--------------------------------------------------------------
Если вы используете Netscape и имеете большую  скорость  связи,
то можете получить более красивые версии этого же документа:

     С небольшими Inline-картинками. 100 Kb
     С БОЛЬШИМИ иллюстрациями.       500 Kb
---------------------------------------------------------------

          Комментарий к карте Сев. Карелии 1:200 000
             Составлено в авг. 1994  М.Н.Шумаковым

      Данное описание является скорее комментарием к 2-км карте
Сев. Карелии, чем описанием маршрута. Карта (Аква  ЛТД,  1993),
хотя   и   "составлена  по  состоянию  местности  на  1975  г."
достаточно точна, поэтому   описывать очевидные места не стоит.
На  карте  обозначены высоты с шагом 20 м, что позволяет вполне
достоверно  предсказать  характер  местности.
 Например:  южный  берег  оз.  Боярского имеет высоту 129 м при
уровне озера 80 м.  Вывод:  имеется  крутая  горка,  с  которой
открывается  вид  на плоскую равнину, видны соседние озера. Под
горкой большая глубина и большая рыба.  В  целом  -  красиво  и
интересно.
       Для  сравнения:  уровень  Энг-озера 71 м., большая часть
берега - ниже 80 м., макс. высота берега - 85 м.  Вывод: берега
не  очень  интересны,  места  лова рыбы трудноопределимы, много
морошки...

    Северная Карелия, 20 дней, 12 ходовых дней, семейный поход.
Маршрут:

       Оз.Боярское  -  Кулемжа-  Пирт-озеро-Пирт-озеро- волок в
Княж-озеро - волок в оз. Ульманга - проводка  в  оз.  Овечье  -
Пулома  -  Энг-Озеро - Верх.Куземка - Верх. Кум-озеро - волок в
Ниж. Кум-озеро - Кузема.



  Таймень -3:
Шумаков М.Н.  1950 г.р. - руководитель
Шумакова Л.М. 1949
Малик Е.А.    1975    (Таймень-3)
  Таймень-2:
Шумаков С.М.  1976
Мухтаров Д.В. 1974
Горшенина А.М. 1975    Водный опыт: 1 год.

      Водный опыт остальных участников: с пеленок, но не  выше 2 ка-
тегории. Для 18-дневного похода 6 чел. на лодках T-3 +  T-2 довольно
необычно. Вес участников - достаточно средний: 90, 60, 80 кг  - T-3,
67,65,55 - T-2.). 110 кг. продуктов (т.е. вволю). Легкое (для горно-
го туризма) снаряжение. 10 кг. рыболовных снастей.
      18 дней,  из них 10  - ходовых, Предельно хорошая погода, пре-
дельно малая вода, много пожаров, мало грибов, комары только в насе-
ленных пунктах, ягоды собирали в  купальных  костюмах,  купались  по
разную сторону скал (это я о купальных костюмах, характере местности
и количестве туристических групп).
      Маршрут от Боярского интересен тем, что  позволяет в спокойной
обстановке съесть наиболее тяжелую часть продуктов перед прохождени-
ем  широко  известного  маршрута  Энг-озеро - Воньга.  Местность  до
Энг-озера красивее, чем после него,  на  Воньге  похожая местность -
между Синдам-оз.  и Муром-озером. Вода неспортивна. Рыбалка хорошая,
ягод много, мест для стоянки немного, но людей еще меньше.

      Приезд: ст. Боярская, 50 м. от середины поезда  до места сбора
байдарок. От хвоста и головы, предположительно, столько же. Приехали
на закате.
      Озеро красивое. На островах есть стоянки.  Перевернутое "T" на
карте  -  это  камни. Почему-то не все в это верят, а потом долго из
них вылезают, хорошо что в штиль, но плохо что поздно вечером.


       Рижский  9:06, 11:20. 13:52, 17:18 ст. Румянцево вперед,
направо, 100 м шоссе по шоссе  до  моста  через  речку,  налево
автобусная  остановка,  тропинка  ближе  к  реке по тропинке до
леса. 6 км.

      Входим  в  узость правее высоты 129. Высота напоминает  ураль-
ские, "камни", фотографируемся на воде на ее фоне и, как ни странно,
фотография получилась.  В самом узком месте  - перекат, перед  ним -
две малоприметные стоянки.  Морошка.  В отвес, на глубине  >  6 м. -
крупный окунь, на перекате - мелкий.  На муху - хариус, но мух всего
три. Хариусов - столько же.
      После переката слева - скалы, с них - вид на  окрестности. Под
скалами глубина, сверху  видна крупная рыба. На островке слева днюет
группа. Группа - большая, озеро - тоже Большое, но только  по назва-
нию. Порожек с волной 40 см, прямой, 50 м. В  малую  воду - просмотр
(остатки плотины).

