---------------------------------------------------------------
From: Дмитрий Шварц (dima@shvarts.mccme.rssi.ru)
Оригинал этого отчета расположен на странице
http://www.sch57.msk.ru/~ushakov/tour/july98.html
Если вы используете Netscape и имеете большую скорость связи,
то можете получить более красивые версии этого же документа:
С небольшими Inline-картинками. 300 Kb
С БОЛЬШИМИ иллюстрациями. 1300 Kb
---------------------------------------------------------------
Подъезд до станции Надвоицы, Сегежа, Кочкома дороги Москва - Мурманск, оттуда
автобусом (ходит, кажется, 3 раза в неделю) или автомашиной 75км по шоссе
Кочкома - Тикша до моста через Верхнюю Онду. Машину можно заказать на автобазе
в Сегеже из Москвы. Для этого надо заказать в Москве разговор с автобазой в
Сегеже и договориться.
Аварийный сход с маршрута возможен в поселке Ондозеро (там, по словам местных
жителей, есть фельдшер и машины). Оттуда до Сегежи - 120км, до Ругозера, где
есть больница, - менее 50км. Также можно сойти у дачных поселков на Кирасозере
и Панозере. Оттуда порядка 40км до Сегежи.
Заканчивать можно на станции Майгуба, где останавливается 181 поезд Мурманск
- Москва (в 12:10), поезд 931 Мурманск - С.-Петербург (в 17:58 по нечетным;
если в месяце 31 день, то первого числа следующего месяца не ходит), а по
проходящей рядом дороге ходят автобусы Надвоицы - Сегежа (каждый час, начиная с
8 утра), в поселке Верхний или непосредственно в Сегеже.
Дневник и техническое описание.
В этом тексте использованы и раскритикованы материалы из книги Шилова "На
байдарках по Карелии", Москва, 1997.
Поход традиционно начался со встречи на Ленинградском вокзале за два
часа до поезда (344, из Москвы в 16:05). Подождали, сели в поезд, пересчитали
упаковки. Вроде все. Проводник тоже пересчитал билеты (только!) и тоже доволен.
С опозданием 20 минут отъехали. Началось. И вправду, началось. Одного ребенка
(в группе их 10) облили кипятком. Свидетели говорят, что пролили на штаны,
однако при осмотре ожог (слабый) найден на лице. Штаны сползли? Народ поиграл в
преф, начальство подвело финансовые итоги, все поели и легли спать.
Утро. Народ к 10 проснулся и живет по модифицированному принципу
Брекекекса: поели, теперь можно и поиграть, ...
В 15:15 высадились в Надвоицах, сразу нашли народ, ждавший нас после Шуи и
почту (от середины платформы на запад в поселок идет дорога, по которой в горку
до площади, затем повернуть направо на 45% и идти сначала по поселку, потом
через лесок до первой улицы, идущей параллельно ж/д; почта (здание синего
цвета) на другой стороне улицы), откуда посылаем телеграммы. Скоро нашелся и
заказанный в Москве автобус (212 рублей за заброску до моста). Выезжаем в
15:40.
Дорога превосходит все ожидания. Части народа даже удалось поспать.
Километра за 3 до моста столб с надписью про погранзону. В 17:30 приехали.
Удобное место для сборов на левом берегу. Быстро собрались (у нас 6
лодок: КНБ, Салют-2 (С2), Салют-3 (С3), Таймень-3 (Т3), Черный Таймень-2 (ЧТ2),
Зеленый Таймень-2 (ЗТ2) и Ласточка-11, которую мы надували для катания),
немного помучились с КНБ, попили чай. Пошел дождь. Не обращаем внимания,
отплываем в 21:30.
Река шириной 15-20м, глубокая, скорость течения 0.3-0.4м/с. Вода явно
высокая. Просто больше доливать некуда. В русле упавшие деревья, что, впрочем,
почти не мешает. Через час хода нетривиальная конструкция из бревен. Требуется
3 раза пересекать реку, но на реверсе легко проходится. Сразу после нее зачатки
струи справа. Там же, перед бревнами, стоянка средней паршивости. Увы,
подозрения, что это и есть первый по лоции порог и стоянка на нем, окрепли во
мне слишком поздно. Идем дальше. Через 20 минут КНБ окончательно дошла
(несколько разваливается и сильно травит баллон), посему встаем, где придется.
