---------------------------------------------------------------
 From: Поздеев Игорь MailTo:iPozdeev@BigFoot.com
 Date: 18 Oct 1998
---------------------------------------------------------------



     24.07.98  --  9.08.98.  13  ходовых  дней.  4 неполных дня дороги. Одна
дневка, две полудневки.
     Станция Лоухи - оз. Панова - оз. Плотичное - р Кереть  -  Чупская  губа
Белого моря - станция Чупа.
     Общая протяженность маршрута -- ~95км. Категория сложности -- 3.



     Байдарка     Должность     КС     ФИО
     --------------------------------------------------------
     Катран     Адмирал/капитан  4     Лаленков Вадим
                Матрос           2     Белоусова Наталья
     Катран     Капитан          2     Иванов Дмитрий
                Матрос           2     Иванова/Сахно Мария
     Таймень-2  Капитан          2     Поздеев Игорь
                Матрос           1     Карпенкова Мария



     Проходили по довольно высокой воде.


  1. п. "Щелевой" -- начинается с шиверы, разбиваемой островом на два рукава: левый -- завален камнями и не проходим; правый чистый, но по берегу острова навалены бревна. Затем слив 0,5м между бревном слева и валуном справа. Вход в слив от правого берега струи. Сразу после слива -- бочка и высокие стоячие волны;
  2. п. "Кривой -- 1" ("Дрова") - S-образный, длиной около 300м, в двух местах на левом берегу навалены боны с прижимом к ним -- необходим маневр с пересечением основной струи и уходом от прижима
  3. Короткий порог со сливом между камнями, вход в порог - от правого берега;
  4. п. "Киргун" ("Керчуг") -- длина, примерно, 100м, перепад уровня воды около 1м, просматривается с воды, движение по основной струе;
  5. при выходе из Варламовского озера - неглубокая изогнутая шивера;
  6. п. "Белый Зуб" -- высокая скорость течения, обилие камней в русле, в самом конце порога - два высоких валуна в основной струе (обход слева);
  7. п. "Мураш" - выделяются две ступени с отстойником между ними: 1-ая ступень -- большая косая бочка и высокие валы за ней (перепад уровня воды ~ 2м на протяжении 50м); 2-ая -- S-образный участок с бурным течением, много крупных бочек, стоячих волн, в конце порога, по центру в основной струе -- два "сухих" камня, замаскированные стоячими волнами, с воды не видны!;
  8. п. "Сухой" -- длинная (до 1,5км), неглубокая шивера с небольшим течением и обилием неглубоко сидящих камней;
  9. п. "Кривой -- 2" -- длина около 1км, по большой воде превратился в спокойную шиверу;
  10. п. "Долгий" - длина - примерно 4км, начало порога -- водослив высотой до двух метров с неглубоким камнем внизу, затем, около острова, еще один, но уже пологий слив, далее - почти непрерывная шивера, местами мелководная, основная струя постоянно смещается от берега к берегу;
  11. п. "Варакский" - вход представляет собой прямой глубокий участок реки с быстрым течением и небольшим количеством камней в русле, далее река разбивается на два рукава. Правый рукав мелководен и непроходим, левый разбивается большими валунами на несколько небольших струй. Проход - в основной слив около острова (косой слив высотой около 1,5-2м) за ним большие валы. Через несколько метров в небольшой бочке подводный камень: с воды не виден. Обходить слева. Далее - неглубокий участок реки с большим количеством камней и быстрым течением В конце шиверы: под автомобильным мостом стоят большие валы, а сразу за ними мелкий каменистый участок. Просмотр порога с левого берега;
  12. п. "Карежка" - короткая шивера, просматривается насквозь, основная струя переходит от правого берега к левому;
  13. п. "Краснобыстрый" ("Кривая Быстрица") -- представляет собой два слива на расстоянии 30-40м, расположенные под углом в 450 друг к другу. Первый слив близ левого берега - небольшой. Второй -- около 1,5метра. Слева он заворачивается в большую косую бочку, а справа лежит крупный обливник. Между сливами приходиться пересекать основную струю, бьющую в косую бочку. Примерно в двух-трех метрах от второго слива заметная бочка, а за ней начинается неглубокая шивера. Просматривать лучше с левого берега;
  14. короткая просматриваемая кривая шивера-шкуродер;
  15. п. "Масляный": вход -- сильная струя со стоячими волнами и бочками, далее -- слив с неглубокой, относительно гладкой плиты, сразу за ним - шкуродер. Есть проход, в обход плиты, около правого берега;
  16. небыстрая шивера, проход сходу;
  17. п. "Павловский" - по типу длинной шиверы с несильным течением;
  18. п. "Колупаевский" ("Кулановский") - длина до 1,5км, вода быстрая, сильная проход - по основной струе;
  19. п. "Медвежий" - вода разбивается нагромождением камней на два слива: левый - неглубокий, с острыми камнями на дне, проходим при большом уровне воды; правый -- пошире и достаточно глубокий, но за ним большая бочка. За бочкой струя уходит к центру, прямо на незаметный из-за валов обливник, а за ним разбивается каменной грядой на несколько проходов. Проходить лучше слева от обливника.