Картинка
Картинка
Картинка
Картинка

      Остров посреди  оз.  Кулежма  обходим справа, ближайшая стоянка
выглядит сказочно (пляж, скалы, сосны, поляна, отмель, глубина, печ-
ка для бани). Есть и еще стоянки.
      Пирт-озеро менее  интересно.  Стоянок много. Из Амбарного при-
ехали 2-3 моторки за морошкой. Следы свежепотушенных пожарчиков: од-
на моторка оставляет костерчик, другая - тушит пожарчик. История чи-
тается по следам на песке.
      В связи с большим пожаром на оз. Заячье принимаем решение идти
волоком. Для справки: плыть было бы быстрее. Ручей  из оз. Б.Княжево
непроходим, в большую воду, наверное - тоже. Волок проходит почти по
долготе 33 30, по западному  краю малого озера. Некоторые (мы тоже)
через малое озеро плывут, некоторые - волокут по  берегу, по морошке
и клюкве. Тропа хорошо натоптана. До малого озера - в сапогах, затем
- в  кроссовках. На малом  озере наблюдали большие (сотни штук) стаи
50-100 г. окуньков на глубине 0.5 м. Парочку поймали на спининг.

      В оз. Княжево можно плохо стоять в конце волока. Следы костра,
почти на метр ушедшего вглубь торфа, готовим обед, потом очень долго
заливаем свой костер. Находим стоянку  на  другом  берегу,  напротив
конца волока, на вырубленном  холме.  Можно дневать, но не советуем,
лучше освободите место для следующей группы,  3-4  группы  в  неделю
здесь ходят. Есть  еще маленькие стоянки  на левом берегу  и  глухая
лесная стоянка в начале следующего волока.

      Волок оз.Б.Княжево-оз.Ульманга начинается из самого южного  (а
не самого юго-западного!) залива. Меньше 2 км., в  кроссовках. В сы-
рую погоду сапоги  могут понадобиться в месте перехода через зимник.
В конце  волока -  стоянка, годится для ночевки, но  на озере - нес-
колько стоянок для хорошей  дневки.  Ближайшая - на скальном мысочке
северного берега узкого восточного залива. Есть стоянка слева от ис-
тока ручья. Морошка на южном берегу и по зимнику. Черника была зеле-
ная, не отслеживали. Плотва, окуньки, щурята. В ручье  (по слухам) -
форель.

      Ручей в Овечье. Падение воды -  6 м на 2 км, но основное паде-
ние, естественно, приходится на несколько сот метров. Таймень-2 про-
водится  легко,  Таймень-3 - с напряжением. Напрягались вчетвером  и
сделали дыру, причем выше ватерлинии.  Где  таскают  катамараны - не
поняли.

Оз. Овечье
      Оз. Овечье - привольно, красиво, множество стоянок.

Но  дневать  не надо, потому что Пулома еще  красивее, острова,
мысы, скалы, короткие перекаты, уютно и романтично. Правда,  на
Пуломе  труднее   приткнуться  большой  группе. Но нижняя часть
Пуломы, примерно  6  км.,  -  болото  и  осока.  Многочисленные
туристы с Энг-озера проходят эту осоку и встают в первом заливе
направо перед первым (или вторым?)   снизу  перекатом,  большое
количество  стоянок  на  небольшой  площади, в не очень хорошем
месте перед началом очень хороших мест. Мораль: если  Вы  идете
по  Пуломе  сверху  -  днюйте  пораньше. А если Вы идете по ней
снизу - идите подальше.

       Энг-озеро . Пожары в местах сбора  морошки.  Подошли  к  одному
чтобы потушить  (остров  южнее  Домашнего).  Туристской  стоянки нет
(негде). Следы костерка с низкими (не туристскими) рогульками. Пожар
низовой, торфа мало, мыс узкий,  отрезан  мокрым  болотом, деревья -
редкие, пожар - дотлевает, распространиться некуда. У морошки сгора-
ют листья,  но на стеблях  - горячие печеные ягоды, довольно вкусно.
Залили пару сосен и ушли. На юго-востоке - пожар чуть  более мощный,
на материке.
      Замечание по поводу рыбалки: Считается, что  на Энг-озере рыбы
нет. Но есть утверждение что  просто  ее надо ловить на мормышку  на
больших ( > 5 м)  глубинах.  Не проверяли, просто поплыли, пока  нет
встречного ветра, туда, где есть рыба попроще.
    Перед подъемом по  В.Куземке  удобно ночевать на длинном пере-
шейке  через  Пильд-озеро. С севера есть пара стоянок, находящихся
в стороне от основного потока туристов. Есть стоянка и в 100 м. к
северу от южного моста автодороги.

