Карты-кроки Хангарула в PCX-формате. hang.arj (568k)
Hangarul.txt_with-big-gifs.html
ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
о водном туристском путешествии
четвертой категории сложности
в районе хр.Хамар-Дабан (Забайкалье)
по маршруту:
г.Улан-Удэ - г.Закаменск - пос.Далахай -
- верх.р.Хангарул - р.ХАНГАРУЛ - р.ЗУН-МУРИН -
- пос.Мурино - г.Слюдянка
20 июля - 12 августа 1990 г
Руководитель В.Е.Юрин
121248 Москва, Кутузовский просп.
д.9, кор.2, тел.240-57-72
E-mail: iourine@iourine.msk.su
Москва 1991 г.
Содержание
1. Общие сведения о маршруте...................................3
2. Состав группы...............................................4
3. График движения.............................................5
4. Лоция и техническое описание маршрута
4.1. Р.Хангарул.............................................6
4.2. Р.Зун-Мурин...........................................11
5. Пешие подходы
5.1. Общая характеристика пешей части......................14
5.2. Описание маршрута от пос.Далахай до р.Хангарул........15
6. Местный транспорт..........................................18
7. Обеспечение безопасности...................................21
8. Метеоусловия...............................................22
9. Вопросы экологии...........................................23
10. Специальное снаряжение....................................24
10.1. Личное специальное снаряжение
10.2. Групповое специальное снаряжение.
10.3. Особенности общетуристского снаряжения.
11. Смета похода..............................................25
12. Выводы и рекомендации.....................................26
Приложение: схемы маршрута
1. Общие сведения о маршруте.
Маршрут по рекам Хангарул - Зун-Мурин проходит в Забайкалье в
труднодоступном районе западной оконечности хребта Большой
Хамар-Дабан. Долина р.Хангарул с юга отделена от относительно
густонаселенного бассейна р.Джида Хангарульским хребтом, а с
севера отрезана от побережья Байкала Большим Хамар-Дабаном. Оба
эти хребта расположены в широтном направлении, максимальные
высоты их около 2600 м. В восточной части Хангарульский хребет
соединяется с Хамар-Дабаном. Начинаясь отсюда, р.Хангарул течет
в основном на запад и впадает в р.Зун-Мурин перед наиболее
сложным его препятствием - порогом "Шурик". Р. Зун-Мурин течет в
основном с юга на север, огибая западную оконечность Большого
Хамар-Дабана, и впадает в р.Иркут в районе пос.Мурино.
Р.Зун-Мурин давно освоена туристами и классифицирована 4 к.с.
В отличие от нее, р.Хангарул малоизвестна, в год на ней бывает
1-2 группы. Это обусловлено в первую очередь ее
труднодоступностью, необходимостью пеших подходов протяженностью
около 100 км с севера либо длительных (более 400 км) подъездов
различными видами местного транспорта с юга. При наличии в этом
районе более доступных рек различных категорий сложности
требуются какие-то дополнительные доводы в пользу того, чтобы
выбрать этот маршрут.
Такими доводами является, в частности, удобство этой реки для
проведения похода с большим количеством маломерных судов.
Короткая пешая часть при подъездах с юга, небольшой расход (в
конце июля - августе в начале сплава 8-10 м3/с, в устье 30-35
м3/с), локальный характер основных препятствий делают
целесообразным широкое использование каяков и двухместных
катамаранов, к чему и стремилась наша группа.
Долины Хангарула и Зун-Мурина покрыты густой тайгой, в
основном хвойной. Широколиственные породы встречаются в основном
в конце маршрута. Граница леса проходит на высоте 1800-2000 м,
выше нее хребты покрыты зарослями карликовой березки и верховыми
болотами. Животный и растительный мир весьма богат. Не редкость
здесь встреча с медведем. Из прочего следует упомянуть обилие
рыбы (хариус) и грибов (подосиновики, подберезовики, маслята, в
низовьях Хангарула белые). Ягод мало.
Местное население отсутствует. Единственными путями сообщения
являются конные тропы: старый, практически заброшенный
скотопрогонный тракт от последнего бурятского поселка Далахай
через верховья рек Цакирка, Хангарул, Утулик до Слюдянки и
охотничьи тропы по берегам рек. Летом по этим тропам иногда
приезжают местные жители на рыбалку.
2. Состав группы
+--+-------------+----+-----------------------+----+-----------+
|No| Фамилия,имя,|год | Туристский опыт |суд-|Обязанности|
| | отчество |рожд| | но | в группе |
+--+-------------+----+-----------------------+----+-----------+
| 1|Юрин Валентин|1963|Сандалаш-Чаткал 6 зам. |каяк|руководитель
| |Евгеньевич | |рук. с эл. первопрох, | | |
| | | |Катунь 5р, Теберда 3р, | | |
| | | |ХойтоОка-Ока 4р,Урух 3р| | |
+--+-------------+----+-----------------------+----+-----------+
| 2|Философов |1961|Урух 3у, Катунь 4у*, |каяк| ремонтник |
| |Владимир | |Кожа 4р | | |
| |Станиславович| | | | |
+--+-------------+----+-----------------------+----+-----------+
| 3|Чураков |1960|Воньга 2р, Тунгуда 2р, |каяк| зав. |
| |Михаил | |Вама-Водла 3р, | |снаряжением|
| |Алексеевич | |Теберда 3у, Катунь 4у* | | |
+--+-------------+----+-----------------------+----+-----------+
| 4|Болдырев |1978|Вама-Водла 3у, Ю.Буг 2у|каяк| |
| |Арсений | |ХойтоОка-Ока 4у* | | |
| |Геннадиевич | | | | |
+--+-------------+----+-----------------------+----+-----------+
| 5|Коколия Серго|1965|Урух 3у, Теберда 3у, |каяк| фотограф |
| |Владимирович | |Коксу Джунгарская 4у | | |
+--+-------------+----+-----------------------+----+-----------+
| 6|Мурашов |1966|Теберда 3у, Коксу |каяк| фотограф |
| |Максим | |Джунгарская 4у, Прут- | | |
| |Борисович | |Черемош 3у | | |
+--+-------------+----+-----------------------+----+-----------+
| 7|Болдырева |1976|Вама-Водла 3у, Ю.Буг 2у|ктм2| |
| |Ксения | |ХойтоОка-Ока 4у* | | |
| |Геннадиевна | | | | |
| 8|Болдырева |1954|Вама-Водла 3у, Урух 3у,| | пом. |
| |Маргарита | |ХойтоОка-Ока 4у*, | | врача |
| |Николаевна | |Теберда 3у* | | |
