашанов. ЖИЗНЬ В РОМБИЧЕСКОМ СТИЛЕ
Cтихотворения 1994 - 1995 г.г. *
ИМПРОВИЗАЦИЯ В РОМБИЧЕСКОМ СТИЛЕ - 1
...И
в те редкие минуты
когда они есть, которые быстрее
света, звука, свиста, чоха, всхлипа, вздоха,
я пытаюсь уловить время, чтобы, глядя ей вслед, ей,
убегающей сквозь шелест листвы зимнего (летнего) сада, на-
стигнуть ее и поймать ее за нежную белую (смуглую)
левую (правую) грудь, жестко, но не больно,
чтобы дать прочувствовать - себе, а
понять - ей: что же это
такое - пауза
мироздания.
ОТРЫВКИ ИЗ ЖИЗНИ Е.ПАШАНОВА, ИЗЛОЖЕННЫЕ ВЕРЛИБРОМ
* * *
я сомневаюсь
насчет уюта вообще
и здесь - в частности
* * *
забывая о любви
тянешь одеяло на себя
* * *
Затемнение
в темени,
в мыслях,
в руках.
Ждешь просвета,
не зная,
что он - уже был.
6, 9 марта 1994
ИМПРОВИЗАЦИЯ В РОМБИЧЕСКОМ СТИЛЕ - 2
...И
таскаясь из года
в год по просторам, растрачивая
свои музыкальные чувства на борьбу с рифмой,
цепляясь ушами за чужие серьги, потакая природе во всем,
боишься, что руки - уже не те, боишься разбить зеркало и остаться
без двойника, а, значит, нужно будет говорить самому,
любить самому, умирать самому, и это уже -
не пол-беды, и осталось - совсем
чуть-чуть, и до утра -
едва ли...
17 марта 1994
ОТРЫВКИ ИЗ ЖИЗНИ Е.ПАШАНОВА, ИЗЛОЖЕННЫЕ ВЕРЛИБРОМ, часть 2
*** (эротическое)
посмотри на часы:
рассвет
так жалко терять эту ночь
*** (платоническое)
а все-таки
превыше всего
умение держать в чистоте
*** (педофилическое)
две дольки апельсина
и ракетка для лаун-тенниса...
что нужно еще
моей вульгарной пленнице?
*** (социально-платоническое)
природные ирландцы
пьют темное пиво
а мы поем Интернационал
мы - интернационалисты
и цвет пива
нам не важен
*** (риторическое)
рука
как и все остальное
важна не в физическом смысле
а в философском
*** ( --- )
мне неприятны
все эти... знаете ли...
*** (мемуарно-биографическое)
...друг мой
Александр Иеронимович Босх -
сын известного... обрусевшего...
гм... гм...
*** (прогностическое)
родившийся на закате
будет жить дольше
на одну ночь
17 марта 1994
31 марта 1994
ИМПРОВИЗАЦИЯ В РОМБИЧЕСКОМ СТИЛЕ - 3
...И
говоря
зрачками, а
не языком, шевеля
конечностями, а не гу-
бами, можно сказать много,
можно говорить без устали, развивая
чужую память, приумножая богатства, испытывая
на верность, объясняя разницу между арией и речитативом,
отвечая прелюдией на контрапункт, (а не наоборот), отвергая саму
возможность устной речи, - длинный перечень деепричастий, филологическое меню,
в котором угадывается холодная невозмутимость закуски, сочность и разнообразие первых
и вторых блюд (паста, лангет, frutta di mare), десертное зловоние горгондзолы, мягкий
и горький глоток cappuccino, скучноватый прощальный pousse-cafe, -
все это - едва уловимые тени сценария, пагубные
рефлексии на тему: борьба с дружест-
венным народом - носителем
...ского языка.
23 октября 1994
COLOSSEO (Колизей)
будучи памятником
я не могу писать мемуары
но помню все
1 июля 1994, самолет Рим - Москва
РИМ - МОСКВА
первый день июля:
симптоматично
возвращение в мир иной
1 июля 1994, там же
FORI ROMANI
Обрубки колонн
как сувенирные фаллосы
Неограниченная потенция
доказывающая полную ненужность часов
1 июля 1994, там же
МЕТАМОРФОЗА
Один час на Piazza Spagna
и ты - муравей
26.08.94
РЕВНОСТЬ
Рим стоял у истоков.
И Вавилон, скажем, стоял у истоков.
Но что такое Вавилон,
когда - Рим стоял у истоков ?!
