From: "Alexey Vetruk" 
 Очень  дикий  маршрут от одной железной дороги до другой.  Если
состав участников сильный то можно сделать волок на Елму и Онду
(рекомендую)

 Пороги  2-3  категории в верхнем течении. Проходится с волоком
за 12 дней, но спортивным составом. 2 дневки, 2 дня на волок, 8
ходовых дней по 35 - 40 км Больше рыбы, чем там не было никогда
( 2 кг соли кончилось)


                     Отчет предоставил
                     Жуков zhukov@cat.icp.ac.ru

        Я  думаю,  не  одного  меня  заинтересовало  сообщение,
промелькнувшее  в  "конфе"  о  рыбной  речке  Волома.  Я  плохо
представлял  себе  этот  район,  хотя  лет 15 назад был на Шуе.
(Ранее  Карельские  реки  в  спортивном  отношении  меня   мало
интересовали,  а  для  того  чтобы "оттянуться" с семьей обычно
ходил на пару недель значительно севернее или  в  Архангельскую
обл..  Однако,  нищета  последних  лет  заставила  искать новые
дешевые  варианты,   исключающие   автобусные   (автомобильные,
вертолетные и т.п.) заброски. По этой причине я взял на заметку
это письмо  и  когда  появилась  возможность  прихватив  карты,
катамаран, жену и ребенка поехал в Петрозаводск.
       То  что  представлено  ниже  это  не описание маршрута в
строгом понимании (я  считаю,  что  для  2-ки-3-ки  это  вообще
излишне),  а  некие  впечатления  и  сведения, которые, как мне
кажется, могут быть полезны тем, кто собирается в этот район.



       В  бассейне  Воломы  можно  проложить  достаточно  много
маршрутов,  начиная  с  простейших  -  р.Волома  -  Сегозеро  -
р.Сегежа  с  выходом  через  Сегежу  или через любую жд станцию
ниже.  Развитая  сеть  автомобильных  дорог  позволяет  сделать
заброску  или  выброску  практически  в (из) любую(ой) точку(и)
маршрута.  например,  возможен  вариант  окончания  маршрута  в
Маслозере,   которое,  по  слухам,  славиться  красотой  своего
западного  побережья  и  чистотой  воды,   якобы,   позволяющей
рассматривать  дно  на  глубинах  свыше  5  м.   Возможны более
спортивные варианты, включающие волок на Елмозеро с последующим
сплавом  р.Елма  - оз.Ондозеро -  Онда - жд.ст. Сегежа.  Именно
этот маршрут я и планировал к прохождению.



        Ближайшая   станция   к   началу  маршрута  -  Пенинга,
находящаяся на ветки Петрозаводск - Костамукша, от  которой  до
реки км 10-15 или в половину меньше до Воломозера из которого и
берет начало Волома. Первая неожиданность меня  подстерегала  в
кассах.   Выяснилось,  что  билет  в границах старой погранзоны
(отмененных где-то в  90-м  году)  без  разрешения  милиции  не
продают. Так как я приехал на поезде 18 ("Карелия", отправление
из Москвы 18.10, прибытие - 9.30), то  время  было  достаточно,
чтобы   что-то   предпринять.   В   жд  отделении  милиции  мне
подсказали,что надо обратиться в паспортно- визовый отдел  или,
если  не  поможет,  в  МВД.   Оба  учреждения находятся в одном
здании по адресу ул. Кирова, 1.  Как оказалось, это  неподалеку
от  оперного  театра,  напротив  универмага и драмтеатра. От жд
вокзала - минут 15-20 пешком. В первом  же  кабинете  (N  10  -
начальник паспортного стола) секретарша сдалась практически без
боя  и  я  получил  заветную  печать   (наличие   паспортов   -
обязательно).  При  этом  было  подчеркнуто, что это делается в
порядке исключения и вообще-то говоря должно было быть  сделано
по  месту  жительства.  От  нее  же  я  узнал,  что  пропуска в
погранзону  отменены  уже  давно,   но   вместо   них   введено
"разрешение  на  въезд  в  пз".  (Разница как между пропиской и
регистрацией.  Как  я  уже  отмечал,  границы  погранзоны  были
изменены  давно,  погранзаставы сняты, однако, для жд и милиции
на удивление все осталось как и прежде.) Вся операция получения
разрешения  заняла  минут  15-20,  однако,  уже  на  маршруте я
встретил группу,  которой  в  прошлом  году  этого  сделать  не
удалось  и  теперь  они  пользуются другим приемом - выписывают
фиктивные командировки в Пенингу, что с их слов, также является
основанием для продажи билетов.



