---------------------------------------------------------------
From: Антон Трещилов (pipesailor@mail.ru)
Date: 25 Jul 2000
---------------------------------------------------------------
Если вы имеете большую скорость связи,
то можете получить более красивую версию этого же документа:
С БОЛЬШИМИ иллюстрациями. 300 Kb
---------------------------------------------------------------
(мемуары).
... иных уж нет, а тех долечат.
Участники:
Козелков Владимир - адмирал (капитан) - "Таймень-2" No1 (он же "Веселый
самаритянин")
-- -- //-- -- Татьяна - матрос - там же
Дмитрачков Олег - капитан (завхоз) - "Таймень-2" No2 (он же кр.
"Варяг")
-- -- //-- -- Светлана - матрос (доктор) - там же
-- -- //-- -- Сергей - капитан - "Таймень-2" No3 (настолько новый, что
не имел названия)
Трещилов Антон - матрос (реммастер) - там же
Попытаюсь вспомнить дела (и тела) давно минувших лет. А именно
Жигулевскую кругосветку, в которую когда-то ходил. Старый альбом листал,
слайды смотрел и подумал - а что же запомнилось-то через девять лет. Сейчас
попробую выяснить. Даже фотокарточек насканировал старых. Заранее прошу
прощения, за отсутствие хронологии и фамилий некоторых участников.
Итак, однажды в летнюю пору собрались совсем не худые студенты и речь у
них шла про поход. Куда пойти как-то решилдось само собой. Вовке (наш
адмирал и комфлота) нужна была квалификация, чтобы его в "тройку" взяли,
отчего он и стал адмиралом, Олегу было в лом в общаге сидеть, остальные в
кругосветке просто ни разу не были. Сказано - и даже сделано. Заявились в
клуб, все честь по чести. Выдали нам маршрутные книжки и продукты.
О продуктах хочется сказать отдельно. Дело в том, что на дворе и в
стране был 91 год, кто если не помнит, что это значит, пусть вспомнит слово
"талон на..." и все станет ясно. И когда мы узнали, что если официально
заявляться на маршрут в клубе, то там обеспечат продуктами, да еще по
льготной цене. И вот в одночасье мы стали богачами. Тушенка, крупы, сахар...
Сгущенка! Вот они - прелести формализма.
Впрочем, продолжу. Было нас шесть человек. Вовка, он же адмирал, Олег -
завхоз, я - реммастер, Серега - мой капитан и две девчонки из планового
института - Светка и Танька. Старт был произведен из нашей институтской
общаги No2 Самарского архитектурно - строительного института (сейчас там
торговый центр "Невский" :((( ). Далее набережная реки Волги, у "Ладьи", где
был стапель. Спустили байды на воду. И тут Олег, как самый старый турист -
водочник (водник, конечно ~;-) ), решил спытать байду. Сел и тут же, не
отходя от кассы кильнулся. Начало походу было положено.
Несмотря на многообещающее начало, мы вышли. Пересекли Волгу и далее
прораном, через Рождественскую Воложку вниз. Когда пересекали русло,
пришлось удирать от какой-то нахальной посудины, которая не хотела уступать
нам дорогу. Вообще, за время похода мы повтречали множество таких наглецов
виде танкеров, сухогрузов, толкачей. Вместо того, чтобы сбавить ход и
приспустить в знак приветствия и покорности флаги, эти невежи норовили
протаранить наши крейсера.
По Воложке мы прошли место выпадения из Волги Кривуши. Это такая как-бы
и не речка, так как у нее нет истока. Она вытекает из Волги и впадает в
Чапаевку. Кстати это тоже очень интересный маршрут для байдарок, особенно
весной в паводок. Пойма Волги разливается, образуя лабиринты проток.
После Кривуши мы ушли к левому берегу. Полил дождь и поднялся ветер.
Плюс трехкилометровая ширина Волги, которую нам предстояло пересечь. Вскоре,
однако, первалили на левый берег, там вошли в Тушинскую Воложку. Было
принять решение - для первого раза достаточно и пора чалится. Сначала хотели
встать на острове Быстреньком. Но, подойдя ближе, увидели плакат о всяких
заперещениях. Я вспомнил, что тут частенько сидят в засаде злобные егеря и
ловят всех, кто на этом острове останавливается. По всему по этому мы прошли
Быстренький и встали на коренном берегу.
