---------------------------------------------------------------
From: Поздеев Игорь MailTo:iPozdeev@BigFoot.com
Date: 18 Oct 1998
---------------------------------------------------------------
24.07.98 -- 9.08.98. 13 ходовых дней. 4 неполных дня дороги. Одна
дневка, две полудневки.
Станция Лоухи - оз. Панова - оз. Плотичное - р Кереть - Чупская губа
Белого моря - станция Чупа.
Общая протяженность маршрута -- ~95км. Категория сложности -- 3.
Байдарка Должность КС ФИО
--------------------------------------------------------
Катран Адмирал/капитан 4 Лаленков Вадим
Матрос 2 Белоусова Наталья
Катран Капитан 2 Иванов Дмитрий
Матрос 2 Иванова/Сахно Мария
Таймень-2 Капитан 2 Поздеев Игорь
Матрос 1 Карпенкова Мария
Проходили по довольно высокой воде.
- п. "Щелевой" -- начинается с шиверы, разбиваемой островом на два
рукава: левый -- завален камнями и не проходим; правый чистый, но по берегу
острова навалены бревна. Затем слив 0,5м между бревном слева и валуном
справа. Вход в слив от правого берега струи. Сразу после слива -- бочка и
высокие стоячие волны;
- п. "Кривой -- 1" ("Дрова") - S-образный, длиной около 300м, в двух
местах на левом берегу навалены боны с прижимом к ним -- необходим маневр с
пересечением основной струи и уходом от прижима
- Короткий порог со сливом между камнями, вход в порог - от правого
берега;
- п. "Киргун" ("Керчуг") -- длина, примерно, 100м, перепад уровня
воды около 1м, просматривается с воды, движение по основной струе;
- при выходе из Варламовского озера - неглубокая изогнутая шивера;
- п. "Белый Зуб" -- высокая скорость течения, обилие камней в русле,
в самом конце порога - два высоких валуна в основной струе (обход
слева);
- п. "Мураш" - выделяются две ступени с отстойником между ними: 1-ая
ступень -- большая косая бочка и высокие валы за ней (перепад уровня воды ~
2м на протяжении 50м); 2-ая -- S-образный участок с бурным течением, много
крупных бочек, стоячих волн, в конце порога, по центру в основной струе --
два "сухих" камня, замаскированные стоячими волнами, с воды не видны!;
- п. "Сухой" -- длинная (до 1,5км), неглубокая шивера с небольшим
течением и обилием неглубоко сидящих камней;
- п. "Кривой -- 2" -- длина около 1км, по большой воде превратился в
спокойную шиверу;
- п. "Долгий" - длина - примерно 4км, начало порога -- водослив
высотой до двух метров с неглубоким камнем внизу, затем, около острова, еще
один, но уже пологий слив, далее - почти непрерывная шивера, местами
мелководная, основная струя постоянно смещается от берега к берегу;
- п. "Варакский" - вход представляет собой прямой глубокий участок
реки с быстрым течением и небольшим количеством камней в русле, далее река
разбивается на два рукава. Правый рукав мелководен и непроходим, левый
разбивается большими валунами на несколько небольших струй. Проход - в
основной слив около острова (косой слив высотой около 1,5-2м) за ним большие
валы. Через несколько метров в небольшой бочке подводный камень: с воды не
виден. Обходить слева. Далее - неглубокий участок реки с большим количеством
камней и быстрым течением В конце шиверы: под автомобильным мостом стоят
большие валы, а сразу за ними мелкий каменистый участок. Просмотр порога с
левого берега;
- п. "Карежка" - короткая шивера, просматривается насквозь, основная
струя переходит от правого берега к левому;
- п. "Краснобыстрый" ("Кривая Быстрица") -- представляет собой два
слива на расстоянии 30-40м, расположенные под углом в 450 друг к
другу. Первый слив близ левого берега - небольшой. Второй -- около 1,5метра.
Слева он заворачивается в большую косую бочку, а справа лежит крупный
обливник. Между сливами приходиться пересекать основную струю, бьющую в
косую бочку. Примерно в двух-трех метрах от второго слива заметная бочка, а
за ней начинается неглубокая шивера. Просматривать лучше с левого
берега;
- короткая просматриваемая кривая шивера-шкуродер;
- п. "Масляный": вход -- сильная струя со стоячими волнами и бочками,
далее -- слив с неглубокой, относительно гладкой плиты, сразу за ним -
шкуродер. Есть проход, в обход плиты, около правого берега;
- небыстрая шивера, проход сходу;
- п. "Павловский" - по типу длинной шиверы с несильным течением;
- п. "Колупаевский" ("Кулановский") - длина до 1,5км, вода быстрая,
сильная проход - по основной струе;
- п. "Медвежий" - вода разбивается нагромождением камней на два
слива: левый - неглубокий, с острыми камнями на дне, проходим при большом
уровне воды; правый -- пошире и достаточно глубокий, но за ним большая
бочка. За бочкой струя уходит к центру, прямо на незаметный из-за валов
обливник, а за ним разбивается каменной грядой на несколько проходов.
Проходить лучше слева от обливника.
