---------------------------------------------------------------
Оригинал этого текста расположен на
Рязанской странице водного туризма
http://www.rcs.ru/win/public/water/index.htm
---------------------------------------------------------------

     Рязанская Федерация Спортивного туризма




     продолжительность дней с 20.09.1997 по 04.10.1997

     р.  Голубой  Нил  -  Абессинское нагорье, Эфиопия, Африка.
Маршрут:  г.  Москва * г. Аддис-Абеба * г. Бахар-Дар * сплав по
р.  Голубой Нил от озера Тана до второго "Португальского моста"
* пос. Мота * г. Аддис-Абеба * г. Москва.


     Руководитель: Шагаев Дмитрий Сергеевич, г. Рязань, 390005,
ул.  Гагарина,  д. 40. кв. 19; тел, раб. (0912) 21-57- 20, тел,
дом. 76-68-25.

     Зам.   руководителя:   Нестеров  Андрей  Владимирович,  г.
Обнинск  Калужской  области,  ул. Курчатова, д. 8, кв. 24, тел,
раб. (08439) 78-572, тел, дом. 48-619.


     Отчет рассмотрен Рос. МКК 1997 год




     1  . Аксенов А. И. г. Обнинск (08439) 32087 р. Сарыджаз, 6
к, с. У. В. Тянь-Шань р.Шахдара,6к.с. У. Памир р. Ойгаинг, 6 к,
с. У. С Тянь-Шань

     2.  Андреев  С. И. г. Волгоград (8442) 67-32-62 р. Арун, 6
к, с. У. Гималаи р. Чуя, 6 к, с. У. Алтай

     3.  Дронов В. Н. г. Рязань (0912) 41-17-80 р.Арун,6к.с. У.
Гималаи р.Чуя,6к.с. У. Алтай

     4.  МижегурскийА.Г.г.Балабаново(08458)21525р.Арун,6к.с. У.
Гималаи  р.  Шахдара,  6  к, с. У. Памир р. Сарыджаз, 6 к. с.У.
В-Тянь-Шань

     5. Нестеров А. В. г. Обнинск (08439) 48619 р.Шахдара,6к.с.
Р-Памир  р.Ойгаинг,6к.с. Р. С. Тянь-Шань р. Башкаус, 6 к, с. Р.
Алтай

     6. Рыбаков Е. В. г. Рязань (0912) 21-70-43 р. Арун, 6 к.с.
У.  Гималаи р. Сарыджаз, 6 к, с. У. В-Тянь-Шань р.Шахдара,6к.с.
У.Памир

     7.  Черняев Р. В. г. Рязань (0912) 77-55-18 р. Сарыджаз, 6
к, с. У. В. Тянь-Шань р.Ойгаинг,6к.с. У. С. Тянь-Шань

     8. Чичеров М. В. г. Рязань (0912) 34-55-68 р. Арун, 6 к.с.
У.  Гималаи р.Сарыджаз,6к.с. У. В-Тянь-Шань р. Шахдара, 6 к, с.
У. Памир

     9.  Шагаев  Д.  С.  Г. Рязань (09 1 2) 76-68-25 р. Арун, 6
к.с. Р. Гималаи р. Сарыджаз, 6 к, с. Р. В-Тянь-Шань р. Шахдара,
6 к, с. У. Памир




     Два  года  назад, когда после тяжелого дня пешего перехода
по   снегу   и  через  перевал  наша  группа  отдыхала  в  бане
заброшенной  заставы  на границе Киргизии-Китая, мы решили, что
хватит  снегов,  холода,  ледяной  воды. Пора обратить взоры на
теплые   экзотические   страны,  которые  для  водников  России
являются  белым  пятном.  Тогда  же  единодушно было воспринято
предложение   побывать   на   всех   континентах   и   во  всех
географических  зонах  нашей  небольшой планеты. В прошлом году
был  Непал  -  Гималаи - р. Арун, в конце похода на наступающий
1997  выбрали Африку. Не так далеко или дорого, как Америка или
Австралия, и море экзотики Вариантов было шесть: всем известная
и  сильно  цивилизованная  р. Замбези; верховье Голубого Нила в
дикой  Эфиопии  (книгу  Криса Бонингтона читал, наверное, любой
турист)  и четыре темных лошадки: р. Рузизи - которая соединяет
оз.  Киву  и  оз.  Танганьика;  верхние  притоки реки Конго или
Нигера,   и   на   первом   этапе  (самый  желанный  вариант) в
Камеруне.  Но  в  ходе  проработки  выяснилось,  что интересные
притоки  Конго и Нигера находятся в зоне экваториальных лесов с
очень  агрессивной  природой,  и  мы пока не готовы к общению с
ней.  Притоки  р.  Сонага и р. Бенуэ в Камеруне могут оказаться
либо  откровенно  простыми  и  кишащими крокодилами, либо вовсе
непроходимыми,  а  путешествие туда стоит немало, а мы все-таки
водники.  Замбези с его коммерцией нас отпугнуло, т. к, хочется
неизвестности и риска, но взвешенно разумного. На р. Рузизи нас
не   пустили,  т.  к,  в  Руанде,  Бурунди  и  Заире,  где  она
протекает, шла гражданская война. Остался Нил. Заведомо сложная
река, по международной классификации 5 с рядом обносов. "Наших"
там  никогда  не  было, война там приутихла, летает "Аэрофлот",
что  снижает  минимум  в  два  раза  стоимость  перелета. Много
экзотики,  легкий  подъезд  и  отъезд  с  маршрута,  не  совсем
убивающая   природа,   наличие  некоторой  информации  о  реке,
возможность сразу после спортивной части уйти к дороге, прервав
сплав. Плюс жесткие сроки - всего две недели, которые мы смогли
выделить  после  прошлогодних пяти. Короче, к маю окончательный
выбор был сделан - Голубой Нил.
Из  географической  литературы определили срок пребывания - это
сразу  после  муссона.  Дожди уже почти заканчиваются. Значит в
реке  конец  паводка.  Русло  достаточно  сильно  расчищено  от
приводных растений. После окончания высокой воды участки проток
мгновенно   зарастают   и   становятся   почти   непроходимыми.
Кровососы  уже  почти  пропали и муссоном смыта всякая зараза с
берегов,  накапливающаяся  в  сухой  период.  Мы  считаем,  что
уровень   воды   и   погодные   условия   были  очень  близки к
предполагаемым  и  оптимальным  и для наших судов. На маленьких
судах  и каяках наиболее благоприятное по воде время это ноябрь
- декабрь.



