Оригинал этой странички расположен на
http://www.glasnet.ru/~lavrov/myhobby.html
Я не писатель, я только учусь, так что если что не так, не
судите строго.
Пожалуй основным увлечением в свободное от работы и дел
времени в моей жизни является водный туризм, в частности, на
данный момент- байдарки, хотя в следующем году собираюсь пойти
с друзьями на плотах по Алтайским рекам.
С пяти лет, я каждый год, в компании от двух до шести
человек разъезжаю по стране в поисках приключений. Что ни
поездка, то что-нибудь неординарное, чего в обычной жизни не
встретишь, обязательно происходит. В последний раз в середине
августа 1997 года были в Карелии. Маршрут "Озеро Кереть - река
Кузема" шли вдвоем. Весь путь от станции Лоухи до Куземы (реку
пришлось не идти т. к. она значительно обмелела) занял семь
дней, спешили, шли без дневок в авральном режиме- времени было
мало.
---------------------------------------------------------------
Итак. Приехали мы на станцию Лоухи железной дороги С.
Петербург-Мурманск в четыре часа утра. Нам предстояло в этом
поселке до отправки в плавание добрать некоторые продукты,
которые не успели купить в Москве. Поэтому пришлось ждать
девяти часов- до открытия магазинов. Набрав недостающие припасы
мы поймали попутную машину и доехали до озера, на котором нам
предстояло начать путешествие- самый тяжелый и самый интересный
маршрут из всех мною пройденных. Температура воздуха рано
утром была такой, что пришлось одеть все теплые вещи, которые
были с собой, но часам к одиннадцати, вышедшее на пока
безоблачное карельское небо солнышко, стало изрядно припекать и
мы осмелели до того, что разделись до трусов, правда не надолго
- выйдя из тихой бухточки, в которой собрали байдарку, на
озеро, где во всю гулял ветер, пришлось в срочном порядке
одеваться снова. Первую остановку сделали на небольшой песчаной
косе, с левой по ходу стороны перегородившей проход в следующую
часть озера, где стояли стол и две скамьи за которыми мы
закрывшись от сильного ветра захваченным с собой целофаном
спокойно перекусили хлебом и банкой консервов. В это время
навстречу нам появились и прошли мимо пять байдарок, как потом
выяснилось идущих к устью реки Кереть. А мы, передохнув, сели в
свое суденышко и пошли отмерять километр за километром по этому
огромному озеру, растянувшимся с севера на юг на шестьдясят
километров, с десятками островов на своей глади. Погода
выдалась в этот день удачной, ветер дул с северо-запада, начало
похода было положено. Стоянку сделали около семи вечера, пройдя
где-то треть озера на острове Гирвас, всем заросшем черникой.
Дров было предостаточно, как и на всем дальнейшем пути, так-что
костер запылал минут через десять. Байдарку вытащили на берег и
положили вверх дном на просушку. Она еще не знала, что ее ждет
через пару дней. Поужинав и полюбовавшись широкой серебрянной
лунной дорожкой мы легли спать.
День второй в принципе по стилю не отличался от первого.
Часам к восьми вечера, мы подошли почти что к самому южному
берега Керети, но решили остановиться чуть раньше т. к. увидели
удобную оборудованную стоянку на небольшом мысу с которого
открывался живописный вид на заключительную часть озера.
Третий день плавания стал началом всех самых ярких и
опасных событий которые приследовали нас до самого конца
похода. Начало всех перипятий положила небольшая речка "Нива",
соединяющая озеро Кереть с озером Рикка, заставившая проявить
терпение чтобы найти ее исток, весь заросший тростником. Надо
заметить, что на всех картах Карелии, на Ниве указан порог,
который мы сколько не искали- не обнаружили, за исключением
пары валунов, мирно лежащих в стоячей воде. Выйдя в озеро Рикка
мы были изрядно поражены его видом- озеро представляло из себя
четыре квадратных километра сплошь покрытых зеленым лесом
тростника, где-то на метр возвышавшимся над поверхностью.