26.08.94
НА РАССТОЯНИИ
если вначале было слово
то телефон -
это средство передвижения
17 октября 1994
SPOSTAMENTO (Перемещение)
едва очнувшись от дождей
попадаешь
в бескрайнее логово тепла
впавшего в спячку
17 октября 1994
SICILIA. PUNTA DI TRAPANI*
любовь и водка
это как Тирренское
и Средиземное море
перетекают одно в другое
имея номинальную границу
значимую для завсегдатаев пляжа
*Сицилия. Мыс Трапани (ит.)
18 октября 1994
ORVIETO
1
Мы идем по мощеной дороге,
которой 500 лет. Нужно
держаться ровней, как будто
не жарко. Нужно
стараться услышать музыку
(хотя уши заложены ватой,
сотканной из солнечного тумана
и кухонных запахов). Странно,
что здесь аппетит появляется
задолго до еды, а чашка кофе -
это почти хрестоматийно, но
это - так. И если
мы сядем за столик на несвежем воздухе
и закурим,
то дым сигарет останется незамеченным,
как и наше дыхание,
до тех пор, пока не принесут кофе
или что-то еще, что выделяется на этом фоне
застоявшегося тепла, сквозь которое
ничего не видно.
И (что самое интересное),
даже целуя друг друга, можно
остаться незамеченными.
И нам самим покажется,
что это не мы, или
что это было 500 лет назад -
такая древняя здесь жара,
как эта дорога, на которую
мы вышли однажды,
чтобы быть рядом
здесь и всегда.
2
Я брожу по городу
во время сиесты
вокруг пусто
как будто люди забыли
что они живы
Я делаю вид что нас двое
что я показываю тебе город
и тем оправдываю
мои разговоры с самим собой
мои псевдодиалоги
они так украшают одиночество
что даже жалко его терять
возвращаясь к тебе -
далекой но настоящей.
июнь 94, Orvieto
октябрь 94, Москва
ИМПРОВИЗАЦИЯ В РОМБИЧЕСКОМ СТИЛЕ - 4 "ORVIETANA"
Я
сижу
с тобой
за пластмассовым
столиком, подношу огонь
к твоему лицу, переминаю паль-
цами ткань галстука, обжигаю небо
горячим кофе, захлебываюсь банальностью
речи, не смотрю в небо, ибо там - солнце, не
смотрю в твои глаза, ибо там - небо, и под ним очень
жарко, и мысли движутся медленно, как эскалатор, сводя на
нет ступени восприятия, выравнивая все поверхности:
устраняя мозговые извилины и даже землю делая
плоской, какой была она когда-то давно,
когда только построили этот город,
наделили его воздухом, засе-
лили людьми, а теперь...
и нас не про-
гнали
.
27 октября 1994
ОТРЫВКИ ИЗ ЖИЗНИ Е. ПАШАНОВА, ИЗЛОЖЕННЫЕ ВЕРЛИБРОМ, часть 3
***
петля Нестерова
это очень сексуально
ИЛЛЮЗИЯ ?
иногда мне кажется
что любовь
это нечто большее
чем запах крови
вкус спермы
стук сердца
что это нечто большее
чем... любовь
В МЕТРО
...мальчик оглядывается
и смотрит на меня
он не знает
он только догадывается...
***
после меня останется
любовь к междометиям
впечатляющим и бессмысленным
как жизнь
ДИПТИХ
1
наша встреча -
это повод забыть
о том, что случится
после тебя
2
так... ни о чем...
на всякий случай...
октября 1994
ИМПРОВИЗАЦИЯ НА ТЕМУ "ОСЕНЬ"
На Гоголях пустые скамейки.
Деревья - персты Приапа -
советники по вопросам однополой любви,
старые и мудрые как словари.
Бульвары - органы чувств, впитывающие
шумы, взгляды и запахи.
Одинокий осенний человек
в шляпе
играет на гитаре, чтобы
напомнить нам о нашем
существовании,
ибо оно давно перестало быть
ощутимой реальностью.
И так приятно,
укрывшись полосатым пледом, забраться
с ногами в кресло и,
глотая горячий чай, цедить
сквозь зубы
самое хрестоматийное и самое
нереальное из имен: Алиса.
27 октября 1994
Наследуя все то лучшее,
что заключается в умении летать,
муха трепещет крыльями,
взмывает под потолок,
совершает мягкую посадку
на стену.
Наследуя все то лучшее,
что заключается в умении бегать,
муха семенит лапками,
радостно бежит по стене,
повторяя рисунок обоев.
