---------------------------------------------------------------
 From: Alexander_Tonis (atonis@nes.cemi.rssi.ru)
 Date: 5 Apr 1999
---------------------------------------------------------------

     Правобережье Оки: Восьма (2-3 апреля 1999).



     Восьма  (ударение  на  первый  слог)  --  левый  приток  реки  Беспута,
являющейся  в  свою очередь  правым  притоком  Оки. Протекает по  территории
Тульской области (около 140 км от Москвы) и, как было выяснено, представляет
большой интерес для сплава в период паводка. Рекомендуемое судно -- каяк или
Ласточка.
     Ниже  будут  представлены  различные данные  по этой речке.  Все  цифры
получены  с   помощью  часов,  карты-двухкилометровки,  циркуля,  линейки  и
поправочного  коэффициента на кривизну, который я  положил равным  1.2.  Все
это, конечно, очень условно, но некоторое представление о маршруте дает.
     Заброска. Вероятно, главной, если не  единственной причиной  отсутствия
Восьмы в  списке  популярных  паводковых рек является ее  труднодоступность.
Забрасываться из  Москвы надо  так:  на электричке от Павелецкого вокзала до
Каширы (108 км),  далее на автобусе  до  Иванькова (расписание  см.  ниже, в
приложении). И тут наступает облом: хваленая трасса Р-115 (подумать только!)
почти  непроходима  в  смысле  автостопа;  автобусного  сообщения  тоже нет.
Поэтому либо заказывайте тачку,  либо идите 11  км пешком до моста, что близ
Климовского. Это и есть место старта.
     Выброска.  Можно плыть  до моста в  Восемском (24 км),  откуда 2  км до
Иванькова, либо же дальше -- в  Беспуту и Оку, к платф. Белопесоцкий. В моем
случае (живу в Бирюлеве) при  довольно благоприятном  раскладе с транспортом
как заброска, так и выброска заняли по пять часов, считая от дома до речки.
     Общая характеристика реки. Восьма проходима только в половодье, и то на
небольших судах. Условно  реку можно  разбить на три участка. Первый участок
--  от  моста  в Климовском до  дер.  Борисово  (11 км)  --  характеризуется
достаточно крутым уклоном (3-4 м/км) и обилием растительности в русле. Из-за
частых  обносов и  проводок  скорость  прохождения здесь  может  быть  очень
низкой, и это надо учитывать. Второй участок -- от дер. Борисово до впадения
притоков из Есуковского и  Вележева  (6 км) -- наиболее  интересный  с точки
зрения сплава.  Уклон  здесь поменьше  (2-3 м/км),  зато река  мощная,  воды
много, скорость течения местами доходит до 3 м/с, а  валы  -- до  полуметра.
Обносных препятствий нет. На третьем участке --  до моста в Восемском (7 км)
-- река успокаивается, хотя возможны локальные перекаты. Уклон 1 м/км.
     При   характеризации  водного  маршрута   я   обычно  использую  четыре
параметра: техническую сложность,  физическую трудность, опасность и то, что
я  называю  "аттракционность".  Попробуем  проанализировать  Восьму по  этим
критериям.
     Сложность.  Безусловно, речка сложна,  как и любой  половодный маршрут.
Требуется  уверенное владение  техникой  гребного слалома, хорошая  реакция,
постоянный просчет тактики и  стратегии прохождения. Нужно иметь как  бы два
зрения: одно занято преодолением ближайших препятствий, другое же -- выбором
правильной траектории,  оценкой  дальнейших преград.  Следует  отметить, что
сплав по паводковым рекам -- это совсем другой стиль по сравнению, скажем, с
Карелией или Мстой.
     Трудность.  Пешая заброска, обилие обносов и проводок, необходимость  в
прижиме  держать  стойку "дном  на струю" --  все  это  предъявляет  высокие
требования к физической подготовке участников.
     Опасность. При  наличии  спасжилета,  гидрокостюма,  каски и,  главное,
спокойствия,  река не  представляет прямой опасности для жизни.  Каска нужна
для защиты от бревен, с большой скоростью проносящихся над головой.
     Аттракционность.  Пожалуй,  здесь заслуживает  внимания второй участок.
Весь он проходится  на одном дыхании, перед  каждым поворотом  замирает  под
ложечкой,  как  на  Льняной.  Но  больших  сливов, бочек  и валов  на  такой
маленькой речке все же нет.
     В целом, рискну заявить, что речка тянет на вторую -- третью категорию,
что  немало для Подмосковья. Радует  небольшая  плотность населенки  и почти
полное  отсутствие антропогенных препятствий, что выгодно отличает Восьму от
некоторых  других  речек,  не  будем показывать  пальцем. Остается  проблема
заброски... Но, вспомним Славу Завьялова, мы ведь трудностей не боимся!



