---------------------------------------------------------------
 From: Alexei Savvateev (asavvate@nes.cemi.rssi.ru)

 Помещенный ниже текст написан моим учеником в 57 школе
 Сашей Паниным (10-в класс).
---------------------------------------------------------------

    Я интересуюсь русской архитектурой, более всего - усадеб-
ной. Из архитектурных стилей люблю классицизм. В этом стиле и
построено  большинство подмосковных.  Однако во многих усадь-
бах,  кроме классицистических  или ампирных  жилых   построек
и парковых павильонов, есть и постройки других стилей. Обычно
это  подражания экзотической архитектуре  (псевдоготика, "ки-
тайщина", "туретчина"), здания совершенно разного назначения,
даже  противоположного: и "забавы", и службы. Они или скрыва-
ются в глубине парка, или (опять противоположное!) подчиняют-
ся классицистическим принципам планировки, легко встраиваясь,
например, в ансамбль парадного двора или аллеи. Подобное мож-
но видеть в усадьбе князей Волконских Суханово.
    О Суханове я заговорил не случайно - я там был, и не один
раз.  Я обратил внимание на его фотографии в "Истории русской
архитектуры" (СПб, "Стройиздат", 1994), в издании А. Н. Греча
(в альманахе "Памятники Отечества", N32, был  опубликован его
"Венок усадьбам"). А в январе сего (1998) года, возвращаясь с
мамой из Остафьева, я заехал (тоже, естественно, с ней) в Су-
ханово.  Меня подтолкнули к этому документы в отделе "Русская
усадьба" в  Остафьеве, да и по дороге было.  Когда мы вошли в
парк, уже темнело.  Снег, сумрак, тишина, горящие окошки Кон-
ного двора,  другие здания, слегка уже обветшавшие, - все за-
ворожило  нас.  И в течение зимы мы ездили в Суханово еще раз
пять.  Я очень любил гулять по тихой засыпанной снегом усадь-
бе среди ее немых, закрытых на зиму построек. Это зимнее "ли-
цо" усадьбы. Летнее - зеленый пейзажный парк с зелеными полу-
заросшими верхними прудами, видами на огромный нижний пруд от
ротонды  (Храм Венеры, дорический ордер),  на поле с высокого
склона - от мавзолея.  Зимой и летом усадьба выглядит по-раз-
ному, и мне лично больше нравится зимнее Суханово.  Наверное,
потому, что именно зимой увидел его впервые.  А может быть, и
не только.
    Однако  я слишком увлекся лирическим описанием и воспоми-
наниями о первой поездке. Посмотрим на Суханово с архитектур-
ной стороны.
    Главный  дом - большой,  двухэтажный,  в  стиле  строгого
классицизма - по традиции  разделяет  парадный  двор  и  парк
(точнее, пологий  спуск к пруду).  Как часто бывает в подмос-
ковных  усадьбах,  да и в московской архитектуре,  в нем есть
что-то курьезное, какие-то отступления от канонов и принципов
идеального (да хотя бы от петербургского) классицизма. Напри-
мер,  неканонический антаблемент, к тому же  не протянутый по
периметру здания, а выполненный лишь над колоннами (в портике
паркового фасада и полуротонде главного; остальная часть зда-
ния  завершена просто карнизом); разорванный карниз мезонина.
Нижний этаж рустован и "включен" в большой ордер (имеет ли он
статус цокольного, остается загадкой).  Кроме того, меня уди-
вили нехарактерные для строгого  классицизма (не ампира) зам-
ковые камни на окнах парадного этажа.  На фасадах есть и ори-
гинальные украшения в виде кругов и треугольников над окнами;
они  почему-то  сдвинуты с середины "крыловых" (расположенных
по сторонам от портика и полуротонды) частей фасадов.                                          ?
    К сожалению,  после  передачи  Суханова в 1935 году Союзу
архитекторов дом был  сильно  перестроен.  Мне довелось побы-
вать  внутри,  и я думаю,  что от прежней планировки остались
лишь  парковый вестибюль, лестница и центральная часть парад-
ного этажа.
    Основательно  перестроен был и ансамбль мавзолея.  Уцелел