     Много  необходимой  информации  о  стране можно получить в
Российском  посольстве  (дежурный  телефон 8 1025111 612060), у
консула  (Александр  В.  Вахрушев,  тел.  612054,  613594)  и в
представительстве "Аэрофлота" (тел. 510493)). В столицу Эфиопии
Аддис-Абебу  из  Москвы  есть  один  рейс  "Аэрофлота"  N455 из
Шереметьево-2.  В зависимости от числа пассажиров он может быть
один раз в неделю или две (узнавать на каждую конкретную неделю
надо  в  агентстве  "Аэрофлота", поскольку изменения могут быть
сделаны  в любое время). Самолет вылетает в субботу, в 00 часов
30   минут.   Стоимость   билета   туда-обратно  около  четырех
миллионов  рублей (в ценах лета 1997 года). Обратный рейс также
в  субботу  в 10.30 по местному времени. Провоз каждого лишнего
кг багажа (свыше 20 кг) стоит 80000 рублей. При обратном вылете
надо   подтвердить   места   не   менее  чем  за  72  часа  или
договориться сразу по прилету.
     Все  вопросы  с  визами  необходимо  решить  в  посольстве
Эфиопии  в  г. Москве - Орлово-Давыдовский переулок, д. 6, тел.
230-20-36. Из Аддис-Абебы до г. Бахар-Дар (начало сплава) около
550  км. Их можно преодолеть на самолете (рейс в субботу есть в
13.30),  билеты  должны  быть  заказаны заранее, или на машине,
которую   можно   заказать   в   фирме   "National   travelling
organization  ", агентство которой находиться прямо в аэропорту
в  прилетной  зоне.  Комфортабельный автобус обошелся нам около
1000$,  а  рейс  длился с ночевкой сутки, т. к, дорога не очень
хорошая.  Ночевали  в  пос.  Дайджен,  где одноместные номера в
гостинице стоили двадцать бирров. На реке до водопада Тиссиссат
можно  сойти почти в любом месте, т. к, вдоль реки на отдалении
5-7  км  идет  дорога.  После  водопада  с  реки можно сойти от
второго   португальского  моста  и  выйти  в  поселок  Мота  на
автомобильную  дорогу.  Переход  около  25-30  км  с набором по
высоте  больше  километра. Дальше до Шафартакского моста (около
пос.  Дайджен,  который  выше  реки  на километр), сойти с реки
проблематично,  т. к, нужно будет идти к дороге несколько дней.
Об автотранспорте с конца маршрута до столицы мы договорились в
представительстве  фирмы,  которая  нас  забрасывала. Человек в
назначенный день ждал нас в Дайджене.
     Запасного   варианта  сплава  по  стране  мы  серьезно  не
рассматривали,  т.  к,  две  недели не дают возможности больших
вариаций. Было решено биться до конца, либо просто отдохнуть на
озере Тана.





     20.09.  В О час 30 минут вылет из Шереметьево-2. В 9 часов
посадка  в  столице Эфиопии г. Аддис-Абебе. В 14 часов выезд на
автобусе в г. Бахар-Дар на оз. Тана. Ночевка в нос. Дайджен.

     21.09  В  14  часов  прибыли  в  г.  Бахар-Дар.  Сборка
катамаранов. Разведка водопадов и каньона ниже него.

     22.09.  Утром  закупка  недостающих  мелочей  и в 13 часов
начало  сплава.  В  18 часов встали на ночевку на левом берегу.
Прошли 15 км.

     23.09  Вышли  в  8  часов  30 минут. Окончание сплава в 18
часов.  Встали  на ночевку на левом берегу. Прошли около 25 км.
Сложные пороги.

     24.09.  Вышли  в  9  часов. До водопада сплав около 10 км,
объезд  водопада,  сплав ниже водопада 5 км. Окончание сплава в
18   часов.   Стоянка   на   правом  берегу  в  устье  притока.
Препятствия, пороги и каньон.

     25.09  Вышли  в  8  часов.  Окончание  сплава  в 17 часов.
Ночевка   на   правом   берегу  у  начала  "Большого  каньона".
Препятствия:   пороги  шиверы,  короткие  каньончики.  Разведка
начала каньона. Прошли около 35 км.

     26.09  Вышли  в  9  часов.  Окончание сплава в 17 часов 30
минут. Опасность участка очень высокая. Встали на ночлег в щели
левого притока. Прошли около 20 км.

     27.09  Вышли  в 8 часов окончили сплав в 18 часов. Сложные
пороги  и  разведки.  Очень тяжелый обнес одного судна. Каньон.
Прошли  около  10  км.  Ночевка:  один человек на левом берегу,
остальные на правом в разных местах (по 4 человека).

     28.09.  Вышли  в 6 часов. У береговой группы пеший переход
10  км  до  второго  португальского моста. У катамарана сложный
сплав,  осмотр,  около  2  км.  Ночевка:  5  человек  у второго
португальского моста, сплавная группа 2 км ниже предыдущей. Все
на правом берегу.

     29.09.  Береговая  группа  -  дневка  у моста. Осмотр реки
ниже. У катамарана сплав. Ночевка на правом берегу.

     30.09. Сход с маршрута. Пеший переход 25 км до пос. Мота -
2  человека.  Пеший переход 10 км - 3 человека. Пеший переход 6
км  -  7  человек.  Ночевка  в каньоне правого притока на левом
берегу.

     1. 10. Пеший переход до пос. Мота - 25 км. Переезд на
машине в пос. Дайджен. Ночевка в п. Дайджен.

     2. 10. Переезд на автобусе пос. Дайджен - г. Аддис-Абеба.

     3. 10. Экскурсионная программа в г. Аддис-Абеба.

     4.  10.  В  9  часов  30  минут  вылет из Аддис-Абебы в г.
Москву, куда прилетели в 19 часов 45 минут.





