Валентин Юрин
Обстоятельства сложились так, что в советском водном туризме
наибольшее распространение на маршрутах 3 к.с. и выше получил
один тип судов - катамараны. Это было вызвано многими
объективными и субъективными причинами, которые заслуживают
отдельной статьи. Именно с катамаранами ассоциируется сейчас
водный поход для большинства туристов и простых обывателей.
Несомненно, катамараны сыграли огромную роль в развитии водного
туризма и со временем займут одно из почетнейших мест на свалке
нашей истории.
Однако такое господство катамаранов привело к тому, что
остальные типы судов оказались в весьма невыгодном положении.
Вся организация и проведение похода - от выбора маршрута и
классификации его сложности до тактики сплава на прогонных
участках - строилась почти исключительно с точки зрения
катамаранщиков. Экипажи других судов оказывались инородным
включением и были вынуждены действовать в режиме, который был
для них далеко не оптимальным. Порочный круг замкнулся: ходить
на таких судах становилось еще сложнее, поэтому они становились
еще более редкими.
Мы постараемся дать на страницах нашего журнала обзор водных
маршрутов с точки зрения каякера. Это отнюдь не означает, что
он будет адресован только немногочисленным (к сожалению)
каякерам-экстремистам, которые ходят исключительно каячными
группами. В походе вполне могут участвовать любые другие типы
судов (в частности, в ненаселенных районах крайне желательно
иметь в группе 1 катамаран на случай чрезвычайных
обстоятельств). Имеется в виду лишь то, что эти суда являются
вспомогательными и второстепенными; и поход в целом, и
отдельные его элементы строятся с точки зрения каякеров, в
интересах каякеров и так, как это удобно каякерам - остальные
суда должны принимать этот режим.
Итак, будем считать, что вы с несколькими товарищами более или
менее владеете минимальными основами управления каяком и сплава
по бурной воде. Предположим, вы тренировались зимой в бассейне,
в весенний паводок - на подмосковных реках, уверенно чувствуете
себя на Щегринке и Мсте. Возможно, вы даже успели уже пройти на
каяке карельскую или кавказскую "тройку" или потренироваться в
Лосево - это весьма желательно. Теперь вы намереваетесь пойти
на каяке в большой летний поход. Какую реку вы выберете?
Вероятно, одним из лучших маршрутов для такого случая можно
считать Хойто-Оку. Он пользуется репутацией "байдарочного" еще
с тех времен, когда туристы плавали на больших и толстых
двухместных байдарках. В числе его достоинств можно назвать
следующие:
- Это полноценный летний поход в таежном районе, достаточно
продолжительный и удаленный от цивилизации.
- Основная часть препятствий - шиверы 3-4 к.с., наиболее
эффективные для вашего дальнейшего обучения сплаву на каяке.
Препятствия разделены большими участками спокойного быстротока
для надежной страховки и самостраховки.
- Все препятствия имеют примерно одинаковую сложность. Нет
препятствий, значительно выделяющихся над общим уровнем, и
непроходов.
- Река имеет небольшой расход и не подавляет начинающих
каякеров психологически.
- Маршрут хорошо освоен, по нему имеется много отчетов.
- Пешая часть небольшая: 37 км, 3 ходовых дня.
- Возможен интересный радиальный выход к вулканам и горячим
источникам, который позволяет познакомиться с этим районом без
большого рюкзака за плечами.
Именно с этого выхода целесообразно начинать маршрут. Для
этого нужно оставить вещи в пос.Порт-Ока и отправиться вверх по
степной долине р.Сенца к горячим источникам Хойто-Гол, а оттуда
через перевал (н/к) - в Долину Вулканов, где находятся два
вулкана, в настоящее время бездействующих. Дорога в один конец
- около 70 км. Возможен вариант: выйти в Долину Вулканов по
р.Барун-Кадыр-Ос (правому притоку Сенцы) и его правому притоку
Зуун-Кадыр-Ос, а оттуда идти к источникам. На Хойто-Голе
несколько сероводородных источников с температурой от 22 до 39
градусов. На них построены деревянные ванны. Когда-то здесь же
был памятник горному инженеру из Иркутска С.П.Перетолчину,
погибшему в этом районе на геологических изысканиях в 1914 году
- пирамида из камней, в которую была вделана литая чугунная
мемориальная доска. Ныне он осквернен и разорен - вероятно,
жадными до сувениров туристами. Подонки...
