---------------------------------------------------------------
From: Alexey Golykh (algol@east.ru)
Date: 26 Nov 2000
---------------------------------------------------------------
(Южная Карелия), июль 2000 г.
Дневник.
Километраж и названия порогов даются по лоции группы Лукацкого А.В.
Участники:
Голых Алексей - капитан КНБ, руководитель, летописец
Морозова Татьяна - матрос КНБ, фотограф
Шпакович Вячеслав - каяк (Prijon Rockit), завхоз
(Москва - Петрозаводск - Суоярви - исток р.Шуя, больше 1000 км :)
"Мы едем, едем, едем"
~11:30. Поезд 112, Москва-Мурманск. Только что позавтракали, Слава сделал
геркулес, в изюме были косточки, а так очень вкусно. Слава хочет сразу же
обедать, мы его удерживаем.
В Петрозаводск мы должны приехать в 15 с чем то, но говорят, что поезд
опаздывает где-то на час. Этот поезд такой-же закупоренный, как и тот, на
котором мы ехали вчера из Кеми. Все окна заклеены.
12 часов. На несколько минут всех выпустили на улицу. Оказалось, что Нто
Новооктябрьская и поезд почти не опаздывает.
13:30. Проехали Лодейное поле. Стояли 20 минут с хвостиком. Выпустили на
грязные рельсы не доезжая вокзала. Поели мороженое.
Разговорились с соседями по вагону. Говорят, что от Суоряви до Новых Песков
плохой маршрут, т.к. грязная вода (оказалось, что просто торфяная), а также
много порогов. А нам ниже делать нечего, т.к. порогов мало. Разные цели
(мы - "спортсмены", они - "матрасники") - разные оценки.
Приехали в Петрозаводск почти без опаздания, без проблем купили билеты до
Суоярви (хоть и плацкартные), пошли в багажное отделение. Выяснили, что по
нечетным числам ходит багажный вагон с костомукшинским поездом, не забирая
каяк переоформили его дальше. Сказали, что можно будет забрать прямо из
багажного вагона. Заплатили аж 8 рублей :) Сказали, что можно было прямо из
Москвы до Суоярви отправить багаж. Правда тогда нам пришлось бы ждать открытия
багажного отделения в Суоряви. Потом сходили на озеро, искупались (пляж в
городском парке, недалеко от водного вокзала). Прикольно было плавать в волнах.
Закупились недостающими продуктами, теперь можно ехать дальше.
Поезд на Костомукшу. Ехать до Суоряви 3.5 часа (19:20 - 23:00). Плацкарт.
У меня после обеденого супчика из стакана (не стоит его больше покупать) болит
живот, а ребята приготовили себе гречку с беконом. Неплохая мысль взять с собой
бекон, хотя до конца похода он не дожил. Но дней 5 держится. Места у нас
боковые, около туалета - классика. :) Но открываются окна, в туалете есть мыло
и туалетная бумага. Фирменный поезд, как никак. Прошел небольшой дождик, но все
равно душно.
22:40, поезд, ст.Н.Пески.
Опаздываем почти на час, что не есть хорошо, но, в принципе, пофигу. Из окна
туалета :) разговорились с туристами, только что закончили наш маршрут. Вода,
говорят, есть, черника только что созрела - клево!
Сейчас один единственный вопрос, который нас беспокоит - удастся ли найти
машину на 20 км. до истока Шуи, уж очень неохота грябать почти целый день по
озеру.
(исток р.Шуя - порог "Грива", 7 км)
"Кто ищет, тот всегда найдет!"
14:00, Исток реки Шуя. Вчера поезд пришел в Суоряви с опозданием почти на час,
уже совсем ночью. Каяк забрали без проблем (нам даже обрадовались в багажном
вагоне, они-то подогнали для каяка тележку, а мы на плече унесли) Нам
порекомендовали поискать машину около бара, где тусуется местная молодежь,
но оказалось, что в баре нет света, поНтому он не работает. Отправились в
свободный поиск. Побродив часок по вокзальной площади в Суоряви, поспрашивав
разных водителей, мы, наконец, нашли машину. Москвич 2141, с багажником на
крыше. Сговорились на 60 р., что за 20 км в самый раз. Кинув на крышу каяк,
пенал с железом от байдарки и рюкзак (остальное запихали в машину), мы
отправились. Доехали нормально, нашли поляну и в 2:00 легли спать. Итого путь
до реки занял 25 часов ровно, что весьма и весьма здорово. Да, перед сном
искупались, вода удивительно теплая.
