---------------------------------------------------------------
From: Дима Шварц (dima@shvarts.mccme.ru)
Текст написан в октябре 1998 года, исправлен 8.01.2000.
---------------------------------------------------------------
Эпиграф: Но мы же трудностей не боимся!
Слава Завьялов
Предзамечание: читая это, полезно смотреть на карту Новгородской области.
Предзамечание: читая это, полезно смотреть на карту Новгородской
области.
Как говорится, шило в заднице не утаишь. А если летом так почти никуда
и не сходил, так тем более. Давно смотрел я на карту Новгородской области,
где недалеко от Старой Руссы течет река Полисть, часто пересекаемая голубыми
засечками и думал, что за фигня. Падение - метр на километр и не Карелия,
все-таки, так что наверняка какие-то хилые перекатики. Но неделю назад
сходил на нее мой однокурсник Макс Брусникин и рассказывает, что карельская
двойка, сливы метровые итд. Особенно хвалил последний порог.
Ну что-же, с Богом. Звоню наиболее легким на подъем друзьям, собираемся
и садимся в 20.00 2 октября в поезд N70 Москва-Псков. Рассчитываем прийти за
час и занять верхние полки, но пришли за 20 минут, да и билеты продали нам с
местами. Увы. Забираемся впятером в одно купе с двумя тетушками, общаемся с
ними, слушаем советы, как рюкзаки укладывать. Часов в 10 они спать
отправляются, а мы устраиваем настил из рюкзаков и спим на нем и на полках
поперек купе. Леша Савватеев - на третьей полке. В полчетвертого
просыпаемся. Из-за духоты спали плохо, но часа 4 проспали. Перед Руссой
начинаем таскать вещи в тамбур. У нас 5 рюкзаков и 2 упаковки Тайменя-2. И 3
Ласточки-11 в рюкзаках. Кстати, пора представиться: мы - это Леша Савватеев,
Леша Захаров, Саша Тонис, Таня Ситкова и Дима Шварц, он же я. Два Алексея
Владимировича, два человека, родившихся в один день - мы с Таней. Все мужики
с опытом троек-четверок, Таня на воде в первый раз. Проводница объясняет,
что надо закрывать дверь вагона, чтобы тепло не ушло. В вагоне около +30,
душно. Когда рассказываю это Леше С., Раздается взрыв нецензурного
негодования, будящий бабушек на верхних полках. Зря мы так.
Выходим в Руссе. Дубняк, откровенный минус. Но на вокзале тепло. Ищем
кипяток и автостанцию. Кипятка нигде нет, есть язык, говорящий, что автобус
был, но его отменили, по Полисти он ходил - в половодье только успевай
уворачиваться. Зато показывает автостанцию - на привокзальной площади, один
из ларьков, открывается в 5. Другой уже работает, покупаем там шоколадки и
едим. В 5.07 иду за билетами. Не успеваю разобраться в схеме, спрашиваю у
местных. Они советуют брать билеты в автобус до Новой деревни в 5.20. Но не
нахожу на схеме места сего. Спрашиваю в кассе. Продают билеты в автобус на
Корабинец. В 5.55. Вот это туда. Зачем-то беру 4 билета. За 5 минут до
посадки вспоминаю об этом и Леша С. покупает еще один. Залезаем в автобус.
Кроме нас никого. Народ садится спать, я иду общаться с водителем. Свет он
не включает, на билеты смотреть не хочет. Зато рассказывает, что машин на
этой дороге мало, а высаживаться, если мы хотим ехать до Сидорово (дорога на
Корабинец идет вдоль реки километров 70, но мы хотим пройти только средний
участок, где сосредоточено основное падение, и закончить чуть за
Бракловицами, где по словам Макса, самый классный порог), надо метров через
200 после кладбища перед деревней. Что мы и делаем. Там съезд с дороги, по
колеям 300 метров до относительно удобного спуска к реке. В смысле спуск без
деревьев, 40м, уклон градусов 30. Грязь на дороге обычно, наверное,
непролазная, но у нас приморозило и шансов замочить ноги меньше. К тому же,
мы трудностей не боимся. Позавтракали, собрались. 9 с мелочью (автобус
пришел в 7.20). Впереди шумит порог. Да и сзади плывет пена, так что, если
бы не хотели пройти за день, прямой смысл идти за 2-3 и начинать от... (см.
"О непройденных мной частях реки.")