     Нами  был  заявлен  маршрут  общей  протяженностью  сплава
примерно  350  км, из которых спортивная часть (для похода 6 к.
с.)  составляет около трети, а дальше идут участки типа Катуни,
которые  перемежаются  совсем  спокойными  местами,  на которых
масса  больших  крокодилов,  и  берега  населены  более  дикими
племенами,  занимающимися  бандитизмом. На сплав отводилось 1 1
дней  из  15  всего похода. Семь-восемь дней - на спортивную, и
три-четыре  на  нижнюю.  При  удачном  раскладе  с  заброской и
снятием с маршрута вполне реально, хотя очень напряженно. Лоции
нет,  карты  нет, точного расхода и уклонов не знаем, нас никто
не  поддерживает  и  т.  д.  нет, нет, нет. Даже виза и та дает
право  путешествовать  где  угодно  - кроме сплава по верховьям
Нила.  Сделав  выводы,  что  если  больше  чем  пяти месяцев не
хватило  на  раскачку министерства спорта и туризма (за столько
мы  подали  письма  в посольстве), чтобы ответить да ли нет, то
двух  недель  не  хватит точно. Пошли ва-банк и не прогадали. В
глубинке  центральной  власти почти нет. Царит закон силы, а мы
были  заморской  диковинкой.  Хотя  все это спокойствия явно не
добавляло.  Время  с  первых минут в стране и до момента отрыва
самолета  от земли шло с огромным психологическим напряжением и
полной  непредсказуемостью  событий  следующего  часа.  Вообще,
такого  напряжения  и  такого  большого  количества  стрессовых
ситуаций ни в одном прежнем походе не было. Теперь по порядку:
     С момента выхода из самолета попали в центр внимания и где
бы мы не появлялись мгновенно собиралась толпа зевак. Когда это
непрерывно,   то   сильно  утомляет.  От  мала  до  велика  все
показывают пальцем, щупают, тащат все подряд.
     Наверное,  третья  часть мужчин вооружена, либо автоматом,
либо  карабином.  Какие возникают мысли у этих людей порой было
явно  заметно.  Мы  не  привыкли,  что  люди  вооружены. Иногда
становилось страшно.
     Попрошайничество   и   воровство   на   каждом  шагу.  Нам
показалось, что это чуть ли не национальная черта.
     Огромное  количество различных болезней. Обычных: гепатит,
холера,  тиф,  сифилис,  дизентерия,  туберкулез и т. д. Есть и
совсем  экзотические:  проказа,  оспа.  некоторые  формы  чумы,
различные  рожи,  язвы  и  т.  д.  Всеми этими болезнями видели
зараженных людей. Надо добавить тропические болезни и паразиты,
чтобы   понять   наше   напряжение.   Район  посещения  -  очаг
тропической  лихорадки (от нее была сделана прививка) и малярии
(треть команды через неделю после возвращения слегла с малярией
- благо сегодня она достаточно легко лечится, главное поставить
правильный диагноз).
     Много  сильно  ядовитых  змей,  смерть  от  укуса  которых
неизбежна.
     В  реке  между  порогами полно крокодилов. Видели, как они
охотятся   -   неприятно.   На  второй  ночевке  вечером  после
тропической грозы к нам подкрадывался крокодил. Мы отгоняли его
несколько раз, и только когда шарахнули по нему обломком скалы,
он перестал подкрадываться к лагерю.
     На  верхнем  участке  водятся бегемоты. Столкнулись с ними
один  раз,  а  следы  ' деятельности повсеместно. Звери тоже не
предсказуемые и опасные.
     Большие  стаи  крупных обезьян, которых местные боятся как
огня.  Наверное  есть крупные хищники (мы их правда не видели).
Местное   население   в   темное   время   суток  замирает  или
перемещается большими группами.
     Днем  сильная  жара,  а  с  питьевой водой трудно (все дни
пребывания на маршруте постоянное чувство жажды - зато никто не
разу  не заболел). Почти каждую ночь гроза с тропическим ливнем
-  вода  падает  стеной. Река, притоки и ручьи вспухают до двух
метров  прямо  на  глазах.  По  сухим  распадкам  начинают идти
грязевые потоки с камнями. Место выбора ночлега проблема.
     Разрешения  на  сплав  по  Нилу  у  нас не было. Оно нужно
потому,   что  на  реке  ГЭС,  а  в  стране  очень  неспокойно.
Национальная   и   религиозная   рознь   сильна.  Часто  бывают
террористические   акции   и   все   важные   объекты  усиленно
охраняются.
     Как  нам  сказали  в  посольстве, по берегам Нила остались
участки  минных полей после войны. Точно, где они и какие мины,
никто  на  знает,  но  среди  населения много безногих и вообще
покалеченных. Перемещение вдоль реки довольно небезопасно.
     Вся  информация  о характере реки была почерпнута из книги
Криса  Бонингтона,  а  этого  недостаточно. Мы чувствовали себя
первопроходцами,  тем  более  в фильме англичан явно видно, что
при   их  сплаве  было  много  меньше  воды.  По  международной
классификации  река  относится  к  5  к.  сл.,  а это, по нашим
меркам,  хорошая  шестерка,  что,  вобщем, так и есть. Характер
реки,  особенно верхний участок, аналогов на территории СССР не
имеет. Нижний каньон своей водностью тоже не обычен (трудно при
небольшой ширине потока осознать, что в реке идет 500-600 мЗ/с,
а  может  быть и больше). Глубину измерить в ущелье не удалось,
она  очень  большая.  Судя  по  водопаду  и  ниже  него по пяти
притокам,   в   каждом  из  которых  кубов  по  30-40  и  можно
сплавляться  -  воды  много. Да еще постоянно ночами дожди. Нас
несколько  раз  обворовывали,  и когда лопнул катамаран в конце
сплава,  то  уже не было ремнабора, его украли при обносе судна
на   страховку.  Вообще  было  украдено  очень  много,  включая
фотоаппараты,  пленки,  обувь и даже несколько поддувов. Добило
решимость  дойти  до  конца  то,  что один человек был захвачен
вооруженной группировкой в заложники и уведен в горный поселок.
Потерянные  два  дня наверстать было уже не на чем. Опоздать на
самолет  нам было нельзя, т. к, билеты пропадают и деньги тоже,
а купить билеты снова средств у группы не было.





     Пройденный маршрут можно разбить на пять участков:
     Первый: от озера Тана до водопада Тиссиссат - около 50 км.
     Второй   участок:   каньон   с   началом  под  водопадом и
заканчивающийся  у  правого  притока  -  около 6 км.
     Третий:  от  правого притока до входа в "Большой каньон" -
35 км.
     Четвертый участок: каньон до jвторого португальского моста
-  30  км.
     Пятый участок: это пеший выход от моста до поселка Мота на
автодороге - 25 км .