Место особо не выбирали - Волга большая. Дежурные быстренько чего-то
заварганили, сейчас уж не помню чего. Помню только, что Олег (он же завхоз)
выдал нам к чаю по два пакетика сахара. Сахара мы в клубе взяли немеряно, по
причине того, что на талоны тогда давали ну очень мало. Ессесно, каждый свою
долю тут же заныкал для последующего натурального обмена и пил чай с
"таком". Потом долго сидели у костра базары разные базаря.
Встали на следующий день. Даже утром. Быстренько собрались и вышли
далее. Прошли Воложкой, оставив о. Винновский справа и в районе с. Винновка
вышли к правому берегу. Ниже Винновки в 3 км тогда была зеленая стоянка
туристских теплоходов. Мы там встали на перекус. Пожевали и искупались.
Поглазели на туристов с теплоходов. Ну, конечно прошлись в их адрес -
веники, мол, кто так путешествует. Вот мы... И т.д., потом нам это надоело и
мы встали на воду. Через 2 км показалось с. Ермаково с часовней на берегу.
Решили причалить.
Часовня стоит почти у самой воды.
Вход в нее заложен. Похоронен там военный, капитан артиллерии, уроженец
Ермакова. Он завещал похоронить себя в родном селе, на берегу Волги. А на
горе, у подножья которой стоит часовня установлен огромный
православный металлический крест.
Туда мы тоже сходили. Неприятное впечатление оставило состояние
часовни. Она была вся исписана наскальными росписями типа "здесь был Вася".
Самый старый "Вася" увековечился в 1928 году.И еще какие-то козлы навалили
внутри. Вот уж, поистине нет границ бесстыдству.
В заливчике, за часовней повстречали каких-то мужиков с палаткой.
Оказались преподы из университета. Каждый год ездят сюда в отпуск. Рыбачат,
слегка копаются в земле - раскопки проводят.
Поговорили и поплыли дальше.
Шли вдоль правого берега. Погода опять начала портиться. Задул встречный
ветер, дождик появился. Как будто нам брызг мало было. Когда прошли с. Лбище
и одноименную гору (там Волга делает поворот) началась откровенная жопа.
Ветер разгулялся вовсю. Волна метра три высотой. Начался самый банальный
шторм. Кстати интересно в такую погоду на байде по водохранилищу идти.
Взлетаешь на гребень волны - как на вершине горы. И тут вниз летишь и будто
в колодец угодил. Вокруг вода стеной, ни фига не видно, только небо немножко
где-то вверху светлеет. И опять на гребне. И так постоянно. Короче, свернули
мы в Кольцовскую Воложку, там сразу стало поспокойнее. Идем мы, значит, а
сами думаем - и на фига это мы сами себе приключений ищем. Кому нужно это
геройство. Но с другой стороны на байде в шторм - есть в этом кайф. Тут Олег
вспомнил, что когда он в прошлый раз ходил в кругосветку, то они в этой
Воложке останавливались попастись на гороховом поле. Остановились и мы. Но
вместо гороха обнаружили незрелые подсолнухи. Что ж, с горохом облом,
поплыли дальше. Прошли с. Мордово. И тихая Воложка кончилась. На выходе из
нее шторм набросился на нас с новыми силами. Мстил, сволочь за то, что мы
слиняли от него. И мы сдались. Пройдя 4 км до с. Брусяны мы решились на
обнос. Вот только чего обносить-то? А плохую погоду. И маленький унавоженый
коровами заливчик. А наш адмирал (ну на то он и адмирал) пошел на байде
напрямик, сквозь все шторма. Встретились мы у Брусянского Яра мокрые,
замерзшие, ничего почти уже не соображающие. Устали как собаки. Только и сил
хватило в лес забраться. Глядим - домик недалеко стоит. Мы туда. Там тетка
добрая, пригласила нас. Мы отогрелись. Тетка нас чаем напоила. Тут муж ее
приехал на машине. Они в отпуске, домик этот построили сами. Мужик,
оказалось ходил на "Арктике" на Северный Полюс (наверное не врал). Посидели
еще немного у них. Смотрим дождик кончился, волна на реке утихает. Пора на
воду.