Речка шириной метров 20, течет ощутимо, вода цвета чая. По берегам
овраг, поросший березой-осиной-ольхой. Объясняю Тане, как садиться в
Ласточку. Саксесс. Уходим тремя Ласточками вперед, оставляя Таймень
дособираться и обещая подождать, если будет что-то достойное. Впрочем, по
словам упоминавшегося выше Макса, не должно быть. Действительно, так и есть.
Из первых порожков только один содержит нетривиальный момент - двухметровые
ворота. Основной интерес - наличие многочисленных боковых проток, почти все
из которых проходимы на Ласточке. Мы с Сашей постоянно искали в них
приключений, но нашел только я. Ниже. Через полчаса нас догнал Таймень и мы
подошли к первому нетривиальному месту: две протоки, в левой, куда пошел я,
порог с бревном в начале и двумя сливами сантиметров по 40. Требуется крутая
лавировка и осмотр. Я не посмотрел и второй слив прошел, прыгнув с камня. В
правой протоке на входе 3-метровая глинистая стенка (ориентир), далее слив и
бревно через всю реку. Есть мелкий проход справа, который ангажировал нам
Макс и где сел его Катран, но лучше пройти под деревом между сучьями,
торчащими в воду. Что и сделала остальная группа. Вскоре за порогом на
правом берегу отвесный обрыв из красной глины высотой 20м. Почти сразу за
ним пороги кончаются и идет плес километра 4. Можно любоваться покрытыми
инеем травяными склонами, сугробами замерзшей пены и рябиной. Хочется
набрать и поесть, но спешим. Таня уже полностью освоилась и
продемонстрировала нетривиальный уход от камня с помощью движений корпусом.
Снова начались пороги. Делятся на два типа: шиверки с валами до 40см,
немалым количеством камней и невысокой скоростью течения и локальные отлогие
сливы высотой от 0.3 (в начале) до 1м (в конце). В сливах нет бочек, но есть
не читающиеся с воды, (правда, довольно глубокие) камни, так что для чистого
прохождения их стоит осматривать. Около часа дня очередное раздвоение.
Таймень почему-то пошел слева и въехал на каменный пьедестал, откуда его и
стащил экипаж. Пройти это место нельзя даже на Ласточке. Справа -
15-метровый порог с падением около метра и глубокими подводными камнями.
Ласточки прошли там. Как сказал сам пострадавший Леша З. - типичная ловушка
для дураков. Но не издевайся над нами, Читатель, может быть, этот порог
прошумит и по Тебе. Идем дальше. Таймень течет. Решаем встать пообедать,
благо уже пора. Таня зачем-то попыталась выйти из Ласточки с внешней стороны
и поплыла, глубоко там оказалось. Поймали, вынули. Едим гречку из термоса.
Кстати, всем рекомендую, мне идея варить обед в термосе в течение ходового
времени очень понравилась. Изучаем Таймень. Одна часть протектора отлетела и
открылась дыра в 5см. Другой кусок отошел наполовину. Я его отодрал, лень
было отрезать, и поплатился: под ним дыра еще больше. Хрен с ней. Затыкаем
обе ковриком и идем дальше. Кажется, на последний автобус не успеваем (он в
Бракловицах в 19 с мелочью), но стараемся. Река все также щедра на пороги и
протоки, только сливы повыше. В районе Трухново шивера километра на полтора
с кучей проток. Кайф дикий. После порога около Взглядов (слив 0.8м), плес до
Бракловиц. Через 300м за автомостом - последний порог. Осмотр слева. Опять
две протоки. правую мы так и не посмотрели, в левой 20-метровый порог с
падением 2-2.5м. Правый поворот, отлогий слив с крутым метровым валом и
второй слив с зачатками бочки внизу и валами за ним. Камни только по бокам.
Таймень положить может без проблем, даже при хорошем заходе, развернув в
валу и закончив начатое во втором сливе. Но мы не допустили киля не только
Тайменя, но и Ласточек. Наверное, летом это один из самых (если не самый)
мощный порог в средней полосе.
Времени, однако, 6.50. Пока не все замерзло, разгидриваемся, собираемся
и идем на дорогу в надежде на автостоп. Кроме того, к Таллиннскому поезду
отправлением 2.48 мы и так дойдем. До Руссы 22км. Через 10км стопится
легковушка, отвезшая на вокзал Сашу с Таней, я с Лешами иду дальше. Еще
через 6км застопили волгу, но таксисты оказались, что, по нашему торможению,
выяснилось уже на вокзале. После перебранки с угрозами сторговались на 50р.
