Для  большинства  туристов-водников  Алтай - это, прежде всего,
Катунь с ее притоками. Любители особо сложных рек,  несомненно,
упомянут  истоки  Бии  -  Чулышман  и  Башкаус. Знатоки назовут
отдельно Южный Алтай - исключительно красивый,  своеобразный  и
технически  интересный  район, относящийся к бассейну Иртыша. И
лишь немногие знают четвертую  крупную  речную  систему  Алтая:
Чарыш.

Эта  река  стекает  с  северо-западного  склона Алтая и, описав
широкую петлю по предгорьям, впадает в Обь далеко  на  равнине.
Она  быстро  набирает  силу,  и  уже в середине горного участка
представляет собой весьма крупную реку, сравнимую по  величине,
например,   с  весенней  Мстой.  Препятствия  на  самом  Чарыше
несложные - отдельные шиверы 2 к.с.  Основной  же  интерес  для
сплава представляют его левые притоки: Кумир, Коргон и Иня. Это
несложные  малорасходные  реки,  пригодные   для   каякеров   с
небольшим опытом; самая крупная из них - Кумир - имеет расход в
устье 35 м3/с и уклон около 10 м/км.

Один  из  вариантов  сплава  по  ним практически от истоков был
описан  в  статье  В.Говора  "Левые  притоки  Чарыша"   ("Ветер
Странствий"   No.21).   Правда,  в  статье  была  опущена  одна
существенная деталь: этот  маршрут  был  пройден  по  весеннему
паводку.  За  ее  рамками  остались  и  такие  подробности, как
прокладывание тропы через перевал по грудь в снегу -  мазохизм,
высоко  ценимый  на  Чемпионате  СССР  по  Рассказам  о  Водном
Туризме.

Более  общепринятый  вариант  пеших подходов - снизу, из долины
Чарыша. Вдоль Кумира и Коргона идут  хорошо  набитые  тропы  от
одноименных  поселков  в  их  устьях.  В поселках целесообразно
оставлять  запас  продуктов  на   последующую   часть   похода.
Достоинство такого построения маршрута - относительно небольшой
вес рюкзаков, недостаток  -  большая  пешая  часть,  равная  по
протяженности  сплаву  по  этим  рекам.  Хорошее описание этого
маршрута  можно  найти  в  отчете  А.    Боброва   (библ.МГЦТК,
No.5360). Для полноты картины отметим, что в верховья всех этих
притоков можно попасть и с юга, из долины Убы.

Ключевой пункт для подъездов к началу маршрута - районный центр
Усть-Кан.  До него можно  доехать  по  Чуйскому  и  Урсульскому
трактам,  либо  с  другой  стороны  -  от  Усть-Коксы,  имеющей
авиасообщение с Барнаулом. Проблемы заброски  по  этим  дорогам
хорошо  известны туристам, равно как и участившиеся в последние
годы случаи "гостеприимства" алтайцев. Есть  и  другая  дорога:
Бийск  - Солонешное - Топольное (автобусом на Степное) - Черный
Ануй  -  Усть-Кан.  Основная  его  сложность  в  том,  что   от
Топольного   до   Черного   Ануя  нет  регулярного  автобусного
сообщения, а попутные машины редки. Если же ехать на специально
заказанной     машине,    то    второй    вариант,    вероятно,
предпочтительнее. От  Усть-Кана  идет  дорога  вниз  по  долине
Чарыша, по которой раз в день ходит автобус до Усть-Коргона.

Население  долины Чарыша исключительно русское, хотя верхняя ее
часть  административно  относится  к  Республике  Горный  Алтай
(б.Горно-Алтайская  АО).   Кроме  крупных  поселков,  в долинах
притоков много пасек, охотничьих  избушек,  весь  район  покрыт
сетью хороших троп. Отношение к туристам исключительно радушное
и доброжелательное; это один из немногих  районов  б.СССР,  где
можно  путешествовать, абсолютно не опасаясь неспровоцированных
конфликтов.

Начало  маршрута  -  мост через Кумир. От него вверх по правому
(орографически) берегу идет лесная  дорога.  Через  14  км  она
подходит   к   так  называемому  Ипатовскому  мосту.  Очевидно,
когда-то она  продолжалась  и  по  левому  берегу;  сейчас  она
превратилась  на  этом  берегу  в  тропу. Всего до места начала
сплава около 30 км. Здесь  Кумир  принимает  несколько  крупных
притоков, поэтому сплав выше этого участка нецелесообразен.

Ниже   устья   р.Кетьма  расположены  несколько  шивер  3  к.с.
Завершается этот участок двумя порогами, которые можно  отнести
к  4  к.с.:  "Тормоз"  и  "Красноярка";  за  последним  впадает
одноименный приток. Оба порога  однотипны:  несколько  каменных
гряд,  затем  основной слив под скальным выходом левого берега,
сложная бочка.  Высота  слива  в  "Тормозе"  -  около  1  м,  в
"Красноярке" - 1,5 м, общее падение 1,5 и 2,2 м соответственно.
Пороги хорошо видны с тропы по пути наверх.

Далее  следуют  шиверы  2-3  к.с,  постепенно усложняющиеся. От
устья р.Осиновка начинается мощная и насыщенная камнями  шивера
длиной  около  3  км, после нее - еще несколько шивер покороче.
Этот  участок  заканчивается  в  устье  р.Миндой,   где   стоит
характерный ориентир - большой останец в виде тумбы высотой 4 м
посередине реки. За  правым  поворотом  после  него  начинаются
основные пороги нижнего участка реки. По террасе правого берега
идет дорога, здесь же имеются хорошие места для стоянки.