В 22:50. Болото. Дождь. Комары (не то, что бы много, но непривычный народ
сначала достает репеллент, потом уже переодевается). Но наш энтузиазм этим не
убить! Поели, легли спать.
7.00. Подъем ремкоманды. Заклеили баллоны КНБ, немного починили
Таймени. Дождя нет, но не сохнет ничего. Клеить можно только с оргстеклом и все
равно плохо получается. Хотя баллон больше не травит. 8:00. Поднимаются
дежурные, готовят завтрак. Долго. Общий подъем переносится на 10:00. По первому
разу копаемся омерзительно долго. Отходим в 13:00.
Река столь же узка и быстра, как и вчера, по берегам несколько заболоченный
смешанный лес. Стоять можно, но плохо. Дождь идет где-то половину времени. И мы
идем. Таймени - в одно весло. Встретилось несколько залитых перекатов. Мы
обедали (15:45-17:15) на участке, где река течет на запад. Сразу после обеда
начались порожки. У Шилова, видимо, они и описаны, но помещены гораздо выше.
Наиболее "сложен" первый (Слава считает, что третий не хуже). Ориентиры: бревно
справа на заходе и левый поворот. Длина 50м, заход справа (после ухода от
бревна, далее по центру). Слева свал с одних камней на другие, в конце порога
еще камень. Валы 0.2м. Мы зачалились, посмотрели и все прошли. Чисто. До устья
правого притока еще 2-4 переката (смотря, как считать). Мы прошли сходу, по
главной струе. На предпоследнем перекате С3 сел на камень. Много боковых
проток. Камней почти нет. Сразу после река входит в зону, подтопленную при
постройке плотины на Ондозере, поэтому по берегам болото и мертвый лес, стоянок
нет, да и выйти на берег невозможно.
Ширина реки - 40м, течения нет. Пошел сильный дождь. Рвем когти до обещанной
стоянки в устье Рокши, и находим ее там (22:00). За 3км перед этим старица,
похожая на впадение притока, так что мы, не найдя перед ней стоянки, полчаса
материли Шилова. А стоянка шикарная, справа на высокой сельге, на две
- три группы. Встали. (Чуть ниже устья Рокши еще одна. Тоже справа. Правда,
чтобы подойти к берегу, надо проводить лодки по траве метров 20.) После ужина я
предложил народу простоять здесь день и пересекать озеро ночью, но меня не
поддержали. Ладно. Подходит группа. Рядом с нами стоять не хотят, идут дальше.
Подъем 9.00, уплыв 11.45. Рекорд. Погода замечательная, ветра почти
нет. По стоячей воде за час доходим до Ондозера. Справа поселок. На ходу
общаемся с местными жителями. Обещают приплыть в гости на моторке. Неужели они
знают, где мы будем стоять? Мы еще нет. Идем по маршруту пос. Ондозеро - м.
Пизиниеми - г. Хаговара - северная оконечность острова Кевяттэми - островок
рядом со следующим мысом - острова Пурутшарет. Перед последним переходом долго
советовались, но ветра и волны не было - грех не пересечь. На ближайшем острове
обедаем (15:30 - 17:00). На берегу полузатопленная изба
(фото 1).
На берегу
полно плавника, в воде топляка. Топляк нам мешал везде весь поход, хотя никто
не зацепился, а плавник замечательно горит. Доходим до косы Хардюкорга (на
подходе к ней у берега много надводных камней впечатляющего размера и
таблички на деревьях: "Охота запрещена"), где, на ее конце, и встаем
(21:00). Коса узкая (ширина гребня - 2-3м,
фото 2)
и обрывистая 4-10м, посему
лагерь несколько разнесен по берегу. Конец косы затоплен при постройке плотины,
а самый конец стал островком. Есть грибы. Народ на спор ест их с сахаром. Дрянь
какая!
Дневка. Народ ловит рыбу (с переменным успехом), катается на
Ласточке и Тайменях-2. Строим лестницу (успели сделать насыпную и две ступеньки
у нормальной). Ставим фартук на С2 (у нас 2 фартука - на С2 и КНБ - и 2 юбки,
подходят и туда, и туда). Тем временем дети посадили дыру на ЗТ2 и, с помощью
Володи, ее заклеили.