(и то несколько изменен)  лишь сам мавзолей, круглое здание с
куполом и дорическим портиком ниже основного объема. Чувству-
ется,  что  ордер в оформлении этого здания не играет главной
роли, и оно не является строго классическим; постройка не бы-
ла и оштукатурена (еще одно отступление от классицизма).  Од-
нако при перестройке мавзолей оштукатурили; весь новодел так-
же стилизовали под классицизм.
   Неподалеку  от главного дома находится небольшое одноэтаж-
ное  классицистическое  зданьице с рустованным  ризалитом, не
слишком интересное наружным оформлением.  Но заглянув внутрь,
в окно,  я удивился.  Помещение (и не одно, как я потом выяс-
нил, посмотрев в другое окно) было перекрыто сомкнутым сводом
с распалубками для окон. Я думаю, что это для конца XVIII ве-
ка несколько странно, тогда бы применили скорее плоское дере-
вянное  перекрытие.  В помещениях подклета Кусковского дворца
использованы  такие же своды, но, во-первых, он несет на себе
весь дворец, а во-вторых, он вполне мог остаться с более ран-
него  времени  (от старого дворца). Отсюда мои предположения:
либо постройка имела второй этаж (что косвенно подтверждается
рустовкой  ризалита),  либо  она была сооружена раньше и лишь
перестроена в стиле классицизм.  А возможно, там была кухня и
своды были устроены в целях пожарной безопасности.
    Мимо  этой постройки и двухэтажного флигеля с балкончиком
на  трехчетвертных  дорических колоннах и ионическим портиком
на боковом фасаде  идет аллея,  соединяющая  парадный двор  с
другой аллеей, которая начинается под полуэллиптической аркой
псевдоготического  (или, скорее, псевдороманского), замшелого
уже,  моста,  обведенной  белым камнем.  Справа от этой аллеи
(если смотреть со стороны моста)  стоят четыре здания. Первое
из них - странная постройка с островерхой башенкой. Наверное,
это какая-то служба. Рядом находится ампирный корпус, затем -
Конный двор,  любопытное  псевдоготическое  зданьице, далее -
еще один ампирный корпус, симметричный первому.
    Больше декоративных построек,  кроме пилонов ворот нового
главного  въезда, в усадьбе  теперь  нет. Много малых форм не
сохранилось. Зато сохранились парковые фонари с клеймом заво-
да  и - совершенно неожиданный предмет - копия (без каменного
основания)  царскосельской  скульптуры девы с разбитым кувши-
ном. Сейчас эта копия находится в плохом состоянии: нет паль-
цев  (как раз там  должна была  находиться ручка от кувшина),
разбито  основание,  в металле обнажились раковины, образова-
лись дыры.  Наконец, вряд ли она изначально находилась на том
месте, где стоит сейчас, - у склона возле мавзолея.
    Планировка парка в настоящее время видится странной. Воз-
можно, отчасти это объясняется тем, что главный въезд перене-
сен от моста, что аллеей, расположенной по оси дома, не поль-
зуются, что многие постройки исчезли.  Однако ясно, что и из-
начально планировка даже центральной части усадьбы (а она за-
частую  и в усадьбах с пейзажными парками регулярная) не была
строго правильной.

    В  заключение  хочу сказать, что Суханово, обладающее па-
мятниками московского ампира, в том числе мавзолеем, значите-
льным среди построек этого назначения, и строгого классицизма
(главный  дом), находящееся недалеко от Москвы, можно и очень
желательно  превратить в архитектурно-ландшафтный заповедник,
восстановив постройки, по возможности реставрировав парк.

    Для тех,  кто заинтересовался Сухановом, сообщаю, что до-
браться  туда можно автобусом N379 от станции Бутово Курского
направления МЖД или (тем же автобусом) от станции Расторгуево
Павелецкого направления. Остановка называется "Дом отдыха Су-
ханово", в усадьбе и теперь дом отдыха архитекторов.


Популярность: 2, Last-modified: Thu, 17 Sep 1998 15:41:56 GmT