- п. "Кривой -- 3" - начинается почти сразу же после п. "Медвежиий",
представляет собой длинный участок реки с сильным течением, большим
количеством камней, с двумя поворотами русла, проходится по основной струе.
На левом повороте есть прижим под поваленное дерево;
- п. "Запорный" ("Морской") - длина - от 0,9 до 1,2 км (в зависимости
от прилива \ отлива) с перепадом уровня воды около 15м. Представляет собой
прямой участок реки с мощным течением и обилием камней в русле. Просмотр с
левого берега. Перед порогом реку перегораживают сети рыболовецкой бригады,
обнос по левому берегу.
День 1й. 24.07.98. "Дорога туда"
В 20:00 я зашел за Машкой в общагу и кряхтя и поскрипывая костями мы
отправились на вокзал. Там, встретив группу поддержки, благополучно
закупились вином и хлебом и сели в поезд. В 21:40 оный поезд за номером 181
сообщением "Москва -- Мурманск" столь же благополучно отправился в сторону
Мурманска. Примерно до "Вышнего Волочка" вагон был забит до отказа, и мы
мужественно сидели друг у друга на головах, высматривая, грозящую упасть,
многотонную поклажу. В купе зашел разговор о Достоевском и о его сочинениях.
Дима сказал, что осилил только "Преступление", на что, проходящий мимо наряд
ОМОНа мгновенно отреагировал вопросом: "какое?". Диме пришлось срочно
добавлять, что наказание он не дочитал. Поржали.
В Бологом купили пива. Настроение -- боевое.
Проснулись рано -- часов в 8. В вагоне стоит страшная жара, потому в
Петрозаводске скопом выбрались дышать воздухом и жрать мороженое. Играли в
"преф". Результаты весьма странные: Дима -- -430, я -- +30, Вадик -- +400.
В Карелии по всей протяженности железной дороги стоит замечательная,
солнечная погода. На перронах бродют бабки с дарами леса и пивоваренных
заводов, смущая страждущих. Вода в реках, судя по наблюдениям из вагона,
высокая, что несомненно радует. В общем начинается все просто прекрасно.
Настроение -- сонное.
Под вечер Дима добрался до лоции и как следствие -- все слегка
мандражировали.
В 1:10 приехали в город "Лоухи". С помощью 2х туристов -- семейной пары
из Обнинска, с которыми познакомились в поезде, выгрузились на перрон и
сфотографировались. Тут же к нам подошел ханыжного вида мужичек и предложил
довезти до а/м моста через реку "Кереть" (~18 км), не называя цены. Мы
отказались. Галантно освободив девушек от непосильного труда мы в два захода
унесли вещи и встали на берегу озера. Поставили палатку, поужинали
макаронами с тушенкой и улеглись спать в 4:00. Настроение
нормально-утомленно-сытое.
Мужики поднялись в 8:00, женщины в 11:00. Часов в 9 попили кофе. Погода
мрачная -- пасмурно. Собрали байды. Дима проклеил баллон и шкуру от
"Катрана". Мы с Машкой пришили фартук к "Таймени", который оказался слегка
коротковат и со смещенными к центру кольцами. Позавтракали/пообедали в
14:00. В путь отправились в 17:10. Пересекли озеро и на противоположной
стороне попытались проплыть через дренажные канавы под чутким руководством
Вадика и Димы, но случился Литовский народный праздник "Обломайтес" --
канава кончилась метров через 500. Вернулись обратно и пошли по более
северному проходу. Прошли два а/м моста по малому течению. На волоке между
озерами "Панова" и "Плотичное" поржали как лошади совершенно без повода.
Началось с того, что я пожаловался на холодную погоду, мокрую задницу и
полное отсутствие алкоголя в крови. Там же девчонки, пока мы таскали байды,
умудрились накопать червей для рыбалки и спереть старый железный утюг с
неясным прошлым и будущим.
Добрались до острова "Реутошуари", где и встали на стоянку в 22:10.
Поставили костровой тент, поужинали и улеглись спать в 1:00.
Всю ночь шел дождь. Машка, как обычно, пихалась и приклеила таки меня
вместе со внутренней частью палатки к внешней. В результате чего утром в
углах скопились лужицы воды, которую не сумел впитать мой спальник.
Поднялись в 10:30. Дождь не утихал. Ходили на экскурсию на гору. Изрядно
покусанные комарами но поевшие морошки вернулись обедать в 16:30. Отплыли в
18:20. Погода, а в месте с ней и жизнь потихоньку наладилась. Стих ветер,
прекратился дождь и посветлело небо. Грести просто в кайф -- вода гладкая
как зеркало. Вадик бросил за байдой блесну и через некоторое время поймал
окуня (13 см). Прошли два моста а/м и ж/д и в 22:30 встали на стоянку на
правой стороне острова перед первыми порогами. Вадик с Натальей сплавали на
рыбалку и поймали еще 2 окуня. На острове совершенно нет дров -- ужин
готовили на мелких сучьях. В 0:30 поужинали и легли спать.
Настроение хорошее.
Проснулся я аж в 12:00. Завтра это, наверное, произойдет в 14:00.