       Поезд  Петрозаводск-Костамукша  N  680  отправляется  из
Петрозаводска в 19.10 с третьего пути. Примерно за час до этого
с  него  же  отходит  пригородный  на  Токари,  а  первый  путь
занимается 18-м на Москву. По этой причине,  если  нет  желания
таскаться по подземным переходам - можно перетащится заранее по
верху.
        Проводницы  очень  придирчиво  проверяли  разрешение  и
документы, но т.к. погранцы теперь поезд  НЕ  ПРОВЕРЯЮТ,  а  на
станциях тем более никого нет, то у меня сложилось впечатление,
что взяв билет до границы погранзоны можно легко договориться с
проводниками, доплатив им разницу. (Через час после отправления
они уже вполне милые и нормальные девушки).
      Последний раз паровоз меняют в Суккозере. На этой станции
состав частично расформировывается, поэтому стоянка там 40 мин.
Попытка договориться напрямую с машинистом, насчет остановки на
мосту была неудачной (их график движения контролируют),  но  он
подсказал  законный  путь  - обратиться к дежурной по станции и
она, запросив разрешение у диспетчера,  выписывает  предписание
на  остановку.  Ворчание  дежурной и диспетчера были скорее для
порядка  и  я  легко  получил  нужную   бумажку.   Единственная
сложность  заключалась  в том, что никто, включая машиниста, не
знал какой это км (номер следует  указывать  в  предписании  на
остановку). Так вот, прямо у моста стоит столб 199 км.
       По  расписанию в Пенингу поезд прибывает в 4.40. Поселок
от станции довольно  далеко  (км  2-3),  поэтому  его  встречал
автобус  и несколько частников. Так ли это всегда - не знаю, но
часов в 7.30 и затем в 9 этот (или подобный)  автобус  проезжал
через  автомобильный  мост,  под  которым мы собирались. Отсюда
делаю заключение, что существует вариант с автобусной заброской
от  Пенинги  до  моста,  а  небольшое  расстояние не сделает ее
слишком дорогой. Для справки: из Петрозаводска  нам  предлагали
"рафиком" заброситься куда угодно по цене 1500-2000 р/км.

        Собираться   лучше   у  автомобильного  моста,  который
находиться в 50 м правее от жд. Проблем с материалом для рамы -
нет.




       В  верхнем  течении Волома - узка, мелка и извилиста. По
моим оценкам коэф.извилистости по отношению  к  карте  примерно
2.5.   Расход  -  менее  5  м3/с.  Рыбы мало, часто встречаются
мелкие, чрезвычайно  замусоренные  камнями  порожки.  Шкуродер.
Чуть  ниже,  за порогами начинаю брать небольшие щучки. Стоянок
мало и они плохие.
       Ко  второму мосту расход увеличивается мало, однако река
становиться  значительно  шире.  После  двух  шивер  достаточно
интересный   порожек   -   четко   выраженный   слив  с  хорошо
сформированной струей на камни.  Может  представлять  серьезную
опасность  для  байдарки.  По  нашей  воде я бы сказал, что это
непроход  для  "Тайменей".  Как  потом  мы   узнали,   случайно
влетевший  в  него Таймень развернуло и поломало все, что может
быть поломано. Опасность для  экипажа  -  незначительная,  т.к.
слишком  мелко.  К  слову сказать, на всем маршруте опасных для
жизни  экипажей  порогов  нет.  На  участке   оз.Шуонъярви   до
следующего  озера  Куранъярви  стоянок  нет.  Сложности  даже с
обеденными.
      Самые красивые места и самые шикарные стоянки на Воломе в
районе оз. Куранъярви, как при подходе к нему, так и  на  самом
озере.
       На  участке  до Елозера по-прежнему встречаются порожки.
Некоторые из них ничего, но т.к. воды  становиться  больше,  то
все они проходимые и особых сложностей не представляют.
        Выход   из   первой   части   Елозера   находиться   на
противоположенном берегу от места впадения Воломы, чуть правее,
почти  сразу  же  за  новым  домиком. Выход очень узкий и виден
только в непосредственной близости.
       Выход  из  самого  озера виден издалека. Он находится на
участке берега с сравнительно свежими  порубками  и  балком  на
левом берегу.