До источников из Порт-Оки ведет дорога, но проехать по ней
можно далеко не на любой машине и не в любую погоду. Хорошая
дорога, равно как и степь, кончается за пос. Шаснур, примерно в
20 км от Порт-Оки. Весь выход занимает 6-8 дней.
Собственно маршрут на Хойто-Оку начинается от устья реки
Сайлыг, впадающей в Оку на 20 км ниже Порт-Оки. До нее можно
доехать на автомашине или, в крайнем случае, доплыть по Оке.
Ока здесь течет по широкой котловине, дорога идет в стороне от
реки, и желательно подъехать не к самому устью, а к тому месту,
где Сайлыг выходит из гор. Это позволяет сократить путь на
несколько километров.
Вдоль Сайлыга идет конная тропа, по которой жители Окинской
котловины издавна сообщались с низовьями реки. Она отходит в
сторону из долины Оки, чтобы обойти ущелье Орхо-Бом, пересекает
хр.Кропоткина через перевал Сайлыг-Дабан и по р.Ара-Сайлыг
спускается к Хойто-Оке. (Здесь она разделяется на две: одна
вдоль Хойто-Оки возвращается к Оке и идет вдоль нее вниз,
другая через верховья Ии и Ухтума выходит на р.Кара-Бурень, в
пос.Алыгджер и далее вниз вдоль р.Уда до Нижнеудинска.) Первые
5 км от края котловины тропа идет по левому (орографически)
берегу и хорошо заметна. Затем она переходит на правый берег и
вскоре поднимается на высокую террасу. Здесь она становится
хуже и требуется некоторое внимание для того, чтобы не потерять
ее. Лес кончается примерно в 2 км от перевала и начинается в 4
км после него. За перевалом тропа становится более заметной и
менее заболоченной.
Первые несколько препятствий на Хойто-Оке - широкие
мелководные разбои, поэтому, если позволяет время дня и силы,
целесообразно пройти 5-6 км вниз вдоль нее. Тропа местами
заболочена. Как показывает практика, на преодоление этого
участка как по реке, так и по берегу требуется примерно
одинаковое количество сил и времени.
До притоков Тэргетей и Мунгулик - около десятка мелководных
шивер, небольшие разбои. После них воды становится больше,
начинаются многочисленные шиверы с обилием камней и
многовариантой линией движения.
Первый сложный участок - каньон "Буревестник". Ориентирами его
могут служить хорошо заметная долина левого притока
Барун-Ночу-Гол и скальные выходы, появляющиеся на предыдущих
порогах. Перед каньоном большой плес, на левом берегу хорошая
стоянка. На входе в каньон расположен порог "Встречный" -
пожалуй, самый сложный для каяков на всем маршруте. То, что он
расположен в начале реки - вероятно, единственный тактический
недостаток Хойто-Оки. Упершись в скальные выходы левого
берега, река поворачивает направо и затем входит в скальную
щель шириной около 8 м. На входе слив высотой около 1 м со
сложной и жесткой "бочкой". Но перед сливом скорость течения
невелика, поэтому заход в порог достаточно простой. Наиболее
простая линия движения - по центру, где есть небольшой пологий
язык, пробивающий "бочку". За порогом большое улово.
Следующий порог называется "Бегемот". Это просто отдельная
невысокая скала в русле, не представляющая никакой сложности.
За ним на крутом левом повороте начинается порог "Стенка". Он
состоит из шиверы длиной 100-150 м и прижима к скальной стенке
левого берега. Просматривать его лучше с правого берега,
поскольку на левом крутой и скользкий травянистый склон
заканчивается 15-20 метровым обрывом. Далее снова начинаются
шиверы, а каньон вскоре кончается.
