---------------------------------------------------------------
From: Константин Бекетов (kandid@mcep.rshmi.spb.ru)
WWW: http://www.tag.spb.ru
Date: 16 Jun 2000
---------------------------------------------------------------
Река Колос. Общее описание.
Река Колос берёт своё начало из небольшого озера Колосъярви,
расположенного севернее ж/д ветки Янисъярви - Суоярви. Урез воды в озере 201
м над уровнем моря. Длина реки от истока до впадения в озеро Тулемаярви - 67
км.
От истока р.Колос типичная равнинная река с уклоном 0.2 - 0.3 м/км,
шириной от 1.5 до 5 м. В местах разливов и болот на первых 10-15 км часто
пропадает под плавучими островками болотной растительности и, кроме того,
проходит через большое количество завалов, бобровых плотин и тому подобных
неприятностей.
В среднем течении, после впадения левого притока р.Витсаоя, уклон
Колоса резко возрастает, плёсы практически отсутствуют. Встречается большое
количество шивер, порогов, следующих один за другим. Уклон составляет 3-5
м/км. Река с разгоном устремляется в каньон "Водопадный". Во время паводка
расход реки в каньоне составляет 35-40 куб.м/сек., скорость течения до 10-15
м/сек., уклон до 20 м/км. Длина каньона примерно 1200 м (вместе с заходной
шиверой), высота скал до 20 м. Каньон классифицируется 6-ой к.сл.
После каньона река проходит ещё несколько сложных шивер и порогов, в
том числе пор.Карманный (3-4 к.сл.), и впадает в Тулемаярви возле
пос.Колатсельга.
Подъезды к началу маршрута - по железнодорожной ветке
Петербург-Костомукша до станций Лоймола или Пиитсйоки, далее попутным
автотранспортом.
(Использованы материалы групп под руководством И.Н.Кошица и Лазебы
А.В.)
На первых километрах от оз.Колосъярви река течёт через завалы, бобровые
плотины, болота. Ниже ж/д моста через 600 м слева небольшое озеро, затем не
отчётливо выраженная река поворачивает направо, и через 0.5 км русло
начинает прослеживаться яснее и сильно петляет. Много завалов. Через 1 км
небольшой овальный разлив. Посередине разлива - высокий каменный остров, с
которого можно определить выход реки из разлива - он за островом (при входе
в разлив курс на остров).
Далее река снова петляет. Встречаются завалы из брёвен. Много бобриных
хаток. Такой характер река сохраняет примерно 1 км. Затем за правым
поворотом слабая шивера 200 м. Через 1 час движения по извилистым плёсам с
завалами снова слабые шиверы, за ними мост. Некоторые шиверы имеют
собственные названия: пороги Дзотовый, Оконный, Медвежий. В среднюю и малую
воду может потребоваться проводка судов. По берегам - следы боёв Второй
Мировой; окопы, колючая проволока...
Под мостом слабое течение. Затем в течении часа плёсы, слабые шиверы и
завалы. Стоянка возможна на левом берегу небольшого разлива, где имеется
сухая возвышенность. Подход от воды неудобный - 50 м по болоту.
Ниже по берегам появляются моренные гряды. Слева впадает р.Витсаоя,
вдвое увеличивающая водоносность Колоса. Количество и протяжённость шивер
увеличиваются. Слева п/х показывается озеро Раялампи с высоким правым
берегом. В конце озера лесистый остров, выход в реку за ним. Через 20 минут
сплава порог Мельничный. По берегам остатки старой мельницы. Перед порогом
небольшой слив, плёс 50 м и сам порог. Проход по центральной струе, валы 0.5
м. Ширина реки в пороге 5-6 м, перепад около 1.5 м. Длина порога 30 м.
Через 200 м низкий бревенчатый автомобильный мост. Возможный обнос - 20
м по прав. берегу. Сразу за мостом автодороги уклон реки увеличивается до
3-5 м/км, начинаются Бобровые пороги, которых всего насчитывается 4 штуки.
Пороги несложные, проходятся с ходу. Между порогами встречаются завалы.
Далее на реке порог Горн, начинающийся сужением русла между каменными
выступами берегов. Состоит из двух ступеней. Первая ступень - слив с
перепадом высоты 1 м, за ним мощный вал; далее 40 м быстротока и вторая
ступень, представляющая собой шиверу длиной 25 м. На входе у левого берега
каменная гряда, по центру крупный камень. Проход логичен правее него.