+--+-------------+----+-----------------------+----+-----------+
| 9|Ярцев Михаил |1951|Вама-Водла 3р, Урух 3у,|ктм2| врач |
| |Николаевич | |ХойтоОка-Ока 4у, | | |
| | | |Теберда 3у | | |
|10|Ярцев Иван |1977|Ю.Буг 2у* | | |
| |Михайлович | | | | |
+--+-------------+----+-----------------------+----+-----------+
|11|Умнова Елена |1957|Урух 3у, Катунь 4у*, |ктм2| завхоз |
| |Георгиевна | |Кожа 4у, Вама-Водла 3у | | |
|12|Тимощенко |1969|Пшеха 3у, Воньга 2у, | | хроно- |
| |Елена | |Шуя 2у | | метрист |
| |Александровна| | | | |
+--+-------------+----+-----------------------+----+-----------©
3. График движения
+----+----+---------------------------------+--+----+----------+
|Дата|День| Участок маршрута |км|Ход.| Способ |
| |пути| | |время передвиж.|
+----+----+---------------------------------+--+----+----------+
|20.7| 1 |Москва - г.Улан-Удэ | | | самолет |
|21.7| 2 |г.Улан-Удэ - ст.Джида | | | поезд |
| | | ст.Джида - пос.Петропавловка| | | автобус |
|22.7| 3 |пос.Петропавловка - пос.Далахай | | |автомашина|
|23.7| 4 |пос.Далахай - ферма на р.Цакирка | | | трактор |
| | |ферма - слияние истоков р.Цакирка| 5|1.20| пешком |
|24.7| 5 |р.Цакирка до подъема к перевалу | 8|3.30| пешком, |
| | | (часть груза - на перевал)| | | лошади |
|25.7| 6 |р.Цакирка - перевал - р.Хангарул | 6|2.45| пешком |
|26.7| 7 |р.Хангарул - перевал - р.Хангарул| | | -"- |
| | | (вторая ходка) 2х4|4.10| |
|27.7| 8 | дневка: сборка судов | | | --- |
|28.7| 9 |р.Хангарул до каньона Кащей |10|2.40| сплав |
|29.7| 10 | дневка | | | --- |
|30.7| 11 |к.Кащей - пор.Чемодан | 6|1.15| сплав |
|31.7| 12 | дневка по метеоусловиям | | | --- |
| 1.8| 13 |пор.Чемодан - пор.Нежданный |14|2.20| сплав |
| 2.8| 14 |пор.Нежданный - пор.Западня | 7|1.10| -"- |
| 3.8| 15 |пор.Западня - каньон Колорадо | 7|1.15| -"- |
| | | полудневка | | | --- |
| 4.8| 16 |к.Колорадо - пор.Клык |10|1.40| сплав |
| 5.8| 17 |пор.Клык - устье р.Хабарта | 4|0.45| -"- |
| 6.8| 18 |устье р.Хабарта - пор.Труба | 3|0.40| -"- |
| 7.8| 19 |пор.Труба-р.Зун-Мурин - пор.Шурик| 7|0.45| -"- |
| 8.8| 20 |пор.Шурик - устье р.М.Зубкоган | 8|1.05| -"- |
| 9.8| 21 |р.М.Зубкоган - устье р.Тумусун |43|4.20| -"- |
|10.8| 22 |р.Тумусун - пос.Мурино |29|3.50| -"- |
|11.8| 23 |пос.Мурино - г.Слюдянка | | |автомашина|
|12.8| 24 |г.Слюдянка - г.Иркутск | | | поезд |
| | | г.Иркутск - Москва | | | самолет |
+----+----+---------------------------------+--+----+----------+
Итого активными способами передвижения: пешком 4 дня, 23 км
сплав 12 дней, 148 км
дневок 3
4. Лоция и техническое описание маршрута
Нумерация препятствий согласно отчета Хашова
(библ.МГЦТК, No.4108)
Обозначения препятствий: * - сложные, ** - особо сложные,
*** - непроходимые
4.1. Р.Хангарул средняя вода
1.Участок очень мелких шивер. Упомянутый в лоции Хашова ручей
справа впадает без водопада.
2-9. Шиверы, прижимы, перекаты, нависающие деревья. Водопадом
впадает второй ручей. Избушку и базу геологов не видели.
10*. Пор.Золотые Ворота. Ориентиры: на левом берегу высокий
обрыв, вверху скалы, внизу осыпь, поросшая редкими
лиственницами. Под ним правый поворот.
В 100 м от поворота у левого берега большой обломок скалы с
одинокой елью - 1 ступень порога. От этого обломка образуется
отбойный вал, струя уходит вправо. Далее справа обливные камни,
проход слева, вплотную к обломку.
Далее плес 80 м, слева впадает ручей. За ним 2 ступень -
крутая горка с крупными обливными камнями, основной проход
слева.
В целом порог несложный и не опасный, но заслуживает
определенного внимания как первое из значительных препятствий на
маршруте. Просмотрели первую ступень с левого берега, затем
прошли по одному, со страховкой с берега спасконцами и, кроме
первого катамарана, с воды. Вторую ступень после просмотра
прошли походным порядком.
11. Шивера. Начинается на левом повороте после 10.
12. Шивера на прямом участке через 30 м после 11.
13***. Каньон Кащей. Ориентиры: в конце прямого участка слева
выходы скал. От препятствия 12 до них - плес около 50 м, на
левом берегу песчаная отмель.
Каньон начинается на местном правом повороте и продолжается
на широком левом, огибая крупноглыбовою осыпь левого берега,
старую, заросшую лесом. Обнос по левому берегу. Тропа начинается
от упомянутой отмели, срезает излучину и выводит к
хорошей стоянке в конце каньона. Длина обноса около 500 м.
14-24. Крутопадающие шиверы.
25***. Каньон Водопадный. Ориентиры: слева впадает крупный
ручей с хорошо выраженной долиной. Далее левый поворот, на
правом берегу кора деревьев ободрана половодьем. За поворотом
справа мель и залом из плавника, слева видна хорошо выраженная
долина левого притока, впадающего за начальной частью каньона.
Впереди высоко над каньоном красивая скальная стенка с выходами
мрамора.
Входная часть (до притока) проходима, но за ней мало места
для чалки и сложно вытаскивать суда для обноса. Обнесли весь
каньон по правому берегу (около 600 м). Здесь тропа от отмели
перед каньоном поднимается на невысокую террасу, затем
спускается к воде около 70 м. За порогом два крупных острова,
поросшие лесом. Тропа подходит к воде между ними. Правая протока
маловодна. Между островами перетащили суда в левую протоку. В
этой протоке весьма сложная шивера.
Возможен также обнос выходной части каньона по левому берегу.
Хороших стоянок в районе каньона нет. Есть приемлемые стоянки
на террасе правого берега у конца второго острова и ниже, над
последующими шиверами.
26-29. Шиверы.
30. Пор.Чемодан. Ориентиры: за правым поворотом слева высокий
обрыв, справа 2 больших камня - вход в порог. На входе слив
0,6 м, через 6-7 м после него в центре надводный камень, струя
уходит вправо. Через 30 м - гряда обливных камней. Далее по
центру несколько крупных надводных камней, слева проход шире,
справа - слалом между камней. На выходе горка с обливным камнем
в конце по центру. За порогом слева красивым водопадом впадает
ручей.