Через 18 км подошли к ключевой точке маршрута - с. Переволоки. Здесь
лодки перетаскивают по суше в устье р. Усы, в этом то и суть Жигулевской
Кругосветки - все время по течению. Когда, подошли
к Переволокам, уже начало смеркаться. Встали на ночевку на о.
Переволокском со стороны левого берега. Остров весь песчаный, растут на нем
какие-то кусты. Мы в эти кусты залезли, нашли там свободную площадку.
Правда, по причине тотальной усталости палатки поставили на склоне и спать
пришлось головами вниз. Зато отдохнули на этом острове по полной программе.
Обсушились объелись, обпились.
Утром встали на воду, идем на правый берег, к Переволокам. И видим
такую картину. Сверху по реке идет армада байдарок. И под парусами и без.
Этакое татаро - монгольское нашествие. И эта вся толпа чалится рядом с нами
на берегу. Оказалось это идет народ с Грушинского. Тоже в кругосветку.
Конечно нашлись знакомые. Снова пошел дождь. Все, кто успел, залезли в
какой-то гараж, остальным места не хватило. Стояли, ждали когда дождь
кончится. Наконец прояснилось. Мы покидали в байдарки вещи и тронулись в
гору. Нам с Олегом досталась особенно тяжелая байдарка. Приходилось делать
перекуры. Нас все обгоняли. С каждым метром байдарка становилась все
тяжелее. Мы уже решили умереть на половине пути. Но дошли все таки до берега
Усы, решив умереть после обеда. Среди многочисленных костров нашли свой.
Сбросили ношу и тут же упали. Народ как-то странно заухмылялся. Кто-то
спросил не тяжело ли было идти. И потом открылась жестокая правда. Оказалось
нам в байду насовали кирпичей и мы их перли на себе :-О. Что тут сказать.
Обрадовало то, что пока мы тащились, уже поспел обед. После обеда, кто мог
ходить отправились по гостям. Остальные занялись перевариванием. Надо
сказать, что с каждым разом кормежка становилась все круче и круче. Завхоз
оказался тонким знатоком садизма. Вместо жесткой экономии на лицо было
подозрительное перекармливание.
Собрав после обеда последние силы, дали форсаж и встали на другом
берегу Усы на ночевку, подальше от эскадры. Не хотелось плыть в толпе.
Берега Усы сложены из красивого желтого песка. Там мы провели испытания
спасжилетов на плавучесть. Жилеты не подкачали. Побалдели еще немного на
пляжу, пожарились на солнце. Потом заметили на том берегу оживление и
поняли, что пора сматываться. Погода стояла на редкость хорошая. Сияло
солнце, было жарко, никаких намеков на дождь, или что еще. Пошли вдоль
правого, горного берега. Мимо проплывали скалы, поросшие лесом, периодически
попадались распадки. В одном обнаружили избушку и позавидовали ее хозяину.
Место было замечательное.
Подошли к Молодецкому кургану. Это одно из красивейших мест в Жигулях.
Рядом с Молодецким курганом стоил гора Лепешка. Она напоминает эдакий кулич,
с маленьким леском на вершине. Стены у нее совершенно отвесные, обрываются в
воду. Конечно, слазали мы на Лепешку, потом отправились на курган. Серега
героически остался сторожить байдарки. На курган лезли оглядывая местные
красоты. Я про себя думал " вот, занесло, и не думал что и побываю тут, мало
кто здесь бывал". И каково было мое разочарование, когда поднявшись на
вершину, я обнаружил в этой "глуши" памятник Ленину и его корешам. Он,
оказывается, и здесь был, козел! Он, наверное, и на Луне был. Ну фиг с ним,
с Лениным. На вершине было так классно. Суда, что шли по Волге внизу
казались спичками. Виден был весь г.Тольятти и даже Самару немного, благо на
небе было ни облачка. Но всему на свете бывает конец. Нас ждало Жигулевское
море.
До перекуса лопатили по морю. Вокруг плавали солитерные лещи. Все были
здоровые и плавали очень близко. Было их, почему то очень много. Скоро
встали в одном из распадков. Место было замечательное. Каменистый пляжик,
склоны гор в лесу и сам распадок, уходящий в глубь леса. И куча клевых дров.