Сегодня встали в 9:30, Слава и Таня искупались перед завтраком, я сейчас, перед
обедом. Байдарку собрали без проблем (на удивление, спасли пометки и простота
конструкции), заклеили одну дыру в шкуре. Слава поНскимосился в озере, очень
доволен (он впервые в Карелии), хочет остаться подольше (хотя врядли
получится). Море черники, не надо сходить с дорожки, что бы наесться до отвала.
После обеда планируем отплытие.
Порог на входе (N1, плотина) ничего из себя не представляет, сужение реки и
убыстрение потока, посередине разрушеная опора. Все. Дальше должно быть
интереснее.
15:30. СКели суп с беконом. Начинаем собираться.
16:50. Отплыли.
Первый порог (N2) прикольно прошли по правой протоке. За озером пристали для
осмотра порога "Куст". Интересный порог: 2 струи. Левая прямая, правая отделена
от первой камнями, за которыми улово и слив в основную струю. А дальше завал и
небольшой прижим к нему. Решили пройти по правой с заходом в улово. Удачно.
N4 и N5 пороги без камней и с явной струей.
18:50, порог "Грива". Очень мощная (но мелкая, метра 1,5) бочка после слива, на
байдарке пробили ее правую часть. Ощутимо тормозит. Завтра с утра планируем
пару-тройку раз прокатиться. По словам Тани похож на Таххо-Падун.
21:20. Ужинаем. Я открыл банку тушенки и Таня тоже. Мда :). Ну ничего, сКели
немного картошки с многим количеством тушенки. Развел спирт, добавил (по совету
Славы) черники. Получилась вещь! Выпили за сплавной день, за погоду и за
Танечку. Она все сразу не выпила, на второй глоток загадала желание. Интересно
какое? :)
Завтра планируем доплыть до оз.Шуясалми. На удивление теплая (~21-22 градуса)
вода и цвет у нее красный. Не жарко, в самый раз.
(порог "Грива" - приток ТарасКеки - порог "Луки", 11 км)
"Понедельник день тяжелый!"
День начался поздно. Ночные разговоры (наибольшее количество прений вызвали
Анна Каренина и Земфира. Дурдом :) до добра не доводят. Поздний Подъем и
поздние сборы вывели меня из себя. Немного побурчал и посердился, хорошо, что
в нашей команде я один такой "вредный", а то бы поскандалили. Собрались в
~12:00. Решили попробовать пройти бочку посередине. Слава прошел без проблем,
даже как-то легко (а бочка конкретная). Моя очередь. Первая попытка окончилась
оверкилем, отстрелом и ~минутной "варкой" каяка в бочке. Хорошо, что бочка
неравномерная, снесла каяк к краю и "выплюнула". Пошел на вторую попытку.
В бочке поставило лагом, но не положило, а накренило на 90 гр. от струи. Всунув
весло в глубину и высунув голову из воды, я так продежался несколько секунд.
Нет бы дернуться корпусом вниз и рвануть каяк бедрами на ровный киль. Вместо
Нтого я пытался влезть на верхний борт. Да, каяк штука хорошая, но я еще
практически ничего не умею. В конце концов меня смыло к краю бочки и там
кильнуло. Не выпустив каяк и весло, я встал ногами на дно и гордо вышел из
бочки пешком :)
Загрузили суда, отплыли (12:50). Мост прошли нормально, дамбу (N7) тоже.