Но мало того! Таллинский поезд - заграничный, посему билет до Москвы даже в
общий вагон стоил 91.3р! Да и вагон сидячий. Ну да ничего, поднимает
настроение сознание, что ай да мы! 50км по реке и 16 пешком с грузом в
среднем 40кг на мужика. Спим, завтракаем, перетасовываем вещи, общаемся с
эстонским продавцом пива (дорого у него), приезжаем в Москву около часа дня.
Все.
Забавная речка. Достаточно интересные (для Тайменя) пороги, красивые
берега, шикарные камни в русле (некоторые размером с грузовик, почти как в
Карелии), видны многочисленные следы работы бобров, деревни к реке почти не
подходят (овраг глубокий). Макс говорил, что при нем рыбаки много ловили
прямо на глазах. Не знаю, не видел. По сложности река сравнима со слабыми
двойками, например, с Ондой, где я был летом. Мста мне показалась попроще.
Недостатки: нет хвойных деревьев (только в конце я увидел 2-3 елки,
хотя смотрел специально), достаточно населено (в 0.3-2км от реки дорога с
деревнями), 10-15 подвесных мостков и тросов через всю реку. Регулярно к
реке спускаются перпендикулярные ей ограды (границы деревень, что-ли).
Касаемо заброски-выброски.
Через Руссу ходят 2 поезда (Москва-Псков (4.22/22.30) и Москва-Таллинн
(0.**/2.48)), еще то ли по четным то ли по нечетным ходит сцепка от поезда
Москва-Боровичи(около 10/17.**). Псковской поезд идет 8.5 часов, Таллинский
10, Боровичский - порядка 15. В Псковском общага стоит 58р, остальное
соответственно, Таллиннский - в 1.5 раза дороже. По дороге Старая Русса -
Корабинец ходит 2 автобуса в день до Корабинца, два до Белебелки и, может,
что-то еще. Первый из Руссы в 5.55 (или 5.20, я так и не понял, где эта
Новая деревня), последний в Руссу проходит в Бракловицах в 19 с мелочью.
Билет до Сидорово стоит 10.20, от Бракловиц - около 5, но выше я рассказал,
как там с контролем.
Река проходима, по всей вероятности, при любом уровне воды (по моим
подсчетам, среднелетний расход у Сидорово около 15 кубов), чем вода выше,
тем интереснее, для получения наибольшего кайфа стоит идти на
Тайменях-Салютах (для них есть, где вертеться, а Макс видел и остатки
Салюта) или на каяках и кататься в боковых протоках (забавны они). А
последний порог в половодье, когда через 8-метровую дырку тащит кубов 50,
наверное, весьма интересен и для КНБ. Касаемо экипировки: каска не нужна,
спасжилет обязателен, страховочная снаряга бессмысленна, поскольку
мало-мальски сложные пороги очень короткие и проносные.
О непройденных мной частях реки.
Нижеследующая информация почерпнута из независимых источников и поэтому
скорее всего верна.
Верхняя точка, в которую можно заброситься автобусом из Старой Руссы -
деревня Корабинец (или Переезд, если дорогу до Корабинца развезло). На
участке до Белебелки (20-25км) никаких препятствий нет. В Белебелке плотина
то ли непроходимая вообще, то ли чрезвычайно сложная, то есть заведомый
обнос. После нее - техногенный порожек и снова плес в окружении деревень.
Поэтому наиболее разумно высаживаться из автобуса немного раньше Белебелки -
в одном двух мест между деревнями Горижа и Выкрасово, где дорога вплотную
подходит к реке. Так и населенки на стапеле не будет и пороги все поймаете.
Водители хорошо знают местность и скорее всего высадят там, где надо.
Выбрасываться оптимально в Бракловицах, поскольку дальше ни леса ни
порогов не будет.
Длина рекомендуемого участка ~65км, пройти за один день его удастся,
скорее всего, только опытному каякеру, поскольку в 6 сплав придется
прекратить с целью успеть на автобус. А на два дня - самое то.
Да, написалось не то, что считаю правильным, но ничего, почти вся
запомненная мной информация есть, да и не хочется ничего менять. А если
захотите повторить и будете идти помедленнее да поаккуратнее, составьте,
пожалуйста, лоцию. Речка того стоит.
---------------------------------------------------------------
На вопросы отвечу по mail'у: dima@shvarts.mccme.ru
Дима Шварц.
Популярность: 10, Last-modified: Tue, 11 Jan 2000 07:29:07 GmT