После входной ступени порога на правом берегу хорошая, но
маленькая стоянка.
Проходили по одному, со страховкой с берега и с воды.
31*-32*. Сложные шиверы. После 32 долина расширяется.
33-59. Простые шиверы и перекаты. Река течет в широкой
котловине. База геологов брошена. С воды она хорошо видна (что
противоречит лоции Хашова).
60*. Пор.Нежданный. Название свидетельствует о слабых
познаниях его авторов в гидрографии, поскольку именно здесь и
следовало ожидать порог. Котловина заканчивается, борта долины
сходятся, река упирается в высокую скальную стенку правого
берега и резко сворачивает влево. Перед поворотом обливные
камни, струя переходит от правого берега к левому. Далее
несколько гряд обливных камней, проход ближе к левому берегу,
почти прямолинейный. Для каяка есть также много проходов у
правого берега между крупных обливных и надводных камней.
Проходили по одному, со страховкой с берега и с воды.
61-62. Две шиверы на прямом участке, практически сливающиеся
в одну.
63*. Пор.Островной. Ориентиры: крутой правый поворот, за ним
у правого берега небольшой островок, поросший елями. Правая
протока очень маленькая, островок почти сливается с берегом. В
левой протоке обливные и надводные камни. За островком вода
собирается под правым берегом, слив через гряду обливных камней,
бочка 0,5 м, далее горка около 1,2 м с валами до 0,8 м. В конце
горки прижим к большому надводному камню у правого берега.
Проходили по одному, со страховкой с берега и с воды.
64. Пор.Уступ - рядовая шивера, проще многих предыдущих.
Проходили походным порядком.
65-75. Шиверы. Некоторые весьма сложные и мощные. Местами
сливы до 1 м, валы до 1 м, бочки до 1 м, прижимы к скальным
берегам.
76*. Пор.Западня. Ориентиры: река входит в небольшую
котловину и разбивается на 3 протоки. Со всех сторон красивые
скальные стенки, и трудно понять, где выход из котловины. Река
собирается в одно русло далеко справа.
На крутом левом повороте сильный прижим к скальной стенке
правого берега. Примерно через 50 м вторая ступень - горка с
чистыми валами до 0,8 м.
Проходили по одному, со страховкой с берега и с воды.
77-100. Чередование простых шивер и перекатов со сложными
шиверами и прижимами. Местами горки до 1,2 м с валами до 1 м и
бочками до 0,7 м.
101. Каньон Колорадо. Длина около 100 м. На входе горка с
валами и бочками до 1 м в невысоких (3-5 м) скальных стенках. За
каньоном большой омут, справа скальная стенка, слева галечная
отмель и хорошая стоянка.
102-108. Четыре шиверы средней сложности.
109*. Каньон Зубья. Ориентиры: начинается на левом повороте,
на правом берегу полукруглая скальная стенка высотой 5-6 м,
хорошо видимая с наплыва. Просмотр по правому берегу.
На входе галечный остров, левая протока мелкая, проходимая
только для каяка, в правой - основной - прижим к упомянутой
стенке, два слива с бочками до 0,7 м. Через 50 м на правом
повороте чистый слив 0,5 м, за поворотом несколько надводных
камней со сложной картиной течений между ними. Далее река
спокойно течет в каньоне со скальными стенками высотой 10-12 м.
Ничего похожего на каньон Колорадо в каньоне Зубья нет.
Совпадает только общая структура, свойственная также каньонам
Крокодил, Входной и Иван Царевич: порог на входе, далее
спокойное течение в скальных стенках.
Проходили по одному, со страховкой с берега и с воды.
110. Шиверы.
111. Пор.Крокодил. Фотогеничный и простой порог. Ориентиры:
на левом повороте, справа невысокие рыжие скалы, слева галечная
отмель. В центре гряда камней, вытянутая вдоль русла, которая
при достаточно богатом воображении напоминает крокодила. В левой
протоке горка с валами и бочками до 0,8 м, в правой слив 0,8 м с
бочкой. Далее чистая горка с валами до 0,6 м и правый поворот в
скальных стенках высотой 15-20 м.
После просмотра (по левому берегу) прошли катамараны со
взаимной страховкой, затем дважды - каяки с взаимной страховкой
и страховкой катамараном.
112-126. Шиверы. Местами сливы до 1,2 м, валы и бочки до 1 м.
На этом участке схема, приведенная в лоции Хашова, содержит
много ошибок относительно взаимного расположения поворотов,
притоков, препятствий и других ориентиров.
127-129. Простые шиверы.
130. Пор.Клык. Ориентиры: безлесный склон на правом берегу,
далее плавный правый поворот, по правому берегу широкая галечная
отмель. Порог расположен в конце поворота.
Порог короткий и простой. У левого берега скальный останец,
проход слева от него перекрыт обливными камнями. Справа гряда
камней, основной проход между ней и останцем.
После просмотра (по правому берегу) прошли катамараны со
взаимной страховкой, затем дважды - каяки с взаимной страховкой
и страховкой катамараном.
131-132. Простые шиверы. На входе в 132 ворота из двух
больших надводных камней.
133. Пор.Обратный. Рядовой прижим к правому берегу на крутом
левом повороте.
134-135. Простые шиверы.
Перед стрелкой Хангарула и Хабарты на левом берегу совершенно
новая избушка. На стрелке хорошая, но сильно загаженная стоянка
- бывшая база геологов.
136-143. Шиверы с валами до 0,5 м, прижимы, перекаты.
144*. Пор.Входной. Ориентиры: видимые издалека скальные выходы
одновременно по обоим берегам, слева перед порогом впадает
ручей. Просмотр по правому берегу, одновременно стоит
просмотреть весь участок до каньона Труба на предмет последующей
чалки и возможных спасработ.
На входе мощный прижим к правому берегу, две бочки по 1,2 м;
слева чистый проход вдоль галечной отмели. Через 40 м прижим к
выступу левого берега. Далее каньон длиной около 300 м с высотой
стенок 5-7 м.
Проходили по одному, со страховкой с берега и с воды.
145**. Каньон Труба. Ориентиры: после каньона Входной следует
правый поворот, слева начинается скальная стенка, справа на
повороте песчаная отмель, к которой надлежит причалить для
просмотра.
Через 150 м река входит в каньон шириной местами 3-4 м со
стенками высотой 3-5 м и большим падением. В нем (по нашей воде)
6 сливов по 1-1,5 м с валами и бочками до 1,5 м, следующих друг
за другом с интервалом 30-50 м. Первый слив - шириной около 2/3
ширины русла, ближе к левому берегу, справа относительно чистый
проход. Второй слив - наоборот, у правого берега. Третий -
сужение до 3-4 м, прижим к выступу правого берега (вероятно, с
карманом!) и бочка. Четвертый - справа косой вал, слева бочка.
Пятый - мощная бочка в правых 2/3 русла, слева узкий проход.
Шестой слив небольшой, около 0,5 м, у левого берега, с косой
бочкой.