     Первый участок: это широкое плато с отдельными сопками, по
которому река течет многими протоками. Острова покрыты колючими
кустарниками  и  деревьями, а в низких местах еще и тростником.
Там,   где   течение   немного   замедляется,   русло   заросло
папирусом,  растущим  прямо  из  воды. Такие острова совершенно
непроходимы,  т. к, глубина воды превышает человеческий рост, а
высота  стеблей  5-6 метров. Сплав проходит в узких коридорах с
видимостью всего несколько метров.
     - Препятствия этого участка: водопады в протоках от 1,5 до
7  метров,  осложненные или нет шиверами. Некоторые препятствия
это  -  одиночные  водопады, а есть, когда последовательно идет
несколько   водопадных   сливов.  В  разных  протоках  высота и
количество  сливов различна, ориентиров у большинства водопадов
нет,  т.  к,  почти  нигде  нет  коренного берега. Ширина русла
местами  доходит  до  километра.  В  промежутках между порогами
много  крокодилов,  водятся  бегемоты  и много змей. Сравнить с
какой-либо  рекой  бывшего  Союза нельзя, этот участок не похож
даже  близко  ни  на  что. В целом его можно отнести к 6 к. сл.
Уровень  воды высокий. Сплав начат от моста в г. Бахар-Дар, это
в 2 км от озера.

     N  1 С. Расположен примерно в часе сплава от моста и имеет
ориентир в виде холма на левом берегу. Река огибает этот холм и
на  левом  повороте порог. Осмотр с правого берега, длина около
З00  метров, перепад 3-5 метров. Представляет из себя несколько
подводных  гряд и выходы скал. Несильные валы, бочки. Проходили
ближе к правому берегу.

     N  2  Т. Водопадный порог высотой 4-5 метров, ширина русла
около  100 метров, разделен при заходе на 4 протоки. Ориентир -
лесистый  холм  на  левом  берегу. Для осмотра лучше пристать к
левому  берегу, перед порогом течение очень мощное. Мы попали к
правому   берегу.   Откуда   осмотр  сильно  затруднен  большим
количеством  мелководных  проток  и  зарослями папируса. Прошли
порог   сначала   по   самой  правой  протоке,  а  затем  одним
катамараном  по  левой.  Порог назвали "Амфитеатр". После этого
порога  река  с  километр течет вдоль левого высокого коренного
берега  мощным  потоком, и в конце правой плавной дуги на левом
повороте следующий порог.

     N  3  Т.  Несколько  проток в широком русле, в левую поток
падает отвесным водопадом. Его высота с наплыва не видна (около
3-4  м),  мы  проходили  ближе  к правому берегу. Там несколько
скальных выходов образуют серию ворот и невысоких сливов. Всего
четыре  гряды. В малую воду этой протоки, наверное, не будет. А
останется  только  центральная, что в ней, из-за растительности
не  видно.  Дальше  идет  участок  без ориентиров, т. к, ширина
русла  большая  и нет коренного берега, все заросло тростником,
видимость  ограничена,  много  проток.  При  пересечении  рекой
скальных  выходов водопады высотой от 1,5 до 3 метров. Их всего
пять штук по нашему пути N 4-8 Т, если идти по другим протокам,
будет  все по другому. Все шлось без осмотра (он практически не
возможен).

     N  9 С. Водопадный порог в двух протоках. Правая основная,
ее  не  видно,  а  перед  левой  можно  пристать к выходу скал,
образующему  остров  среди  мелководных  узких протоков. Высота
водопадного слива около 2 м.

     N  10  С.  Несколько километров участок порожков и шивер в
широком русле, протоки мелководные и сложность этого участка не
высока.   Шли   с   наплыва,   изрядно  волнуясь  перед  каждым
шебуршением.

     N  11  ТТ.  Без  ориентиров.  Река как бы кончается стеной
кустов  и  зарослей.  Подпор сильный. Все похоже на озеро, а по
дуге  вода  падает  неизвестно  куда. Ниже воды не видно. Более
высокий  берег  правый,  видны  деревья, но туда через заросшее
болоте  не  пробиться (более 100 м зарослей, растущих из воды).
Ринулись вслепую, обходя растущие из воды кусты в протоку между
скал.  Немного косой слив в две ступени высотой более 5 метров.
Хорошо,  что  не  отвесный.  Ниже  сильный  котел, где топило и
держало,  потом  метров  100 мощная шивера между выходов скал и
опять река расходится на протоки.
     Еще  несколько  несложных  шивер  и  порожков  и с правого
берега  несколькими  рукавами  впадает кирпичного цвета приток.
Это ориентир опасного порога.

     N  12  ТТ.  Назвали  его  "Канализация".  Река  пересекает
скальную  ступеньку  в русле. Левый берег не доступен, его даже
не видно из-за зарослей. Левые протоки это отвесные водопады по
6-7  метров,  что  под  сливами не видно. Зачалились на длинный
остров  ближе  к правому берегу. Увидели, что выбранная протока
не  проходима из-за водопада 6 метров, падающего на торчащие из
воды   скалы,   которые   забиты  снесенными  деревьями.  После
тяжелейшей  разведки  были  вынуждены  проходить  самой  правой
протокой,  которая  идет  каскадом  водопадных  сливов  прямо в
зарослях кустов и деревьев. Некоторые пришлось срубить. Течение
очень  мощное. Порог представляет из себя большую потенциальную
опасность.   Страховать   невозможно,   до   выхода   осмотреть
невозможно.  Общая  длина  препятствия больше 300 метров. Общий
перепад на этом участке много больше 10 метров.
     Дальше   до   водопада   Тиссиссат  река  сначала  течет в
протоках,  а  чем  ближе  к  водопаду,  тем  все чаще и длиннее
участки,  где  вода мощно идет одним, максимум, двумя рукавами.
На  этом  участке  больше десяти порогов и шивер, со сложностью
около 5 к, с. И два порога 6 к, с.

     N 13 Т. Порог обычного типа, в невысоких скальных выходах.
Дальних ориентиров этого порога нет, однако, при подходе, виден
большой  перепад  и  есть  удобная  чалка  выше порога на левый
берег.  Река  идет  одним  руслом,  под  правым берегом пологий
слив,  который  заканчивается громадным и опасным котлом. Слева
чистый  проход по большим валам. Длина порога метров 100, берег
проходим до уровня слива.