Подъем в 9.00, уплыв в 11.40. Опять рекорд! За 2.05 доходим до
плотины. Как нам и говорили, ориентир - лысоватое место с ржавой железкой. На
плотине рыбаки с машиной и палаткой. Чалимся справа. Насыпь. На ней дорога. Для
обноса достаточно перетащить лодки через дорогу (10м), что мы и сделали с
незафартученными лодками. Возможно, зря. Просто не хотелось пускать детей в
техногенное препятствие: мало ли, что там лежит.
Плотина: перепад около метра, два прорана, правый завален, в основании левого
лежит бревно, слева оно почти совсем на поверхности, справа сучья.
Дополнительную проблему создают бревна моста, от них до воды от 30-40см слева
до метра справа. Совсем слева в сливе торчат бревна. Слив - сбойка струй. Итого
КС 2-3. Зафартученные лодки прошли взрослыми экипажами
(фото 3)
с выставлением
страховочной байдарки, остальные обнеслись (смотри выше). После слива несколько
полуметровых валов, через 50м шиверка в сужении (валы 0.5м, КС 1). Вообще, как
верно заметили наши предшественники, "в реке есть что-то мстинское" - валы, а
камней почти нет. КНБ и С2 прошли ее вместе с плотиной, а остальные - одним
гребцом, экипажи сели ниже.
Ширина реки 40-50м, течение около 0.5м/с, так и осталось почти до устья.
Через 5 минут хода порог Бабий. Слева на нем стоянка, болота с морошкой. Там мы
и пообедали (15:55-17:30). Осмотр слева труден: приходится идти по мелкой
протоке, заваленной гнильем и заросшей мелкой березой. Тем не менее, посмотрели
и убедились, что незачем: прямой 50-метровый порог без камней с валами
0.5-0.6м. Прошли сходу, без проблем.
После почти без перерывов идут перекаты. Камней нет. Идем сходу. Но недолго
музыка играла. В, кажется, третьем (левый поворот, в центре бревна) в левой
протоке прижим к вышеупомянутым бревнам. Я зачем-то пошел влево, легко ушел от
прижима и крикнул остальным, что надо идти справа. Народ передал сообщение по
цепочке, но пошел слева. С2 прижало к бревнам и кильнуло. (Это говорит не о
сложности препятствия, а о нашем разгильдяйстве.) Но киля с таким результатом
никто из участников еще не видел: утоплено одно весло и одна спинка, сломано
3(!) шпангоута, кильсон и две спинки фальшборта, погнуто 2 стрингера. И две
небольшие дыры по третьему стрингеру. Фиаско. Но на плаву держится. Разумеется,
немедленно пошел дождь. Поматерились, перевернули, вылили воду, собрали
запасное весло и идем дальше.
Еще 2-3 переката (легко проходим сходу) и порог Хемая (КС 2, 18:45).
Ориентиры: левый поворот, ряжевая стенка слева. Осмотр справа. Носил учебный
характер, так как сверху порог просматривается. Длина - 100м, на заходе
чуть-чуть жмет к ряжу. Главная струя (валы 0.6м) уходит под правый берег
(фото 4),
в конце порога в ней здоровый обливняк. Попадание на него чревато и
галстуком, и килем. Слева мелковато. Все прошли чисто. Стоянки на пороге нет.
Через 1.5 км порог Кривой (КС 2, 20:00). Ориентир - изба на левом берегу. При
подходе к порогу кажется, что она на правом. Осмотр слева. Для мало-мальски
опытной группы не нужен. Порог: 100м слабой шиверы и первая ступень на правом
повороте рядом с избой: слева бревно, в центре и справа валы. Можно пройти
между. Далее правый поворот со слабой шиверой и мощный прямой слив 0.3м с валом
0.8м, который можно обойти справа. У первой ступени справа ряж, под ряжем
начинаются две боковые протоки. Стоянки рядом с и в избе (внутри 5 коек) и ниже
порога на правом берегу. Мы после осмотра прошли порог
(фото 5,
6)
и встали
снизу в 21:15. Море черники. Дождь кончился. Сушимся, едим, радуемся.