После правого притока р.Ары долина расширяется, течение
замедляется, река разбивается на многочисленные рукава. В
протоках - простые каменистые шиверы. Эта котловина тянется
около 10 км. Потом река пропиливает следующий хребет, образуя
свой самый красивый порог - "Мраморный".
Ориентиры порога - резкое сужение долины, река собирается в
одно русло, левый берег - скальная стенка. Справа напротив
стенки хорошее место для стоянки; просмотр порога и страховка
также по правому берегу. Сам порог начинается за левым
поворотом и по структуре похож на порог "Стенка", но мощнее
него. Принято считать, что именно он является сложнейшим на
всей реке, однако для каяков это утверждение достаточно спорно.
Начало порога - каменистая шивера, затем прижим к красивой
беломраморной стенке левого берега с мощным отбойным валом и
слив около 1 м с двумя косыми бочками по 0,8 м. Но при желании
их всех легко обойти вдоль правого берега - в отличие от порога
"Встречный", где бочка перекрывает всю реку и имеет более
сложную структуру.
Далее почти до конца реки тянутся шиверы, более мощные и
сложные, чем ранее. Что, собственно говоря, и требуется для
учебного процесса: успешно сделав несколько десятков простых
упражнений, вы переходите к более трудным. Наконец, вы
подходите к выпускному экзамену и вытягиваете билет с тремя
вопросами:
1. Порог "Вираж"
2. Порог "Горка"
3. Порог "Прощальный"
Ориентирами этих порогов может служить крутой правый поворот
со скальной стенкой высотой 100-150 м по левому берегу и
песчаной отмелью на правом. Впереди уже видна долина Оки, до
которой остается всего 1 км. Просмотр порогов - по правому
берегу. Первый порог расположен на местном левом повороте и
представляет собой несколько гряд крупных камней, веером
расходящихся от левого берега. По сути это большая винтовая
лестница. Он наглядно показывает, что такое перепад и уклон:
при равном перепаде высот путь вдоль правого берега длиннее,
поэтому уклон, соответственно, меньше.
Порог "Горка" по структуре похож на "Стенку" и "Мраморный":
лабиринт из обливных камней, прижим к выступу левого берега,
слив 1 м, за ним два пульсирующих вала по 0,8 м. Сразу за ним
правый поворот и последний порог - "Прощальный": короткая
мощная шивера с общим перепадом около 1,2 м.
Все! Теперь вы можете с полным основанием называть себя
каякером - ведь вы прошли на этой лодке большой поход. На
стрелке Оки и Хойто-Оки вас ждет роскошное место для дневки и
бани - если только его еще не загадили предыдущие группы. Ока
позволит вам насладиться той свободой и властью над
пространством, которую дает каяк на большой и неторопливой
воде. Будьте осторожны при выходе в Оку: Хойто-Ока впадает в
нее (напомним: слева!) в середине горки с беспорядочными
валами, а непосредственно за ней следует сильный прижим к
левому же берегу - к той скальной стенке, что началась еще
перед порогом "Вираж". Этот прижим особенно опасен при малой
воде в Хойто-Оке и большой воде в Оке. В такой ситуации
целесообразно перенести лодки через стрелку выше по Оке и
оттуда сразу же уходить траверсом к правому берегу.
На протяжении первого полудня сплава по Оке вам встретится
несколько больших "бочек", которые лучше обойти (все они
локальные). Общее правило - не искать лишних приключений и не
подходить слишком близко к "бочке" до тех пор, пока не
рассмотрите ее полностью. Самая мощная из них - примерно
2-метровая - находится на местном левом повороте с издалека
видимой стенкой правого берега. Эта стенка рыжего цвета, что и
отличает ее от всех остальных. Здесь перевернулся не один
катамаран, желавший напоследок "найти хотя бы одну настоящую
"бочку". Когда увидите ее - желательно в профиль, обходя ее
слева - узнаете ее наверняка. После нее сложных препятствий
больше нет - только пологие метровые валы.
Маршрут заканчивается в пос.Верхнеокинский, откуда можно уехать
на ст.Зима.
Валентин Юрин Каякеры не тонут!
Популярность: 6, Last-modified: Fri, 17 May 1996 08:31:46 GmT