Ст.Лоухи - оз.Кереть - реки Кереть - Лоушка - оз.Лоухское  -
ст.Лоухи.  Последний   этап  маршрута   можно  осуществить   в  3
вариантах:
     1) от  самого юго-западного  залива оз.Лоухского  по хорошей
проселочной  дороге   8  км   до  станции   Лоухи;  это  экономит
соответственно  25  и  56  км  по  сравнению  со вторым и третьим
вариантами; протяженность - 170 км, продолжительность - 14 дней;
     2)  средний  по  протяженности  и  продолжительности вариант
заканчивается  выходом  через  самый  южный залив оз.Лоухского по
небольшой  протоке   против  течения   к  питающему   ее  озерку,
расположенному  в  3  км  от  ст.Лоухи;  протяженность  - 195 км,
продолжительность - 16 дней;
     3)  по  оз.Лоухскому  через  юго-восточную  его  губу; далее
движение против течения в Авехлозеро и выход из него через первую
западную губу и мимо сел.Полубоярского по протоке против  течения
и 2 озерам к  ст.Лоухи; волок от озера  до станции в этом  случае
всего около 200 м; протяженность - 226 км, продолжительность - 18
дней.
     Категория сложности вариантов - соответственно II, II и III.
     Маршрут  проходит  в  бассейне  реки  Кереть. Реки бассейна,
особенно Лоушка  и Кереть,  порожисты и  стремительны" только  на
этом маршруте  около 30  порогов. В  связи с  прекращением в 1964
году  лесосплава  Лоушка  стала  труднопроходимой  из-за   малого
количества воды. Весь район покрыт преимущественно хвойным лесом.
     Большие  удобства  для  организации  путешествий  в бассейне
Керети создают железная дорога (на участке между станциями  Лоухи
и  Кереть)  и  шоссе  от  поселка  Лоухи  в  сторону   Кестеньги,
расположенной на северном берегу Топозера.
     Все варианты маршрута начинаются и заканчиваются на  станции
Лоухи.
     Рекомендуется  совершить  экскурсию  на  слюдяной  карьер на
озере  Лоухском  и  посетить  метеостанцию  в  Лоухи. Можно также
сделать 10-километровый  пеший переход  от устья  Лоушки до устья
Керети, откуда проплыть морем до мыса Красная Луда. Здесь один из
древнейших памятников Беломорья - каменный лабиринт,  по-видимому
служивший  первобытным  жителям  Беломорского  побережья   схемой
расположения рыболовных  сооружений, ловушек,  устанавливаемых на
морском мелководье.
     Кереть сравнительно многоводна и широка. Уровень ее меняется
не так резко, как у других карельских рек, что объясняется  таким
огромным аккумулятором  воды, как  озеро Кереть,  из которого она
вытекает.
     Пороги на Керети (их  около 30) отличаются многоводностью  и
большой  шириной.  Последнее  делает  их  сложными и интересными:
приходится  часто  маневрировать  в  пороге,  что требует высоких
спортивных навыков. Обязателен  просмотр каждого порога  с берега
перед прохождением.
     От   истока    Керети   до    пересечения   с    автострадой
Ленинград-Москва 8  порогов. Наиболее  сложный из  них -  Мураш -
проходится только при наличии опыта плавания по порожистым рекам.
Сразу за мостом порог Сухой; его лучше пересечь от левого  берега
к правому. Далее порог Кривой - идти левой протокой. Порог Долгий
имеет несколько сливов. Наиболее сложный - первый (перепад 2 м) -
обносят. Остальные  сливы проходимы.  Порог Варакский  - водослив
около  1,5   м  (обнос);   остальная  часть   его  мелководна   и
преодолевается одним  гребцом. За  простым порогом  Карежкой идет
порог  Краснобыстрый  -  сложный,  требующий  четких  маневров  и
выставления  сигнальщиков.  Еще  2  простых  порога  -  и   порог
Масляный.  В  его  середине  ступенька  0,5 м, которую проходят у
правого берега на большой скорости.
     Затем следуют  пороги Матвеевский,  Колупаевский и  Павлова.
Последний также требует высокой техники прохождения.
     Около автодорожного моста устье Лоушки, по которой предстоит
подъем 13 км против течения. Река мелководна, камениста, почти на
всем протяжении преодолевается  впроводку. В качестве  аварийного
варианта  можно  продолжить  движение  по  Керети, пройдя сложный
порог Замостный (около 1 км) или Кривой (проход у правого  берега
одним  гребцом),  а  также  несколько  нетрудных  порожков, после
которых река широко  разливается. На правом  берегу видны 2  избы
рыболовецкой бригады, напротив  хорошее место для  стоянки. Далее
очень сложный и частично непроходимый порог Запорный с  перепадом
около 15 м на 1,2 км. За порогом поселок Кереть (есть магазин) на
берегу  залива  Белого  моря.  Здесь  неудобно разбирать и сушить
байдарки. Лучше это сделать до порога, от которого до пристани  в
поселке 1,5  км по  хороешй тропе.  Ежедневно отсюда отправляется
катер до  поселка Чупа,  откуда до  одноименной станции  4 км  на
автобусе.
     Дальнейшее  движение  по   озеру  Лоухскому  и   его  плесам
нетрудно, однако требует умения ориентироваться на большой воде.

Литература:
     1) "Север", М., ФиС, 1975 г.


Популярность: 9, Last-modified: Tue, 16 Apr 1996 07:53:35 GmT