Наследуя все то лучшее,
что заключается в умении погибать молча,
едва успевая взмахнуть крыльями,
муха гибнет под ударами полотенца,
примостившегося в ладони
постояльца,
который с детства не терпит суеты,
платит за отсутствие мух
и ратует за здоровый образ своей жизни
и чужой смерти.
6 ноября 1994
Я
уснул на полу,
укрывшись рояльным чехлом;
ты и вовсе уснул на рояле,
лежа на правом боку,
не укрывшись ничем, примостив
свое тело возле забытой бутылки;
красота наших снов поражала
не только
пальцы ночных пианистов,
сменявших друг друга, но и
публику,
пригубившую в среднем
по бутылке на брата; когда рассвело,
мы остались одни
в нашем строгом интиме,
и, проснувшись, мы выпили,
мы играли в четыре руки,
наши губы
целовались друг с другом; вокруг
никого.
После,
растянувшись на мягком ковре,
приняв похмельную позу Данаи,
я смотрел на тебя -
ты все глубже тонул
в плюшевом кресле,
курил и уже предвечернюю песню
затягивал, ритуально поглядывал
на рояль, вспоминая вчерашнюю ночь;
я уже примерял
валявшийся рядом чехол;
после ночи сумбура
и утра любви,
дня похмелья
и сумерек покоя
наступала как всегда предрассветная ночь.
И ни единого звука сквозь.
Только легкий озноб
по поводу случившейся встречи
и предстоящего расставания.
14, 15 ноября 1994
Находясь
либо под влиянием мига,
либо нет,
надеясь на фортуну блицкрига,
вспоминая, где - город Рига,
Таллинн, Вильнюс и т.д., забывая: индиго
это цвет кожи или - что? Фига
воспринимается как сюрприз, и лига
чуждого, привнесенного, как жига,
расцветает. Музыка норд-романтика Грига,
атонального человека Шенберга, мастера фуги Фриппа
не пошла. Кажется, после гриппа
что-то с головой. Целая кипа
бумаг - в бензиновом пламени zippo,
ибо созданы специально для забытья - сюжет для видеоклипа
или эскизы для однодневного comic-strip'a.
Ничто не сгодится: ни письмо в адрес друга,
ни знания о подсчете площади круга,
ни, тем более, зеркальная фуга,
ни финансовая услуга,
ни узел любви, затянутый туго,
ни узнанная наперед карма,
ни поутру звук спасительного аларма,
ни невеста с или без доли шарма,
ни знаменитый N. в роли опального командарма,
ничто не сгодится. Все отринуто. Ради
двух строчек в пустой тетради,
или двух весел, бьющих по водной глади,
бьешься головой об стол, не замечая ссадин,
погружаешься медленно в пространство одной из известных впадин,
но, имея глаза не впереди, а сзади,
рискуешь забыть, сколько еще стадий
жить, да и чего ради?..
30-31 декабря 1994
Москва, канун похмелья
ПАРИЖ. BOULEVARD DES POISSONIERES
Терасса кафе
Фонарный столб у входа в метро
увенчанный шпилем
И крыши
крыши
крыши вокруг
Вот он -
мой школьный Монмартр
о котором я и думать забыл
и не думаю
22.05.95
Quick на Монмартре
ИМПРОВИЗАЦИЯ В РОМБИЧЕСКОМ СТИЛЕ - 5
...И
какое мне
дело, если эта
война длится вечно,
если страсть угадать неминуемое
преобладает, а иначе неуютно и даже
страшно; и беря в руки книгу Эриха Фромма,
слушая альтернативную музыку (конкретистов, например,
или Make to Measure), получаешь удовольствия больше, чем от
ментального соития с предметом любви, от возжигания сакрального огня
и закуривания трубки мира; и, в поддержку войны, посылаешь
сигналы тревоги, разучиваешь новые мелодии, затеваешь
брачные танцы в открытом поле, маскируясь
лопухами на фоне ближайшего леса,
и скрываешься там постепенно
среди животных, оставляя
все, даже будущее,
позади
...
30.07.95
ОТРЫВКИ ИЗ ЖИЗНИ Е.ПАШАНОВА, ИЗЛОЖЕННЫЕ ВЕРЛИБРОМ, часть 4
*** (биологическое)
с каждым годом
наблюдаешь в себе
склонность к обесцвечиванию бытия
*** (геологическое)
чем дальше
тем глубже
настойчивее
и больнее
*** (бульварно-драматическое)
разница в возрасте...