Сварили уху из пойманных вчера окуней и разбавили ее в желудке манной кашей.
Погода во второй половине дня еще улучшилась и выглянуло солнышко.
Попрятались комары, повылезали не пойми откуда мухи да оводы и стало все
просто отлично. Весь день девушки, полным составом, шили юбки к байдам, я
клеил безбожно травящий баллон для непотопляемости "Тайменя", Дима занимался
катрановским насморком наоборот, а Вадик просто был.
Как повелось в 18:30 покинули этот благословенный остров и встали на
осмотр порога "Щелевой". Посмотрели, обнесли вещи и по отдельности пошли.
Порог представляет собой участок реки с сильным течением, разбиваемый
островком на два рукава: левый завален и непроходим и правый довольно
широкий и вполне проходимый. На островке небольшой завал из бревен и, как
следствие, несильный прижим. За островом шивера и неширокий слив между
бревном и грядой камней в бочку. За бочкой небольшие валы.
Проходили поочередно Дима с Машкой, я с Машкой и затем Вадик с
Натальей. Островок обходили справа, затем через основную струю к левому
берегу в слив. Бочку в конце обходили слева и в общем-то зря -- она была
чистая. Вадик прошел чисто, я, как и Дима, на шивере цапнулся кормой о
камень (за один и тот же).
На стоянку встали перед порогом "Кривой" в 22:00. Поужинали и попив
глинтвейн улеглись спать в 1:00.
Настроение хорошее.
Вадик с Натальей часов с 8 рыбачили, остальные поднялись в 10:00.
Позавтракали и в 14:20, покидав вещи в байды, перевезли их вплотную к порогу
"Кривой". Порог начинается с шиверы с камнями, петухами и бочками, а
заканчивается прижимом к левому берегу. Порог напоминает букву "S".
Проходили без вещей, поочередно фотографируя друг друга. Вадик прошел чисто,
нас с Машкой перед одной бочкой немного развернуло (~350) и бочку
мы прошли носом, но выровнялись и не задев ни одного камня спокойно обогнули
прижим. Дима сел на камень и порвал шкуру.
Через 100 метров прошли еще один порог, который представляет собой слив
между камнями. Заход в слив от правого берега. В 17:35 встали на перекус.
Прошли озеро "Долгое", порог "Керчуг" и озеро "Травянистое". На стоянку
встали в 22:00 на скалистом острове со сложенной на берегу баней. Мы с
Машкой хотели плыть дальше, но было уже поздно, невдалеке начинались пороги,
да и баня выглядела очень уж соблазнительно. Поужинали и легли спать в 2:00.
Ночером выглянуло солнышко и стих ветер. Настроение хорошее, даже боевое,
только все усиленно чешутся в предвкушении бани.
Поднялись в 13:00. Погода мрачная. Никто не выспался. Настроение
сонно-ленивое. Костер горит исключительно при помощи сидушки и мускульных
усилий. Истопили баню за 3,5 часа. Потом долго, так, что баня остыла,
ставили раму и натягивали пленку. Раму сделали большую и широкую, так, что
пленки не хватило. На крышу и одну стену положили костровой тент, а вход
завесили коврами. Пару хватило только на первую группу -- т.е. на мужиков.
Мылись быстро -- намыливались и прыгали в озеро смывать пену. После бани все
мужики побрились! Женщины бриться не стали.
Спать улеглись около 0:00.
День 8й. 31.07.98. Порог "Мураш"
Подъем в 10:00. Позавтракали ухой и манной кашей. Хлеб кончился: уху
заедали сухарями. Погода стоит просто классная: солнышко и легкий ветерок.
После завтрака разбирали баню и клеились. Отплыли в 13:00. Прошли две мелкие
шиверы и встали перед порогом "Мураш" на правом берегу. Осмотрелись и
переплыли на левый берег обносить вещи. В пороге четко выделяются две
ступени: первая - сильное падение уровня воды в большой косой бочке и
огромных валах за ней; вторая - жуткая шивера с двумя поворотами
(перевернутое S) сплошь состоящая из валов, бочек, петухов и пенных котлов.
В конце шиверы два больших камня по центру в основной струе, которые из-за
бочки с воды не видны. Между ступенями небольшой отстойник. Проходили после
трех катамаранов (две четверки и одна двойка). Ребята на двойке нас
подстраховывали. Первыми шли Вадик (матрос) с Димой на Димином катране.
Прошли хорошо по центру и встали в отстойнике сразу за поворотом. Почти
непосредственно за ними шли мы с Машкой по правому краю бочки. Прошли тоже
хорошо и остановились в отстойнике передохнуть. Дима с Вадиком, тем
временем, отправились за вторым "Катраном", а мы пошли во вторую ступень.
Знатно прошли. Как призналась потом Машка, если бы она посмотрела на эту
шиверу со стороны, то она бы ее не стала проходить. За один из камней в
конце порога мы все-таки зацепились кормой, правда, к счастью, без
последствий. Затем я принес оставшиеся вещи и еще раз прошел вторую ступень
с Вадиком на его "Катране" в качестве матроса. Прошли хорошо, но Дима
говорит, что мы прошли по одному из двух камней, и нас даже подбросило, хотя
ни я, ни Вадик этого не заметили. В конце с меня сорвало юбку (с Вадика ее
сорвало сразу же) и последние валы лились исключительно в байду, как
следствие этого -- треть байдарки воды. Дима проходить вторую ступень не
стал, а его "Катран" мы обносили.