В целом порог представляет собой миниатюрную модель 5-го
каньона Чаткала, и по сложности значительно превосходит все
остальные пороги Хангарула. Возможно, он даже заслуживает
классификации 5 к.с. Кроме того, очевидно, что его сложность
должна сильно зависеть от уровня воды.
Катамараны проходили по одному, усиленными экипажами
(Юрин-Ярцев, Философов-Коколия, Чураков-Мурашов) со страховкой с
берега, а второй и третий также с воды. Первый катамаран
недооценил бочку за 5 сливом, застрял в ней правым баллоном,
развернулся носом под слив и на носовой "свечке" выехал вбок,
под правый берег. Оверкиль через нос не произошел в значительной
мере благодаря хорошей остойчивости по дифференту, свойственной
катамаранам этой конструкции. Остальные катамараны шли этот слив
вплотную к левому берегу и бочку обходили.
После прохождения катамаранов прошел 1 каяк (Юрин). Второй
каяк перевернулся в бочке за 3 сливом, каякер покинул судно и
вместе с ним зачалился сразу за 6 сливом. Остальные претенденты
сняли свои кандидатуры.
После порога левый поворот и спокойное течение в каньоне
длиной около 300 м со стенками до 8-10 м. За каньоном на левом
повороте несильный прижим, на левом берегу хорошая стоянка. Есть
также небольшая стоянка на правом берегу над 4 сливом.
146-149. Шиверы. Наиболее сложная 147 - два сильных прижима
на правом повороте.
150*. Каньон Иван Царевич. Ориентиры: левый поворот, за ним
сужение русла, по правому берегу скальная стенка. Каньон
начинается на правом повороте. Просмотр по правому берегу, но
чалиться приходится практически на струе.
На входе слив 1,2 м с бочкой в левой половине и косым валом
1,2 м в правой. Далее несколько бочек по 1 м ближе к левому
берегу, которые обходятся справа. В конце поворота (ориентир:
большой черный камень округлой формы на левом берегу в 8-10 м
над водой) слив около 1,5 м через все русло, слева косые валы до
1,5 м, справа котел 1,5 м. Рекомендуется проходить по центру, по
сбойке вала и котла, чуть наискось от правого берега к левому.
Через 60 м после слива прижим к левому берегу.
Далее прямой участок быстротока в скальных стенках, с
небольшими уловами за выступами берегов. В отличие от предыдущих
каньонов, здесь есть еще 3 слива. Первые два - чистые, пологие,
с валами до 1 м, за третьим справа бочка 1,5 м. В конце этого
участка слияние с Зун-Мурином.
Страховка с берега в каньоне трудоемка и малоэффективна,
поэтому после просмотра входной части каньона он проходился
походным порядком с взаимной страховкой. Один из каяков
перевернулся в котле за главным сливом и был выловлен
катамаранами.
4.2. Р.Зун-Мурин высокая вода
95-96. В устье Хангарула с обоих берегов есть небольшие
пологие площадки, удобные для чалки. Далее на Зун-Мурине каньон
продолжается. Сразу за слиянием два прижима (влево, затем
вправо). Далее спокойный быстроток. На глобальном левом повороте
еще один прижим, за ним слева небольшая отмель.
97**. Пор.Шурик. Наиболее сложный порог на маршруте.
Ориентиры: после прямого участка (около 2 км) в высоких скальных
стенках следует правый поворот; перед поворотом стенки
кончаются, на левом берегу большая песчаная отмель и от начала
поворота снова начинается стенка, правый берег - скалы высотой
5-6 м. Сразу после поворота на правом берегу улово, в котором
следует зачалиться для просмотра порога.
По нашему уровню воды порог был полностью залит. Входная
шивера отсутствует, и с подпертого верхнего бьефа вода падает в
два водопадных слива высотой 2-2,5 м и шириной в 2/3 русла -
первый у правого берега, второй у левого. Если зайти снизу, то
при надлежащем положении солнца под сливами видны, как в
аквариуме, два больших камня. В нормальную воду они открыты и
образуют косые ворота из левой половины русла в правую. В тот
день, когда мы подошли к порогу, слой воды над ними составлял
70-80 см.
Фото отсутствует
Основная ступень пор.Шурик
За сливами глубокие и жесткие бочки. Прижим к правому берегу
за косыми воротами, свойственный для нормальной воды,
отсутствует, вместо него имеется пологий язык между сливами,
направленный несколько наискось слева направо. В принципе
возможен проход по языку, но эта траектория неустойчива: слева
от гребня языка вода скатывается во второй слив, а справа - в
бочку за первым сливом, где закручивается мощная воронка (см.
схему). При попадании в нее есть немалые шансы остаться там до
спада воды.
За главной ступенью порога около 50 м сплошного пенного
потока во всю ширину реки, на фоне которого местами выделяются
отдельные бочки до 1,5 м и поганки диаметром до 3-4 м, после
чего следует прямой слив через все русло высотой около 1,2 м с
бочкой 1,2 м.
На правом берегу над порогом много обжитых стоянок. Место
загажено, как будто здесь прошел подряд десяток слетов КСП (и
это еще только начало августа!). Стоит группа туристов из
Днепропетровска (два катамарана). Они пришли сюда позавчера и
хотели с утра пройти порог, но за ночь вода поднялась, и вот уже
второй день они сидят и ждут спада. "А намного поднялась?" -
"Сантиметров на 40."
К утру вода, как и надеялись днепропетровцы, упала на 40 см.
Двухдневное созерцание порога, однако, пошло им впрок: решили
все-таки обнести. Сломив сопротивление некоторых особо горячих
голов, мы также приступили к обносу.
Пока обносили, подошла группа из Томска - 6 человек на
громадных надувных резинотехнических изделиях, гордо именуемых
ими "весельные плоты системы "валет"". Название, скорее всего,
отражает склонность с безрассудному риску и слепую надежду на
удачу. Презрительно глянув на нас и днепропетровцев, томичи
заявили, что им этот порог пройти - как два пальца в рот
засунуть, и пошли.
Первый плот пошел под левым берегом, мимо первого слива, во
второй спрыгнул у берега, где слив и бочка были несколько
меньше, но по центру наилучшего прохода стоял крупный надводный
камень, отразился от камня и выплыл, отделавшись тем, что один
гребец выпал со своего места. Второй решил блеснуть мастерством
и пройти по языку между сливами. Как и ожидалось, на языке он не
удержался и свалился с него - к счастью, влево, во второй слив,
где и кильнулся через нос. Одного из гребцов продержало в бочке
около 20 секунд.
98-113. Простые шиверы, валы до 0,5 м.
114-115. Простые шиверы, валы до 1 м.
116. Слабый прижим к выступу левого берега.
117. Шивера. Валы до 1 м.
118. Короткий порог перед устьем р.Бартой. Валы, бочки до
1,2 м.
119. Короткая шивера.
120. Небольшой порог в скальном сужении. Прижим к выступу
левого берега, поганки. Далее простая шивера.
121-122. Две длинные простые шиверы.