      С этого места начинается участок бывшего молевого сплава.
Сплошная рубка леса вдоль берегов и его молевой сплав начинался
с  устья  Воломы  с  Сегозера  и  перемещался  вверх  по  реке.
Закончился он на берегах Елозера. Издалека его берега  выглядят
так,  как  будто это деяние окончилось неделю назад, однако уже
порядком сгнившие бревна и развалины сплавных  изб  опровергают
это.  Уже через 1.5 км сплава берега покрываются молодым лесом.
Постепенно следы порубок становятся менее заметными, однако,  и
в  дальнейшем  легко угадываются по всей длине реки по остаткам
боновых  заграждений,  ряжевых  стенок,  домиков  сплавщиков  и
обилию леса на дне.
       Как  ни  странно  это  прозвучит после всего сказанного,
именно с этого участка начинаются самые рыбные места Воломы. На
протяжении  последующих  10-15  км множество стариц и заливов в
которых хорошо ловиться щука и крупный окунь. Последний  строго
по  расписанию  утреннего вечернего и дневного клева и с учетом
одному ему известных погодных условий.
       Километрах  в  двух-трех,  после впадения левого притока
Аминдомаоя прекрасная стоянок между каскадами порога  на  левом
берегу, напротив сплавной избы. В левой протоке (если повезет с
погодой) великолепный клев.



       Волок  на  Елмозеро проходит вначале по обозначенному на
карте зимнику через болото, а затем по просеке, идущей почти на
восток.   Место  волока  определить  достаточно сложно. Поворот
реки на юг не может служить  ориентиром,т.к.  река  по-прежнему
сильно  петляет,  и  чуть ли не после каждого поворота временно
течет на юг. Так же не следует верить  рассказам,  что  в  этом
месте хорошо утоптанный берег и явные следы тропы. Нам эта вера
стоила 1.5 дней и 25 километровой экскурсии, включающий  подъем
по реке через два порога.
       Для  его отыскания можно посоветовать почаще выходить на
левый берег, особенно в  местах  рыбацких  сходов  к  воде.  По
левому  берегу  идет старая заросшая лесовозная дорога. В месте
волока она заканчивается небольшой  поляной  от  которой  через
болото  начинается  зимник  и  с  которой  хорошо  видно болото
простирающееся до хребта с отметками высот 256  и  238.  Первые
500-700  м следует придерживаться зимника, затем слева появятся
остатки гати, которая проложена до самого хребта. После подъема
на  первый  перевал  вновь начинается болото, влево по которому
уходит зимник  ведущий  к  просеке,  выходящей  почти  к  месту
впадения  Верхней  Елмы,  а  вправо,  остатки  гати,  которая и
выводит к нужной просеке. Левый  зимник  даже  по  нашей  сухой
погоде производил впечатление малопроходимого и вызывал желание
попробовать плыть по нему. Мы выбрали правую  просеку,  которая
является  кратчайшим  путем  на  Елмозеро.  В  начале она густо
заросла молодым осинником  через  который  ведет  еле  заметная
тропа  (по  ней  изредка ходят охотники и рыбаки). Вскоре после
подъема на перевал тропа становиться очевидной и  в  ней  легко
угадываются   признаки   строй   лесовозной   дороге.  По  пути
встретятся два почти полностью разрушенных моста  через  ручей.
После  последнего  через  500-700  м  слева  к просеке подходит
старая, прекрасно сохранившаяся дорога на Кузнаволок.  (Следует
учитывать,   что   дороги,  обозначенные  на  карте  и  реально
существующие - не совпадают) Однако, я бы посоветовал  не  идти
по  ней,  а  продолжить  движение  по  просеке до ее конца (еще
150-200 м)  -  она  упирается  в  хорошую  рабочую  дорогу,  на
которой,  если  повезет,  можно  встретить даже попутку: машины
возят сено и косцев в Кузнаволок. (Продолжение просеки до озера
не   нашел.   Видимо  заросла.)  В  противном  случае,  следует
продолжить движение влево  по  дороге  и  через  35-40  мин  Вы
окажетесь  в  Кузнаволоке  от  которого осталось лишь несколько
разваливающихся каменных домов,  так  называемые,  "казармы"  -
когда-то в них жили военные связисты.
       Если пойти от развилки вправо, то через 150-200 м справа
от дороги откроется озеро, которое  местные  называют  ламбиной
"Светлой"  с  исключительно прозрачной водой. Зрелище настолько
поразительное,  и  нехарактерное   для   Карелии,   что   очень
рекомендую дойти до него и убедиться в этом самим.
       С 20-ти кг рюкзаком разведывательную ходку до развилки я
сумел сделать за 1 час 20 мин. Обратная дорога  налегке  заняла
ровно  час.  (Ввиду  надвигающейся  темноты  темп  движения был
максимально возможный). На следующий день под полной  нагрузкой
волок  занял  около  7  часов,  но надо учесть физически слабый
состав команды, для членов которой эта дорога  оказалась  очень
тяжелой  и потребовала в дальнейшем 2-х дневной дневки с баней.
       В  Кузнаволоке  с  мая  по  октябрь  живет гостеприимный
отставной  военный  врач  Валерий  Алексеевич  из  Питера.   Он
приезжает   туда   уже   12  лет  и  прекрасно  знает  озеро  и
окрестности.  С  его  слов,  мы  вторая  команда,  которая   за
последние  три  года  прошла  этим  путем.  Обычно для выхода в
Елмозеро   туристы   предпочитают   пользоваться   транспортом,
забрасываясь в самую восточную часть озера из Шалговаар.
       Елмозеро  красивое  озеро с высокими красивыми берегами.
Вода чистая, прозрачная. Неплохо ловиться рыба.  Самый  большой
окунь, который мы видели пойманным на удочку - 1.5 кг, плотва -
около  1  кг.  За  устьем  Верхней  Елмы  множество  прекрасных
оборудованных стоянок. Великолепные места для бани.