На стоянку встали сразу за порогом на правом берегу реки. Поужинали и в
1:00 легли спать.
После отбоя пошел знатный ливень с грозой, и у нас сорвало костровой
тент. До конца похода мы его (тент), похоже, довезем частями.
Настроение сложное. За день испытали почти всю гамму его оттенков и
состояний: от восхищения и бурной радости до страха и безразличия. Под вечер
очень хотелось спать. Порог Мураш вполне оправдывает свое название и
является, наверное, самым мощным и бурным на маршруте.
Утром поднялись в 10:00. Позавтракали и просушились, благо погода
способствовала: солнце и ветер. Прошли два моста а/м и ж/д и встали на
перекус. Порог "Сухой" (около а/м моста), говорят, размыло. Мы прошли его
сходу, не осматривая и потихоньку руля между отдельно стоящими камнями.
Магазин в поселке "Кереть" после ж/д моста, как оказалось, работает только
по средам и мы, соответственно, в него не попали.
Догрябали до порога "Долгий" и встали осмотреться. Посовещавшись,
решили встать на стоянку сразу за сливом на левом берегу. Отнесли туда вещи.
Вадик с Натальей отправились на рыбалку, а остальные занялись ужином и
устройством лагеря. Поужинали и по очереди прошли слив. Казавшийся чистым
слив, на деле оказался не столь уж и чистым. На расстоянии примерно метра от
слива, в пене, неглубоко, лежит камень, на котором сначала Дима с Машкой С.,
да потом и я с Машкой К. стукнулись кормой. Вадик с Натальей, руководствуясь
нашим опытом, взяли правее и прошли мимо этого камня. Зачалились у стоянки
и, попив какао с водкой, легли спать в 1:15.
День 10й. 2.08.98. Пороги "Долгий" и "Варацкий"
Подъем в 10:30. Позавтракали, наблюдая, как слив проходит группа
школьников (7 байд) во главе с тремя инструкторами. Сначала прошли два
инструктора на двух самодельных КНБшках, затем школьники и потом третий
инструктор. Проходили по одному экипажу и достаточно быстро, но все же к
последней байде Фортуна успела таки повернуться спиной и ее (байду, а не
Фортуну) обернуло вокруг камня. Снялся инструктор сам, а вещи выловили
школьники. Судя по тому, что они долго не задержались на пороге: с байдой
ничего серьезного не случилось.
Через некоторое время оставшуюся часть порога пошли и мы. После
поворота налево находиться еще один слив, но поменьше и совершенно чистый.
Осмотрев его и следующую далее шиверу с острова и не найдя их сложными:
отплыли. Слив все прошли хорошо. Сразу за ним начиналась мелкая шивера, и мы
с Машкой взяли влево, где было поглубже. Благополучно пересекли основную
струю и встали за поворотом ждать народ. Вадик с Натальей, идя впереди нас,
но несколько правее, прочно сели на камень и мы их обогнали. Вадик выпрыгнул
и сумел спихнуть байду с камня без последствий для последней и дальше они,
также, без последствий зачалились рядом с нами. За нами шел Дима, который
тоже пошел правее, чем было нужно и тоже сел на этот же камень. Он снимались
намного дольше, и обошлось все не так благополучно, как для Вадика. Позже
выяснилось, что у Диминого катрана появилась сквозная дыра в два пальца
шириной сквозь баллон и шкуру. Весь оставшийся день, до вечера, он ее и
клеил. Вадик с Димой пришли к выводу, что они не смогли выгрести через
основную струю, хотя мы с Машкой пересекли ее очень легко, но может быть мы
начали поворот раньше.
На этой незапланированной дневке девчонки с Вадиком ходили собирать
морошку и принесли примерно 12 литров. Я же без задних ног спал на ковре.
Под вечер сварили варенье (6х1,5), использовав 1,5 литра (кг) сахара и
пустые пластиковые бутылки из спас-жилета Вадика в качестве тары.
В начале девятого пошли дальше и оставшуюся часть порога прошли
нормально. Каждая байда посидела на камнях по разу, но никто, к счастью, не
кильнулся.
К 22:00 дошли до порога "Варацкий". Перед ним есть хорошая стоянка по
левому берегу. На ней и зачалились. Посмотрев порог, решили идти его сегодня
же. Потому разгрузили байдарки и отнесли "Катран" Вадика на подстраховку с
воды сразу после слива. Проводили школьников, которые снимались с а/м моста,
после порога, на вторую -- озерную часть маршрута и отправились к байдам. Я
на подстраховку, Вадик с Димой наверх. Вадик умудрился забыть юбку за
порогом и долго за ней бегал. После часа ожидания их прохождения я, стоя на
подстраховке, готов был кого-нибудь убить путем утопления, а вовсе не
спасать, как предполагалось. Но на счастье подошли девчонки и порадовали
меня известием, что вот сейчас они пойдут. Прошли они хорошо. Дима был
капитаном и своей тяжелой задницей погнул шпангоут о камень в бочке прямо
напротив меня, чем, безусловно, меня огорчил. Далее все было пройдено гладко
и аккуратно.