123. Шивера. Валы, бочки до 1 м.
124. Небольшая шивера.
125. Прижим к скале левого берега.
126. Длинная шивера. Начинается с большого сухого камня в
центре, а заканчивается в устье р.Догентуй.
127. Простая шивера.
128. Короткая шивера.
129-130. Длинные простые шиверы.
131. Шивера. Валы до 0,5 м.
132*. Горка с валами до 1,5 м. На выходе ворота из крупных
камней. Очень фотогеничное препятствие.
133-136. Шиверы. Валы и локальные бочки до 1,2 м.
137*. Мощная шивера. Начинается обычным образом на левом
повороте, далее горка длиной около 100 м с крупными обливными
камнями. Валы до 1,5 м, бочки до 1,2 м, у правого берега
несколько бочек до 1,5 м.
138. Шивера. Валы до 1 м.
139. Шивера.
140. Длинная запутанная шивера, слалом между обливных камней.
141-143. Шиверы.
144*. Шивера "Каша с маслом". Длинная и сложная. В начале
мелко, слалом между обливных камней, в конце валы и бочки до 1
м.
145-149. Шиверы. Валы до 1 м, отдельные бочки до 1 м за
обливными камнями.
150-151. Шиверы. Обливные камни, валы и бочки до 1 м.
152. Шивера. На выходе валы до 1,2 м. Далее на правом
повороте слева скальная стенка, чувствуется подпор 153.
153*. Мощная шивера на левом повороте. В конце валы и бочки
до 1,5 м, в основном ближе к правому берегу.
154. Шивера. На выходе бочки до 1 м.
155-162. Простые шиверы. После 160 долина расширяется, по
берегам начинают появляться объекты антропогенного происхождения
и туземное население.
163. Шивера с валами до 1 м, неожиданно мощная на фоне
предыдущих шивер и явного изменения характера долины.
Пос. Мурино открывается за небольшим левым поворотом перед
устьем р.Маргасан. Обычное место для разборки судов - в
небольшой сосновой роще на левом берегу. Отсюда до видимого
впереди моста через Зун-Мурин около 2 км. Если предполагается
быстро разобраться и уехать без ночевки, то лучше доплыть
непосредственно до моста.
Необходимо отметить, что некоторые препятствия на участках
117-120 и 132-154 представляют для каяков значительную
сложность, не меньшую, чем многие именные пороги Хангарула.
Однако при успешном прохождении этих порогов накопленного опыта
достаточно для прохождения всех шивер Зун-Мурина с ходу со
взаимной страховкой.
5. Пешие подходы
5.1. Общая характеристика пешей части.
Подходы к началу маршрута возможны с двух сторон: с севера, от
побережья Байкала, и с юга, из Бурятии. В обоих случаях основная
часть пути проходит по старому скотопрогонному тракту, одному из
нескольких, по которым раньше перегоняли скот из Монголии и
Бурятии к промышленным центрам Транссиба. Этот тракт от
пос.Далахай - последнего постоянного поселка в бассейне р.Джида
шел на север вдоль р.Цакирка, затем на восток вдоль ее левого
истока, переваливал через Хангарульский хребет в его восточной
части, спускался по левому истоку р.Хангарул, поднимался по
правому, оттуда переваливал в верховья Утулика и дальше через
пер.Чертовы ворота выходил на побережье Байкала, к Слюдянке. Его
можно видеть на картах масштаба 1:1000000 и крупнее. Последний
участок часто используется туристами для выхода на реки Утулик и
Хара-Мурин и представляет собой хорошую тропу. На остальной части
тракта сейчас осталась только слабо заметная, постепенно
зарастающая конная тропа. Местные жители пользуются ей редко или
вообще не знают о ней. Из тех жителей, с которыми мы
разговаривали, только один - пастух с последней летней фермы на
р.Цакирка - вспомнил, что в 1975 или 1976 году ездил по этой
тропе на охоту куда-то в восточную часть Хангарульского хребта.
Варианты подходов с севера несколько отличаются друг от друга,
но в любом случае длина пешей части составляет порядка 100 км, из
которых большая часть проходит по верховым болотам Патового
плато, известного также неустойчивой и в основном дождливой
погодой. Такие подходы представляют определенный интерес для
построения комбинированного пеше-водного маршрута, но накладывают
ограничения на водную часть маршрута по составу и типу судов,
составу участников и т.д. Для нас же основной интерес представлял
спортивный сплав по Хангарулу на судах с хорошими спортивными
качествами (каяках, катамаранах с напряженной рамой и наплывами),
неизбежно более тяжелых, чем примитивные катамараны с деревянной
рамой. Средние тягловые возможности участников (1/3 группы
составляли женщины) также не допускали значительной пешей части с
большим грузом.
Второй вариант подходов - с юга - более короткий.
Протяженность его составляет от 15 до 40 км в зависимости от
места начала волока и выбранного перевала через Хангарульский
хребет. Недостатком этого варианта является необходимость
длительных и сложных подъездов к началу маршрута местным
транспортом (см. п.6) и получения пропусков в погранзону.
В максимальном варианте, пройденном группой Хашова, пешая
часть начинается непосредственно от пос.Далахай. Путь проходит по
тропе вдоль р.Цакирка, затем вдоль ее левого истока и через
безымянный перевал выходит к р.Хангарул немного ниже слияния двух
его основных истоков.
Для лошадей зать. В основном же вся связь
с цивилизованным миром осуществляется через пос.Петропавловка -
ст.Джида - г.Улан-Удэ (около 400 км).
Из Улан-Удэ в Закаменск выполняется 4 рейса в день (Л-410),
но попасть на них крайне тяжело, поскольку все местные жители
также предпочитают самолет, чтобы избежать долгой и сложной езды
наземным транспортом. Мы пытались заказать транзитные билеты из
Москвы, но местная касса давала Москве не больше 6 мест, что нас
не устраивало. Попытка по прибытии в Улан-Удэ заказать
дополнительный рейс также не привела к успеху. Кроме Закаменска,
можно попытаться улететь до пос.Петропавловка, что в любом
случае лучше, чем добираться туда наземным транспортом. Но
вероятность успеха здесь также невелика.
Имеется также автобусное сообщение с Закаменском (2 рейса в
день) и с Петропавловкой, но этот вариант мы не рассматривали.
Скорее всего, здесь также необходимо бронировать билеты заранее.
Сочтя положение в аэропорту бесперспективным, мы уехали
поездом Иркутск - Наушки до ст.Джида. Поезд отправляется в 1.25
по московскому времени и приходит в Джиду в 7.15, т.е. в 12.15
по местному. Кроме него, есть поезд Улан-Удэ - Наушки,
отправлением 12.15 московского. Сложностей с билетами не
возникает, кроме необходимости предъявить пропуска.
В Джиде поезд ждут два автобуса: из Закаменска и
Петропавловки. Джида представляет собой затерянную в степях
станцию и гарнизон. Иной возможности уехать, кроме как на этих
автобусах, физически нет: никаких машин здесь не найти. Поэтому
местные жители, составляющие значительную долю пассажиров
поезда, заранее сходятся в средние вагоны и, спрыгивая на ходу,
наперегонки бегут к автобусам, с дракой занимая места.
