Алтай Май 1990
1. Лоция реки Уба. Заметки по дневнику
Начало маршрута - в пос. Поперечный (сюда может пройти
автобус), либо на 18 км. выше (проходит машина, мы встретили
группу оттуда). В самом поселке все голо, леса практически
нет. По поселку течет ручей, через него в середине поселка
переброшен мост (летом там, видимо, курице по колено, а вес-
ной воды много). В 2 км ниже поселка удобная поляна с кус-
тами. Лес есть только на горе, причем порядком потрепанный
(за ранжинами приходится ходить чуть ли не на вершину горы).
Лучше привозить раму с собой, тем более что пеших подходов
практически нет.
Основным препятствием верхней Убы являются завалы.
Большой и опасный завал находится прямо напротив поляны, в
основном русле (поляна отделена от него узкой и мелкой про-
токой). Пока группа собирала катамараны, на этом завале
поломалось 3 группы, проходившие мимо (см. фото N).
Первый участок - до автодорожного моста. Требует 3 чис-
тых ходовых часа сплава. Опасен завалами и нависающими
деревьями (у нас катамаран занесло под дерево из-за ошибки
экипажа и чуть не кильнуло, дальше кат поплыл сам по себе, а
экипаж оказался сидящим на дереве). Населенных пунктов нет.
Второй участок - от моста до порога Сучье Вымя. Реку
пересекает дорога (мост, см рис. в дневнике), слева малень-
кий поселок (подвесной мост через реку), дальше справа боль-
шое село Новая Королевка. В конце него в Убу впадает Черная
Уба (П), справа вдоль реки идет дорога. Следующий поселок -
8-го марта, расположен на повороте реки, напротив подвесной
мост. Местами дорога идет прямо по берегу, судя по лоции,
здесь велись взрывные работы и нападавшие в реку камни соз-
дали несколько шивер, незаметных в большую воду.
После 8-го марта река огибает слева большой холм
(дорога идет справа от него), затем прямой участок реки,
справа появляется дорога, и в конце этого участка - начало
порога Сучье Вымя. Ориентиром является скальный островок в
середине реки, но в большую воду он виден плохо. Перед
порогом справа - довольно плохая стоянка. Чалка и осмотр -
по дороге справа. На прохождение 2-го участка тратится
около 1 часа чистого времени.
Третий участок - порог Сучье Вымя (см. схему порога в
дневнике). Порог представляет собой каньон длиной около 3
км и состоит из трех частей.
1) Первая ступень находится у скального острова. Слева от
острова в струе стоят беспорядочные валы, плохо разли-
чимые с дороги. Справа почти все русло перегорожено
крутым сливом с большой бочкой, особенно высокий слив у
острова. Возле берега есть узкий проход без бочки.
Дальше струи слева и справа от острова сливаются, стоят
сильные стояки и бочки, особенно вдоль правого берега.
Ступень кончается быстротоком, справа небольшая тераска
с сухой елью и улово, есть место для чалки. В большую
воду заход в ступень вдоль правого берега, в обход
основного слива, затем (после острова) уходят в центр и
обходят косые бочки правого берега, а затем желательно
уйти под правый берег и зачалиться для страховки и пра-
вильного захода во вторую ступень.
2) Вторая ступень образована высоким сливом, перегородив-
шим всю реку. Слева плита слегка выступает из воды, в
центре слив почти отвесный, с огромной бочкой (в паво-
док), справа более пологий, проходимый для катамаранов.
После слива справа стоит большая пульсирующая бочка, а
поодаль в струе - еще несколько. Проход вдоль самого
берега осложнен косыми бочками и крутыми сливами с
отрогов берега. Лучше всего зайти справа, проходя
вплотную к бочке основного слива (он остается слева), а
затем уходить влево от пульсирующей бочки в струе. (В
одной из групп в этой бочке катамаран сломало пополам,
у нас катамаран там чуть не кильнуло). В конце ступени
справа есть небольшая тераска, пригодная для стоянки.
3) Третья ступень представляет собой просто окончание
каньона, без больших валов и бочек. Через несколько
километров сплава справа дер. Гусляково и подвесной
мост, появляются хорошие места для стоянок.
От порога до Становой Убы - 1.5 чистых часа ходу.
Дорога уходит от реки. Становая Уба впадает несколькими
рукавами, разделенными галечными островами. В устье С.Убы -
хорошая стоянка, на С. Убе - место для проведения занятий по
технике и самосплаву. Для зачаливания в устье нужно заранее
подойти к правому берегу, так как сверху ее видно плоха, а
сама Уба здесь широкая.