Впереди порог "Рыжий" (N8-11). Пролетели первую ступень, зачалились. Много
камней, но, вроде, линию движения я наметил. Слава побежал в магазин за пивом,
мы пока решили пройти вторую ступень. Тяжко ходить на байдарке после каяка,
габариты, инертность и масса давят. Результат прохождения: несколько раз сели
на камни, несколько раз пробили шкуру. Я ругаюсь на себя, приплыл Слава, также
сказал "пару ласковых" за то, что мы отплыли не дождавшись его, привез
мороженое. СКели, полегчало. Идем следующую ступень и попадаем на камень лагом.
Скребемся по нему. Снимаю юбку, чтобы отчерпать воду и вижу, что вода резко
прибывает. Срочно пристаем, решаем делать обед. Оказалось, что кильсон сКехал с
протектора, и вдоль него метровая рваная пробоина. Пока я клеюсь, Слава готовит
суп и компот. Компот чудесен. Загружаем байдарку, отплываем. Минут за 30 до нас
с противоположного берега отплывает "Скаут". Мы не одни на реке!
Вскоре "Медвежий" (N12). Абсолютно линейный порог, в середине есть одна
незаметная ни с берега, ни с воды бочка. Но она не помеха даже для наших судов.
После небольшого спора (хотя какого спора! Я сказал дальше, значит дальше, фиг
с ней, со стоянкой \,,/ :) идем дальше. Плес 5 км, потом порог "Древний Мост".
Линеен, даже без камней. Перед порогом догоняем "Скаут". Стоит у берега,
команда пьет водку. ......!
За порогом видим катамаран-4 с дитем в спасике на палубе. Я сообщаю, что через
1 км за порогом "Луки" отличная стоянка. Мы прибавляем ходу, проходим порог
(опять же легко проходимый по струе) и становимся на стоянку. Стоянка на правом
берегу, сразу за порогом, со столом и кучей иных бонусов. Кат проходит дальше,
"Скаут" я отшиваю. Макароны с тушенкой, кетчуп, пиво, да еще сидячи за столом -
вот Нто жизнь! День заканчивается лучше, чем начинался.
(порог "Луки" - порог N16 - порог "Сизовский", 26 км)
"Life short - paddle hard!" ("Жизнь коротка - угребись!")
Прошли за день 26 км, 11:30 - 21:30, десять часов от отхода до прихода. Тяжко.
Сразу после выхода порог N15. Порог несложен, но действительно много камней.
Причем много подводных, плохо заметных. В результате пробили шкуру по
шпангоуту. Вытащили байдарку одним краем на скалу, отчерпали воду, заклеили
изнутри. Поели немного черники. Спустили судно на воду - течет, как ни странно,
меньше, чем до пробоины :). Впереди 8 км. плеса до оз. Шуясалми. По дороге Таня
на некоторое время пересаживается в каяк. Байдарка со Славой в качестве матроса
сразу значительно погружается в воду, но и идет значительно быстрее :). Таня
отстает, зимой обязательно надо заставить ее ходит в гребную яму.
На середине пути до озера видим на левом берегу табличку "Копченая рыба,
родниковая вода", и стрелку, указывающая на протоку рядом. Поднимаемся, за
протокой озеро с теплейшей водой, на берегу домик, лодки. Действительно могут
продать рыбу, но она кончилась :(. Есть только сырая, предлагают подождать
часок. Мы отказываемся, нет времени. Но угощаемся водой из колодца, потом на
Нтой воде сварили суп.
Как просто, но гениально! По реке ежедневно проходит ~10 групп (по их словам).
Никто из них не откажется от свежей копченой рыбы. Рыбы в озере полно,
коптильня тут-же, везти никуда не надо. Живые деньги, причем сразу, в тот же
день. А будут излишки - их можно и в городе на базаре продать. Побольше бы
таких людей!
Отплываем, вскоре озеро. Сразу направо обратно в Шую (Суо, что значит
"Болотная", как мы решили ее называть на финский манер). Через 4 км. перекат,
2 ступеньки. После первой пробуем сделать зацеп и войти в улово. Успешно.
Байдарасты - вперед! :) За перекатом несложный дуговой порог, встаем на обед,
время 16:00. Суп с грибом, горохом (из пакетика), беконом, луком и подсолнечным
маслом приколен. Компот как всегда хорош. Да, при проходе плеса, во время
отчерпывания, теряю кружку. Моя первая утопленная вещь за 5 лет занятия водным
туризмом. Дань моей первой самостоятельно спланированной реке. До обеда
пройдено 15 км.