Естественный отбор здесь беспощаден. Петропавловский ПАЗ уходит
битком - хоть в книгу Гиннеса заноси. Закаменский ЛАЗ берет
пассажиров ровно по числу посадочных мест и ни одним больше.
В 15-15.30 по местному времени подходят новые автобусы,
подвозящие народ к поезду на Иркутск. Закаменский остается
ночевать, чтобы утром взять пассажиров с поезда Улан-Удэ -
Наушки. Можно попытаться договориться с ним и загрузиться прямо
на заночевке, но все равно конфликт с местными гарантирован.
Петропавловский автобус ушел относительно свободный, не
дожидаясь поезда, и на нем мы уехали.
Петропавловка, центр Джидинского района - крупное село. В нем
есть Советская власть, магазины, гостиница, несколько автобаз
различных организаций. Найти или заказать машину в будний день
можно, но в выходной это крайне сложно. Прямого автобусного
рейса до Закаменска нет, но можно ехать с пересадкой на
закаменские автобусы в одном из населенных пунктов вблизи
границы районов. Проходящие автобусы Улан-Удэ - Закаменск и
Джида - Закаменск обычно идут полные.
Переночевав в гостинице, мы утром заказали автобус до
Закаменска. Но, поскольку туда доехали быстрее, чем
предполагали (хорошая асфальтированная дорога, около 170 км),
шофер согласился проехать дальше и довез нас до пос.Енгорбой. По
дороге заехали в Закаменск на АЗС и заодно на автовокзал.
Автовокзал наполовину разрушен, с трудом выяснили, что отсюда на
Далахай есть один рейс в 18.00 по местному времени, в настоящее
время отмененный по причине плохого состояния дороги. Есть также
автобаза. В отличие от Джиды и Петропавловки, местные жители
смотрят на нас весьма подозрительно и в разговоры вступают
неохотно.
Поворот на Далахай находится в 5 км не доезжая Закаменска,
непосредственно перед мостом с левого берега р.Джида на правый.
На развилке стоит большой щит со схемой дорог местного то ли
сельсовета, то ли лесничества - наверное, специально для
сотрудников иностранных разведслужб. Дорога идет дальше вверх по
левому берегу Джиды, затем уходит в сопки и переваливает в
долину р.Цакирка, минуя деревни Хужир, Шара-Азарга, Енгорбой. За
последней деревней шофер отказался ехать дальше, ссылаясь на
позднее время (что соответствовало истине). В деревне бало
несколько машин, и мы договорились о дальнейшей заброске на
ЗИЛ-133, который, как выяснилось, принадлежал геологической
партии. Далее по дороге расположены деревни Санага, Утата (до
нее от Закаменска 83 км) и последняя - Далахай (еще около 10
км).
За Далахаем брод через р.Цакирка. Если машина его проходит,
то можно проехать еще около 2 км вверх по левому берегу. Далее
двигаться возможно трактором, гусеничным вездеходом (если он в
это время окажется поблизости) или пешком. Трактор можно найти в
поселке или на близлежащих фермах, но местные жители жадны,
развращены щедростью одной из предыдущих групп, и приходится
долго торговаться. Вездеход, по словам шофера, есть у геологов,
но он с равной вероятностью может находиться и на их базе (в
этом году - в пос.Енгорбой), и где-нибудь в полевой партии.
При подходах к р.Хангарул с севера заброска местным
транспортом практически отсутствует. От ст.Слюдянка следует
ехать городским автобусом N111 до конечной остановки "Деловой
Двор", расположенной на окраине города в долине р.Слюдянка.
Отсюда начинается (точнее, кончается) скотопрогонный тракт через
верховья Утулика, Хара-Мурина, Хангарула и Цакирки в Бурятию.
Пропусков в погранзону в этом варианте не требуется.
Отъезд с маршрута не представляет большой сложности. От
пос.Мурино в Слюдянку ходят автобусы, в основном проходящие.
Есть также автобус Нилова Пустынь-Иркутск (1 рейс в день).
Остановка автобусов расположена в центре поселка, примерно в 1
км от моста, на правом берегу.
Формально пос.Мурино находится в погранзоне, но пропуска у
туристов, тем более уезжающих, здесь давно никто не проверяет.
Местное население к туристам привыкло и относится вполне
индифферентно.
Грузовики и ведомственные автобусы также весьма охотно берут
пассажиров. Стандартная цена проезда до Слюдянки 1 руб/чел (на
попутной машине, по состоянию на 1990 г.). Если машина далее
идет в сторону Иркутска, то пассажиры до Слюдянки обычно выходят
в пос.Култук на развилке шоссе Иркутск-Улан-Удэ. До Слюдянки
отсюда можно доехать тем же городским автобусом N111.
В Слюдянке останавливаются все поезда, включая скорые. До
Иркутска можно доехать также электричкой от Слюдянки или
ст.Култук. При необходимости можно переночевать на берегу
Байкала недалеко от вокзала. Местные жители к этому привыкли и
не обращают на туристов внимания.
7. Обеспечение безопасности.
Во время сплава, разведки препятствий и страховки все
участники находились в спасжилетах и касках.
Препятствия: каньоны Кащей и Водопадный, пор.Шурик были
полностью обнесены всеми участниками.
Каньон Труба был пройден катамаранами с усиленными экипажами
и 1 каяком. 3 участника препятствие обнесли.
Пороги: Золотые Ворота, Чемодан, Нежданный, Островной,
Западня, Зубья, Входной проходились всеми судами по одному, с
просмотром, со страховкой с берега спасконцами и, кроме первого
катамарана, с воды. При этом часть участников проходила
препятствия повторно на каяках.
Пороги Крокодил, Клык проходились с просмотром, сначала всеми
катамаранами со страховкой с берега и взаимной, затем дважды
всеми каяками со страховкой с берега, с воды катамараном и
взаимной.
Препятствия: каньон Иван Царевич, шиверы 137 и 153 на
р.Зун-Мурин проходились с разведкой, походным порядком со
взаимной страховкой.
Остальные препятствия проходились с хода со взаимной
страховкой.
На маршруте имело место около 25 оверкилей каяков (на 6
каякеров), из которых 4 было ликвидировано с помощью страховки,
2 - самостоятельно, остальные - путем эскимосского переворота.
Оверкилей катамаранов не было.
8. Метеоусловия.
На маршруте имела место разнообразная погода. Как правило, в
Хамар-Дабане в июле погода более дождливая, а в августе
относительно сухая, но возможны и значительные отклонения от
обычного сценария. Большая часть осадков выпадает обычно в
районе основных хребтов Хамар-Дабана. По мере продвижения по
маршруту, уменьшения высоты и появления широких, хорошо
прогреваемых солнцем котловин количество осадков уменьшается.