     N 14 ТТ. Ориентиром могут служить более высокие чем обычно
выходы  скал  в русле, которые делятся промытыми коридорами как
бы  на входы в каньоны. Самый правый очень высок, 6-7 метров, и
что  под  ним  не  видно  вообще,  а  из двух средних выбрали с
наплыва  правый,  т.  к,  он меньше. Осмотр невозможен. Упали в
скальный  коридор  с высоты более 3 метров, поставило на свечу,
потом  утопило  и  долго  жевало  под сливом. Бочка серьезная и
сильный  противоток.  Коридор  с  отвесными  гладкими  стенками
поворачивает  направо  (сильный  прижим  к  левой стене). Потом
протока  идет  навстречу  общему направлению, подходя почти под
правый слив, сливается с ним, резко поворачивает налево, падает
метровой    ступенькой    в    бочку    и   дальше   постепенно
выполаживается.  Расширяется  и сливается с другими протоками в
одно  русло.  Дальше  река  течет  одним  руслом,  затем  уклон
начинает  возрастать,  и  поток  превращается в сплошную шиверу
средней сложности. Долина резко начинает уходить вниз и впереди
виден  разрыв  реки  по  вертикали. Нижнего уреза воды не видно
совсем,  а видны только столбы водяной пыли. Ширина русла более
100  метров.  Это самый большой порог верхнего участка. Чалка к
правому берегу.

     N  15  ТТ.  Назвали  его  "Цунами".  Представляет  из себя
мощнейший  водоскат,  высотой  около 10 метров на расстоянии не
более  50-60  метров в три ступени. Проход под правым берегом и
по  центру  перекрыт  огромными котлами, под левым берегом воды
идет  меньше,  и  там водоскат спокойнее, но в конце совершенно
отвесное   падение   на  2,5  метра  в  пенную  яму  с  длинным
противотоком. Ниже на заметном падении мощное течение с валами.
На  левом  повороте  ступенька около одного метра, потом правый
поворот  и  сразу  за ним от берега до берега водопад 2 метра в
совершенно  мертвый  котел.  Вся  вода  идет одним руслом. Мощь
огромная.  Общая  длина препятствия метров 400-500. Страховка с
берега  не  возможна.  Дальше  до водопада Тиссиссат около 2 км
спокойной воды. От реки до дороги около километра через поля. В
водопад  попасть  невозможно.  Его видно (но что удивительно не
слышно)  издалека.  Река  как  бы  упирается в гору и исчезает.
Облако  водяной  пыли с радугой очень красиво и видно издалека.
Водопад   -   это  явление  природы.  Высота  около  40  метров
отвесного падения при ширине русла более 400 метров, 4 основных
протоки,  огромное  количество  воды.  Все  это  падает в узкий
каньон.  Даже  фотографии  не  передают  всей  красоты  и  мощи
водопада, а описать его просто невозможно.

     N  16С(Т). Второй участок - это каньон, начинающийся прямо
под  водопадом.  Немного  правее самой левой протоки водопада с
левого  берега  узкая  и глубокая щель притока. Для того, чтобы
его   пересечь,   нужно   подняться   вверх  по  течению  около
километра.  Спуск по скалам крутой, моста нет. Нужно переходить
вброд  и  сразу  из воды вылезать на стеночку левого берега. По
этому  притоку можно начать сплав после обноса водопада. Но это
можно  сделать,  когда  воды в Ниле много меньше, т. к, еще три
протоки  падают  ниже  впадения этого притока. Каньон там очень
узок,  10-15 метров и в одном месте прохода между стеной левого
берега  и падающей стеной воды нет. Все кипит и перемешивается.
Висит   густое   облако   водяной  пыли.  Жуткое  место.  Сплав
продолжили  от  первого португальского моста, объехав водопад и
поселок  по дороге. С невысокой стеночки спустили катамраны - и
вперед!   Предварительная   беглая   разведка   показала,   что
непроходимых   узостей   нет,  очень  опасных  бочек  нет.  Все
затоплено огромной массой воды. Большие пузыри, воронки, пласты
воды  уходят друг под друга, сильные прижимы и навалы потока на
стены,  несколько  сужений  до  4-  5  метров. Глубина, видимо,
метров  30-40.  По  нашей воде маленькие суда может перевернуть
возмущениями   водного   потока.   Проплыть   каньон  живым  на
спасжилете  маловероятно,  а  вылезти  в  случае  аварии негде.
Потенциальная опасность такого протяженного препятствия высока,
хотя  его  техническая  сложность  не  превышает  "С" для судов
приличного  объема.  Непонятно,  как  такая огромная масса воды
уменьшается  в  щели  местами  4-5  метров, а под мостом ширина
потока  меньше  3  метров,  слив (!!!) и бочка. В конце каньона
расширение русла и порог как на нижнем течении Катуни. Огромных
размеров  выходы  скал, между которыми валы и не опасные бочки.
На некоторые глыбы наваливает. Сразу после скал в русло впадает
правый  приток.  Удобное  место  для  ночевки  и  конец второго
участка.

     Третий  участок  начинается  от  правого притока несложным
порогом  с валами. От притока плавный правый поворот, несильный
прижим  к  левому берегу, быстроток с валами. Проходили ближе к
правому   берегу.  Несложен.  На  всем  третьем  участке  можно
выделить  один  порог  шестой  категории,  ориентиром  которого
служит  округлая  гора  на  правом берегу, видная издалека. Все
остальные  препятствия:  пороги,  шиверы, скальные каньончики с
прижимами  и навалами на стены не превышают 5 к, с. Без карты и
четких  ориентиров  их  определить довольно сложно. Для данного
маршрута  (опыт команды должен быть высоким) все идется с ходу.
Бояться попасть в непроход входа в "Большой каньон" не надо, т.
к, он очень характерен черными скалами с "озером" перед входом.

     N  17 ТТ. Скальная гряда через реку, в которой промыты три
прохода.  Образовались  три  острова, между которыми водопадные
сливы,  большой  уклон, зубья в потоке, бочки. Основная протока
правая,  с  перепадом  3-4  метра.  Осмотр  с  левого  высокого
берега   издалека  и  снизу.  Страховка  без  обноса  судна  не
эффективна. Проходили ближе к правому берегу. Дальше до входа в
каньон почти спокойно.