  20. п. "Кривой -- 3" - начинается почти сразу же после п. "Медвежиий", представляет собой длинный участок реки с сильным течением, большим количеством камней, с двумя поворотами русла, проходится по основной струе. На левом повороте есть прижим под поваленное дерево;
  21. п. "Запорный" ("Морской") - длина - от 0,9 до 1,2 км (в зависимости от прилива \ отлива) с перепадом уровня воды около 15м. Представляет собой прямой участок реки с мощным течением и обилием камней в русле. Просмотр с левого берега. Перед порогом реку перегораживают сети рыболовецкой бригады, обнос по левому берегу.
В 20:00 я зашел за Машкой в общагу и кряхтя и поскрипывая костями мы отправились на вокзал. Там, встретив группу поддержки, благополучно закупились вином и хлебом и сели в поезд. В 21:40 оный поезд за номером 181 сообщением "Москва -- Мурманск" столь же благополучно отправился в сторону Мурманска. Примерно до "Вышнего Волочка" вагон был забит до отказа, и мы мужественно сидели друг у друга на головах, высматривая, грозящую упасть, многотонную поклажу. В купе зашел разговор о Достоевском и о его сочинениях. Дима сказал, что осилил только "Преступление", на что, проходящий мимо наряд ОМОНа мгновенно отреагировал вопросом: "какое?". Диме пришлось срочно добавлять, что наказание он не дочитал. Поржали. В Бологом купили пива. Настроение -- боевое. Проснулись рано -- часов в 8. В вагоне стоит страшная жара, потому в Петрозаводске скопом выбрались дышать воздухом и жрать мороженое. Играли в "преф". Результаты весьма странные: Дима -- -430, я -- +30, Вадик -- +400. В Карелии по всей протяженности железной дороги стоит замечательная, солнечная погода. На перронах бродют бабки с дарами леса и пивоваренных заводов, смущая страждущих. Вода в реках, судя по наблюдениям из вагона, высокая, что несомненно радует. В общем начинается все просто прекрасно. Настроение -- сонное. Под вечер Дима добрался до лоции и как следствие -- все слегка мандражировали. В 1:10 приехали в город "Лоухи". С помощью 2х туристов -- семейной пары из Обнинска, с которыми познакомились в поезде, выгрузились на перрон и сфотографировались. Тут же к нам подошел ханыжного вида мужичек и предложил довезти до а/м моста через реку "Кереть" (~18 км), не называя цены. Мы отказались. Галантно освободив девушек от непосильного труда мы в два захода унесли вещи и встали на берегу озера. Поставили палатку, поужинали макаронами с тушенкой и улеглись спать в 4:00. Настроение нормально-утомленно-сытое. Мужики поднялись в 8:00, женщины в 11:00. Часов в 9 попили кофе. Погода мрачная -- пасмурно. Собрали байды. Дима проклеил баллон и шкуру от "Катрана". Мы с Машкой пришили фартук к "Таймени", который оказался слегка коротковат и со смещенными к центру кольцами. Позавтракали/пообедали в 14:00. В путь отправились в 17:10. Пересекли озеро и на противоположной стороне попытались проплыть через дренажные канавы под чутким руководством Вадика и Димы, но случился Литовский народный праздник "Обломайтес" -- канава кончилась метров через 500. Вернулись обратно и пошли по более северному проходу. Прошли два а/м моста по малому течению. На волоке между озерами "Панова" и "Плотичное" поржали как лошади совершенно без повода. Началось с того, что я пожаловался на холодную погоду, мокрую задницу и полное отсутствие алкоголя в крови. Там же девчонки, пока мы таскали байды, умудрились накопать червей для рыбалки и спереть старый железный утюг с неясным прошлым и будущим. Добрались до острова "Реутошуари", где и встали на стоянку в 22:10. Поставили костровой тент, поужинали и улеглись спать в 1:00. Всю ночь шел дождь. Машка, как обычно, пихалась и приклеила таки меня вместе со внутренней частью палатки к внешней. В результате чего утром в углах скопились лужицы воды, которую не сумел впитать мой спальник. Поднялись в 10:30. Дождь не утихал. Ходили на экскурсию на гору. Изрядно покусанные комарами но поевшие морошки вернулись обедать в 16:30. Отплыли в 18:20. Погода, а в месте с ней и жизнь потихоньку наладилась. Стих ветер, прекратился дождь и посветлело небо. Грести просто в кайф -- вода гладкая как зеркало. Вадик бросил за байдой блесну и через некоторое время поймал окуня (13 см). Прошли два моста а/м и ж/д и в 22:30 встали на стоянку на правой стороне острова перед первыми порогами. Вадик с Натальей сплавали на рыбалку и поймали еще 2 окуня. На острове совершенно нет дров -- ужин готовили на мелких сучьях. В 0:30 поужинали и легли спать. Настроение хорошее. Проснулся я аж в 12:00. Завтра это, наверное, произойдет в 14:00. Сварили уху из пойманных вчера окуней и