Выходим в 18:30. Почти сразу следующий, опять дуговой порог, проходим без
малейших проблем. Вскоре видим Хаутаваарские мосты. Перед вторым замечаем на
берегу группу с п/Н каяками на берегу и большой морской надувной лодкой.
Здороваемся, едем дальше. Разрушенные мосты, I Хаут-перекат, ЛЭП, опять ЛЭП,
II Хаут-перекат не оставляют почти никаких воспоминаний. Но вот мы слышим шум
воды, Нто приток Суо: Пюхяйоки. Мощнейший маловодный крутопадающий порог в
устье, очень интересно! Смотрю карту: высота Суоярви 137 м. Исо-Пюхяйоки - 139.
Длина Суо до устья Пюхя: 59 км, длина Раякуро + Пюхяйоки в районе 30. Итого
двоекратное превышение крутизны падения. Думаем встать и назавтра попробовать
покататься. Но даже к берегу пристать негде, идем 2.5 км до Сизовского с мыслью
вернуться назавтра.
Вечером нас догоняет та группа с надувной лодкой. На каяках идут гиды, каяки
Prijon T-Slalom. Рассказали, что у деревни СуоСки на пороге "Медвежий" их
обокрали, половина группы ушла вперед, а они остались звонить в Хаутавааре.
Теперь догоняют. В 23:15 они проходят Сизовский, T-Slalom'ы просто прорезают
валы. Их гид (девушка из Москвы, переселившаяся в Петрозаводск), жалуется на
свой каяк, действительно тяжко вечно встречать волну грудью. Они уходят, мы
ложимся спать.
"Завязываю ловко я гермоупаковку!" - кричалка :)
Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают из Перово,
Расписные все челны.
А на первом сидит Слава,
Леша с Таней на втором,
Вот такие мы крутые,
Ходим Суо мы втроем! - песня.
(порог "Сизовский", дневка)
"Поход без киля - Нто не поход!" (с) Сергей Харьков, наш инструктор :)))
Хотя кили Нти у меня чисто игровые, но много, а вот у Славы один, но при
проходе :). Утром спали до 11:30, поздно позавтракали. Подошла группа на
Таймене и Салюте, к противоположному берегу на Тайменях, Щуке и слаломном
каяке-двушке. Мы готовимся к прохождению, они тоже. Порог несложен, но
многоводен, много валов, небольших бочек, есть и струя в обход всего.
Слава идет, ложится во второй бочке, встав полулагом. Зрителей прибывает, иду
я. С широко растопыренными пальцами иду по струе в обход бочек :). Слава опять
лезет в бочку и проходит. Идет Щука - Нто шоу! Ее складывает, крутит винтом и
кладет. Иду я, на Нтот раз по бочкам - ОК. Лезу кататься на вал, что-то
получается, но результат не так хорош - оверкиль. Щука идет второй раз, теперь
ее складывает, Нкипаж бьется головами друг о друга и опять ложится. Я и Слава
опять проходим хорошо, я катаюсь на валах. Щука наконец проходит в обход бочек,
заслужив всеобщие аплодисменты :). Я опять лезу в порог, теперь полулагом.
Прохожу, катаюсь на валах, опять киляюсь. Все, пора обедать, катались мы
~2,5 часа. Варю компот из черники, жарю сыр - сказка!
Только улегся на камешки отдохнуть после обеда - гроза. После окончания опять
загидриваюсь и лезу в порог лагом. Пристаю после порога к левому берегу,
разговариваю с тамошними "постояльцами". Смотрю на их каяк-двушку, хорошая
вещь! На основе Салюта, как говорят, но, как мне кажется, от Салюта там
осталось только несколько железок. Прохожу порог кормой вперед (со зрителями),
катаюсь до упора, т.е. до киля. Ну вот и он :) Ну все, на сегодня хватит.
Таня весь день фотографировала, в основном нас, извела целую пленку.