Продравшись через зеленые дебри мы вышли в другое озеро
побольше этого по размеру, на котором поднявшийся ветер нагонял
уже довольно внушительные волны, временами седеющие
белоснежными барашками. Из его юго-восточного залива предстоял
первый волок, идущий на юго-юго-восток. Несмотря на ветер и
наползавшие тучи, мы привязали все вещи, одели спас жилеты и
решили идти дальше. После минут сорока ходовых, обогнув слева
большой мыс мы вышли в нужный залив и когда до берега
оставалось метров триста внезапно налетел шквал, который чуть
ни перевернул лодку. Быстро развернувшись кормой к ветру мы на
максимальной скорости понеслись к берегу. Волну нагнало к этому
моменту чуть меньше метра высотой, так что иногда переливало
через фальшборта. Когда до берега осталось метров пятьдесят
пошел дождь. Подойдя к берегу, мы выскочили в вводу и начали
стремительно выбрасывать на него все вещи из байдарки и
вынимать рюкзаки, благо их предварительно засунули в
целофановые мешки и они в последствии оказались сухими. В то же
время приходилось держать байдарку, чтобы ее волной не разбило
о камни, потом ее вынесли на сушу и положили вверх-дном. Как
только мы закончили все дела так шквал затих и опять выглянуло
солнце. Все вещи и обувь, что были на нас, были насквозь
мокрыми. Но надо было искать начало волока, и мы, одев
кое-какую сухую одежду, стали грузить байдарку обратно.
Буквально через двадцать минут проход был найден и несмотря на
шесть часов вечера решили идти дальше. Сначала, одев рюкзаки,
подняли байдарку на плечи и пошли. Но пройдя метров сто и
несколько раз застряв между деревьями решили ее разобрать.
Тропинка шла по каменистой почве, но где- то через триста
метров от начала волока началось болото, где пришлось идти,
иногда утопая по колено в трясине, с остановками, метров через
сто. Пройдя километра полтора дорога привела нас на небольшую
каменистую возвышенность, посреди болота, где мы решили
остановиться на ночевку и просушиться. Вокруг лежали обгорелые
обломки деревьев, видимо это было самое высокое место в округе
и туда часто били молнии. Палатку расположили прямо около
тропинки. Ужинать в тот вечер нам не пришлось- не было воды.
На следующее утро- подъем в 8-30 и без особых проволочек
пошли дальше. Где-то через километр пути, слева и справа
вдалеке через деревья показались два небольших озера. Нам нужно
было правое- озеро Карасево. Подойдя по тропинке ближе, мы
вышли на достаточно утоптанную ногами байдарочников площадку и
оставили на ней вещи, а сами пошли искать тропу, выводящую на
озеро. Разведав нужный путь и вынеся вещи на топкий берег
сразу собрали байдарку и загрузились. Небольшое озеро Карасево
представляло собой необыкновенной красоты зрелище. Его
нетронутый девственный вид просто завораживал. Сразу найдя
крупный ручей, выпадавший из озера пошли по нему. Утоптанная
трава по его берегам прибавляла бодрости- "Правильной дорогой
идете товарищи". Метров через сто после начала, ручей настолько
сузился, что "Таймень" пришлось протаскивать на руках. Потом
ручей вошел в лес и долго петлял, выведя нас к месту, где
дальнейший путь перегораживала гряда камней, через которые даже
перетащить байдарку было невозможно. Решили ее разобрать.
Собрав байдарку в пакеты решили переносить вещи в два этапа-
сначала одну половину вещей, затем другую. Часам к трем дня
вышли на заболоченную поляну, на которой, по маршрутке, должен
был начинаться второй участок первого волока - радиальный выход
на озеро, порядка двух километров. Но никаких тропинок, ведущих
в нужном направлении мы не обнаружили и решили идти дальше по
ручью. Он в этом месте опять расширился и мы решили спустить
байдарку на воду. Это была уже третья сборка байдарки за поход.
Воды в ручье было мало и пришлось тащить наше судно, груженое
вещами, на веревке. Сергей шел по левому берегу, я по правому и
мы время от времени перекидывали друг-другу веревку. Ручей
извиваясь привел нас опять в лес. Но надежда о том, что мы на
правильном пути подогревалась тем, что по берегу шла, правда не
сильно утоптанная, тропа, а в русле встречались следы работы
человека- давно спиленные куски деревьев, упавших поперек пути,
подрубленные топором стволы деревьев, лежащих по водой и т. д.
Идти по берегу стало невозможно, и мы спустились в воду, таща
за собой байдарку. Ручей все больше извивался и Таймень начала
застревать в поворотах. Приходилось поднимать и заносить то
корму, то нос по берегу. Так мы шли до семи часов вечера. И
когда уже все силы были на исходе, на правом берегу показалась
утоптанная площадка. Сердце екнуло и что-то сказало мне -
пришли! Да действительно, участок который надо было идти по
ручью закончился и как потом оказалось от туда до берега озера
Зимнего осталось менее километра. Есть хотелось ужасно. И мы
как только вытащили вещи на берег сразу принялись за костер.
Место для палатки выбрали на сухой замшелой площадке, которая
вся в округе была завалена сухими, горевшими как порох,
сосновыми ветками. В ту ночь звездами было усыпано все небо а
луна горела огромным белым фонарем, заливая своим мягким светом
верхушки деревьев.