разбавили ее в желудке манной кашей. Погода во второй половине дня еще улучшилась и выглянуло солнышко. Попрятались комары, повылезали не пойми откуда мухи да оводы и стало все просто отлично. Весь день девушки, полным составом, шили юбки к байдам, я клеил безбожно травящий баллон для непотопляемости "Тайменя", Дима занимался катрановским насморком наоборот, а Вадик просто был. Как повелось в 18:30 покинули этот благословенный остров и встали на осмотр порога "Щелевой". Посмотрели, обнесли вещи и по отдельности пошли. Порог представляет собой участок реки с сильным течением, разбиваемый островком на два рукава: левый завален и непроходим и правый довольно широкий и вполне проходимый. На островке небольшой завал из бревен и, как следствие, несильный прижим. За островом шивера и неширокий слив между бревном и грядой камней в бочку. За бочкой небольшие валы. Проходили поочередно Дима с Машкой, я с Машкой и затем Вадик с Натальей. Островок обходили справа, затем через основную струю к левому берегу в слив. Бочку в конце обходили слева и в общем-то зря -- она была чистая. Вадик прошел чисто, я, как и Дима, на шивере цапнулся кормой о камень (за один и тот же). На стоянку встали перед порогом "Кривой" в 22:00. Поужинали и попив глинтвейн улеглись спать в 1:00. Настроение хорошее. Вадик с Натальей часов с 8 рыбачили, остальные поднялись в 10:00. Позавтракали и в 14:20, покидав вещи в байды, перевезли их вплотную к порогу "Кривой". Порог начинается с шиверы с камнями, петухами и бочками, а заканчивается прижимом к левому берегу. Порог напоминает букву "S". Проходили без вещей, поочередно фотографируя друг друга. Вадик прошел чисто, нас с Машкой перед одной бочкой немного развернуло (~350) и бочку мы прошли носом, но выровнялись и не задев ни одного камня спокойно обогнули прижим. Дима сел на камень и порвал шкуру. Через 100 метров прошли еще один порог, который представляет собой слив между камнями. Заход в слив от правого берега. В 17:35 встали на перекус. Прошли озеро "Долгое", порог "Керчуг" и озеро "Травянистое". На стоянку встали в 22:00 на скалистом острове со сложенной на берегу баней. Мы с Машкой хотели плыть дальше, но было уже поздно, невдалеке начинались пороги, да и баня выглядела очень уж соблазнительно. Поужинали и легли спать в 2:00. Ночером выглянуло солнышко и стих ветер. Настроение хорошее, даже боевое, только все усиленно чешутся в предвкушении бани. Поднялись в 13:00. Погода мрачная. Никто не выспался. Настроение сонно-ленивое. Костер горит исключительно при помощи сидушки и мускульных усилий. Истопили баню за 3,5 часа. Потом долго, так, что баня остыла, ставили раму и натягивали пленку. Раму сделали большую и широкую, так, что пленки не хватило. На крышу и одну стену положили костровой тент, а вход завесили коврами. Пару хватило только на первую группу -- т.е. на мужиков. Мылись быстро -- намыливались и прыгали в озеро смывать пену. После бани все мужики побрились! Женщины бриться не стали. Спать улеглись около 0:00. Подъем в 10:00. Позавтракали ухой и манной кашей. Хлеб кончился: уху заедали сухарями. Погода стоит просто классная: солнышко и легкий ветерок. После завтрака разбирали баню и клеились. Отплыли в 13:00. Прошли две мелкие шиверы и встали перед порогом "Мураш" на правом берегу. Осмотрелись и переплыли на левый берег обносить вещи. В пороге четко выделяются две ступени: первая - сильное падение уровня воды в большой косой бочке и огромных валах за ней; вторая - жуткая шивера с двумя поворотами (перевернутое S) сплошь состоящая из валов, бочек, петухов и пенных котлов. В конце шиверы два больших камня по центру в основной струе, которые из-за бочки с воды не видны. Между ступенями небольшой отстойник. Проходили после трех катамаранов (две четверки и одна двойка). Ребята на двойке нас подстраховывали. Первыми шли Вадик (матрос) с Димой на Димином катране. Прошли хорошо по центру и встали в отстойнике сразу за поворотом. Почти непосредственно за ними шли мы с Машкой по правому краю бочки. Прошли тоже хорошо и остановились в отстойнике передохнуть. Дима с Вадиком, тем временем, отправились за вторым "Катраном", а мы пошли во вторую ступень. Знатно прошли. Как призналась потом Машка, если бы она посмотрела на эту шиверу со стороны, то она бы ее не стала проходить. За один из камней в конце порога мы все-таки зацепились кормой, правда, к счастью, без последствий. Затем я принес оставшиеся вещи и еще раз прошел вторую ступень с Вадиком на его "Катране" в качестве матроса. Прошли хорошо, но Дима говорит, что мы прошли по одному из двух камней, и нас даже