В нашем случае погода соответствовала ожидавшейся. В начале
маршрута преобладала дождливая погода с температурой днем
15-18 градусов. Ночью при прояснениях наблюдались заморозки. В
частности, в первый день в долине р.Цакирка нас застала гроза с
градом, длившаяся около 1,5 ч. Еще более сильная гроза была на
левом истоке Цакирки. Вода в нем значительно поднялась,
помутнела и расход составлял около 30 м3/с при норме 5-6 м3/с.
На следующий день, идя вдоль этого притока, мы во многих местах
наблюдали в углублениях нерастаявшие градины размером с
горошину.
На пороге Чемодан группа была вынуждена сделать дневку из-за
густого тумана. Временами видимость с каяка не превышала 30-40
м.
По мере продвижения по маршруту доля солнечных дней
увеличивалась, а температура днем повышалась до 23-25 градусов,
однако отдельные дождливые дни случались до конца маршрута по
р.Хангарул. В долине Зун-Мурина преобладала ясная погода, без
дождей.
Начало похода было сдвинуто в июль в расчете застать в
верховьях Хангарула остаток июльского дождевого паводка и пройти
маловодный начальный участок реки по высокой воде. Эти надежды,
однако, не оправдались. Придя в первый раз к Хангарулу, мы
обнаружили в нем высокую воду, с расходом 20-25 м3/с вместо
обычных 8-10 м3/с. Но в течение следующего дня вода быстро
падала и к началу сплава вошла в норму.
9. Вопросы экологии.
Благодаря своей труднодоступности р.Хангарул посещается
туристами относительно редко (1-2 группы за сезон). Поэтому
экологические проблемы не стоят здесь столь остро, как,
например, на Оне или Катуни. Тем не менее, необходимо обратить
на них особое внимание, поскольку природа Хамар-Дабана весьма
уязвима, и при должном старании загадить маршрут можно
достаточно быстро. Примеры тому в избытке имеются на Зун-Мурине.
Одна из основных проблем состоит в выборе мест для стоянок.
Хороших стоянок на маршруте мало, а имеющиеся, как правило,
невелики. Для большой группы поиск стоянки может представлять
немалую трудность. Поэтому необходимо особенно бережно
относиться к имеющимся стоянкам: убирать за собой мусор, не
гадить где попало, и т.д. - очевидные правила, от которых, к
сожалению, большинство людей, вырвавшись из цивилизованного
мира, считает себя свободными.
Хариусов и грибов на Хангаруле пока очень много. Однако
при их ловле и сборе следует все-таки соблюдать умеренность и не
брать больше, чем возможно съесть. В противном случае их запасы
истощатся достаточно быстро. В частности, на Зун-Мурине рыбы уже
очень мало, а на упомянутой в лоции Хашова поляне с белыми
грибами в устье р.Маргасан вместо грибов растут только коровьи
лепешки.
10. Специальное снаряжение.
10.1. Личное специальное снаряжение
(на 1 человека)
Гидрокостюм - 1 шт.
Штаны защитные с прокладками из пенополиэтилена - 1 шт.
Спасжилет 20 л, с обвязкой и стропорезом - 1 шт.
Каска - 1 шт.
Весло (сообразно типу судна для данного участника) - 1 шт.
Гермоупаковки - 1 компл.
10.2. Групповое специальное снаряжение.
Каяки каркасно-поддувные 4-баллонные - 6 шт.
Катамараны с наплывами (схема "верблюд") двухместные - 2 шт.
Катамараны круглые двухместные - 1 шт.
Весла запасные каячные - 3 шт.
канойные - 3 шт.
Спасконцы - 3 шт.
10.3. Особенности общетуристского снаряжения.
Из числа снаряжения общего назначения необходимо упомянуть:
1. Групповой тент. Чрезвычайно полезен для нормальной
организации лагеря в условиях затяжных дождей.
2. Палатки. В связи с тем, что удобных стоянок на маршруте
мало и они, как правило, невелики по размерам, лучше иметь
небольшие палатки, для которых проще найти место. Брать более
чем 4-местные палатки не рекомендуется.
Все стоянки располагаются в лесу и хорошо защищены от ветров.
Палатки должны обеспечивать в первую очередь хорошую защиту от
дождя. Поэтому рекомендуются высокие палатки с крутым скатом.
Рекомендуется также иметь в палатке непромокаемый пол.
3. Таганок и протвини. Необходимы в связи с большим
количеством рыбы и грибов. Должны быть достаточного размера для
удовлетворения потребностей группы.
11. Смета похода (в ценах 1990 г.)
На 1 чел. На группу
в 9 чел.
Проезд Москва - Улан-Удэ самолетом 86.50
или 659.50
в купейном вагоне скорого поезда 56.50
Местный транспорт Улан-Удэ - Джида 4.50 40.50
Джида - Петропавловка 1.00 9.00
Петропавловка - Далахай 6.67 60.00
трактор Далахай - верх.р.Цакирка Натуральный товарообмен
по договоренности
аренда лошадей 2.22 20.00
Гостиница в пос.Петропавловка 1.00 9.00
Продукты 34.69 312.20
Расходуемые материалы (аптечка,
фото, ремнабор) и почтовые услуги 1.80 17.20
Местный транспорт Мурино - Слюдянка 1.15 10.35
Слюдянка - Иркутск 1.85 16.65
Проезд Иркутск - Москва самолетом 83.50 751.50
багаж 3.16 28.40
ДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДД
Итого 228.04 1834.30
или 198.04
12. Выводы и рекомендации.
Маршрут по рекам Хангарул - Зун-Мурин представляет интерес
как со спортивной, так и с познавательной точки зрения. К его
достоинствам относятся удаленность от цивилизации,
незначительное воздействие людей и туристов на окружающую среду,
красивые ландшафты и достаточно интересные в спортивном
отношении препятствия.
Маршрут, по нашему мнению, для всех типов судов соответствует
четвертой категории сложности, за исключением, возможно, порогов
Труба и Шурик, сложность которых сильно зависит от уровня воды.
Это придает ему особую ценность, поскольку маршрутов этой
категории в районе Восточного Саяна и Хамар-Дабана относительно
немного, большинство маршрутов либо относятся к 3 к.с., либо
содержат элементы более высоких категорий сложности. Его можно
рекомендовать как один из лучших маршрутов для туристов, впервые
участвующих в большом летнем походе на маломерных судах.
В действующем Перечне классифицированных туристских маршрутов
этот маршрут не содержится и упоминается только в связках
Хангарул - Утулик и Хангарул - Хара-Мурин с пешим
переходом от устья р.Маргасан на вторую реку (первая связка и
была пройдена группой Хашова - первопрохождение Хангарула, отчет
N4108 в библиотеке МГЦТК). По нашему мнению, эти связки
совершенно неоправданны и обусловлены чисто формальными
требованиями к классификации маршрутов. Хангарул в них играет
роль наполнителя для набора достаточного километража, поскольку
основные реки в этих связках - Утулик и Хара-Мурин по
технической сложности, несомненно, относятся к 5 к.с., но
формально слишком коротки для этой категории. Эти связки вызваны
также абсурдным догматическим требованием отсутствия
внутримаршрутных переездов местным транспортом.