Порог представляет собой два слива на расстоянии 70 метров между ними и
бурную шиверу, заканчивающуюся после а/м моста. Под мостом стоят высокие
косые валы, а сразу за ними шкуродер с большими камнями. Основная струя
после моста разбивается тремя островками на мелкие каменистые проходы.
Первый слив очень пологий и красивый. Заход на него по левому берегу
через небольшие валы. Далее проход по основной струе строго на остров (можно
даже немного за него). У острова по его левому берегу надо аккуратно и очень
близко обогнуть большой плоский, лежащий на берегу острова, камень и под
некоторым углом к левому берегу уйти во второй слив, желательно имея хорошую
скорость, так как дальше начинаются огромные и косые валы. Затем по основной
струе, минуя небольшую, но заметную бочку, в которой лежит камень,
лавировать между камнями по, относительно, глубокой шивере. Под мост уходить
близ правого берега в слив правее валов. За мостом сразу по правому берегу
огибать большие плоские камни и чалиться.
Следом за Димой пошел я на "Таймени", с Вадиком в качестве матроса. Шли
уже в 1:00. Прошли хорошо. Выгребли точно на остров и на прямом ходе, в
отличие от Димы, которому пришлось сильно табанится, обходя камень, упали в
слив, где весело покачались на валах. Матросу, из-за того, что байду сильно
подбрасывало, грести по воде удавалось не всегда. Затем, обогнув злосчастную
бочку слева, в сумерках прошли шиверу, цапнувшись все же за камень перед
мостом. Мост и шиверу за ним прошли чисто.
За тем я относил оставшиеся шмотки, а Вадик с Димой проводили по шивере
третью байду. Под мостом они пошли через валы и за ними наскочили на камень.
Дима выскочил и спихнул байду. Обратно влезть он не смог и оставшуюся часть
шиверы бежал, плыл и помогал Вадику рулить, подталкивая байду за корму. Но
таки зачалились нормально.
На стоянку встали сразу за большими плоскими каменными плитами после
моста. Стоянка очень плохая: мало дров, неудобный берег и песчаные и
каменные отвалы, оставшиеся после строительства а/м дороги и моста. Встали
только для того, чтобы переночевать. Спать улеглись без ужина в 2:20.
Настроение: удовлетворенное облегчение после прохождения самого
технически сложного порога на маршруте.
Поднялись в 10:20. Позавтракали в 12:00. Пообщались с москвичами,
которые с утра шли "Варацкий" на КНБшке и кате-4. Прошли они плохо. КНБшку
кильнуло на сливе и большую часть порога она прошла кверху днищем. Кат тоже,
говорят, посидел на камушке.
Отплыв, долго не могли найти пустую стоянку, и прошли далеко на восток
по озеру. На дневку встали на высоком скалистом мысе в 16:00. Ночью сломали
дугу от палатки и на стоянке попытались ее склеить. Попытка не увенчалась
успехом: эпоксидка не успела затвердеть и по проклейке дуга снова разошлась,
а ночью к сломанной дуге прибавилась еще одна. Вадик и Наталья рыбачили, а
остальные сушились да ремонтировались. Вечером сварили глинтвейн, высыпав
оставшиеся специи. Погода стоит просто прекрасная: безоблачное небо,
огромная желтая луна, тепло и практически нет комаров. Спать улеглись в
прекрасном настроении около часа ночи.
День 12й. 4.08.98. Пороги "Красно-быстрый" и "Масляный"
Поднялись в 10:10, собрались и отплыли. Прошли порог "Карешка" сразу
после озера и подошли к порогу "Красно-быстрый". Осмотрелись, пропустили
вперед группу туристов на двух катах-4 и обнесли вещи. Проходили
последовательно: Дима с Вадиком на Вадиковском "Катране" и я с Машкой на
"Таймени". Прошли чисто. Как Дима, так и я. Причем мужики, которые квасили
на берегу у порога, кричали, что прошли круто и показывали оттопыренный
кверху большой палец.
Порог представляет собой два расположенных под углом (примерно 45
градусов) друг к другу слива на 50 метровом отрезке. Первый слив -
небольшой, но с короткими и очень жесткими валами, проходит вплотную по
левому берегу. Второй побольше и пошире, но левая часть заворачивается в
большую косую бочку с валами и еще одной бочкой на выходе и упирается в злой
шкуродер по левому берегу на повороте. Между сливами, по заявлению Димы,
есть прижим к левому берегу. На повороте и после шкуродер с торчащими
камнями.
Сложность порога заключалась в том, чтобы преодолеть прижим и попасть
во второй слив в аккурат между могучей косой бочкой слева и камушком справа.
Вход с воды виден плохо.
Далее примерно через 2 км прошли (без матросов, но с вещами) злую,
мелкую шиверу-шкуродер. В конце я все-таки сел на камень, но спихнулся не
вылезая из байды. Затем дошли до порога "Маслянный".