     Четвертый  участок - "Большой каньон". В нем надо выделить
входные  500-600  метров  и  выходные  4-5  км,  представляющие
высокую  опасность  и  сплавную  сложность,  а  средняя часть в
зависимости  от  уровня  воды  "С" или "Т". Начинается сужением
русла и сильным сливом, ведущим в узкую щель в высоких скальных
берегах. Река промывает лавовое поле и с большим уклоном уходит
вниз.  Через  100-  150  метров  высота  стен уже больше десяти
метров.  Во  входной  части  есть сужение до 2 метров. В узости
сильный  навал  с  большого  водяного  "пузыря", к нависающей и
клыкастой  скале  правой  стенки. Дальше весь поток упирается в
поворот  левого  берега  под  90  направо и сразу на 90 налево.
Расширяется  и упирается в скалу, выступающую с правого берега.
Сильный   прижим   в   промытый   карман  под  скалу.  Справа в
расширении  улово,  из  которого  начали  дальнейший сплав. Это
единственное место во входном каскаде, где стенки не отвесные и
непроход  остался  выше.  Прижим  был  преодолен  только  одним
судном,  а  второе  так  и  не смогло выйти из улова на струю и
его обнесли на 300-400 метров ниже за входной каскад.
     N  18  ТТТ.  Входные  100  метров в каноьон. По нашей воде
непроходимы. При низкой воде будет минимум три высоких водопада
в  узостях.  Представить  как  будет  нам  невозможно.  Сильные
каякеры  из  Англии  его обносили и еще метров на 300-400 ниже,
до места откуда стартовал один из катаматанов.

     N 19 ТТ. Сильный прижим под скалу правого берега. Прошли с
большим  трудом  одним  судном.  Очень  опасно.  Все в скальных
стенах, высота которых быстро растет. Большой уклон.

     N 20 ТТ. Сильный прижим под скалу левого берега в русле не
шире  10  метров.  Находится  в  метрах 70-80 ниже предыдущего.
Страховка невозможна.

     N21  ТТ. Огромная бочка в отвесных скалах при ширине русла
10-15  метров  от стены до стены. При предварительном осмотре с
большой  высоты  смотрится более мягко, чем есть на самом деле.
Сравнить  можно  только с порогом "Горка" на реке Белая, только
находится  между  отвесных стенок высотой 30-40 метров и раза в
три  больше.  Страховка  невозможна.  Проходить не рекомендуем.
Просто повезло, что нас оттуда выпустило.
     Дальше  участок  метров 100 быстротока с валами (стены все
время  отвесные,  без  уловов  и  без  возможности  вылезти или
прекратить  сплав)  и  сужение  каньона  до 5 метров (на прямом
участке было около 20 м).

     N  22  ТТТ.  В  начале  сужения рухнула часть левой стены.
Между мысом и левым берегом образовался водоворот, в котором на
большом  судне  можно  пристать.  В  сужение,  через  рухнувший
материал слив метра 3 и пенная яма. Поток уходит в промоину под
правую  стенку,  выходит из-под навеса метров через 10 и уходит
под  скалу  левого  берега.  Из  левого  берега на 1,5 м торчит
скальная  плита. Вода, отразившись от левого берега, бьет опять
в правый. Все это на 60-70 метрах. Стены высокие и нависают над
коридором  так,  что  сверху  воды не разглядели, а ниже, глядя
вверх  по  течению, все выглядело не так ужасно, как оказалось.
Когда зачалились на обвал, то деваться было уже некуда. Обнести
невозможно,  идти  по  основному потоку самоубийство, а вылезти
наверх  можно  только,  бросив  оттуда  веревку. Стена нависает
как  зеркало.  Пришлось  ставить  судно  в  левый  край  слива,
перебросив  его  через глыбы и так стартовать. Яму задели самым
краешком,  а  дальше  попали в провал между потоками, которые у
противоположных  берегов  на  разном  уровне.  Нас  утопило  по
плечи и всю "змейку" проволокло под водой, проскочили под ножом
и  частью  судна  под  скалой.  Так  страшно не было ни в одном
пороге.  Страховка  была  ниже катамараном, но если сразу после
слива  забьет  под правую стенку, то всем конец. В меньшую воду
порог может оказаться непроходимым.
     Дальше шли двумя катамаранами. Участок - сплошной каньон с
малым  количеством  мест, где можно вылезти наверх. Препятствия
постоянны,  но  не  слишком  сложные, т. к, воды очень много. В
каньоне  от  дождей вода буквально за час поднимается на 1 ,5 -
2,5  метра  и за 3-4 часа падает почти до прежнего уровня. Надо
быть  очень  аккуратным  в выборе стоянок и ночевок, с которыми
большие  проблемы.  До  последних  пяти километров сложность не
выше  (Т),  к  концу каньона стены повышаются до 50-70 метров и
сложность  резко  возрастает.  Ориентиром начала участка служит
некоторое расширение русла, подпор, правый крутой поворот, и на
правом  берегу от воды стоит скальный "палец" до верха каньона.
Место    очень    характерное.    Около   "пальца",   используя
искусственные точки страховки и веревку, можно вылезти наверх.

     N  23  ТТ.  На  крутом  левом  повороте  водопадный слив и
сильный прижим под скалу правого берега. Правая стена нависает,
сверху  не видно прохода. У левого берега отвесное падение воды
2  м.  Проходить по левой части, где бочка не так сильна дальше
идет  метров  150-200 участок высоких стен. Этот прямой участок
заканчивается   поворотом   русла  направо.  От  левого  берега
отвалилась  часть скалы, образовав огромную нишу и месиво бочек
в  русле.  После  поворота  все  кончается  1  ,5  - 2 метровым
водопадиком. От начала до конца участка пристать негде, вылезти
нельзя,   страховать  нельзя.  Одно  судно  обнесли  за  второй
водопадик  и одним прошли. В бочке второго водопадика катамаран
лопнул.  Всех  поймали,  но  быстро восстановить судно было уже
нечем. Разобрали и уложили судно в целый катамаран. Дальше идет
относительно  спокойный участок, стены поднимаются еще выше и в
конце  участка  впадает  правый приток в таком же каньоне. Выше
притока   два  сложных  порога,  на  уровне  притока  еще  один
водопадик  1  ,5 метра и около километра до разрушенного моста.
Каньон  расширяется  и  превращается  в  ущелье, борта начинают
понижаться.