В 1 километре ниже - остров и порог "Дурная протока". В
большую воду в правой протоке и у берегов - бочки и стояки,
по центру левой протоки порог проходится сходу (см. схему в
дневнике). Отсюда до Карагужихи около 4.5 чистых ходовых
часов сплава. Все пороги залиты водой и с трудом угадываются
по небольшим валам, за исключением пор. Пихтовый, в котором
виден слив и стояки до 1.5 метров. Много хороших стоянок, но
нужно иметь в виду, что при дожде вода быстро поднимается на
полметра - несколько групп встало у Карагужихи близко к
воде, и ночью их затопило. В 5 км выше Карагужихи на левом
берегу - зимовье с баней.
Село Карагужиха расположено на левом берегу реки. В нем
есть магазин, почта, при необходимости можно уехать. Чуть
ниже мост через реку, на правом берегу пасека и склад лесп-
ромхоза. Дальше река поворачивает направо, здесь начинаются
Большие Убинские Пороги. Чуть ниже моста, у ручья слева,
начинается дорога, по которой делается обнос всех Больших
Убинских Порогов. Хороших мест для лагеря у моста мало,
можно встать прямо возле склада леспромхоза, на правом
берегу реки под горой, либо слева у моста. (см. рисунок в
дневнике).
Обнос порогов делается по дороге, идущей от моста сна-
чала по левому берегу Убы до ручья (весной этот участок мес-
тами залит водой), затем вверх не перевал и затем вниз к
покосам и полянам на Убе ниже порогов. Длина обноса - около
6 км. Весной дорога вверх освещена солнцем и довольно сухая,
за перевалом лежит много снега, дорога местами под снегом, а
местами залита грязью и ручьями. Обнос неразобранных судов
занимает (челноком) целый день, путь налегке - около 1.5
часа.
Прохождение больших порогов сильно зависит от воды. Это
каньон длиной около 8 км, с лесистыми склонами, множеством
камней и сливов в русле. Мы пришли туда после дождей в
самый паводок (по рассказам местных, такого не было уже
много лет), и после просмотра первой шиверы все стало ясно.
По рассказам встреченных туристов, которые переправлялись на
катамаране через Белопорожную Убу, в пороге при них кильнуло
6-ти метровый плот, и все обносят основные ступени по кустам
правого берега, на что уходит целый день.
От моста вниз по правому берегу идет дорога. С нее
можно осмотреть первую ступень Больших Порогов (шиверу). В
большую воду это - мутный поток, в котором вздымаются беспо-
рядочные стояки. Чалка проблематична. Кончается у устья
большого правого притока - Белопорожной Убы. Дорога уходит
по Белопорожной Убе вверх, моста нет, так что дальше прос-
мотреть пороги отсюда нельзя.
К порогам можно подняться по левому берегу от конца
обноса, что мы и сделали. Путь по кустам и то пропадающей,
то появляющейся тропе до ключевой 2-й ступени занимает около
2 с половиной часов. Зрелище впечатляет - слева стоит огром-
ная бочка, справа не меньшего размера пульсирующие валы. 3-я
ступень немногим проще - валы и бочки на основной струе явно
непроходимы, а возможность их обойти сомнительна. Группа на
другом берегу проходила последнюю (4-ю) ступень на разгру-
женных судах, явно обнеся основные сливы 2-й ступени.
После БУП основные препятствия кончаются, по берегам
появляются поселки, луга, выпасы; горы понижаются. До р.
Зимиха (Л) 4 часа сплава, отсюда около 6 часов сплава до
пос. Верх. Убинка. После впадения Осиновки (П) горы понижа-
ются, по берегам начинаются степные участки. На этом участке
(последние 12 км перед В. Убинкой) хороших мест для стоянки
мало. После впадения р. М. Убинка (Л) через реку натянут
трос с приспособлением для переправы, затем слева пионерла-
герь и полуразвалившаяся база отдыха. Здесь нужно идти
левыми протоками, чтобы не проскочить мимо В. Убинки. Идти
нужно осторожно, так как возможны завалы. После поворота
реки на запад слева лесная база, а затем, за горой, пос. В.
Убинка. Летом можно остановитьсяя в роще напротив поселка,
весной она затоплена и отрезана от него протокой. Можно
встать перед горой и заказать в В. Убинке автобус для
группы.
Популярность: 9, Last-modified: Tue, 16 Apr 1996 07:50:08 GmT