Порог представляет собой узкую шиверу с быстрым течением и широкий слив
с плоской плиты в форме перевернутой буквы "С". Перед сливом большие валы, а
после бочка и шкуродер. Сам слив напоминает Мстинскую "лестницу", но
поменьше и изгибается в противоположную сторону.
Сразу за порогом по правому берегу есть неплохая продуваемая ветром
стоянка. На нее мы и отнесли вещи.
Первыми шли Дима с Машкой. Прошли чисто, но слив они обходили справа,
аккуратно обогнув обливник близ правого берега и зацепив самый краешек
бочки. За ними шел я с Машкой. На валах перед сливом мы потеряли скорость и
бочку пробили медленно и с напрягом. Как результат -- треть байдарки воды.
Вадик с Натальей в слив вошли вообще чуть ли не боком и тоже набрали много
воды.
Повеселились, глядючи как порог проходил пьяный мужик на эрзетке без
фартука. Шиверу он преодолел еще более-менее нормально, но перед сливом
остановился и медленно-медленно вплыл в бочку. Немного постоял там под углом
к горизонту градусов этак в 60 и естественно кильнулся.
На стоянку встали в 21:00. Просушились. Поужинали. Сварили манты.
Сожрали их. Попьянствовали с остановившимися перед порогом питерцами на трех
"Тайменях". И улеглись спать.
Под вечер стало довольно холодно: дул сильный промозглый ветер, небо
прояснилось, и над рекой появился густой туман.
Настроение хорошее. Прошли больше двух третей порогов без килей и
практически не порвавшись. Пороги уже приелись и начинают утомлять.
День 13й. 5.08.98. Пороги "Медвежий" и "Кривой-3"
Поднялись как обычно в 10:00. Позавтракали, собрались и отплыли.
Прошли: мелкую шиверу; порог "Павловский"; порог "Колупаевский". Все чисто.
Дима и Вадик на "Колупаевском" шли без матросов. Дима царапнулся за камень.
Порог "Колупаевский" очень красив и представляет собой длинную шиверу (1,5
км) с бурным течением. Начинается порог с глубокой, полноводной шиверы с
валами и петухами, затем постепенно мельчает и в конце разбивается на
несколько островков разделенных каменистыми протоками. Перед ними есть
несколько высоких камней напоминающих клыки. В одной из таких проток,
недалеко от а/м моста, мы и зачалились на перекус.
Почти под а/м мостом стоит одиночная чистая бочка, но в нее никто не
полез так как никто не хотел мокнуть. Ее обходили слева. Заплыли в "Луоксу"
для того, чтобы посмотреть порог "Медвежий", но по быстрому встречному
течению грябать было влом, да и комары на узенькой речке доставали так, что
хватило нас ненадолго, и мы вернулись на "Кереть".
Дошли до порога "Медвежий" на "Керети". Проходили без вещей. Вадик и
Дима шли без матросов - девушки не хотели мокнуть. Порог достаточно сложный
и просматривать его надо обязательно. Мы проходили так. Сначала несильная
шиверка, за ней каменная гряда с двумя сливами: близ правого и левого
берегов. У левого берега слив поменьше, но зато там высокие короткие валы с
петухами и есть камни в струе. Правый слив чистый. В него мы и шли. За
сливом стоит мощная бочка, а через несколько метров начинаются камушки.
После слива мы почти под прямым углом выходили на левую часть основной струи
в обход (слева) большого обливника, скрытого, кстати, с воды валами и
прыгали между камнями во второй гряде в следующий слив. Далее мелкая шивера
и по правому берегу заливчик-отстойник.
Мы с Машкой прошли идеально чисто. Вадик тоже хорошо, но цапнулся
где-то за камень. Дима перед второй каменной грядой взял левее, чем было
нужно, и на камне пробил насквозь шкуру и баллон, а также погнул (доломал)
шпангоут.
Сразу за "Медвежьим" начинается порог "Кривой-3". Он представляет собой
мелкую шиверу с большим количеством камней в форме "7" и по ее окончании
небольшой прижим под одинокое поваленное дерево на повороте. Вадик шел
первым без матроса. За ним шел я тоже без матроса. Дима обносил свой
"Катран" по берегу. Вадик прошел нормально. Я плохо. С самого начала, еще
почти у берега сел носом на камень и меня развернуло кормой вперед. В
результате чего я часть небольших валов шел задом, а пока разворачивался
(между камнями) опоздал отгрестись на левую и более глубокую часть основной
струи и плотно увяз в шкуродере. Пришлось выпрыгивать и проводить байдарку
за нос по камушкам. Из-за быстрого течения залезть в байду вовремя я не
успел, а на глубоком месте не смог (без матроса боялся перевернуть байду).
Пришлось плать/бежать/прыгать по камням, вылавливая окончательно порвавшиеся
ботинки (один слетел, а у другого почти полностью оторвалась подошва). За
этим увлекательным занятием меня и затянуло в прижим. Переломав у
подгнившего дерева своим телом большую часть веток, торчащих в сторону реки,
я таки вытолкал байду и, страшно ругаясь, по спокойной воде, вытащил ее на
берег. Совершенно мокрый, стуча зубами я принял положенные килевые,
переоделся и отправился за оставшимися вещами.