     Теперь более детальное описание.  Прежде  всего,  хотелось бы отметить,
что  я  проходил  маршрут  в  самом  начале  паводка, и,  как следствие,  --
неблагоприятная ледовая обстановка  -- ледоход, заторы. Это сильно сказалось
на скорости  прохождения (естественно, в сторону ее уменьшения), особенно на
первом участке, и на весьма частичном прохождении третьего участка, где льды
шли уже почти сплошняком. Наличие льда в русле послужило и основной причиной
аварии  (киль в сливе). Все это надо учитывать при чтении описания, особенно
в части хронометража.
     Итак, состав группы  и суда: шел  один на Ласточке. 10.5 ход. часов  (2
дня),  9  обносов   (не  считая  ледяных  заторов),  1   киль;  проводки   и
продирательство через  ветки не считал -- много.  Вода, несмотря  на ледовую
обстановку,  скорее высокая: пешеходные мостки подтоплены. Но  безусловно не
максимум.
     Из Бирюлева выехал  на эл-ке  7.39 "Узуново"  (7.14 от  Пав. вокз.). По
дороге разглядываю карту, смотрю в окно на проносящиеся мимо речки и ручейки
--  это  уже своего  рода  ритуал.  Воды  довольно  много. Счастливо избежав
контролеров, приезжаю в Каширу.
     В Кашире мне сообщают,  что  ближайший автобус  в  сторону  Восьмы  (на
Тарасково) отправится вот-вот.  Так  я оказываюсь у  поворота на  Тарасково.
Может,  виной  тому  мой новый  желтый  "автостопный"  костюм, но первая  же
машина,  военный уазик  (спасибо ему), тормозит  передо мной  и  довозит  до
Богословского.  Здесь  моя одежда  и рюкзак производят на жителей  некоторое
впечатление. "Смотрите, парашютист" -- предполагает одна бабуся...
     Сажусь на "маршрутку" (чем  она отличается от автобуса, не понимаю) и в
10.40   оказываюсь   в  Иваньково.  Здесь   мне  приходится  вспомнить,  что
минимальная скорость автостопа  -- 6  км/час. За те два часа, что я перся  с
рюкзаком по испещренной ухабами  узенькой трассе Р-115, мимо проехал  только
один гад  на пустых  жигулях,  отрицательно помотав головой в ответ  на  мою
жестикуляцию.
     Стапель был  совмещен с перекусом и занял в общей сложности чуть больше
часа. Наконец (13.50) я  плеснул  в лицо водой, благославляя себя  на  новый
сезон, и совершил тюлений старт.
     Восьма  петляет   в   овраге,  течение   быстрое,   но,  как   правило,
перегребаемое. Деревья,  ветки в русле,  продираюсь сквозь  них. И, конечно,
лед.  Первый  встретившийся  мне  затор  я  обнес,  а  дальше  уже  старался
протаскиваться  по  льду, не  вылезая  из лодки. Ярко выраженных препятствий
нет, за исключением небольших отлогих сливов.
     Стандартное упражнение --  стойка в прижиме. Тебя наваливает на бревно,
струя сбоку стремится  укусить за борт и опрокинуть.  А ты  не даешь. Где-то
минуту пришлось  мне простоять в прижиме, напряжением  всех мышц противостоя
набегающему потоку, пока наконец не придумал, как оттуда выбраться.
     Бывает, что бревно нависает над  водой на такой высоте, что  непонятно,
протиснешься  ли.  Обычно  в  этом  случае  протиснуться  можно.  Для  этого
достаточно  сдуть   передние  емкости  спасжилета  (его  конструкция  должна
позволять делать  это и обратное  действие  за пару секунд), лечь  на заднюю
деку  и  в  критический  момент  притопить  корму, отталкиваясь  от  дерева.
Зажмурились... готово!
     Продираясь через ветки, теряю весло. Оно лежит, зацепившись  за бревно,
а меня уже прижимает к  следующему. Упираясь в него  ногами, делаю отчаянный
рывок  -- и мои вытянутые назад руки с  точностью до сантиметра  ложатся  на
весло.
     Примерно в 15.50 начинается крутопадающий участок, появляются локальные
пороги. Первый из них начинается  кривым сливом на правом повороте, крученая
струя прижимает  к  правому берегу.  После короткого  участка  быстротока --
вторая ступень, вход в которую осложнен ветками.
     Вскоре (16.10) река забивает мне свой первый и последний гол. Захожу на
одиночный слив  и вдруг вижу,  что прямо  перед ним  --  треугольная льдина.
Произношу короткое  слово,  которое мы здесь опустим, и иду в обход слева. В
результате сваливаюсь туда почти лагом, -- и вдруг остановка, крен под струю
на 45 градусов  -- и  ничего более! Молниеносно втыкаю  весло  под слив, оно
уходит почти на всю длину. Стою в этом положении больше минуты, елозя  задом
и  пытаясь освободиться, пока не понимаю,  что так просто я с этой хрени  не
слезу. Для  каркасника был бы верный галстук, а Ласточке все по фигу. Что ж,
расстегиваю фартук, вынимаю ногу и начинаю помаленьку спихиваться. Но, когда
уже почти освобождаюсь,  мощная струя наконец решительно  делает свое  дело.
Все. Короткий, метров  десять, самосплав в  обнимку с Ласточкой, и я вылезаю
на  берег,  мертвой хваткой  сжимая в  пальцах трофей  --  порядком погнутое
весло. Один:ноль в пользу реки.
     Еще через  некоторое время -- неприятное место:  острые и очень жесткие
ветки  прямо  на  уровне морды.  Но  как-то продрался.  А вот большое низкое
бревно. Завожу под  него нос, кладу весло и начинаю соображать, выходить мне
из  лодки или протиснусь и  так.  Но в  процессе  решения вопрос  снялся сам
собой,  поскольку весло исчезло. Куда?  Вот мне  тоже  стало  интересно, и я
отправился на прогулку вниз по течению.  Ну, конечно,  вот  оно, прибилось к