подбросило, хотя ни я, ни Вадик этого не заметили. В конце с меня сорвало юбку (с Вадика ее сорвало сразу же) и последние валы лились исключительно в байду, как следствие этого -- треть байдарки воды. Дима проходить вторую ступень не стал, а его "Катран" мы обносили. На стоянку встали сразу за порогом на правом берегу реки. Поужинали и в 1:00 легли спать. После отбоя пошел знатный ливень с грозой, и у нас сорвало костровой тент. До конца похода мы его (тент), похоже, довезем частями. Настроение сложное. За день испытали почти всю гамму его оттенков и состояний: от восхищения и бурной радости до страха и безразличия. Под вечер очень хотелось спать. Порог Мураш вполне оправдывает свое название и является, наверное, самым мощным и бурным на маршруте. Утром поднялись в 10:00. Позавтракали и просушились, благо погода способствовала: солнце и ветер. Прошли два моста а/м и ж/д и встали на перекус. Порог "Сухой" (около а/м моста), говорят, размыло. Мы прошли его сходу, не осматривая и потихоньку руля между отдельно стоящими камнями. Магазин в поселке "Кереть" после ж/д моста, как оказалось, работает только по средам и мы, соответственно, в него не попали. Догрябали до порога "Долгий" и встали осмотреться. Посовещавшись, решили встать на стоянку сразу за сливом на левом берегу. Отнесли туда вещи. Вадик с Натальей отправились на рыбалку, а остальные занялись ужином и устройством лагеря. Поужинали и по очереди прошли слив. Казавшийся чистым слив, на деле оказался не столь уж и чистым. На расстоянии примерно метра от слива, в пене, неглубоко, лежит камень, на котором сначала Дима с Машкой С., да потом и я с Машкой К. стукнулись кормой. Вадик с Натальей, руководствуясь нашим опытом, взяли правее и прошли мимо этого камня. Зачалились у стоянки и, попив какао с водкой, легли спать в 1:15. Подъем в 10:30. Позавтракали, наблюдая, как слив проходит группа школьников (7 байд) во главе с тремя инструкторами. Сначала прошли два инструктора на двух самодельных КНБшках, затем школьники и потом третий инструктор. Проходили по одному экипажу и достаточно быстро, но все же к последней байде Фортуна успела таки повернуться спиной и ее (байду, а не Фортуну) обернуло вокруг камня. Снялся инструктор сам, а вещи выловили школьники. Судя по тому, что они долго не задержались на пороге: с байдой ничего серьезного не случилось. Через некоторое время оставшуюся часть порога пошли и мы. После поворота налево находиться еще один слив, но поменьше и совершенно чистый. Осмотрев его и следующую далее шиверу с острова и не найдя их сложными: отплыли. Слив все прошли хорошо. Сразу за ним начиналась мелкая шивера, и мы с Машкой взяли влево, где было поглубже. Благополучно пересекли основную струю и встали за поворотом ждать народ. Вадик с Натальей, идя впереди нас, но несколько правее, прочно сели на камень и мы их обогнали. Вадик выпрыгнул и сумел спихнуть байду с камня без последствий для последней и дальше они, также, без последствий зачалились рядом с нами. За нами шел Дима, который тоже пошел правее, чем было нужно и тоже сел на этот же камень. Он снимались намного дольше, и обошлось все не так благополучно, как для Вадика. Позже выяснилось, что у Диминого катрана появилась сквозная дыра в два пальца шириной сквозь баллон и шкуру. Весь оставшийся день, до вечера, он ее и клеил. Вадик с Димой пришли к выводу, что они не смогли выгрести через основную струю, хотя мы с Машкой пересекли ее очень легко, но может быть мы начали поворот раньше. На этой незапланированной дневке девчонки с Вадиком ходили собирать морошку и принесли примерно 12 литров. Я же без задних ног спал на ковре. Под вечер сварили варенье (6х1,5), использовав 1,5 литра (кг) сахара и пустые пластиковые бутылки из спас-жилета Вадика в качестве тары. В начале девятого пошли дальше и оставшуюся часть порога прошли нормально. Каждая байда посидела на камнях по разу, но никто, к счастью, не кильнулся. К 22:00 дошли до порога "Варацкий". Перед ним есть хорошая стоянка по левому берегу. На ней и зачалились. Посмотрев порог, решили идти его сегодня же. Потому разгрузили байдарки и отнесли "Катран" Вадика на подстраховку с воды сразу после слива. Проводили школьников, которые снимались с а/м моста, после порога, на вторую -- озерную часть маршрута и отправились к байдам. Я на подстраховку, Вадик с Димой наверх. Вадик умудрился забыть юбку за порогом и долго за ней бегал. После часа ожидания их прохождения я, стоя на подстраховке, готов был кого-нибудь убить путем утопления, а вовсе не спасать, как предполагалось. Но на счастье подошли девчонки и порадовали меня