      Благородную карельскую  привычку  ложиться утром, а вставать в
полдень  лучше  оставить. Куземка узка, бурна, извилиста и  красива.
Стоянок немного, при  движении вверх они ищутся медленно. До первого
мостика удается идти в сапогах, затем лучше идти в плавках  и кедах.
Кеды или кроссовки можно найти  у  костров, где их сушили и  прожгли
те, кто шел по Куземке до Вас. Вам же сушить  кроссовки  до выхода в
Кум-озеро советуем только на солнце. Мостиков больше, чем обозначено
на карте, под нижним из них мы протолкнули лодки и  пронырнули сами.
Но можно было обнести. Остальные - проводятся или проходятся.
      Шли неспеша, 5 ходовых часов,  ночевали  на  восточном из двух
направленных друг навстречу  другу мысов Чел  - озера. В  протоке  -
слабое течение. Стоянка не очень удобная, но красивая. Еще есть сто-
янки  восточнее  на этом же мысу,  и  , естественно, возле шоссе.  С
23.00 до 24.00 Л.М. поймала 3 кг. плотвы на глубине 10 см в 50 см от
берега, на  хлеб. Более опытные рыболовы  узнали об этом,  когда она
вытащила плотву на  800  г. и закричала, что  поймала  леща. Но клев
кончился.
      Наиболее мокрая проводка начинается под мостом автотрассы. За-
мерзнуть не бойтесь,  работа согревает. А свежая вода смывает трудо-
вой пот. Вода  прозрачная, на дне видна различная туристская утварь.
Это от тех, кто шел вверх "корабликом". В одном омутке  под порожком
решили понырять  с маской. С  глубины 1,5  - 2 м.  достали сумку  -
сгнила, один котелок - взяли, одно ведро - не понравилось  - велико-
вато - и мы его повесили на дерево.
      Внимание! На спокойной воде выше моста не надо плыть на восток
слишком долго. Старица кажется "главнее" основного русла.
      На сев. Хоттом-озере стоянок много, например, на восточном бе-
регу севернее мыса,  где  цифра "79" - был  виден  пляж, где дневала
большая группа. Вдали проехала моторка. Наверное-  завезена на маши-
не. Впадение Куземки трудно увидеть даже с 20 метров, но в тихую по-
году можно услышать. У нас был  ветер и мы не услышали. На карте все
изображено правильно, мы же заподозрили ошибку или изменение и поте-
ряли 1.5 часа на поиски. Устье - в небольшом С - образном заливчике,
за осокой,  ширина потока всего 3 метра, впадает  под острым углом к
береговой линии озера, лес  "черный",  деревья нависают над речкой и
она незаметна. Течение сильное. Идем в проводку.
      Следущее, безымянное озеро. Без особых удобств можно переноче-
вать на южном берегу, в ста метрах от истока, что мы и сделали. Мож-
но и на северном, но там - следы свежего пожара.
       Кок-озеро . В  самой восточной части -  камни, мель, за  ними -
стоянка, за ней - щель торфяного озера с черной водой,  черными оку-
нями и черными щуками. Кажется, были и еще стоянки. На  островке по-
тушили маленький  пожарчик.  Черничник,  оказывается, может ярко го-
реть. Незатушен костер на рыбацкой стоянке.
      От Кок-озера до Верх. Кум-озера - без затруднений.



      Речка узкая,  относительно  глубокая  и  извилистая с большими
камнями. Пороги  вверх проходятся проводкой, болотных сапог недоста-
точно. "Кораблик"  рискован. Помогает подтягивание на длинной верев-
ке, но  в этом стиле скорость подъема вдвое  ниже чем вброд. Поэтому
надо или идти в хорошую погоду или иметь хотя бы нижнюю часть гидро-
костюма. Однако домашний анализ фотографий показал, что максимум ве-
селости на лицах пришелся именно на подъем по В.Куземке. Подъем мож-
но сделать  за два ходовых дня,  если начинать движение  пораньше, а
кончать так, чтобы успеть посушиться  на  солнце.  Рыбалка  хорошая,
особенно на  удочку, ягоды  есть. Вниз идет по 1-2  группы в день (с
Керети), вверх, кроме нас, шла одна семейная пара.