     N  24  ТТ. Мощный порог, длинной метров 100. Месиво валов,
водоворотов,  бочек,  сливов.  Осматривается по правому берегу.
После   ночной   грозы   вода   сильно  поднялась  и  усложнила
прохождение.   В  конце  прохождения  судно  прибило  к  левому
берегу.   По   расщелине  экипаж  поднялся  наверх  и  осмотрел
следующий порог, который с правого берега не просматривается.

     N   25   ТТ.   Русло  несколько  сужается  и  мощь  потока
возрастает.   Похож   на   предыдущий  порог,  только  длиннее.
Хаотическое  расположение  сливов,  бочек,  валов, водоворотов.
Вариантов  прохождения  несколько,  но  все  опасные.  Реальную
опасность  представляет  только  прижим  в  середине порога под
скалу   левого   берега   и  бочка  после  водопада  с  сильным
противотоком.  До водопада дойти не удалось. Катамаран лопнул в
одной  из  бочек  и  экипажу  едва удалось зацепиться за правый
берег  чуть  выше притока. После титанических усилий вылезли на
верх,  так  и  не  дойдя  около  километра по воде до моста. На
печальной  ноте был закончен сплав по верхнему течению Голубого
Нила.




     Нас  было  девять  человек,  и в каньоне кто-нибудь всегда
находился  на  берегу.  А  поскольку  в  каньоне берег это там,
где-то высоко и далеко, то фактически этот человек гулял сам по
себе  и создавал массу трудностей и волнений тем, кто плывет. В
конце сплава все получилось нескладно, и неприятности нарастали
как  снежный ком, готовый нас раздавить. Читай и не делай таких
ошибок.  После  того,  как мы вошли в последний каскад и лопнул
проходящий  катамаран,  а во время обноса страхующего судна был
украден  ремнабор,  на берегу оказалось пять человек: один - на
левом  берегу  каньона, переправиться через который в обозримом
месте  невозможно, а до моста предположительно остается 4-5 км.
Было  принято  решение  продолжить  сплав  одним  судном (самые
последние   пороги  полностью  еще  не  видели,  а  с  большого
расстояния  и  высоты,  то  что  видно,  особого впечатления не
вызывало), а четверым идти берегом до воссоединения группы. Уже
было  около  17 часов и светлого времени оставалось мало, берег
труднопроходим,  т.  к,  река  в  этом  месте пересекает горный
хребет.  Наскоро собравшись четверо ушли , (экипаж руководителя
группы)  т.  к,  предполагалось,  что  по  берегу  пройти будет
сложнее.  До  темноты  было  пройдено  около  2 км, т. к, берег
крутой  и  густо  зарос  колючим  кустарником,  близко к обрыву
каньона  идти  нельзя,  и  правее  тоже  - стена более древнего
русла. Ночевать пришлось поднявшись метров 300 по склону в нише
отвесной  стены,  т. к, палатку поставить было невозможно из-за
крутизны.  Ночевка  была  сидячая без огня. Ночь была с сильной
грозой.  Набрали  дождевой воды и ее пили. Волновались за друга
на другом берегу (он эту ночь провел тоже под скалой без огня и
еды,  недалеко  от  разрушенного  моста)  и  экипаж  у реки (не
хватило  всего  около 30 см подъема воды до затопления полочки,
где они ночевали). Еще в темноте собрались и стали вылезать еще
выше  и  вниз  по  реке  (вечером  видели,  что  каньон притока
непроходим  и  надо  вылезать  метров  на 200 до первого уровня
плато).   Часам   к   8-9   оказались  на  относительно  ровных
пространствах.  Каньон притока близко к устью, непроходим из-за
нависающих  стен  в 100-200 метров, а правый берег еще выше, т.
к,   подрезана  гора,  до  верха  которой  еще  метров  200-300
крутого  склона.  Поднялись  вверх  по  притоку и "местные" нам
показали  козлиный  спуск  вниз, уверяя, что там есть мост (они
показывали  это укладывая палку между двух камней). По отвесным
кручам свалились к реке, по полированным скалам поднялись вдоль
воды  еще метров 500, и нас подвели к месту, где ширина притока
метров  20.  Густой  от грязи после ночного дождя поток кубов в
50-60,  ниже  и  выше  узости  порог 6 к. сл., гладкие скалы на
берегах, вызвал страх и недоумение. Моста-то нет! Из тайника на
стене  достали  веревку  (самодельная  из  лиан) и один местный
парень,   раздевшись,   переплыл   поток.   Переправили  вещи и
переплыли  все  по  очереди,  страхуемые  веревкой,  вынужденно
доверившись местным и их опыту. Очень трудно вылезли из каньона
на  другом  берегу  и,  обходя гору, через пару перевальчиков в
хребтах,  сильно набирая и теряя высоту, во второй половине дня
подошли к Нилу. Увидели внизу мост. Когда спустились к воде, то
наших  там  не  оказалось.  По  веревке переправились на другой
берег,  нашли  там  своего  друга и вернулись обратно на правый
берег. Было воскресенье и у моста проходил сход главарей кланов
и   племен  (видимо  был  и  еще  какой-то  праздник).  Зрелище
впечатляющее!  Но  страшновато,  т.  к, все мужчины при оружии.
Часть  его  все  время  в  руках, а часть стояла в пирамидах по
клановому  признаку.  Всего  было  семь  вождей, которые сидели
отдельно   и  совещались,  а  их  охрана  и  боевики  'пировали
отдельными  группами  в зависимости от занимаемого положения. В
пик  сборища было человек 200. Нас угощали местными кушаньями и
напитками  (еда  по нашим понятиям не съедобна, а квас, брага и
самогон  вполне  употребимы,  хотя  наш  самогон  лучше), самый
главный  из  семерки  приставил  нам  парня  в  охрану, который
отгонял  слишком  назойливых  и  нищих  воров, к русским особое
отношение.  Под вечер, решив все вопросы, изрядно выпив и поев,
устроили  салют  из  всех  стволов  и  разошлись.  Мы поставили
палатку,  и  приготовив ужин, легли спать в полном одиночестве.
На  следующее  утро  по  другому  берегу  пришли  двое  наших и
убедившись,  что мы в сборе ушли к судну. Договорились, что они
тщательно  осмотрят  два оставшихся порога и к обеду приплывут.
До вечера никто и ничего не приплыло. Было грустно и тревожно.
     Судно  в этот день проходя порог лопнуло и экипаж оказался
на  берегу отрезанным каньоном притока на стрелке. Внизу стоять
негде. Разобрали судно и вылезли наверх. Тащить два ката они не
могли  и  капитан  пошел к нам за подмогой (т. к. местное племя
оказалось  агрессивным  и  растащило  у них почти все вещи). Не
успел  он отойти, как был захвачен вооруженной группой и уведен
в  горы.  Оставшимся было жалко бросить все снаряжение и идти к
дороге.  Они  не  знали,  что  гонец  захвачен  и  отбиваясь от
местных  провели  остаток  дня  и  ночь,  ожидая помощи. Утром,
переправив  на  левый  берег  человека  (еще  двоих  местные по
необъяснимой причине переправлять отказались), нашли оставшихся
и,  крича  через каньон узнали, что: - один ушел вчера около 12
часов  и  пропал, а остальные, если мы не придем на помощь, все
бросят и уйдут к дороге, т. к, сил уже осталось мало. Узнав все
это,   посовещавшись,   отправили   англоговорящего   и  самого
здорового  к  дороге  в  поселок Мота со всеми вещами с задачей
найти  главаря  (с  ним познакомились накануне) и за деньги или
просто,  пользуясь законами гостеприимства, организовать поиски
пропавшего.   А  втроем  налегке  кинулись  спасать  остальных.
Проделали  обратный  путь за каньон притока, и кого подкупив, а
кого разогнав, и навесив на самых здоровых груз пошли к дороге.
Путь  к  дороге  занял  20  часов движения с ночевкой в каньоне
которая  была  тоже под открытым небом и без огня. Тем временем
двое  с  носильщиками  достигли поселка и организовали отряд на
выручку  захваченного.  За  нашим человеком на третьи сутки его
плена   пришло  30  вооруженных  парней,  которые  благополучно
привели  его  в поселок Мота. Туда же одновременно пришел и наш
караван  к  концу  второго  дня. Нам думается, что все обошлось
благополучно  потому,  что  мы  русские,  а  к  русским  особое
ностальгическое отношение: не зря же мы им помогали и вооружали
на  протяжении  многих лет! Скорее всего если бы на нашем месте
оказались  бы другие европейцы, то все бы кончилось трагически.
Машина  до  поселка Дайджен была уже заказана и к середине ночи
мы  оказались  в  гостиничных номерах изрядно выпив и поев. Так
закончилась  активная  часть  нашего  путешествия. Была сильная
усталость и радость, что все вместе и живы.