Дневка. Катаем Кривой. Самосплавом, на Ласточке, на лодках. Идея
построить плот и пройти на нем поддержки не получила. Комсостав чинит, зашивает
и клеит С2, благо погода хорошая, а после обеда мы со Славой идем раскатывать
на Ласточке правые протоки. В не совсем правой 2 сливчика, узкая струя и
никаких проблем, в крайней тоже 2 слива, но камней куда больше и, хотя
теоретически она проходима, нам чисто пройти не удалось, несмотря
на то, что часа 2 мы там покатались
(фото 7).
Подъем в 9:00. Выход в 11:45. Через 5 минут - порог Быстрица (КС 2).
Прямой, справа ряжевая стенка. Осмотр слева (не нужен). Слева на выходе,
возможно, камни, но никто не проверил. Прошли после осмотра, чисто
(фото 8).
Через 2 часа дошли до оз. Лавашиламбина. По пути два переката (второй в 13:25),
вагончик (слева). В середине пути пошел дождь. Остров. Пошли левой протокой. В
ней перекат (14:40).
Сразу после - порог Ромака (14:50). Напоминает Быстрицу, только стенка слева.
Длина 100м. Прошли сходу без приключений. Под порогом обедаем (15:20 - 17:10).
Стоянка плохая, дров (по карельским меркам) мало. Солнце у нас раскладочное -
только к чаю, но после этого дождь почти не шел.
Через полчаса 150-метровым перекатом начинается порог Нила (КС 2, 17:35):
длина 150м, осмотр с обоих берегов, мы зачалились в заводи справа (ориентир:
впереди сильно шумит, кончается болото, начинается лес) и я побежал смотреть на
порог. Валы 0.6м, для ухода от них и имеющихся камней надо заходить справа,
уходить в центр и на выходе снова вправо. Все это легко читается сходу. На
левом берегу хорошая стоянка, туристы. Порог мы прошли кильватерным строем с
дистанцией 2 корпуса. Чисто.
После порога - разлив и остров. Прошли слева. Затем раздвоение: правая
протока заходит в Кирасозеро, левая - узкая и короткая. Туда и идем. Через 2 км
протоки сливаются (18:45), еще через 1.5км влево отходит протока Пудас (19:00),
сразу затем шиверка в сужении, я зашел справа и вышел из струи, народ покатался
на валах (0.5м). Через километр порог Щелье (КС 3, 19:15). Начинается слабой
шиверой. Чалиться влево для осмотра надо, увидев ряж справа. Осмотр неудобен,
особенно тяжело подойти к сливу сверху, но надо. В пороге правый поворот, 70 м
разгона и слив 0.8м
(фото 9),
который можно обойти слева между берегом и
камнем, лежащим в основании слива. Ширина ворот - метра 2, но с берега на
полметра торчит бревно. Справа очень мелко (на катании с трудом пролезла
Ласточка), да и зайти туда сложно из-за ряжа. В центре в трех корпусах перед
сливом камни, удобный заход в слив через бочку слева от них. За сливом валы
0.6м. Посмотрели, разочарованно покачали головой - где ваша четверка, товарищ
Шилов? Провели С3 справа (там надо перетащиться через ряж, после чего попадаешь
в мелкую правую протоку, в конце которой справа полого уходящие в воду скалы -
щельи). Остальные лодки прошли с экипажами из взрослых: 4 лодки по главному
сливу
(фото 10)
и одна под левым берегом. Встали на стоянке справа под порогом
(21:00).
Радиальный выход на протоку Пудас. Вышли в 12:15. Проводим Щелье
вверх правым, затем левым берегом, левым - предыдущую шиверку, входим в Пудас
(13:20). На входе полузатопленный ряж, проход слева. Ширина - 10-20м, скорость
течения 0.3-1м/с. В протоке 4 порожка (КС 1-2), расположенных, как показано на
карте. Все смотрятся справа, хотя необязательно.
Первый: 13:35 - 14:00, в начале слева ряж, к нему прижим, далее струя с
валами 0.3м, по краям камни, есть ворота 2м. Длина 250м.
Второй: 14:10 - 14:40, на входе завал из бревен и лесосплавных сооружений
(фото 11).
Обнос 5м прямо по ним. Ласточка с помощью сигнальщика прошла слева
по каше из камней, воды и бревен. Далее немного несет на камни слева, после
проблем нет. Длина 100м.
Третий: 14:45 - 15:00, скальный порожек с небольшим сливом в середине в
сужении и узкой струей. Длина 100м.