Пятый день похода практически весь прошел на воде. Собрав
вещи и позавтракав мы двинулись в путь. Какова же была наша
радость, когда пройдя метров триста через лес и выйдя на
очередное болото, через редкий лесок вдалеке показалась голубая
гладь озера. Ускорив шаг мы уже минут через пятьнадцать-
двадцать были на берегу озера Зимнего, где выход к самой воде
по топкому берегу был выложен тонкими сосенками. Собрав
байдарку и загрузив вещи отчалили. Ветер дул попутный.
Вытянутое чулком с запада на восток Зимнее было характерным
карельским озером, окруженном со всех сторон сосновым лесом и
местами болотистой местностью. Выйдя в его юго-восточный конец
принялись искать протоку в Верхнее Кумозеро. Сначала немного
поплутали, но в итоге все-таки нашли ее, довольно заросшую
тростником, но зато глубокую и довольно широкую, по сравнению с
тем ручьем, который мы штурмовали днем раньше. Практически
сразу за первым поворотом показался первый деревянный мост
какой-то местной, похоже тупиковой дороги. Его прошли легко,
без проблем, пришлось только немного пригнуться, а вот второй
такой же мост пришлось обнести, т. к. пройти под ним было
невозможно. Кстати интересный факт- на картах
двухкилометровках, какие были у нас была отмечена только одна
дорога и мост, а на самом деле их оказалось два. Разгрузив и
вынеся байдарку на берег решили заняться ее ремонтом. За час
хода по Зимнему натекло воды столько, что покрыло с верхом
кильсон. Протаскивая байдарку по ручью, ее "шкура" в некоторых
местах продралась, (не смотря на то что по стрингерам она была
хорошо проклеена) а во вчерашний вечер нам было не до нее. Для
ремонта расположились прямо поперек дороги, остатки следов от
шин говорили о том, что последняя машина прошла по ней уже
наверное месяц назад. Заодно пока байдарка сохла, протерли ее,
устроили на ней небольшой стол и перекусили. Где-то через час
все дыры были залатаны и Таймень была спущена на воду.
Двинулись дальше. Метров через двести, за мостом, появился
залив Верхнего Кумозера, который мы достаточно быстро прошли и
очутились в месте, где озеро просматривалось километра на три-
четыре в длину. Кругом были хаотично разбросанные большие и
маленькие острова, все заросшие зелеными шапками леса.
Сориентировавшись, мы рванули в нужном направлении, но сразу
попали в ловушку. Закопавшись в камышах, на выходе из залива,
мы не углядели узкую полоску из редко разбросанных камней,
распологавшуюся поперек нашего пути. Налетев на отмель пришлось
вылезать из байдарки и протаскивать ее налегке. Далее на пути
препятствия отсутствовали. Легко работая веслами, мы преодолели
Верхнее буквально за пару часов. Ветер опять был в союзе с
нами. Подойдя к южной оконечности озера мы натолкнулись на
несколько облагоустроенных стоянок и вдалеке, справа по ходу,
показалась крыша какого-то одинокого дома (хотя было далеко,
могло и показаться). Подойдя еще ближе к южному берегу мы
увидали желтую полоску дороги и большой крест, на котором была
прибита деревянная табличка-указатель, с надписью "Кузема"-
место второго волока. Настроение было приподнятое. После
первого волока, испытавшего нас на прочность, второй в два раза
короче, (причем треть его составляло небольшое Среднее Кумозеро
и его мы прошли на байдарке) казался детским лепетом. Волок
решили делать на следующий день. И разгрузив байдарку, мы пошли
разведывать начало тропы, на которую указывала стрелка на
кресте. Поднявшись на пригорок мы вышли на дорогу, от которой
метров через пятьдесят направо пошла набитая тропа, выложенная
местами тонкими стволами деревьев. Не далеко пройдя по ней,
слева показалась очень удобная площадка, на которой мы и решили
расположиться на ночлег. Перенеся все вещи и приготовив ужин мы
сели на пригорке, на котором сделали стоянку, и черпая ложками
из мисок любовались на закат над озером. А чуть позднее Сергей
сварил варенье из черники, которую он собрал перед ужином. Так
закончился шестой день нашего похода.