      В истоке В.Куземки, на южном берегу стояла автомашина и мотор-
ная лодка. Больше людей на озере не видели. На спининг  активно брал
окунь, на  удочки не ловили. Серия  отличных стоянок на  мысах южнее
истока В.Куземки.  Во время перекуса на  одном из мысов,  в отличную
погоду, нас застал короткий шторм. От полного штиля до полного штор-
ма прошло не более 5 минут. Приблишение дождя и первого  шквала наб-
людалось в течение 20 минут на  глади озера, если бы шквал шел с бо-
лее закрытого направления, обнаружить его не удалось бы.
      Лодки были заблаговременно заведены за скалу в бухте, но из-за
непрямых волн их все равно пришлось вытащить на  берег. Шторм длился
менее 30  минут и шел,  видимо, узкой полосой. Высота волн составила
60 см, крутые, с пеной. Через час снова был штиль.
      На южном  берегу  Кум-озера лес вырублен. Гравиевая лесовозная
дорога продлена и идет с высоты 116 на запад, по касательной к южной
части озера. Волок на  Нижнее  Кум-озеро начинается с точки, находя-
щейся чуть северо-восточнее самой южной точки  озера. Просеки, нари-
сованные на  карте, есть. Нет леса в котором  они проделаны. Машин и
людей не видели. Стоять (неэстетично) можно в голой вырубке в начале
волока, да и по всей длине волока на буграх (слабо выраженные морен-
ные гряды). Эстетичная, но с неровным полом стоянка  есть с северной
стороны западного окончания большого острова. Столб  в начале волока
малозаметен среди окружающего вырубленного безобразия. Можно  выйти
на  дорогу,  и, пройдя  по  ней,  обнаружить  тропу.  Тропа  идет на
юго-восток к  западной оконечности узкого километрового озерца. Там,
на гряде, место перекуса, а для некоторых - и ночевки.  Есть стоянка
и на восточном берегу озерца, за 10 минут перехода по озерцу на спи-
нинг несколько раз  хватала мелкая щука. Восточный конец озерца упи-
рается в гравиевую  лесовозную дорогу. С нее видно Нижнее Кум-озеро,
но короткой тропы мы не  нашли  и поволоклись по дороге влево,  нес-
колько сот метров. Дорога накатана, но машин не видели. Лодки стави-
ли на том месте, где водители оставляют бутылки после отдыха  на бе-
регу озера.
      На Нижнем Кум-озеро можно сделать дневку,  но  еще  лучше  его
пройти, пока не поднялся ветер. Опрошенные нами в  Москве, на Воньге
туристы как  один говорили,  что три дня ждали на  нем погоды. То же
самое говорили туристы, которых мы догнали на Куземе. Сами мы видели
вечер штиля, день ровного крепкого ветра и утро штиля. День ветра мы
провели на отличной стоянке на островке на входе  в большой северный
залив (65г31' с.ш. 33г5' в.д.).