Далее плес с красивыми песчаными обрывами по правому берегу и длинный
перекат, переходящий во входной перекат четвертого порожка (15:20-15:40). Итак.
Длина 300м. Шивера с двумя поворотами и валами до 0.4м. Много подводных камней.
В отличие от других препятствий, у нас все лодки подцепили от 1 до 4 камней.
Высокие красивые берега (высота обоих около 10м). После прохождения
перекусываем на воде (15:45-16:15). Пока едим, нас доносит почти до Панозера.
Дошли до впадения Онды (2км), провели вверх безымянный порожек и порог Буй
(порожек справа, Буй слева, рассказ о них ниже, 17:00-18:00) и через 15 минут
пришли к стоянке. После капитального обеда желающие катались на Ласточке по
правому краю основной струи и по правой протоке. Пытались удержаться в местной
бочке. Получалось когда как
(фото 12).
Подъем в 9:00. Вышли в 11:20. Рекорд, как всегда. Через 500м - порог
Буй (КС 3). Осмотр и, при желании, обнос с обоих берегов. Порог начинается
мелким перекатом на левом повороте, затем правый поворот и вход в порог. Длина
400м (с перекатом), есть камни, на выходе в струе большой надводный камень, с
наплыва видный плохо. Можно пройти справа от него, но непросто и непонятно,
зачем.
Мы смотрели и обносили С3 справа. Плохая у него дека, залить может. Затем
прошли на оставшихся лодках взрослыми экипажами. К сожалению, хороших кадров не
получилось. При четвертом прохождении Слава кильнулся на выходе (почему-то в
лодку набралось слишком много воды). Пока ловили, отливались и получали вещи с
группы, стоявшей на следующем порожке (Ну не завязывают некоторые школьники
свои гермы. А зря, и вещи мокрые и дежурство вне очереди.), пришло время обеда.
Пообедали, идем дальше.
Через 300м - 50-метровый перекат и той же длины порожек (валы 0.5-0.6м, похож
на Бабий). На левом берегу шикарная стоянка, еще одна на Панозере слева от
впадения. Река перед озером раздваивается. Мы пошли слева, пройдя через полосу
травы. Выход из Панозера нашли легко. На входе в реку начинаются препятствия и
тянутся они почти подряд до конца Медной Карежки (поселка) и 2-3км после. Более
других запомнились порог Пятчий (прямой короткий порог в широком русле, чистый
проход слева, непосредственно перед ним длинный перекат с двумя поворотами) и
порог сразу за поселком Медная Карежка после крутого правого, затем левого
поворота. Слева ряж. Мы все это идем сходу, кто-то иногда садится.
За 2км до автомоста перекаты кончаются, река расширяется до 100м и
успокаивается. Лениво махая веслами, через час с небольшим подошли к порогу
Ямный (КС 2). Мы смотрели слева, Шилов рекомендует справа, но справа ряж. Порог
начинается крутым левым поворотом, валы 0.3м, затем слева камни, на выходе (он
с левого берега не виден) валы 0.6м. Посмотрели и прошли.
Через полчаса вышли в Ондское водохранилище. На входе ряд деревянных столбов.
Идем к ближайшему острову, находим хорошую стоянку и встаем.
Дневка. С утра приплыли рыбаки, говорят, в Лососьем есть мужик с
машиной, могущий нас довезти до Сегежи. После завтрака идем узнавать.
Действительно, есть. Хочет 500 рублей. Не получит. Решаем выходить ночью, чтобы
успеть к утренним поездам из Сегежи. А народ в это время портит емкость
непотопляемости.
1.00. Выходим. Холодно, тихо. Кайф. За 3 часа доходим до пос.
Майгуба и чалимся к причалу в его южном конце. Оттуда 50м по тропе до платформы
ж/д и еще столько же до автобусной остановки. Местный житель говорит, что
первый автобус в 8. На него мы и садимся. Идет полчаса, стоимость билета до
Сегежи 3 рубля плюс 3 рубля за багаж. От автовокзала до вокзала 15 минут хода
(почти по путям, точнее надо спрашивать у местных). Приходим на вокзал,
покупаем еду (на рынке рядом с автомостом через ж/д), билеты и садимся в поезд
181 Мурманск - Москва, отправление в 12.30, в Москве в 12.15. Вот и все.
Популярность: 7, Last-modified: Fri, 16 Oct 1998 16:06:18 GmT