       Нижняя  Елма  начинается  неплохим порогом (естественно,
относительно тех, что  были  на  Воломе)  в  середине  которого
мощный многолетний завал. Остальных отмеченных на карте порогов
не заметили. Расход при выходе из озера около 7 м3/с.
        До  первого  озера  (Кодарви)  вода  в  Елме  чистая  и
прозрачная.  Неплохо ловиться  рыба.  Озеро  Кодарви  мелкое  с
болотистыми  берегами. На первый взгляд стоянок нет. На участке
до следующего озера хорошо берут щуки. Стоянок  нет.  На  озере
Маръярви  справа  нашли хорошую но маленькую стоянку. Вообще же
они начинаются в 40 мин. ниже по реке и в дальнейшем с ними нет
проблем до Онды.
       Д.  Каргуба  хорошо  видна,  а  после  выхода в Ондозеро
появляется другой мощный ориентир г. Хаговара, хорошо видная со
всего  восточного  побережья.  На  оконечности  косы Хордюкорда
прекрасная стоянка и место для бани.
       На  Ондозере  все  время,  что  мы  там были дул сильный
северо-западный ветер. У восточного берега волны были до  метра
высотой.  Весь этот берег скальный, стоянки отыскать трудно, но
они очень живописны.
       Ондозеро  самое  рыбное  место,  которое мы встретили на
маршруте. Клев был практически в любом месте, в любое  время  и
ловились неплохие окуни. На наших глазах местный рыбак с берега
на удочку вытащил 1.5 кг леща !!!
       Онда  единственная  река,  где  ловиться хариус. Со слов
местных лучшее место для ловли в р-не  плотины.  Мы  узнали  об
этом  уже  в  конце  маршрута, но все равно поймали на спиннинг
40-ка см экземпляр.
       Расход  при выходу из Ондозера около 10 м3/с. До слияния
Быстрицей есть хорошая струйка, после - болота,  почти  стоячая
вода,   сплошные   петли   (меандры,   то   бишь),  коэффициент
извилистости по отношении к карте - больше 2-х. Стоянок нет  до
V-образного поворота с озером в основании V (Мы нашли там одну,
но если постараться, я уверен, найдутся еще). Нормальные  места
для   стоянок   начинаются   после   Куросозера.  Пороги  более
многоводны, чем были до этого. Особенно хороши 2-й и 3-й пороги
после  Куросозера.   (Экипажам  со опытом 2-к и 3-к обязательно
осмотреть 2-й.)
       На  Курасозере и Панозере необозначенные на карте дачные
поселки.
       Участок  Панозеро-Ондское водохранилище - малоинтересен,
особенно после моста с магистральным шоссе М-18.
       Ондское  водохранилище  было  бы одним из самых красивых
мест на Онде, если бы не трубы алюминиевого комбината на  левом
берегу.   Тем  не  менее  отмечу, что на нем множество красивых
высоких островов с прекрасными стоянками и туристскими  банями.
Местного населения практически нет.
       Пересекая  широкую  часть водохранилища и уходя в нижнюю
его часть, следует обойти последний остров слева и в дальнейшем
придерживаться   левого   берега.   (Вдоль   правого  множество
островов).