хороший повод?..
*** (климактерическое)
если ко всему
приглядываться
и принюхиваться
быстро наступает
усталость жизни
*** (Придурок)
утреннее самоотделение от постели
болезненно
как отторжение трансплантата
уподобляясь коту
я перепутал день с ночью
и теперь громко смеюсь и плюю с балкона
когда все спят
*** (фактологическое)
смерть
неизлечима
*** (Пегас Пржевальского)
вернуться туда
желая чего-то большего
чем дом
30.07.95 Москва
*** (silenzioso)
в тишине
как в окне
горит свет
вокруг темно
и тихо
*** (генеалогическое)
ПРЕДКИ:
седые такие...
морщинистые
мертвые...
*** (лаконичное)
1
париж париж
все что могу сказать
на этот раз
2
... и все что о нем говорят
это - правда.
*** (- - -)
Мечта -
даже не побывать, нет,
а просто сфотографироваться
на Boulevard des Capucines.
26.07.95
*** (пояснительное)
в надежде на лучшее
достигаешь новых высот
чтобы... похвастаться?..
*** (определительное)
безусловно
это и есть
стиль жизни
* Евгений Пашанов. МАЛЕНЬКАЯ ЕВРОПА
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ
1995 год *
строили стены
рушили стены
и теперь
Potsdamer Platz
с ее кранами и бетонными блоками -
ужасное место -
квинтэссенция построения
великого идиотизма
21.08.95 Берлин
С ВЫСОТЫ СМОТРОВОЙ ПЛОЩАДКИ HUMBOLDTPARK'A
серое вещество
пересеченное извилинами
железных дорог;
вкрапления старины -
Berliner Dom, Franzoesischer Dom -
посреди серого вещества
все это видно с высоты
как есть на самом деле
не видно главного:
импозантные внутренности Europa - Center,
музыканты и фигляры на Kudamm'е,
заплеванный U-Bahn
и самое человечное место в мире -
Зоопарк.
31.08.95 Берлин
(***)
город
с пониженным содержанием нищеты
золото и грязь
привокзальных кварталов
трамваи
длиной и шириной во всю улицу
фламандцы
такие непохожие ни на кого
особенно на немцев
грузинские евреи
и просто евреи
говорящие одновременно на шести языках
и принимающие в любой валюте
они сами создали
ощущение полноты жизни
и кажется что небо
здесь слишком далеко от земли
и так легко о нем забыть
что и не вспоминается
откуда -
и зачем...
*** (ЕВРОПА)
всякий раз
я слышу одно и тоже
от всех
всякий раз
я вижу одно и тоже
во всем
и если я проснусь
и увижу кого-то
на фоне старого кирпичного дома
в центре
я не пойму
что - это
и где - я
9.09.95
1
город стоит
на реке
шириной 60 см
это само по себе уже -
факт!
2
сидеть на краю обрыва
свесить ноги с древнего парапета
далеко внизу
нить реки
и лохмотья кустарников
справа - мост Адольфа
слева - "мостки"
охватить взглядом
ощутить всю радость
небезопасного оцепенения
вскользь улыбнуться в глаза
фотокамере
увековечив себя
и свое умиление
3
(жизнь гробниц)
под сводами собора
пред алтарем
среди скамеек
среди органных труб
мерцают вспышки
бормочут на разных языках
кидают монеты в деревянную прорезь
шаркают подошвами ботинок
это танцы народов мира
среди гробниц
Великих Герцогов
не знающих
где здесь найти покой
4
...а
за стеклами витрин
молчаливые дирижеры
Karl Lagerfeld, Laura Asheley
c Gianfranco Ferre и Sonya Rikel...
смотрят на мостовые
авеню
шириною в 7
и длиною в 70 метров...
и затемненные стекла
Banc National de Luxembourg -
зеркало всеевропейской антиреволюции
конца
сезона
9,10 сентября 1995
1
Отрываюсь от земли
как все
вдыхаю благовония Аэрофлота
как все
курю как многие
и мечтаю
как никто
2
приоткрываю окошко иллюминатора
по-автомобильному
стряхиваю пепел наружу
мысленно конечно
но смешно
3
выполняю заповедь пассажира:
сон лучше чем страх
4
...и когда
выруливаю на Champs-Elysees
(как это ни банально)
трепещу
теряюсь
потому что все еще романтик
потому что иначе-то как
иначе никто не поверит
сам себе... не поверишь...