известием, что вот сейчас они пойдут. Прошли они хорошо. Дима был капитаном и своей тяжелой задницей погнул шпангоут о камень в бочке прямо напротив меня, чем, безусловно, меня огорчил. Далее все было пройдено гладко и аккуратно. Порог представляет собой два слива на расстоянии 70 метров между ними и бурную шиверу, заканчивающуюся после а/м моста. Под мостом стоят высокие косые валы, а сразу за ними шкуродер с большими камнями. Основная струя после моста разбивается тремя островками на мелкие каменистые проходы. Первый слив очень пологий и красивый. Заход на него по левому берегу через небольшие валы. Далее проход по основной струе строго на остров (можно даже немного за него). У острова по его левому берегу надо аккуратно и очень близко обогнуть большой плоский, лежащий на берегу острова, камень и под некоторым углом к левому берегу уйти во второй слив, желательно имея хорошую скорость, так как дальше начинаются огромные и косые валы. Затем по основной струе, минуя небольшую, но заметную бочку, в которой лежит камень, лавировать между камнями по, относительно, глубокой шивере. Под мост уходить близ правого берега в слив правее валов. За мостом сразу по правому берегу огибать большие плоские камни и чалиться. Следом за Димой пошел я на "Таймени", с Вадиком в качестве матроса. Шли уже в 1:00. Прошли хорошо. Выгребли точно на остров и на прямом ходе, в отличие от Димы, которому пришлось сильно табанится, обходя камень, упали в слив, где весело покачались на валах. Матросу, из-за того, что байду сильно подбрасывало, грести по воде удавалось не всегда. Затем, обогнув злосчастную бочку слева, в сумерках прошли шиверу, цапнувшись все же за камень перед мостом. Мост и шиверу за ним прошли чисто. За тем я относил оставшиеся шмотки, а Вадик с Димой проводили по шивере третью байду. Под мостом они пошли через валы и за ними наскочили на камень. Дима выскочил и спихнул байду. Обратно влезть он не смог и оставшуюся часть шиверы бежал, плыл и помогал Вадику рулить, подталкивая байду за корму. Но таки зачалились нормально. На стоянку встали сразу за большими плоскими каменными плитами после моста. Стоянка очень плохая: мало дров, неудобный берег и песчаные и каменные отвалы, оставшиеся после строительства а/м дороги и моста. Встали только для того, чтобы переночевать. Спать улеглись без ужина в 2:20. Настроение: удовлетворенное облегчение после прохождения самого технически сложного порога на маршруте. Поднялись в 10:20. Позавтракали в 12:00. Пообщались с москвичами, которые с утра шли "Варацкий" на КНБшке и кате-4. Прошли они плохо. КНБшку кильнуло на сливе и большую часть порога она прошла кверху днищем. Кат тоже, говорят, посидел на камушке. Отплыв, долго не могли найти пустую стоянку, и прошли далеко на восток по озеру. На дневку встали на высоком скалистом мысе в 16:00. Ночью сломали дугу от палатки и на стоянке попытались ее склеить. Попытка не увенчалась успехом: эпоксидка не успела затвердеть и по проклейке дуга снова разошлась, а ночью к сломанной дуге прибавилась еще одна. Вадик и Наталья рыбачили, а остальные сушились да ремонтировались. Вечером сварили глинтвейн, высыпав оставшиеся специи. Погода стоит просто прекрасная: безоблачное небо, огромная желтая луна, тепло и практически нет комаров. Спать улеглись в прекрасном настроении около часа ночи. Поднялись в 10:10, собрались и отплыли. Прошли порог "Карешка" сразу после озера и подошли к порогу "Красно-быстрый". Осмотрелись, пропустили вперед группу туристов на двух катах-4 и обнесли вещи. Проходили последовательно: Дима с Вадиком на Вадиковском "Катране" и я с Машкой на "Таймени". Прошли чисто. Как Дима, так и я. Причем мужики, которые квасили на берегу у порога, кричали, что прошли круто и показывали оттопыренный кверху большой палец. Порог представляет собой два расположенных под углом (примерно 45 градусов) друг к другу слива на 50 метровом отрезке. Первый слив - небольшой, но с короткими и очень жесткими валами, проходит вплотную по левому берегу. Второй побольше и пошире, но левая часть заворачивается в большую косую бочку с валами и еще одной бочкой на выходе и упирается в злой шкуродер по левому берегу на повороте. Между сливами, по заявлению Димы, есть прижим к левому берегу. На повороте и после шкуродер с торчащими камнями. Сложность порога заключалась в том, чтобы преодолеть прижим и попасть во второй слив в аккурат между могучей косой бочкой слева и камушком справа. Вход с воды виден плохо. Далее примерно через 2 км прошли (без матросов, но с вещами) злую, мелкую шиверу-шкуродер. В конце я все-таки сел на камень, но