На стоянку встали тут же. Стоянка неплохая, но мало дров. Погода стоит
все такая же холодная: с утра дождь, днем и вечером переменная облачность и
сильный холодный ветер, ночью на реке туман.
На ужин из остатков муки Машка С. сделала очень вкусную пиццу с
грибами, тушенкой, сыром и кетчупом. Спать улеглись около 1:00.
День 14й. 6.08.98. Порог "Морской"
Подъем в 10:30. Завтрак.
На всех очень плохо заживают и немного гноятся раны. Я в порядке.
Погода как обычно мрачная: пасмурно и мелкий дождик. Вчера вечером из
остатков дуг к нашей палатке собрали две нормальные, а третью взяли у Димы
от тамбура и нарастили железом от костра. Палатка при этом приняла овальную
форму и стала намного ниже.
Из порогов впереди остался только "Морской". К 14:00 окончательно
собрались и отплыли. Прошли несколько мелких участков реки и встали перед
сетями рыболовецкой бригады. Осмотрели порог. Он оказался не таким страшным,
как его описывали. Одна прямая не слишком бурная шивера со шкуродером в
конце. Уровень воды, правда, падает очень сильно (по лоции 15 метров на
километр). Вадик и Дима шли без матросов, я с Машкой. Обнесли вещи, и друг
за другом пошли. Сначала Вадик, затем Дима, а потом и мы. Вадик и Дима
прошли нормально. Мы с Машкой взяли правее, чем было нужно, и налетели носом
на большой обливник. Снимались с него в течении нескольких минут. Когда
байду разворачивало кормой вперед у Машки затянуло под нее весло и его
пришлось бросить (Вадик его выловил за порогом). Кое-как спихнулись с камня,
прошли задом несколько валов, развернулись перед мелким участком и без
приключений зачалились в заливе. На пороге очень коварные валы: байду сильно
раскачивало из стороны в сторону. Сидя на камушке, было довольно трудно
сохранять равновесие и не кильнуться. На берег мы с Машкой выбрались мокрые
с ног до головы, а из байды вылили литров сто воды. Переоделись и по отливу
добрались до острова "Средний". Встали на стоянку и отправились
договариваться о транспорте до Чупы. Оказалось, что в пятницу (завтра) идет
катер, но он переполнен. И взять нас не сможет. В субботу идет другой катер,
но тогда Дима не успевает на работу. Потому посовещавшись, мы решили сделать
перекус и отправиться ночью по спокойному морю до Чупы. В 23:30 мы вышли.
Обогнули слева о. Средний и от острова Кереть повернули в Чупскую губу.
Вода, к Машкиному (К.) восторгу, приняла устойчивый и ярко выраженный
соленый вкус, а волны, уже к общему восторгу, стали очень длинными и
пологими. Идем по морю. Около 1:30 прошли поселок Чкаловский. Установился
полный штиль: ветер стих, вода стала как зеркало, а на небе немного
рассеялись подкрашенные закатом облака. Красота. Грести одно удовольствие.
Но к 3:30 утра удовольствие медленно, но неотвратимо сменилось усталостью и
после поселка "Нижняя Полунга", пройдя больше двух третей губы, мы встали на
ночевку. Спать улеглись в 4:00. Настроения нет -- все устали.
День 15й. 7.08.98. Последний день на маршруте
Мощным усилием воли поднялись в 11:00. Вадик сходил в поселок и
выяснил, что автобус должен ходить 3 раза в день, но уже два дня его не было
вообще, потому добираться придется своими силами. В темпе позавтракали,
собрались и отплыли. Погода нормальная: сильный, попутный для нас, ветер и
переменная облачность. Вадик сделал мачту с парусом и почти не прилагая
усилий ушел далеко вперед. Прочупали по Чупской губе через город Чупу и
причупились на его левой (западной) очупелости в 16:00. Сразу же к нам
подошли два мужика и предложили довезти до вокзала за 50р (примерно 8$). В
19:20 нас высадили у ж/д платформы на вокзале. С мужиками расплатились 1,5
литрами самогона и оставшейся водкой (пол бутылки). Билеты в Чупе купить не
успели, так как было много народу (6-7 групп туристов) и ж/д касса там
работает до 20:00. В 20:05 бегом сели на электричку до Лоухов, забыв на
перроне две сидушки: мою и Машкину (С.). Через 30 минут прибыли в Лоухи и
без билетов, договорившись с проводником и начальником поезда, сели в
плацкартный вагон 343 поезда сообщением "Мурманск-Москва". За проезд до
Твери заплатили 140р с человека.
День 16й. 8.08.98. Дорога обратно
Проснулся я в Петрозаводске в 11:00. На перроне купили хлеба и по
традиции пожрали мороженого. Едем в полностью заполненном туристами вагоне.
Настроение сонно-безразличное. Все побрились и умылись, но многодневная
грязь не сдается. Днем подвели итоги похода, а под вечер попили водки с
соседями и попели песни под гитару.
Спать в этот день не ложились.
