Ходил в 1990 г.
    Полный отчет (со схемами) ищите у Жени Пасынкова (2:5030/395)
                                        С уважением, Иван
                        Internet:   ivan@peipk.energo.ru
                        Fidonet:    2:5030/395.10 AKA /254.10


                       р. Сиг - Белое море
                       ===================

        ~II- к.с.  55+75=130 км   4+4=8 дней (без дневок)

        Сведения 1990 г (р. Сиг),
                 1990-92, 96 гг (Белое море),
                 1996 (Калкалакша и состояние автодорог)
                 1990-91 (заброска)



     Р. Сиг - маловодная речка в Северной Карелии, впадает в
Калгалакшскую губу Белого моря. Протяженность речки - около 55 км,
средний уклон - 0.85 м/км. Средняя ширина вне плесов в верхней
части - 10-14 м, в нижней - 12-17 м. Протекает через 7 небольших
озер. Дно илистое, под слоем ила - камни, на порогах и перекатах -
каменистое. Берега в основном низкие, сырые, но не топкие, на
крупных порогах - валуны, в нескольких местах - скалы. По берегам
растет смешанный сырой таежный лес, часто заболоченный, попадаются
ельники. Много старых вырубок и гарей.
    Местность практически ненаселенная; кроме полужилй дер.
Ундукса на железной дороге других населенных пунктов нет.
Посещаемость речки и озер местными жителями невелика, можно лишь
случайно встретить охотника или рыболова. Туристов практически нет
(по следам не более 1 группы в сезон). Мест для стоянки вне озер
очень мало (почти все стоянки указаны). Речку пересекают в двух
местах проселочные дороги, доступные автотранспорту. По одной даже
иногда ездят.
    Препятствия - завалы, пороги, перекаты и шкуродеры (всего
порядка 55 препятствий). Перекаты и шкуродеры при низкой воде
обычно требуют проводки, при высокой - проходимы. Пороги
проводятся, при высокой воде можно попробовать некоторые из них
пройти. Большинство завалов можно разобрать или провести байдарки
у  берега. Ниже в описании упомянуты лишь основные препятствия.
    На озерах и в нижней части речки - хорошая рыбалка (лещ,
плотва, окунь, щука; про семгу - не знаю). На море можно пробовать
ловить морскую рыбу (треска, сиг) на морского червя.
    Морской переход (75 км до ст. Кузема) требует  подготовки  и
возможен только при устойчивой хорошей погоде, которая держится в
этом районе с конца июня по ~25 июля. Маршрут на Кузему пролегает
на юг сначала под прикрытием Оленьего острова, затем вдоль
Карельского берега Белого моря. Стоянки на островах и берегу
найти не проблема. Дров также достаточно (плавник).
    Значительная трудность может возникнуть при поиске пресной
воды в сухое лето. Источники на берегу редки, заход за водой в
устья рек требует времени и сил на подъем против течения. Реально
пресную воду можно набрать в лужах или болотцах на камнях.
Несмотря на темно-коричневый цвет, после фильтрования и кипячения
такая вода вполне пригодна для питья и приготовления пищи.
    Приливы на Белом море правильные, с периодом 12 часов 25
минут. Высота прилива - 1-1.5 м
    Карта побережья необходима! Обычная "гражданская"
двухкилометровка имеет много неточностей и искажений - следует это
учитывать.



    Доехать до ст. Кузема или Кемь и пересесть на почтово-багажный
поезд СПб-Мурманск ("Веселый"), на котором ехать до ст. Ундукса
(не до станции Сиг, там речка Ундукса!). Это 39 км от Куземы в
направлении Мурманска. Ст. Ундукса в справочниках нет, билеты
брать до Энгозера.
    Остановка в Ундуксе - по требованию (предупредить машиниста).
    Чтобы избежать лишнего ожидания при пересадке, нужно
оказаться в Куземе не позднее 9:00 (в Кеми - 7:00). Это
обеспечивает скорый поезд СПб-Мурманск, отходящий из СПб около
15:00 (пересадка в Куземе примерно в 7 утра)
    Внимание! Расписание изменилось, сведения устарели! [И.К. 1996]
    Подъезд со стороны Энгозера на встречном почтово-багажном
поезде неэффективен, т.к. поезда встречаются в Кеми или Куземе.
    От станции Ундукса идти назад по ж.д. полотну до моста через
р. Сиг (~1.5 км). Осторожно - интенсивное движение поездов! Можно
попытаться договориться с машинистом  почтово-багажного поезда и
сойти непосредственно у моста. В 1990 и 91 гг лишняя остановка
обошлась в 0.5 кг вареной колбасы.
    Место для сборки байдарок - небольщая ровная поляна на правом
берегу ниже ж.д. моста у самой насыпи (PIC1.GIF). При спуске на
воду будьте осторожны - в воде у берега валяется железо. В случае
необходимости встать можно на сереном берегу.
    Вероятно, от станции до речки есть более короткий путь
через деревню, но мне от неизвестен.