спихнулся не вылезая из байды. Затем дошли до порога "Маслянный". Порог представляет собой узкую шиверу с быстрым течением и широкий слив с плоской плиты в форме перевернутой буквы "С". Перед сливом большие валы, а после бочка и шкуродер. Сам слив напоминает Мстинскую "лестницу", но поменьше и изгибается в противоположную сторону. Сразу за порогом по правому берегу есть неплохая продуваемая ветром стоянка. На нее мы и отнесли вещи. Первыми шли Дима с Машкой. Прошли чисто, но слив они обходили справа, аккуратно обогнув обливник близ правого берега и зацепив самый краешек бочки. За ними шел я с Машкой. На валах перед сливом мы потеряли скорость и бочку пробили медленно и с напрягом. Как результат -- треть байдарки воды. Вадик с Натальей в слив вошли вообще чуть ли не боком и тоже набрали много воды. Повеселились, глядючи как порог проходил пьяный мужик на эрзетке без фартука. Шиверу он преодолел еще более-менее нормально, но перед сливом остановился и медленно-медленно вплыл в бочку. Немного постоял там под углом к горизонту градусов этак в 60 и естественно кильнулся. На стоянку встали в 21:00. Просушились. Поужинали. Сварили манты. Сожрали их. Попьянствовали с остановившимися перед порогом питерцами на трех "Тайменях". И улеглись спать. Под вечер стало довольно холодно: дул сильный промозглый ветер, небо прояснилось, и над рекой появился густой туман. Настроение хорошее. Прошли больше двух третей порогов без килей и практически не порвавшись. Пороги уже приелись и начинают утомлять. Поднялись как обычно в 10:00. Позавтракали, собрались и отплыли. Прошли: мелкую шиверу; порог "Павловский"; порог "Колупаевский". Все чисто. Дима и Вадик на "Колупаевском" шли без матросов. Дима царапнулся за камень. Порог "Колупаевский" очень красив и представляет собой длинную шиверу (1,5 км) с бурным течением. Начинается порог с глубокой, полноводной шиверы с валами и петухами, затем постепенно мельчает и в конце разбивается на несколько островков разделенных каменистыми протоками. Перед ними есть несколько высоких камней напоминающих клыки. В одной из таких проток, недалеко от а/м моста, мы и зачалились на перекус. Почти под а/м мостом стоит одиночная чистая бочка, но в нее никто не полез так как никто не хотел мокнуть. Ее обходили слева. Заплыли в "Луоксу" для того, чтобы посмотреть порог "Медвежий", но по быстрому встречному течению грябать было влом, да и комары на узенькой речке доставали так, что хватило нас ненадолго, и мы вернулись на "Кереть". Дошли до порога "Медвежий" на "Керети". Проходили без вещей. Вадик и Дима шли без матросов - девушки не хотели мокнуть. Порог достаточно сложный и просматривать его надо обязательно. Мы проходили так. Сначала несильная шиверка, за ней каменная гряда с двумя сливами: близ правого и левого берегов. У левого берега слив поменьше, но зато там высокие короткие валы с петухами и есть камни в струе. Правый слив чистый. В него мы и шли. За сливом стоит мощная бочка, а через несколько метров начинаются камушки. После слива мы почти под прямым углом выходили на левую часть основной струи в обход (слева) большого обливника, скрытого, кстати, с воды валами и прыгали между камнями во второй гряде в следующий слив. Далее мелкая шивера и по правому берегу заливчик-отстойник. Мы с Машкой прошли идеально чисто. Вадик тоже хорошо, но цапнулся где-то за камень. Дима перед второй каменной грядой взял левее, чем было нужно, и на камне пробил насквозь шкуру и баллон, а также погнул (доломал) шпангоут. Сразу за "Медвежьим" начинается порог "Кривой-3". Он представляет собой мелкую шиверу с большим количеством камней в форме "7" и по ее окончании небольшой прижим под одинокое поваленное дерево на повороте. Вадик шел первым без матроса. За ним шел я тоже без матроса. Дима обносил свой "Катран" по берегу. Вадик прошел нормально. Я плохо. С самого начала, еще почти у берега сел носом на камень и меня развернуло кормой вперед. В результате чего я часть небольших валов шел задом, а пока разворачивался (между камнями) опоздал отгрестись на левую и более глубокую часть основной струи и плотно увяз в шкуродере. Пришлось выпрыгивать и проводить байдарку за нос по камушкам. Из-за быстрого течения залезть в байду вовремя я не успел, а на глубоком месте не смог (без матроса боялся перевернуть байду). Пришлось плать/бежать/прыгать по камням, вылавливая окончательно порвавшиеся ботинки (один слетел, а у другого почти полностью оторвалась подошва). За этим увлекательным занятием меня и затянуло в прижим. Переломав у подгнившего дерева своим телом большую часть веток, торчащих в сторону