В 2:05 поезд приехал в Тверь и мы, тепло попрощавшись с провожающими,
выгрузились на перрон. Дома. Тепло. +13 градусов в два ночи. Транспорта нет
- потому ждем до утра. Я отнес байду к Ивановым домой в Южный и, попив чаю,
вернулся на вокзал. На первой электричке в сторону Бологое в 4:24 мы с
Машкой К. добрались до Пролетарки и через 10 минут были дома.
Заброска на маршрут довольно удобная: прямой поезд "Москва-Мурманск" от
Твери до станции Лоухи стоил нам 92р (~15$). Метров 500 пешком до озера, но
можно и нанять машину до а/м моста. Есть один волок ~150 метров. Выброска:
своим ходом по морю до Чупы (~30 км), далее ~4 км до вокзала пешком или на
машине за 50р и прямой поезд обратно. Рассчитывать на транспорт по Чупской
губе не стоит: катера от острова Средний обычно заполнены, а автобус от
поселка Чкаловский или Нижняя Полунга ходит не регулярно. Ж/д касса работает
только до 20:00, но можно сесть в электричку "Кандалакша-Лоухи" в 20:05 и
через 30 минут оказаться в Лоухах, где касса работает круглосуточно.
На маршруте много хороших стоянок и мест для экстренного съема. Маршрут
довольно посещаем, причем катамаранщиками: можно рассчитывать на
подстраховку. По берегам почти нет деревень и совершенно негде пополнить
запасы продуктов. Пороги на маршруте чередуются спокойными плесами: удобно
вылавливать вещи и вылезать после киля, буде такой случится.
Топор с пилой очень улучшал наше самочувствие, распиленными и аккуратно
расколотыми дровами хорошо топить костер.
Углепластиковые дуги к палатке до конца похода не дожили: ломались и
расслаивались. Неплохо бы их заменить алюминиевым.
Железные прутья кострового набора не очень удобно втыкать в камни, да и
держаться они там плохо. Лучше брать с собой таганок.
Полиэтиленовый костровой тент из одинарной пленки рвется ветром. Его
нужно укреплять или делать из ткани. Делать его нужно в форме двухскатной
крыши с восемью или шестью обвязками. Четыре обвязки по углам и кол
посередине неудобно натягивать и в результате получаются провисающие края.
На каждую байду неплохо бы иметь по морковке. Обязательно нужен чальный
конец.
На маршруте Дима нашел кусок ПВХ и тем жил. Говорит, что потратил
примерно в два раза больше ПВХ чем брал с собой. Надо брать больше. Для
"Таймени" резины было много, но она совершенно не понадобилась, так как не
появилось ни одной новой дырки. Немалую роль в этом сыграли два
полипеноуретановых коврика, подложенные мной под "железо". Ковров у нас с
Машкой было три: два в байде и один для палатки. В самый раз. С учетом того
что в палатке лежало три ковра и четыре человека.
Не лишним был бы третий кан: отваривать грибы или греть чай.
Брали с собой противень и половник. Все очень пригодилось. На противне
жарили грибы, рыбу и пиццу.
Не у всех были водонепроницаемые плащи, а жаль, почаще были бы в сухой
одежде. Нужны также либо непромокаемые, либо быстро сохнущие штаны, а также
крепкая, желательно не резиновая, быстросохнущая обувь (например, сандалии
на твердой подошве).
Не было гитары.
Можно было брать любые рыболовные снасти.
Жрали мы много, часто и вкусно. Бывало, что и по три раза в день.
Осталось: супов - ~15 шт.; сухого молока - 1,5л; на раз макарон; 4
пачки сливочного масла (2 съели в поезде); 2 пачки чаю (2х100г); 400г
крахмала (потратили 50%); 3 банки тушенки (съели в поезде).
Не хватало сухарей. Мало было хлеба (можно было взять больше, так как
он не успел даже начать портиться).
Сахару хватило как раз. С учетом того, что 1,5л (кг) использовали на
варенье. Конфеты, сыр и колбасу доели в поезде. Крупы почти не осталось. На
маршруте много грибов и ели мы их много и часто. Для ягод еще рановато: их
было немного.
Мало брали вина на глинтвейн, да и специй не хватило.
Отличная компания, неплохая погода, основательная подготовка к походу,
осторожное и грамотное прохождение порогов вылились в замечательный поход.
Обошлись без килей и мало рвались и клеились (кроме Димы). Сторонние
наблюдатели оценивали прохождение порогов как очень техничное. Большой запас
клея, резины, запасные части и полная аптечка не понадобились, но
обнадеживали своим наличием.
Из недостатков можно отметить тяжелый поздний подъем по утрам и долгие
сборы вещей. Также имела место не очень удобная компоновка гермомешков и
отсутствие раскладки еды по приемам пищи.
Поступило предложение отменить белые ночи или хотя бы разрешить их
через день.
Есть отсканированная карта маршрута -- JPG ~3Mb Если очень надо могу
выслать.
---------------------------------------------------------------
Поздеев Игорь.
MailTo:iPozdeev@BigFoot.com
Август 1998г.
Популярность: 6, Last-modified: Sun, 18 Oct 1998 13:39:53 GmT