"Жалуется", что мы ее избаловали, что она не готовит, не гребет, даже чернику
на компот мы со Славой сами собираем. Тяжела женская доля :).
20 июля, четверг
(порог "Сизовский" - порог "Кеняйкоски" - порог "Кумио", 20 км)
"Непроходимых порогов не бывает. Кроме искуственных :)"
Вышли в 11:30. Прошли на груженой байдарке порог, по самым бочкам, умыли
Таню :). Через 2 километра порог "Собачий". 2 протоки. Левая: пара бочек,
высокие (0.5-0.7) валы, в т.ч. пирамидальные. Правая: через 5 метров после
входа камень, от него уход налево в основную струю. Шли без осмотра по правой
протоке, лагом прошлись по валам. Байдарку накренило, но не положило,
широковата :). Тане порог понравился, влетела туда без каски, убирая в герму
фотоаппарат. Взял каяк, пошел по левой протоке. Кильнулся на пирамидальном
валу, отличная фотография есть :) Слава прошел нормально. Очень хороший порог
для катания, жаль, что очень недалеко от Сизовского. На Собачем стояли те
самые плановики, а также ребята на Таймене и Салюте.
Перед нами 11 км. плес до ГЭС. На плесе пара перекатов, ничего особенного.
У ГЭС догнали плановиков и еще пару групп. Они обедают, мы обносимся. ГЭС
выбирает метров 5 падения, Нтим обКясняется и большой плес перед ней. Струя
весьма мощная. Самое интересное, что там даже можно пройти :). Все протоки на
плотине забиты деревьями, кроме крайней правой. После нее струя очень сильно
бьет в правый берег, и сваливается в здоровенный пенный котел. Крутому каякеру
на крутой лодке наверняка под силу, только откуда на Нтой речке крутые каякеры?
Проплываем еще 2 километра до порога "Кеняйкоски", который указан в лоции как
непроходимый. Обедаем на поляне с табличкой (в апреле 89 года погиб парень),
подходит плановая группа. У них, кроме пары каяков и той надувной лодки, есть
Егеря и несколько 3-х тонных катамаранов "Урал-Экспедиция". Их катамаранный
инструктор начала пугать своих, что если они упадут, то не выплывут. Мда...
Таня испугалась, впервые застегнула паховые ремни на спасе. Идем смотреть на
Нтот "кошмар".
Порог интересен. Мощная заходная шивера, требуется траверс струи от берега до
берега. Потом главная ступень. Слив, валы, бочечки. Много камней, но никаких
ужасов не обнаружено. То ли вода не та, то ли глаза у автора лоции были
великоваты (с гидами плановиков понятно, они отвечают за жизнь клиентов и не
могут рисковать ни на йоту). Идем. Проходим шиверу, чуть не влетаем в основной
слив :). Но нормально чалимся, проводим байдарку повыше, проходим. В главную
струю не попадаем, немного чиркаем кормой по камням. Слава прошел, при
прохождении лег, но сразу встал. Я прошел без киля, Слава еще раз прошел, на
Нтот раз отлично. Правда в тот злополучный основной язык ни разу не попали :)
Вскоре порог "Валойне". Много валов, на выходе в центре камень, не видный с
воды и находящийся прямо на главной струе. Мы чиркнули по нему бортом, Слава
проехал прямо по камню, причем лагом. Залег и опять сразу встал. Молодец! Еще
через небольшое расстояние порог "Сарикоски" с большими валами и без иных
достопримечательностей. Порог N25 тоже ничего особенного не представляет. К
девяти вечера подходим к порогу "Кумио". Ужинаем и ложимся спать. Перед сном
нас догоняют ребята на Таймене и Салюте, вообще народу на пороге очень много.
(порог "Кумио", дневка)
"Как обманываются надежды".
По лоции Кумио - Нто мощный слив, бочка, высокие валы. На деле оказалось все
совсем не так. Достаточно простой порог, хотя и длинный. Вальчики, бочечки,
примитивный прижимчик. Обнос плохой. Кататься не очень хорошо, хотя можно, что
я с утра и проделал.