Мы даже подумали, ане заночевать ли тут и фиг с ней, с армадой. Наоборот
пропустим их вперед, а сами не спеша почапаем себе. Но адмирал обломал наши
планы, сказав, что ему через день на работу надо. А раньше молчал. Вот и
верь командованию теперь. Чтоже - весла на воду.
Через 5 км прошли Могутовую гору.
Эту бедную гору всю изгрызли на известняк. Стала видна плотина
Куйбышевской ГЭС. И тут разгорелись жаркие споры о том, где на плотине
чалится. Олег, как ветеран, сказал, что надо приставать у пятой опоры,
дескать от нее самый короткий путь на пристань. Но он точно не помнил пятая
ли должна быть опора, или седьмая. Сообща решили, что пятая. Тогда встал
вопрос, а с какого конца эти опоры считать, так как было их там штук
двадцать. Опять же сообща решили, что правого. Тут кто-то из нас оглянулся и
закричал. Мы тоже оглянулись. Горизонт был темным от байдарок. Нас нагоняли.
В голвах сразу возникли кшмары: очередь на "Метеор", отсутствие билетов...
Вовке - то на работу. Мы дали полный ход. Вода вспенилась бурунами, по
водохранилищу пошла волна. Вскоре мы выскочили на откос плотины ГЭС. На
радостях оседлали ее и увековечились.
Покидали вещи в байдарки (мы с Олегом, умудренные опытом переволок
тщательно просмотрели все, что в байдарку положили) и отправились на
пристань. Как оказалось надо было чалится все таки к седьмой опоре. Вышли мы
немного не там, где надо и наткнулись на автобусную остановку. Там стояли
какие-то люди. Были они до безобразия чистые, умытые, мы даже подумали, а
люди ли это. На нас они смотрели с нескрываемой опаской. Мым молча прошли
мимо и стали искать тропу на пристань. В результате заблудились в каком-то
чапыжнике. Довольно долго продирались с байдами наперевес и вот он,
долгожданный нижний бъеф. Встали на воду и отплыли на остров, напротив с.
Моркваши, дабы переночевав сесть на "Метеор" в Самару, (стоило так лопатить
до этого?). По сути это была последняя ночь в походе. Мы сделали вылазку к
оголовку острова, поснимали ГЭС, вообразив себя крутыми шпионами. Потом
фотографировали друг друга, приняв угрожающий вид. Потом дежурные закатили
фантастический ужин. Наелись так, что задумали убить завхоза. Но сил уже не
было, что его и спасло. Потом начался обмен сахарных пакетиков. Дело в том,
что на каждом пакетике была картинка из жизни паровозов (сахар был
железнодорожный, для чая). Картинки были разные. И каждому хотелось заиметь
побольше разных картинок. В общем время зря не теряли, хотя уже витала
какая-то грусть от того, что эта ночь последняя, завтра придется
возвращаться в город. Не спали в эту ночь долго, почти до утра. Я пытался
сфотографировать ночные Моркваши, как потом оказалось совершенно
безрезультатно.
Утром собрались, отчалили. Повстречали счастливую братву, от которых
вчера удирали. Как оказалось, они шли всю кругосветку целиком до Самары. Им
на работу было не надо. Мы высадились у пристани. Разобрали байды, развесили
сушиться вещи, шкуры. Дежурные начали готовить очередную убойную кормежку.
Вскоре показался "Метеор". Мы упаковались и пошли на дебаркадер.
При посадке образовалась некая сутолока. Пассажиров было довольно
много. Но мы прошли свободно и даже сели. Способствовал этому, конечно же
наш бравый вид, а также наличие паров от чеснока, который мы потребляли в
течении всего похода в огромных количествах для профилактики острых
регистратурных заболеваний (ОРЗ).
Где - то примерно через час "Метеор" все таки прибыл в Самару. Мы
сначала поехали в общагу, там окончательно убедились, что вернулись и
расползлись по домам, у кого они были.
Антон, (pipesailor@mail.ru)
Популярность: 8, Last-modified: Tue, 25 Jul 2000 05:29:13 GmT