коряге  у самого берега. Но не того, сами понимаете, на котором я стою. Вися
на руках, лезу за ним по бревну,  благодаря чему купаюсь только  по  пояс. В
конце концов, по одной из версий, все мы произошли от обезьян...
     После впадения левого притока  (18.20), отмеченного  на карте кружочком
"163",  речка  становится  немного  поспокойнее,  хотя  столь же  захламлена
ветками и льдом. Вскоре, в месте характерного изгиба на юг, просматриваемого
по  карте  (18.55),  я  замечаю  по  правому  берегу  небольшой  симпатичный
березнячок и решаю вставать.
     Сухое бесснежное место,  отличные сухие дрова -- короче,  я не  ошибся.
Развесил  сушиться шмотки, поужинал -- и спать. Ночевка  выдалась  холодной,
утром до  -4. Дубняк, да еще  после теплой, оборудованной  печкой, хибинской
палатки  "Зима"... Вылез  на  улицу в  полседьмого,  развел хороший  костер,
позавтракал.  Решил  подождать  с отплытием, пока потеплеет: вы когда-нибудь
пытались натянуть  на  себя насквозь  промерзшую  неопреновую гидру? Погода,
между тем, начала портиться. Подул северо-западный ветер, появилась слоистая
облачность. Когда в  11.00 я, наконец,  выплыл, заморосил  мелкий снегодождь
или дождеснег или не знаю, как эту гадость еще назвать.
     Снова  лед,  палки, черт знает  что. Продолжалось это до  12.30,  когда
речка вобрала в себя крупный приток из Тузлина и стала чуть не вдвое мощнее.
Берега расступились, дышать стало легче.
     Обношу  мост  в Теляково  (13.10).  Поставил  лодку на  снежный  склон,
сажусь,  и, только  начал задраивать фартук,  как Ласточка вдруг  сама,  без
предупреждения и полулагом поехала к воде.  Плюх. Струя набросилась на левый
борт, крен 30 градусов, ... но все-таки всадник удержался в седле.
     После этого моста, подмытого каким-то половодьем, в русле еще несколько
сот метров попадаются  отдельные  бревна с гвоздями, будьте осторожны. Далее
идет полоса сплошных завалов: четыре обноса, перед каждым  экстренная чалка,
надо быть  готовым.  Течение сильное,  вода мощная,  злые ветки все  норовят
выкрутить из рук весло. И еще один обнос -- мост в Борисово (14.00). Эти два
моста -- единственные техногенные препятствия на реке.
     И после  моста  в Борисово начинается самый  интересный участок Восьмы.
Сплошные завалы кончаются. Тугая струя, кажется, едва  вписывается в  русло,
образуя  прижимы  с  отбойными  валами.  Берега  несутся  мимо со  скоростью
хорошего  бега,  за каждым  поворотом  может ждать препятствие  -- наклонный
ствол или  несплошной завал. Кое-где русло раздваивается,  образуя  острова.
Рекомендую  всегда держаться  главного русла,  т.к.  в  побочном обязательно
будет  какое-нибудь заподло  --  мелкосидящее бревно или шлагбаум. Из  особо
сложных отдельных препятствий я  бы выделил в первую очередь большое дерево,
лежащее через реку и образующее в середине Л-образный проход (ближе к 15.00,
но точно  не  помню).  Вписываться  надо  без  вариантов.  Пригнем голову...
проскочили.  Ближе  к  концу  веселого  участка (15.15) -- гвоздь программы:
каскад   мощных  перекатов   с   валами,   разделенных  короткими  участками
быстротока, общей длиной около километра.
     В 15.30 речка,  вобрав в себя еще приток или два, успокоилась. Начались
ледовые заторы.  На обносе  одного  из них я устроил перекус (15.30--15.50).
После перекуса я зачем-то шел еще около часа. Это время почти полностью ушло
на ледовые проводки и  обносы, за исключением небольшого порожистого участка
между заторами. Там через всю реку  лежит громадная береза, проход у правого
берега.  Хватит высоты или не  хватит? Пригибаюсь -- бумс! Носите каски, как
мог бы спеть Андрей Макаревич.  А у меня на затылке после этого  прохождения
солидная шишка.
     16.40.  Примерно  перед  впадением  притока  из  Подосинок  вода совсем
успокоилась и льды пошли сплошняком.  Принимаю решение о прекращении сплава.
Вытаскиваюсь наверх,  на  поле, там антистапель.  В 17.30 начинаю  выброску.
Слева подходит овраг, вдоль него поднимаюсь к дер. Вележево (конечно, это не
оптимальный  вариант,  но  пересекать овраг не  хотелось). У прудика, что  к
востоку  от  Вележева,  встречаю  дачницу,  весьма  миловидную  девушку  лет
шестнадцати или  даже менее. Беседуем. Выясняется, что она приехала  сюда из
Москвы на выходные специально, чтобы посмотреть ледоход на  Восьме. Она тоже
плавала  по этой речке,  но летом и  совсем  немножко, на  резиновой  лодке.
Говорит,  что  почти  везде  требовалась   проводка.  Охотно  верю.  Короче,
заболтался и едва успел на автобус 19.30 из Иванькова на Каширу.
     В Кашире жду электрички, пью кофе.  Подъезжает машина, останавливается.
"Эй, парашютист!"  -- доносится из нее пьяный  голос.  Почему  они  все меня
парашютистом считают?
     Электричка не ехала -- летела. Промахивая  без  остановки Белые Столбы,
замечаю  впереди яркий огненный свет.  Подъезжаем ближе, и оказывается,  что
это  горит   дом,  равномерно  объятый   языками  пламени  и  весь  какой-то
прозрачный.  Каких-либо  признаков  спасработ  не  видно.  Огненное  зрелище
мелькнуло и растворилось, как всегда в конце  концов растворяется позади все
то яркое и лучистое, мимо чего мы проносимся в нашей жизни.