Как уже упоминалось, на пороге стоит много народу. Большая группа на
катамаранах и байдарках, за порогом еще одна группа, опять плановая, на ПСН-ах.
Правда руководитель у них на каяке, 4-х метровом каркасном монстре :). При мне
на нем учили молодежь первым шагам.
К обеду собрали ягоды, опять сварили компот. Вечером просто отдыхали, опять
была гроза. Легли пораньше, завтра последний день, рано вставать.
(порог "Кумио" - поселок Новые Пески, 20 км)
"А волны все выше, а волны все круче".
Подъем был назначен на 7:00, что и было сделано. Завтрак, сборы - все в норме,
если не считать, что при посадке в байдарку я не обнаружил на себе ксивника.
Пришлось частично разгрузиться и перетрясти барахло. К счастью, ксивник
нашелся, и мы отправились (выход в 10:20).
Всю ночь шел дождь, вода поднялась. В Кумио появились бочки, которых вчера не
было, и довольно большие валы. Но все равно порог практически линейно
проходится, только на самом выходе есть небольшой левый поворот на ~20-30
градусов и небольшой прижим к скале справа. До следующего порога под мостом 11
километров. Скучно и тяжко грябать по плесу, но надо. Вот и он, автомобильный
мост. По времени прошли никак не более 9 км, возможно врет лоция, а быть может
тащит река и мы идем быстрее 5 км/ч. Немного камней и порог позади. Начинаются
деревни: Улялега и Содер. Подплываем к мосту, он новый, мостки, как раньше, не
отодвинешь. Но слева сделано место, где можно перетащить лодки. Перетаскиваем
байдарку, пока ребята перекусывают, иду в ближайший перед мостом дом. Там
покупаю картошки "сколько насыпется" (где-то 4 кг) за денег "сколько дашь"
(рублей 20). Картошка вкуснейшая, лучше я еще не едал!
Через несколько сот метров справа приток, на левом берегу которого (если
смотреть от реки), стоит магазин. Есть все, даже бананы, нет только хлеба.
Завоз вторник, четверг, пятница. Покупаем немного продуктов, двигаем дальше.
Скоро Шотозеро. От впадения реки на левом берегу ясно видны Новые Пески, до
них примерно 5 километров. Поворачиваем прямо на них. Отмели, камыши, белые
лилии! Достаточно высокая волна с озера. Не доплывая до села встаем на
полуострове, время 16:00. Маршрут пройден!
Делаем обед, суп с тушенкой и картошкой - вкусно! Я иду в село, на вокзал,
ребята разбирают байдарку и вещи. Возвращаюсь, делаем ужин: картошка с рыбой
из банки :) Максимально собираю рюкзак, ложимся. Я в 23:30, ребята в 1:30.
23-24 июля, воскресенье-понедельник
(село Новые Пески - Петрозаводск - Москва, больше 1000 км.)
"Домой, домой!!!"
Подъем в 3:30, идем 45 минут до станции. Поначалу через болото, потом по
дороге. Поезд Костомукша-Петрозаводск приходит в 5:58, стоит минуту. Добегаем
до нашего сидячего вагона, проводник (!!!) помогает нам затащить каяк в вагон
(станция небагажная, так что иного выхода у нас нет). Ну вот и все. Закончен
поход, весьма успешно пройден маршрут. Теперь он уже в прошлом, и я могу смело
записывать его в список своих достижений, который я веду на моей панаме :).
Причем Нто достижение в качестве руководителя и организатора.
Нормально доезжаем до города, покупаем билеты в Москву, сдаем каяк в багаж.
Связываюсь с моей петрозаводской знакомой Натальей, она помогает нам пристроить
вещи на день. Завтракаем в кафе "Петрозаводск" (находится в одной остановке от
пл.Кирова), всем рекомендую. Великолепные и недорогие пирожки с разными
начинками. Гуляем, едем загорать в Пески. Вечером на поезд и в Москву. В Москву
поезд приходит без опаздания (даже удивительно!). Теперь уж действительно все.
Популярность: 7, Last-modified: Sun, 26 Nov 2000 20:31:36 GmT