реки, я таки вытолкал байду и, страшно ругаясь, по спокойной воде, вытащил ее на берег. Совершенно мокрый, стуча зубами я принял положенные килевые, переоделся и отправился за оставшимися вещами. На стоянку встали тут же. Стоянка неплохая, но мало дров. Погода стоит все такая же холодная: с утра дождь, днем и вечером переменная облачность и сильный холодный ветер, ночью на реке туман. На ужин из остатков муки Машка С. сделала очень вкусную пиццу с грибами, тушенкой, сыром и кетчупом. Спать улеглись около 1:00. Подъем в 10:30. Завтрак. На всех очень плохо заживают и немного гноятся раны. Я в порядке. Погода как обычно мрачная: пасмурно и мелкий дождик. Вчера вечером из остатков дуг к нашей палатке собрали две нормальные, а третью взяли у Димы от тамбура и нарастили железом от костра. Палатка при этом приняла овальную форму и стала намного ниже. Из порогов впереди остался только "Морской". К 14:00 окончательно собрались и отплыли. Прошли несколько мелких участков реки и встали перед сетями рыболовецкой бригады. Осмотрели порог. Он оказался не таким страшным, как его описывали. Одна прямая не слишком бурная шивера со шкуродером в конце. Уровень воды, правда, падает очень сильно (по лоции 15 метров на километр). Вадик и Дима шли без матросов, я с Машкой. Обнесли вещи, и друг за другом пошли. Сначала Вадик, затем Дима, а потом и мы. Вадик и Дима прошли нормально. Мы с Машкой взяли правее, чем было нужно, и налетели носом на большой обливник. Снимались с него в течении нескольких минут. Когда байду разворачивало кормой вперед у Машки затянуло под нее весло и его пришлось бросить (Вадик его выловил за порогом). Кое-как спихнулись с камня, прошли задом несколько валов, развернулись перед мелким участком и без приключений зачалились в заливе. На пороге очень коварные валы: байду сильно раскачивало из стороны в сторону. Сидя на камушке, было довольно трудно сохранять равновесие и не кильнуться. На берег мы с Машкой выбрались мокрые с ног до головы, а из байды вылили литров сто воды. Переоделись и по отливу добрались до острова "Средний". Встали на стоянку и отправились договариваться о транспорте до Чупы. Оказалось, что в пятницу (завтра) идет катер, но он переполнен. И взять нас не сможет. В субботу идет другой катер, но тогда Дима не успевает на работу. Потому посовещавшись, мы решили сделать перекус и отправиться ночью по спокойному морю до Чупы. В 23:30 мы вышли. Обогнули слева о. Средний и от острова Кереть повернули в Чупскую губу. Вода, к Машкиному (К.) восторгу, приняла устойчивый и ярко выраженный соленый вкус, а волны, уже к общему восторгу, стали очень длинными и пологими. Идем по морю. Около 1:30 прошли поселок Чкаловский. Установился полный штиль: ветер стих, вода стала как зеркало, а на небе немного рассеялись подкрашенные закатом облака. Красота. Грести одно удовольствие. Но к 3:30 утра удовольствие медленно, но неотвратимо сменилось усталостью и после поселка "Нижняя Полунга", пройдя больше двух третей губы, мы встали на ночевку. Спать улеглись в 4:00. Настроения нет -- все устали. Мощным усилием воли поднялись в 11:00. Вадик сходил в поселок и выяснил, что автобус должен ходить 3 раза в день, но уже два дня его не было вообще, потому добираться придется своими силами. В темпе позавтракали, собрались и отплыли. Погода нормальная: сильный, попутный для нас, ветер и переменная облачность. Вадик сделал мачту с парусом и почти не прилагая усилий ушел далеко вперед. Прочупали по Чупской губе через город Чупу и причупились на его левой (западной) очупелости в 16:00. Сразу же к нам подошли два мужика и предложили довезти до вокзала за 50р (примерно 8$). В 19:20 нас высадили у ж/д платформы на вокзале. С мужиками расплатились 1,5 литрами самогона и оставшейся водкой (пол бутылки). Билеты в Чупе купить не успели, так как было много народу (6-7 групп туристов) и ж/д касса там работает до 20:00. В 20:05 бегом сели на электричку до Лоухов, забыв на перроне две сидушки: мою и Машкину (С.). Через 30 минут прибыли в Лоухи и без билетов, договорившись с проводником и начальником поезда, сели в плацкартный вагон 343 поезда сообщением "Мурманск-Москва". За проезд до Твери заплатили 140р с человека. Проснулся я в Петрозаводске в 11:00. На перроне купили хлеба и по традиции пожрали мороженого. Едем в полностью заполненном туристами вагоне. Настроение сонно-безразличное. Все побрились и умылись, но многодневная грязь не сдается. Днем подвели итоги похода, а под вечер попили водки с соседями и попели песни под гитару. Спать в этот день не ложились. В 2:05 поезд приехал в Тверь и мы, тепло