День седьмой встретил нас чистым небом и ярким солнышком,
устроившим в нашей палатке к утру просто баню. Приготовив
завтрак собрались и двинулись дальше. Тропа перемежалась то
болотами, но не такими топкими как на первом волоке, то
возвышенностями. Путь давался легко. Где-то через пятьсот
метров от начала волока слева показалось небольшое озеро,
которое не было отмечено на карте. С редкими остановками мы
быстро вышли на берег Среднего Кумозера, собрали байдарку,
погрузились и отчалили. Среднее Кумозеро было очень похоже на
Зимнее, только чуть-чуть поменьше по размеру. Четко идя по
компасу мы сразу вышли на место, откуда оставалось перенести
байдарку всего метров пятьсот до большого Нижнего Кумозера.
Сначала сходили на разведку и убедившись, что грунтовая дорога
проходившая рядом ведет в правильном направлении, перенесли
вещи, а затем и байдарку. Очень поразили грибы. Подберезовики
росли прямо на дорожной насыпи- в песке и чувствовали себя
прекрасно. Все озеро в том месте, где мы вышли, просматривалось
полностью- вдалеке тонкой синевато-зеленой полоской стоял лес.
А мы без остановок опять погрузились и отправились дальше-
через озеро. Исток Куземы находился отсюда уже на расстоянии
около десяти километров. Ветер все так же продолжал подгонять
наше суденышко и мы без особых напряжений, без остановки,
прошли наверное половину озера. Волна была наверное около
полуметра высотой и идти было не сложно. Подойдя к острову
Большому, Сергею пришла в голову мысль- сделать из целофана
парус, и взяв большой кусок за края поймал ветер. Я тоже решил
попробовать. И хотя скорость под импровизированными парусами
была сравнима со скоростью на веслах мне все-таки показалось,
что "не для того мы сюда приехали" и завязали с этим занятием.
А в это время впереди показался очень красивый, с высоким
каменистым берегом остров. Сергей решил на него сделать
вылазку. Подошли с подветренной стороны. Мой напарник выскочил
на берег, а я остался в лодке у берега поедать чернику, кусты
которой распологались на берегу как раз на уровне лица. Минут
через пятьнадцать прибежал Сергей и стал в красках описывать
как там хорошо и красиво, но мне вылезать из байдарки совсем не
хотелось и мы двинулись дальше. Проход был где-то рядом, но
поплутать нам немного пришлось- чуть-чуть проскочили дальше чем
надо и потом выгребали против ветра. Но вот впереди уже виден
мост шоссе С. Петербург-Мурманск через выпадающую из озера
Кузему. Когда подошли к мосту вплотную, появился небольшой
порог, на котором мы сразу же получили две пробоины на носу.
Воды в реке было мало. Пройдя еще метров сто пришлось срочно
приставать к берегу, так как вода прибывала очень быстро.
Остановились удачно, здась уже было костровище и готовые сухие
дрова. Выбросили из байдарки вещи, вылили из нее воду и решили
пройти пешком по берегу дальше, посмотреть, стоит-ли продолжать
плавание. Но следующий порог оказался таким же как и
предидущий- сплошной шкуродер и мы решили переночевать, а с
утра идти на шоссе и ловить попутку. Остаток дня прошел
довольно незаметно. Я готовил ужин, а Сергей занимался
установкой палатки и заклеивал байдарку. Потом мы легли на
надувные матрасы на огромном плоском камне рядом с берегом,
поставили котелок с супом между них и любовались закатом
солнца, черпая ложками. Чай у нас к этому моменту закончился,
так-что заварили веточки и ягоды черники. Получился отличный
компот. Так закончился этот день.
На следующее утро поднялись около девяти часов,
позавтракали, собрались и поплыли обратно вверх по течению к
мосту, т. к. по берегу пройти было невозможно. Остановились в
небольшой заводи под насыпью. Подняли байдарку на дорогу и там
ее разобрали. Затем взвалили на себя рюкзаки и байдарку и
отошли немного от моста на то место, где дорога выходила на
ровный участок. Там свалили все вещи в кучу и стали ждать
попутку. Нам повезло. Буквально через двадцать минут я
остановил одну фуру, которая направлялась как-раз в Москву. Мы
побросали вещи в кунг, а сами сели в кабину. И так мы усталые,
но счастливые и довольные к вечеру следующего дня уже были в
Москве.
Под конец моего повествования хочу сказать, что полюбил я
байдарки потому, что находясь на природе и отдавая себя
полностью и без остатка стихиям, имеешь возможность глубже
понять себя, окружающих, и взглянуть на мир с точки зрения
первобытного человека, который мог полагаться только на себя и
поддержку товарищей, которые без минуты промедления готовы
прийти на помощь и ты в свою очередь готов отдать последнее,
чтобы помочь ему.
Хотелось бы встретить таких же энтузиастов и навести мосты.
E-mail: lavrov@glasnet.ru
Популярность: 9, Last-modified: Sun, 16 Nov 1997 09:58:05 GmT