    Собравшись, плыть по озеру на восток, за мысом повернуть
налево (на север). Через 1.5-2 км - первый шкуродер. За первый
переход (9 препятствий, в основном шкуродеры) нужно дойти  до
небольшого  озера. Берега озера низкие, болотистые. Практически
единственное место стоянки - на восточном берегу, где посреди
болота имеется  более-менее сухая приподнятость (1.5 м выше уровня
воды). Можно попробовать встать у истока речки из озера на правом
берегу на холме. Ориентир - остатки какой-то странной конструкции
типа веранды.
    Идти дальше рекомендуется утром, т.к. следующий участок
изобилует препятствиями (18 шт). Выход из озера - в северном
заливчике.
    Речку пересекает линия связи, за ней - деревянный мост.
Дорога действующая на лесоразработки южнее Сигорецких озер. На
север выводит к дороге Калгалакша/Гридино-Энгозеро. В 1996 г.
лесозаготовки приостановлены и лесовозы не ходят. На карте дороги
и моста нет.
    Двухступенчатый S-образный порог, правый берег образуют скалы
высотой 10-15 м. При высокой воде порог можно пройти с просмотром.
Сверху со скал - красивый вид. При необходимости на скале можно
найти относительно ровное сухое место для лагеря на небольшую
группу.
    Ниже - серия порожков, перекатов и шкуродеров. Далее -
красивый и сложный порог, начинающийся с мощных валунов,
перегораживающих речку. Крутой слив с прижимом, за сливом много
камней. При высокой воде это, скорее всего, IV или непроход.
Короткий обнос прямо через валуны, ниже - слалом. При низкой воде
можно попробовать рискнуть и провестись через слив. На правом
берегу у порога - скалы высотой до 10 м. При необходимости на
скале можно найти ровное место для 1-2 палаток.
    После порога - почти 3 км спокойной воды (мелкий перекат не
считается). Перед впадением в озеро речка делится на 4-5 проток.
В месте разветвления - мощный многолетний завал 50 м длины и до 3
м  в высоту (PIC2.GIF). Обнос по левому берегу через заболоченную
тайгу в левую протоку (120-150 м). До озера - всего около 300 м,
однако загружать веши не следует, т.к. поперек протоки в
нескольких местах лежат толстые бревна - еще 1-2 коротких обноса.

    Озеро (условное название Лещевое; на карте название не
подписано, местные не знают) имеет в поперечнике около 1 км.
Хорошая стоянка - на камне на противоположном (восточном) берегу.
На северном берегу озера - триангуляционный знак.
    Выход из озера - в длинном узком заливе, отходящем от северо-
восточной части озера. Переход до следующего озера длинный, но
нетрудный (7 препятствий). Под разрушенной деревянной переправой
(бывший мост?) - узкий порог в окружении больших камней. Проводка.
В высокую воду можно пройти после просмотра.
    Ниже каменных препятствий речка спокойно течет через темный
еловый лес. Мне эти места очень понравились! Берега приподняты на
1-1.5 м, но в 5 -7 м от воды - сырая тайга. Путь перегораживает
завал. Может потребоваться короткий обнос по левому берегу. В 1990
г нам удалось, вытащив несколько бревен, провести байдарки под
берегом слева. Ниже до озера препятствий нет.
    Следующее озеро соединено протоками с тремя другими озерами.
Все вместе озера называются Сигорецкими и очень интересны по очер-
таниям (PIC3.GIF). На карте озера показаны не совсем верно.
    Первое Сигорецкое озеро мелкое, глубина не больше 2 м, под
поверхностью воды много камней. Мы стояли на северном берегу
напротив двух небольших островов. Возможны и другие места стоянки.
    На протоке во второе Сигорецкое озеро - два порога,  первый -
трехступенчатый, второй  - двухступенчатый. Проход из второго в
третье Сигорецкое озеро - в южном заливчике. Препятствий нет.
    Третье Сигорецкое озеро - самое большое, есть несколько
островов. В северо-восточном углу - узкий песчаный пляж.
    От четвертого третье озеро отделено узкой каменистой грядой,
по которой проходит лесовозная дорога (заброшена; в 1996 г. с
севера она была здорово заросшая). В проливе - мелкий  каменистый
перекат. На правой половине гряды - небольшой сарай. Стоянка на
четвертом Сигорецком озере - на восточном берегу. Место не самое
лучшее, но другого мы не нашли.
    Сиг вытекает из нижнего озера двумя рукавами. Идти только
северным - южный слишком мелок и на нем много завалов! Северный
рукав начинается в заливе, примыкающем к гряде. Рукава
сливаются вместе вскоре после линии связи.
    Речка стекает в Белое море ступенями, последняя серия
перекатов уже фактически в море. Выходить в море рекомендуется в
максимальную воду!




    а) Путь до Куземы.