Маршрут по р.Хангарул - Зун-Мурин представляет собой вполне
законченный самостоятельный маршрут и, очевидно, должен быть
классифицирован в качестве такового.
Кроме Хангарула, интерес для сплава может представлять его
левый приток р.Хабарта. Она упоминается в Перечне в тех же
связках с Утуликом и Хара-Мурином, но никаких сведений о ее
прохождении нам найти не удалось. В районе слияния расход воды в
ней немногим меньше, чем в Хангаруле. Разведка, проведенная от
стрелки на несколько километров вверх по течению, установила,
что строение долины и препятствия на этом участке имеют тот же
характер, что и на Хангаруле. Очевидно, однако, что основные
препятствия на Хабарте должны быть, как и на Хангаруле,
значительно выше.
Из двух вариантов подходов к началу сплава - от побережья
Байкала и из Бурятии - по нашему мнению, предпочтительнее
второй, поскольку он содержит короткую пешую часть и позволяет
использовать суда с большим сухим весом - каяки, катамараны
сложных конструкций с дюралюминиевыми рамами. Сложности с
подъездами местным транспортом в этом варианте вполне разрешимы.
Варианты подхода с севера пригодны для построения
комбинированного пеше-водного маршрута с пешей частью порядка
100 км, с использованием простейших легких судов (круглые
катамараны под деревянную раму), не преследующего на сплаве
спортивные цели.
Оптимальное время для путешествия - конец июля и август. В
это время вероятность теплой и солнечной погоды наиболее высока,
что, однако, не исключает дождливой погоды как минимум в
половину дней. В верховьях по ночам возможны заморозки и снег.
Неторопливое, обстоятельное прохождение маршрута занимает 3
недели (23 дня) от Москвы до Москвы, если лететь самолетом в оба
конца. В этом случае, однако, подъезды к началу маршрута местным
транспортом приходятся на выходные дни, когда заказать машину,
равно как и найти попутную, намного сложнее, а в рейсовых
автобусах больше пассажиров. В случае езды в оба конца поездом
поход будет занимать полные 4 недели, но при этом местные
подъезды попадают на будние дни. В графике похода должен быть
предусмотрен также резерв времени на случай вынужденных дневок
по метеоусловиям. Неиспользованные дни, в случае их наличия,
можно с пользой провести на побережье Байкала. Весьма
интересной, в частности, может оказаться экскурсия из Слюдянки в
порт Байкал по старой Кругобайкальской железной дороге.
Наиболее подходящими судами для данного маршрута являются, по
нашему мнению, каяки и двухместные катамараны объемом 800-900 л.
Для четырехместных катамаранов маршрут вполне проходим, но
требует больших усилий на начальном маловодном участке. При
подходах к реке с юга целесообразно иметь дюралюминиевые рамы.
Большее время пешей части в 1,5 или 2 ходки компенсируется
быстотой сборки судов и их малым весом в собранном состоянии.
Последнее весьма существенно в связи с большим количеством
мелководных участков и обносов. Наличие рамы, в свою очередь,
делает целесообразным использование катамаранов с наплывами
(схема "верблюд"), наиболее полно использующих ее возможности.
Такие катамараны выгоднее и с точки зрения их использования для
сопровождения каяков. В нашей группе было 2 однотипных верблюда
объемом 850 л и один круглый катамаран объемом более 1000 л, что
для двойки очень много. При равном распределении груза верблюды
грузились проще и шли значительно легче, несмотря на меньший
объем.
Что касается байдарок, то Хангарул предоставляет все
возможности для полной реализации их недостатков, и использовать
их можно посоветовать только убежденным мазохистам, причем сие
относится не только к экипажам байдарок, но и к остальным
участникам похода. Недостатки байдарок общеизвестны. Во-первых,
они требуют чрезвычайно высокой слаженности и взаимопонимания в
экипаже - не с полуслова, не с четвертьслова, а вообще без слов:
оба гребца должны думать совершенно одинаково и действовать
одинаково и одновременно. Это достижимо только путем многолетних
совнестных тренировок, что в туризме, в условиях постоянной и
неизбежной смены экипажей, практически недостижимо (в отличие от
ТВТ). В частности, лишь единичные экипажи способны в походных
условиях после реального, не учебного оверкиля выполнить
эскимосский переворот; для каяков же это - обычное дело.
Во-вторых, байдарка имеет в центре протяженный почти прямой
участок и два центра нагрузки (гребцы или пустые кокпиты). Это
позволяет потоку легко и надежно прижать байдарку серединой к
камню и сломать пополам. Каяк же имеет всюду выпуклые обводы и
нагрузку, сосредоточенную в центре, поэтому такое положение для
него неустойчиво, и будучи прижатым к камню, каяк обычно быстро
смывается с него - с оверкилем или без - без значительных
повреждений.
На многочисленных шиверах Хангарула и Зун-Мурина с обилием
камней и множеством вариантов движения неизбежно будут возникать
разногласия между гребцами насчет линии движения, которые
наверняка приведут к наматыванию байдарки на камень. Для группы
это будет означать, скорее всего, стоянку в данном, наверняка
неудобном месте (хороших стоянок мало!) в течение суток для
капитального ремонта. Поэтому оптимальным из маломерных судов,
по нашему мнению, является четырехбаллонный каяк спортивного
типа. Возможно также использовать каноэ. Пластиковые суда, как
разборые, так и неразборные, использовать не рекомендуется из-за
трудности их транспортировки на пешей части и обилия камней.
В настоящее время в библиотеке МГЦТК имеется единственный
отчет по Хангарулу - уже упоминавшийся N4108. Содержащиеся в нем
сведения в основном соответствуют истине, однако в некоторых
местах они явно ошибочные. В частности, схема пешей части
малосодержательна и практически непригодна для ориентирования на
местности. Вызывает сомнения привязка каньона "Водопадный".
Значительные расхождения наблюдаются на участке препятствий
112-126 на р.Хангарул - очевидно, что этот участок записывался
задним числом, по памяти. Невнятно описаны ориентиры наиболее
сложного и опасного порога на маршруте "Шурик". Приведенные в
лоции характеристики порогов местами устарели из-за постепенного
размывания русла, а их сложность и размеры валов, бочек и т.д.
часто преувеличены (не следует забывать, что этот отчет
предназначался для Чемпионата СССР по рассказам о водном
туризме!). Последующим группам было бы желательно, используя
ставшие в последнее время более доступными точные карты,
составить новую лоцию и схему препятствий.
Приложение: Карты-схемы
kartinki/hangarul/5.gif
kartinki/hangarul/6.gif
kartinki/hangarul/7.gif
kartinki/hangarul/8.gif
kartinki/hangarul/9.gif
kartinki/hangarul/9.gif
kartinki/hangarul/10.gif
kartinki/hangarul/11.gif