5
нужно делать вид
что так и надо
что ничего особенного
что я уже здесь был
и с видом знатока
показать кому-нибудь
дорогу до метро
6
(возле Saint-Germain-des-Pres)
здесь на углу rue de Bonaparte
лучше ничего не говорить
и посидеть на скамейке
без восклицательных знаков
7
в баре темно
лучи прожекторов
как ночные указательные пальцы
фиксируют мини-сцену
фортепиано и виолончель
а на столах
кофе по 20 франков
дорого и романтично
накурено и темно
и дышать как-то легче
9
...и теперь
сент., окт. 1995
ФОТО' 94: TEMPLI DI SEGESTA
(Развалины древнеримского храма в Седжесте, Сицилия)
Один щелчок: проекция любви
к натуре запечатлевает
аллею из агав, и храм, что на крови
каких-то там рабов построен, застывает
еще раз, и еще раз - навсегда,
погруженный в полуденное тесто
тягучее, но Templi di Segesta
наверное забыли, что вода
в природе существует, и трава
вокруг забыла, что, по меньшей мере, влага
полезна; долгая и нудная, как рага
индийская, в Сицилии жара -
хозяйка, и, по-своему, права.
В Сицилии жары древнее нет,
и Templi di Segesta простояли,
как минимум, две с чем-то тыщи лет,
и простоят еще, но без жары... едва ли.
весна, осень 1995
* Евгений Пашанов. "GILLES DE LA TOURETTE'S MYTHOLOGY",
The Album *
Альбом стихов - это музыкальная форма поэтического сборника.
Некое переосмысление книги стихов, как основной формы, объединяющей
цикл стихотворений. Альбом стихов призван быть кратким, напоминающим
нечто вроде вкладыша в компакт-диск, с текстами "песен", аннотациями,
прочими ремарками.
Стихи перестают называться стихами и называются "track'ами".
Текстами их назвать нельзя, поскольку нет музыки, которая бы их
озвучивала. Альбом стихов это музыкальный альбом, но без музыкального
сопровождения. Музыка здесь достигается без помощи звука, поэзия -
без помощи рифмы (как правило). Это стихи - и только. Стихи в
музыкальном оформлении. Своего рода издательско-поэтический
минимализм. Чтобы читать и слушать... Итак,
EVGUENI PACHANOV "GILLES DE LA TOURETTE'S MYTHOLOGY"
The Album
1 Невский...
2 вся жизнь...
3 рановато...
4 удалил...
5 все живы...
6 коснулся руин
7 (Наблюдение) вспоминать - интересно
8 переспали...
9 солнце
10 меня преследуют...
11 услышал аккорды Петруччани...
12 ах навык навык...
13 где же ты моя...
14 (Peter Hammill) седой потому что 50 лет...
15 тридцать три года - стукнуло
16 здесь - солнце
Bonus track:
17 Миниромб-2
Невский
он не такой как Ленинградский
от восхода до заката
в один конец
вся жизнь
так и прошла
под знаком (
рановато
рановато еще
в твои-то годы
удалил
очистил корзину
и замер в непонимании
5. x x x (пространно-филозофическое)
все живы
благодаря
великой традиции
умирать и рождаться заново
я
коснулся руин
в первый раз
коснулся руин
в первый раз
я
когда-то...
вспоминать - интересно
но ненадежно
переспали
разошлись
солнце
оказывается
светит по ночам
только не у нас
а где-то...
у нас оно и днем-то...
меня преследуют
черты его лица
услышал аккорды Петруччани
аж сам заиграл
ах навык навык
где ж его взять
где же ты моя
ритм-секция (?)
14. x x x (Peter Hammill)
седой потому что 50 лет
а не потому что старый
тридцать три года - стукнуло
хорошо - сказано
здесь - солнце
там - небо
одно ласкает
другое пугает
МИНИРОМБ-2
Во
что мне
верить, когда
некуда деться, когда
нет приюта ни телу, ни тому,
что зовут душою, а вокруг персоналии
со своими вопросами, апломбами, амбициями,
сенсациями, тенденциями и полускрытыми тяжелыми
манерами, ищут место, роют землю там, где
было указано в старых свитках, достав-
шихся по наследству соседям...
и нет того места,
ибо не верю
я ни во
что.
21 июля 1998
All tracks performed & produced by Evgueni PACHANOV
( 1998 Musca Domestica / E.Pachanov
Популярность: 3, Last-modified: Sun, 09 Aug 1998 17:46:18 GmT