     Пройденный    маршрут    по    нашему   мнению   полностью
соответствует требованиям 6 к. сл. Имеет различные по характеру
препятствий  участки  с большим набором локальных и протяженных
порогов,   интересную   природу,   возможность   ознакомиться с
труднодоступными районами страны. При наличии времени позволяет
посетить  культурные  и  исторические объекты. Но рекомендовать
его можно только сплоченной группе с духом авантюризма и опытом
нескольких  совместных  экспедиций.  Для  больших катамаранов и
плотов  срок  с середины сентября по ноябрь, а для мелких судов
не  раньше  середины  октября  и  по январь. Весной будет очень
много заразы и мало воды.
     Обязательно      надо      иметь      хорошую     аптечку,
проконсультироваться  у  специалистов по тропическим болезням и
сделать  прививки.  При  пребывании в стране более трех недель,
надо  профилактически  принимать  медикаменты от малярии и ряда
кишечных  инфекций,  что  бы  не  остаться в стране на лечение.
Нужно  иметь  емкости  для  питьевой воды, систему фильтрации и
обеззараживающие  средства.  Здорово  поможет газовая горелка и
фонарь,  т.  к,  с дровами плохо. Зеленые не горят (да и рубить
особенно  не желательно), а сушняк тщательно собирается местным
населением,  т.  к,  в  стране нехватка топлива. Все продукты и
почти   все  мелочи  можно  купить  в  столице,  поэтому  кроме
специального  снаряжения  и  личных вещей ничего брать не надо.
Каждый  килограмм  свыше  20 стоит в перелет 80000 рублей и мы,
например,  кушали сахар по 85000 рубчиков за кило - было обидно
и  стыдно  за  глупость. В стране все есть, а голод потому, что
это все не на что купить.
     Вполне  приличные  и  недорогие  сигареты, а джин местного
производства  дешевый  и отличного качества. Его нам посольские
порекомендовали  пить понемногу три раза в день для дезинфекции
без   закуски   и   натощак.  Выполняли  пунктуально.  Помогло.
Каждодневная  и праздничная еда Местного сельского населения (с
городским  опыта общения почти не имеем), для нас совершенно не
съедобна. Основное блюдо это блины из муки просяной культуры на
треть  с  красным  тертым  перцем,  которые макаются в отвар из
специй  на  растительном  масле. Жуткая вещь. Выращивают горох,
кукурузу, фасоль и все другие овощи (нигде не видели картошки),
но видимо только на продажу в города. Растут бананы, апельсины,
манго  и  много других экзотических фруктов. А вот кофе отлично
готовят  везде  - от европейского типа отеля, до лачуги нищего.
Умеют, если хотят.
     Очень  сильно  мешает  языковой  барьер,  не  понимание их
обычаев,  законов,  уклада жизни. Даже язык жестов очень сильно
отличается от нашего. Письменность и цифры - свои знаки, нам не
ведомые.
     Вдоль  реки  тропы  нет,  т.  к, территория поделена между
племенами и родовыми кланами. Граница для более слабого племени
-  табу.  За  пересечение  ее  могут и убить. Поэтому население
знает  участок  реки всего на несколько километров и совершенно
не  ведает,  что выше и что ниже. Вся информация, почерпнутая в
месте  начала  сплава  оказалась ложной. Хорошо было показано и
рассказано  только  вокруг  водопада.  На  реке нами не пройден
порог   "Цунами",  входные  100  метров  "Большого  каньона", и
выходная  часть  последнего  порога,  ну  и  конечно участок от
второго  португальского  моста  до моста в Дайджене. Все, кроме
негабаритной  узости  во  входе каньона. проходимо. Нужно иметь
больше времени на сплав - и все будет пройдено.


       маршрут  отличный, но лучше 2-3 года воздержаться от его
посещения. В стране будет больше порядка и не будет так опасно.
Успехов  вам  друзья,  и  если  вы  все-таки собираетесь, то не
пожалейте времени приехать и распросить руководителя.  Сидя  за
одним столом, узнаете много интересного и полезного

Популярность: 7, Last-modified: Thu, 19 Mar 1998 14:19:42 GmT