Ниже порога Горн короткие плёсы чередуются с перекатами. Через 20 минут
сплава порог Лосёнок. Начинается характерным сужением русла, в котором
короткий слив. В русле и по берегам - камни. Проход ближе к левому берегу,
минуя бочки и валы. Далее сразу же слева - приток, за ним на высоком берегу
полуразрушенный бревенчатый дом. За правым поворотом видны остатки
узкоколейки на левом берегу.
Ниже две шиверы длиной 60 и 80 м, разделённые коротким плёсом. После
примерно километрового плёса начинается мощная шивера Каменная, предваряющая
вход в каньон Водопадный.
Просмотр правым берегом, мешает бурелом. Длина препятствия 400 м. В
шиверы валы и бочки, проход по основной струе. Основная опасность - в случае
переворота аварийное судно будет втянуто в каньон Водопадный. После
прохождения шиверы необходимо срочно зачалиться в улове левого берега.
Каньон Водопадный является самым сложным препятствием реки Колос. В
большую воду каньон представляет собой грандиозное (по карельским масштабам)
зрелище. Высота скал достигает 15-20 м, протяжённость каньона 600-800 м с
шестью характерными водопадными сливами, самые сложные из которых - первый и
третий. На протяжении каньона река падает более чем на 20 м. При большой
воде часть потока после второго слива устремляется в карман правого берега
непосредственно перед третьим сливом. Особую опасность создают поваленные по
берегам, полузатопленные деревья.
В паводок высота первого и третьего слива состовляет до 3 м; весь
каньон может быть пройден опытным экипажем на катамаране. Предполагаемая
категорийность - 5-6.
В среднюю воду возможно прохождение 4, 5 и 6 сливов, эта связка будет
элементом 4-5 к.сл. для байдарки.
Обнос каньона осуществляется по левому берегу. Обнос осложнён буреломом
и выходами скал. В случае сплава по второй части каньона длина волока около
200 м, в противном случае увеличивается до 1 км.
Ниже каньона мелкая шивера, после шиверы остров, делящий реку на два
рукава. Левый рукав мелкий, кончается завалом; проход правой протокой. Далее
три шиверы, разделённые короткими плёсами, за ними озеро, на выходе порог
Сиплый - короткий слив с валом (в створе бывшей мельницы). Проход по
основной струе.
Далее длинный плёс, шивера 200 м, приток справа, шивера 400 м, шивера
50 м. Затем порог с островом: левый рукав уже, но меньше камней; правый
шире, но мельче. после острова река поворачивает плавно направо. Ниже две
шиверы по 60 м, разделённые коротким плёсом. Далее на протяжении 1.5 часов
сплава четыре шиверы (200, 100, 250 и 100 метров), а за ними начало каньона
Карманный в виде 100-метровой входной шиверы. Чалка перед шиверой неудобная,
суводи маленькие. Просмотр по левому берегу.
После шиверы река поворачивает влево на 80 градусов, образуя прижим к
скале. в прижиме камни и брёвна, торчащие поперёк реки на три четверти её
ширины. Под ними проход высотой 1 м (при среднем паводковом уровне). После
поворота сразу же большая суводь. Далее участок каньона прямой, около 400 м,
иногда это препятствие отдельно именуют "шивера Парадная". В середине
сужение, небольшой слив, по краям бочки. На выходе слабая шивера с маленьким
островком. На правом берегу хорошая стоянка.
Берега в каньоне высотой 10-15 м, правый скалистый, левый более
пологий. В скале правого берега на повороте расположен "карман", давший
название всему каньону. Известен случай, когда в 1979 г. в паводок в карман
затянуло две байдарки, причём все ушли под скалу полностью. Внутри скалы в
кармане оказался грот, который дал возможность дышать его "посетителям".
Одну байдарку выкинуло из кармана через 2 часа, вторую - только через сутки
(!).
От выхода из каньона Карманный до впадения р.Колос в Тулемаярви
остаётся 1 час сплава, на этом участке одна простая шивера, берега низкие. В
устье - автомобильный мост
Популярность: 5, Last-modified: Fri, 16 Jun 2000 04:53:12 GmT