попрощавшись с провожающими, выгрузились на перрон. Дома. Тепло. +13 градусов в два ночи. Транспорта нет - потому ждем до утра. Я отнес байду к Ивановым домой в Южный и, попив чаю, вернулся на вокзал. На первой электричке в сторону Бологое в 4:24 мы с Машкой К. добрались до Пролетарки и через 10 минут были дома. Заброска на маршрут довольно удобная: прямой поезд "Москва-Мурманск" от Твери до станции Лоухи стоил нам 92р (~15$). Метров 500 пешком до озера, но можно и нанять машину до а/м моста. Есть один волок ~150 метров. Выброска: своим ходом по морю до Чупы (~30 км), далее ~4 км до вокзала пешком или на машине за 50р и прямой поезд обратно. Рассчитывать на транспорт по Чупской губе не стоит: катера от острова Средний обычно заполнены, а автобус от поселка Чкаловский или Нижняя Полунга ходит не регулярно. Ж/д касса работает только до 20:00, но можно сесть в электричку "Кандалакша-Лоухи" в 20:05 и через 30 минут оказаться в Лоухах, где касса работает круглосуточно. На маршруте много хороших стоянок и мест для экстренного съема. Маршрут довольно посещаем, причем катамаранщиками: можно рассчитывать на подстраховку. По берегам почти нет деревень и совершенно негде пополнить запасы продуктов. Пороги на маршруте чередуются спокойными плесами: удобно вылавливать вещи и вылезать после киля, буде такой случится. Топор с пилой очень улучшал наше самочувствие, распиленными и аккуратно расколотыми дровами хорошо топить костер. Углепластиковые дуги к палатке до конца похода не дожили: ломались и расслаивались. Неплохо бы их заменить алюминиевым. Железные прутья кострового набора не очень удобно втыкать в камни, да и держаться они там плохо. Лучше брать с собой таганок. Полиэтиленовый костровой тент из одинарной пленки рвется ветром. Его нужно укреплять или делать из ткани. Делать его нужно в форме двухскатной крыши с восемью или шестью обвязками. Четыре обвязки по углам и кол посередине неудобно натягивать и в результате получаются провисающие края. На каждую байду неплохо бы иметь по морковке. Обязательно нужен чальный конец. На маршруте Дима нашел кусок ПВХ и тем жил. Говорит, что потратил примерно в два раза больше ПВХ чем брал с собой. Надо брать больше. Для "Таймени" резины было много, но она совершенно не понадобилась, так как не появилось ни одной новой дырки. Немалую роль в этом сыграли два полипеноуретановых коврика, подложенные мной под "железо". Ковров у нас с Машкой было три: два в байде и один для палатки. В самый раз. С учетом того что в палатке лежало три ковра и четыре человека. Не лишним был бы третий кан: отваривать грибы или греть чай. Брали с собой противень и половник. Все очень пригодилось. На противне жарили грибы, рыбу и пиццу. Не у всех были водонепроницаемые плащи, а жаль, почаще были бы в сухой одежде. Нужны также либо непромокаемые, либо быстро сохнущие штаны, а также крепкая, желательно не резиновая, быстросохнущая обувь (например, сандалии на твердой подошве). Не было гитары. Можно было брать любые рыболовные снасти. Жрали мы много, часто и вкусно. Бывало, что и по три раза в день. Осталось: супов - ~15 шт.; сухого молока - 1,5л; на раз макарон; 4 пачки сливочного масла (2 съели в поезде); 2 пачки чаю (2х100г); 400г крахмала (потратили 50%); 3 банки тушенки (съели в поезде). Не хватало сухарей. Мало было хлеба (можно было взять больше, так как он не успел даже начать портиться). Сахару хватило как раз. С учетом того, что 1,5л (кг) использовали на варенье. Конфеты, сыр и колбасу доели в поезде. Крупы почти не осталось. На маршруте много грибов и ели мы их много и часто. Для ягод еще рановато: их было немного. Мало брали вина на глинтвейн, да и специй не хватило. Отличная компания, неплохая погода, основательная подготовка к походу, осторожное и грамотное прохождение порогов вылились в замечательный поход. Обошлись без килей и мало рвались и клеились (кроме Димы). Сторонние наблюдатели оценивали прохождение порогов как очень техничное. Большой запас клея, резины, запасные части и полная аптечка не понадобились, но обнадеживали своим наличием. Из недостатков можно отметить тяжелый поздний подъем по утрам и долгие сборы вещей. Также имела место не очень удобная компоновка гермомешков и отсутствие раскладки еды по приемам пищи. Поступило предложение отменить белые ночи или хотя бы разрешить их через день. Есть отсканированная карта маршрута -- JPG ~3Mb Если очень надо могу выслать. --------------------------------------------------------------- Поздеев Игорь. MailTo:iPozdeev@BigFoot.com Август 1998г.

Популярность: 6, Last-modified: Sun, 18 Oct 1998 13:39:53 GmT