       Мы заканчивали маршрут примерно в км перед автомобильным
мостом у последнего знака на левом берегу, запрещающего стоянку
на  якорь.  В  этом  месте  хорошая  стоянка  максимально долго
освещаемая солнцем. Дорога проходит в 50  м  левее  и  прикрыта
лесом.Вообще  место для стоянки и разборки судов можно выбирать
еще до км ранее,  т.к.  дорога  везде  идет  вдоль  берега.  Мы
рассчитывали   остановит   рейсовый   автобус   Надвоицы-Сегежи
(частота движения примерно раз в час), однако уехали на попутке
через  30  мин  ожидания.  Большим  группам возможно есть смысл
плыть прямо до вокзала, тем более  что  вода  заканчивается  от
него  примерно  в  15 м, однако в этом случае придется ночевать
практически в Сегеже  (на  островах?).  На  вокзале  достаточно
хороший,  даже  по  московским  меркам  супермаркет,  лучше чем
магазины  в  городе.  Минутах  в  20-25  ходьбы  два  базара  и
магазины.  Напротив первого базара, через жд линию - хлебозавод
у которого есть лавка и всегда можно купить свежий хлеб.
      Билет до Москвы в плацкартном вагоне пассажирского поезда
стоит 78 тыс. На вокзале висит объявление, что  по  пятницам  в
8.00  и  вск. 8.00 и 12.00 в Петрозаводск идет автобус. Время в
пути - 4 часа, стоимость - 40 тыс.



     Все  ссылки  даны  на  карту "Карелия" масштаба 1:200 000,
листы 8 и 9. Издание 1993 г. по заказу АО "AQUA".

 Общее ходовое время - около 60 часов. Из них:
 Волома          - 22 часа
 Волок           - 7 часов
 Елмозеро+Елма   - 10 час
 Ондозеро + Онда - 21 час



     Первый  Метеор  отходит в 7.45, затем около 11 и 13. Билет
туда-обратно - 40 тыс., вход -10 тыс.



 15   ск. Мурманск  - 11.35
 181 пас. Мурманск - 12.10
 111  ск. Мурманск  - 13.35
 Все приходят в Москву в 12.00 +(-) 30 мин.



     1.  Маршрут по походной сложности соответствует примерно 3
к.с. (байдарка).
     2.  Волок  достаточно  сложный  и  "ломовой"  и может быть
рекомендован только подготовленным группам.
     3.  В  спортивном  отношении  пороги  особого  интереса не
представляют. Самые  сложные  на  Онде.  2-й  после  Куросозера
оценивается  в  3-б  -  4-а  (в зависимости от воды), 3-й - 3-б
(оценка для байдарок)
     4.  На  карте обозначены далеко не все пороги, и далеко не
самые крупные.
     5.   Для   отдыхающих  можно  рекомендовать  спуститься  в
Маслозеро, ос- мотреть его и подняться к месту  волока.  Подъем
от оз. Лазоревско- го занимает 6-7 часов.
     6.  Я бы рекомендовал идти не не байдарках, а на небольшом
катамаране.  Меньше проблем на порогах и на волоке.


01.09.1996
zhukov@cat.icp.ac.ru
Черноголовка, Московская обл. ИХФЧ  РАН

Популярность: 11, Last-modified: Tue, 22 Apr 1997 19:23:43 GmT