    От устья речки идти вдоль правого берега до триангуляционного
знака и далее за мыс на юг до следующего мыса (мыс Чапин,  5 км).
Слева на расстоянии около 2 км от берега остается группа Черных
островов. От мыса Чапин пеленг на южную оконечность Большого
Черного острова (изба Хлебная) составляет 95Ь.
    После мыса шхерный район кончается и путь лежит вдоль
открытого берега моря. При сильном волнении или плохой видимости
дальше не ходить! Курс на мыс Парусница (6 км) составляет 180Ь.
Идти напрямик можно лишь при абсолютном штиле; при более сильном
волнении следует двигаться ближе к берегу, заходя глубже в
Сельдяную губу (впадает речка Хлебная). На Паруснице стоит
триангуляционный знак (хорошо виден).
    Курс на мыс Вышков (3 км, рыболовецкая изба) - 185Ь. В отлив
могут обнажиться камни и мели. Следующий азимут 150Ь. Через
Сеннушные острова (3 км, триангуляционный знак, метеостанция,
причал) путь лежит к Каменному мысу (3 км). На мысу имеется изба
и колодец. В 100 м. от мыса на островке находится репер.
    Далее путь лежит на мыс Моржовый (5 км, азимут 195Ь). Остров и
мели, лежащие прямо по курсу, оставить слева. В глубине бухты -
хорошо заметная изба со светлой крышей. От Моржового начинается
серия камней и мелей, поэтому здесь лучше оказаться в прилив. К
острову Сыроватка следует двигаться вдоль берега (общее
направление - 170Ь- 195Ь). На острове (6 км) - рыболовецкая изба,
причал, триангуляционный знак. Все эти ориентиры расположены в
южной части острова и с подходов не видны. В прилив можно пройти
между берегом и островом, в отлив придется оставить остров справа.
    За Сыроваткой начинается глубокая Лебяжья губа. Идти
предпочтительнее вдоль берега, срезая отдельные мелкие заливы от
мыса к мысу. Азимуты 65Ь-30Ь-335Ь-325Ь. Остров Яичная Луда с
репером остается слева. В глубине губы на берегу - изба.  Остров
Сугребный (11 км) в прилив можно обойти под берегом. От острова до
мыса Хенной Наволок (3 км) движение вдоль берега. На остром мысу -
изба; видна плохо. Колодец у избы пересох. К мысу примыкают два
истрова: Хенной, на котром стоит заметный за много километров
триангуляционный знак, и Моисеев (1 км). В прилив можно пройти
между мысом и Хенным островом; в отлив придется все обходить (+4
км). Для меня Хенной наволок имеет дурную славу: я плавал мимо 3
раза, и все время портилась погода.
    За Хенным наволоком начинается губа Воньга (впадают реки
Ундукса, Лепручей и Воньга). Курс сперва вдоль берега (азимут
от Хенного наволока 40Ь, от острова Моисеев - 70Ь). После
рыболовецкой избы на одном из островов (3 км) следует пройти вдоль
берега тем же курсом еще 1.5-2 км, после чего идти поперек губы к
мысу Канчнаволок (азимут 50Ь-40Ь).
    Зайдя за мыс (5 км), через систему островов можно выйти в губу
Нечаева. Следующие  ориентиры - мыс Безымянный наволок (7 км) и
деревня Поньгома (видна издали). Курс - 40Ь. При необходимости
можно закончить в Поньгоме, достать машину и доехать до станции (8
км).
    За Безымянный наволок (виден плохо) следует завернуть и идти в
Губу Домашняя. Длинный, низкий и голый Куземский остров (на его
берегу створный знак) лучше оставить справа. Курс - 85Ь вглубь
губы вдоль ее южного (левого) берега.
    На этом же берегу у хорошо заметного причала видны постройки
биоцеха. Можно завершить плавание у причала и достать транспорт до
Куземы (8 км).
    В прилив (!!) можно зайти в Березовый ручей и подняться по
нему до ЛЭП (до станции около 2 км по хорошей тропе) или до
железнодорожного моста (1 км по дороге). Чтобы попасть в ручей,
следует взять курс 270Ь к впадению реки Куземы и найти подводное
русло (PIC4.GIF). Остров у левого берега оставить слева. Вход в
ручей - в мелководном заливе у левого берега. Вода в ручье
загрязнена.

    б) Путь в Калгалакшу

    При плохой  погоде на море от устья Сига пройти 8 км на север
вдоль берега до деревни Калгалакша, откуда можно доехать до
станции Энгозеро (40 км). Грузовик-вахтовка ходит 3 раза в неделю
(пн, чт, сб). Можно договориться с местными жителями о катере до
Куземы.
    В деревне рыболовецкий колхоз, магазин, почта (телефон,
телеграф, радиосвязь). Местные к туристам относятся нормально.
    Если море понравилось, можно продлить удовольствие и пройти
мелкими проливами дальше на север в Гридино (2 ходовых дня при
хорошей погоде). В Гридино - все то же самое, что и в Калгалакше,
но деревня беднее и народ спившийся. Можете застрять! Но это уже
совсем другая история...


                (C)  1990-93  И.А.Кузнецов
                (C)  1997 Исправления и дополнения  И.А.Кузнецов


Популярность: 7, Last-modified: Tue, 25 Feb 1997 22:56:41 GmT