        Профиль р. Восьма

Метры
A
!
! мост
! 180
!  !
!  !
!  !     приток
!  !      163
!  !       !160
!  !       ! !
!  !       ! !
!  !       ! !
!  !       ! !       Борисово
!  !       ! !          140
!  !       ! !           !
!  !       ! !           !
!  !       ! !           !
!  !       ! !           !                       мост
!  !       ! !           !                   120      устье
!  !       ! !           !                    !        116
!  !       ! !           !                    !         !
---------------------------------------------------------------> км
   0     4.3 5.2       11.3                 21.6      26.4






        Автобусы Кашира --> Иваньково

5.40, 7.15(мт), 8.05, 9.50(мт), 11.15, 12.55(мт), 13.40(по раб.), 14.35,
16.15(мт), 18.20, 20.30

мт -- "маршрутное такси" (разницы никакой)

        Иваньково --> Кашира

Посл. рейсы 19.30 и 20.??(мт). Остальное можно попытаться восстановить по
отправлениям из Каширы. Время в пути -- час или чуть поменьше.

        Электрички Москва --> Кашира

4.38, 5.35, 6.25(B), 6.53(B), 7.14, 7.27(B), 7.53(B), 8.10, 8.39(B), 9.35,
9.59, 10.44, 11.34(B), 11.50(B), 12.19(B), 13.00(B), 13.14, 13.30(B),
13.56, 14.15(B), 14.56, 15.28, 15.49, 16.10, 16.48, 17.10, 17.54, 18.29,
19.20, 19.35, 20.09, 21.13, 21.45, 23.05

        Кашира --> Москва

3.42, 4.46, 5.51, 6.37, 7.18, 7.54, 8.37, 9.20, 9.50(B), 10.32(B),
10.44(B), 11.22, 11.54, 12.03(B), 13.02(B), 13.41, 14.19(B), 14.38(B),
14.52, 15.23(B), 15.40, 16.19, 16.53(B), 17.10(B), 17.35, 17.53(B), 18.21,
18.40(B), 18.59, 19.24, 20.00, 20.50, 21.29, 22.27

B -- выходные

Время в пути 110--125 мин. На Нижних Котлах (м. Нагатинская) поезда на 11
мин. позже.

Популярность: 11, Last-modified: Mon, 05 Apr 1999 12:21:28 GmT