      До оз. Кутно - один день. Вода ровная.  Встречены туристы, не-
удачно (из-за малой воды) пытавшиеся идти по Ниж. Кум-озерке - волок
на  Кукш-ручей  и Поньгому. Рассказывают, что Поньгома интереснее  и
красивее Воньги и  Куземы. До Кутно  со стоянками нет  проблем,  но,
из-за близости трассы,  неинтересно.  Река широкая, течения нет. По-
рожки не запомнились. На Кутно, где слово "Изба" - стоянка. Терпимые
стоянки слева в восточной части  озера.  Прячемся  от ветра, дневка,
рыбачим на первом перекате ниже озера - на хлеб идет  крупный окунь.
Самый крупный окунь, правда, бьет по поплавку.
      Мостик ниже Кутно обносится. После  него  -  очень узкая, быс-
трая, красивая речка в крутых  берегах,  поросших  редким  сосняком.
Жор. Щука хватает блесну, отпущенную от лодки на один - пять метров.
По-нормальному спининг бросить некуда. К счастью, из-за того, что на
спинингах стояли не  нормальные  щучьи колебалки, а хилые новомодные
вращалочки, несколько щук  уходят с крючками, а две наиболее крупные
- с блеснами. Тем самым удалось удовлетворить охотничий  азарт щук и
молодых рыболовов, а  также не слишком перегрузить лодки перед поро-
гами.
      Причина  жора  неясна, погода стояла ровная, время -  полдень,
река имела ширину от 3 до  7 м глубину до 1.5 метров. Возможно, щука
собралась из тихой воды в быструю.
      Затем начинается река шириной 10-15 м, глубиной до  2 м, прак-
тически без течения, берега часто торфяные.  Периодически - порожки,
которые проходятся скребя днище, берега на порожках, как и положено,
покруче и посуше. Стоянок мало, четких примет нет, и мы быстро теря-
ем представление  о том, где  находимся. Лес, до самого устья, моло-
дой. Есть участки километров по 10  без  единой  приличной  стоянки.
Правда, много мест для аварийной  стоянки.  Первый  переход от Кутно
получается очень  долгим,  но относительно спокойным. Второй переход
заканчивается тем, что начинается то, что остается от  порогов в ма-
лую воду,  скорость движения резко  падает и мы становимся на ночлег
километрах в 15 от станции Кузема.
      Общее падение воды в Куземе -  82 м. Но почти 50 из них прихо-
дятся на последние 20 км. И все эти двадцать километров  русло зава-
лено крупными камнями. Характерный размер этих камней подобран опти-
мально: диаметр близок к  глубине  воды. Поэтому на каждые несколько
метров приходится  хотя бы один  камень, на который садится лодка. И
на те же несколько метров приходится хотя бы  один промежуток, кото-
рый нельзя пройти,  не зачерпнув болотные сапоги. Поэтому экипаж шел
по  берегу,  а задачей капитана являлось посадить  лодку  на  камень
только после того, как сам капитан миновал глубокий промежуток. Пос-
ле чего лодка со скрипом перетаскивалась через тот  камень, на кото-
ром сидела.
      Несколько раз реку зажимало скалами и нам удавалось прыгнуть в
узкий глубокий метровый слив - желоб и затем  проплыть несколько де-
сятков метров по нижнему омуту. Молодежь на T2 делает это втроем, T3
- вдвоем. Затем опять экипаж идет по берегу.
      След впереди  идущей лодки прекрасно прослеживался по запутав-
шимся в  водорослях ярко-зеленых крошках лодочной резины. Физическая
нагрузка на капитана  заметно  превышала ту, что приходилось испыты-
вать при волоках и подъеме против течения. Все  протекторы были про-
терты и после похода распались  пополам  по  линии стрингеров. Камни
были гладкие, поэтому в собственно лодочной  резине пострадал только
один слой. Редкие случаи, когда капитану удавалось проплыть более 20
м. сопровождались криками типа "я плыву".
      После 4 ходовых часов  начались  места, где капитану одному не
удавалось перетащить лодку  через камни. Сознание того, что вслед за
нами идут  минчане на плоту типа  "Бублик", больше не  утешает. Пра-
вильными решением было бы прекратить движение по воде, собрать лодки
и добираться по тропе,  которая  тянется вдоль правого берега. Тропа
отмечена на карте.  Однако  мы пошли по воде  дальше  и стали делать
ошибки от усталости. В результате T3 получил дыру длиной 10 см, а на
шестом ходовом  часу T2 получил  серию дыр общей длиной около метра.
Первая дырка экипажа за 5 лет, третий поход 2 категории - и получена
не на плаву. Капитан и матрос  на пороге с 70-см. перепадом не удер-
жались и ухнули в  нижний  омуток, придерживая одной рукой байдарку.
До пос. Кузема мы не дошли 5-6 км.
       Остаток  маршрута  прошли  по  тропе.  Тропа  проходит в
100-500 м.  от  берега,  не  надо  ее  путать  с  теми  мелкими
рыбацкими  тропками,  которые  обычно  идут  километров на семь
вокруг деревень. Большая тропа утоптана и нигде не уже полутора
метров.  В  3  км.  перед д. Кузема тропа переходит через топь,
ходить следует только по гати, желатель- но - с палками.  Шест,
опущенный  между  бревнами гати, легко уходит на 2 метра. Через
гать идем в две ходки.



Всего  было  сделано  3  дыры,  все - при проводке. Кузему надо
проходить  на  лодках,  проклеенных  автомобильными   камерами,
капитан должен иметь гидроштаны. В большую воду последние 15 км
могут быть весьма интересны, и, похоже, потянут на 3 категорию.
Всего  на Куземе нам встретилось 5-6 групп и ни одного местного
жителя.
      В большую воду следует идти до поселка, сбор байдарок или
перед мостом, или - в  губе,  в  устье  Березовки,  выше  устья
ручья,  текущего  с  юга.  Можно  пройти  по  левому, лесному и
красивому берегу губы и выйти  в  Белое  море.  Приливы/отливы,
очень  богатые  черничники  (микроклимат),  рыбалка:  треска  и
камбала.. Только захватите с собой пресную воду. Можно  дневать
на  островках или скалах на левом, лесном берегу губы, напротив
устья Поньгомы. Деревня в устье Поньгомы живописна и напоминает
иллюстрации к "Коньку-горбунку" (деревня на спине кита).


Популярность: 6, Last-modified: Thu, 12 Feb 1998 08:53:44 GmT