Первый порог - "Миндойский" - отмечен большим галечным островом
в русле.  Основная протока - правая, в конце ее слив (менее 1м)
и  несильный  прижим  к  скале  правого  берега.  После правого
поворота за порогом следует зачалиться  для  обработки  каньона
"Девичий".

Перед  каньоном  расположена  короткая входная шивера. Основных
сливов три: на входе в каньон и далее через  70-80  м  друг  от
друга.  Высота  сливов до 1-1,2 м в зависимости от уровня воды.
Основной слив - второй. На  фотографии  он  показан  в  высокую
воду;  при  нормальном  уровне  воды в нем обнажаются камни, на
которых, по словам местного пасечника, туристы порвали  уже  не
один  катамаран.   Основные  проходы  во  всех  трех сливах - у
правого берега. За сливами "бочки" до 1 м, между ними  -  валы,
бочки  менее  1  м.  После  3  слива  интенсивное  турбулентное
течение, нередко разворачивающее каяк кормой вперед. Через 50 м
река успокаивается в большом омуте.

Следующий  серьезный  порог  -  "Большой". Летом он непроходим.
Перед  ним  на  крутом  левом   повороте   расположена   мощная
шивера-горка;  под стенкой левого берега начинается осыпь, а по
правому берегу видны крупные камни. Первый слив порога -  через
70  м после поворота, высота его менее 1 м. Через 25 м вся река
сваливается в лоток шириной 1 м под левым берегом и  падает  на
3,5   м   на   длине   8-10   м.   В  лотке  несколько  крупных
камней-затычек. Обнос по скальным плитам правого берега.

Последний  серьезный  порог  -  "Малый"  - расположен за устьем
р.Кириллов и представляет собой скальный коридор  длиной  около
30  м.  На  входе слив 1 м, на выходе - слив менее 1 м и крутой
левый поворот. Далее следуют  несколько  простых  шивер,  Кумир
входит в долину Чарыша и успокаивается.

От  устья Кумира до устья Коргона - 4 часа несложного сплава по
Чарышу. Коргон меньше Кумира (в устье около 25 м3/с), но  имеет
больший  уклон  -  16  м/км.   Он  впадает в Чарыш относительно
небольшой, но сильной струей, и  зона  "веселой  воды"  при  их
слиянии  тянется  до  середины  реки.  Для  перехода  на Коргон
следует  зачалиться  непосредственно  за   его   устьем,   выше
одноименного поселка.

Первые  2  км  пути  проходят  по  дороге  Коргон  -  Усть-Кан,
огибающей  дельту  Коргона.  Справа  по  ходу  тянется  высокий
сетчатый забор. За 150 м до моста через Коргон в заборе имеются
ворота. Отсюда полевая дорога ведет в долину  Коргона,  немного
срезая   его   излучину.  Ориентиром  может  служить  небольшой
округлый холмик в глубине долины, видимый издалека.  Пешеходный
брод  расположен  немного  левее  него. Местные жители называют
этот брод "косяным": река переходится сильно наискось по гребню
переката.  Брод достаточно сложный и глубокий, дно галечное. До
этого брода легко доехать на грузовике или тракторе.

На правом берегу значительно худшая лесная дорога продолжается,
повидимому, до т.н. "Чертова моста". Мы  же,  следуя  описанию,
свернули  с  нее  на  тропу примерно через 1 час хода, в районе
порога "Абзац". Тропа  поднимается  высоко  на  склон  и  затем
спускается  к  мосту  (12 км от пос.Коргон); дорога же проходит
понизу. Это примерно середина нижнего ущелья Коргона. За мостом
тропа  снова  круто  поднимается  на  склон и спускается к реке
только выше ущелья. Всего до  верхних  порогов  -  "Спартак"  и
"Вираж"  - 25 км, а до истока реки - слияния Прямого и Горелого
Коргонов - еще 5 км.

В  районе  упомянутых  порогов на левом берегу хорошие стоянки.
Целесообразно начать сплав отсюда, либо оставить здесь  базовый
лагерь  и за один день подняться до истока Коргона и сплавиться
оттуда налегке. Тропа выходит к пасеке на Горелом Коргоне в 200
м  выше  стрелки.  Весь  верхний  участок  Коргона  -  сплошная
крутопадающая шивера с расходом не более 10 м3/с, однако  сплав
по ней возможен.

Ориентиры  порога "Вираж" - остров (правая протока непроходима)
и несколько крупных камней у левого берега. В пороге  несколько
сливов  менее  1  м  наискось  от  правого  берега  к  левому и
наоборот. После него 50 м быстротока, одиночный слив  0,5  м  и
еще 30 м быстротока до водопада "Спартак".

Высота  водопада  2,5-2,7  м.  Слив пологий, около 45 градусов,
ниже него глубокий омут, поэтому "бочка" мощная и мягкая. В 7-8
м  ниже  слива с левого берега далеко в русло выступает плоская
скальная плита, с которой слив виден  строго  анфас.  Очевидно,
она  положена здесь специально для того, чтобы поставить на нее
штатив с фотоаппаратом. От  плиты  идет  мощный  отбойный  вал,
поэтому  даже при неудачном прохождении водопада лодку проносит
мимо нее. В целом  это  простой  и  безопасный  учебный  порог;
опасен  он  только по большой воде, когда ниже слива образуется
единая мощная турбулентная структура, заполняющая всю чашу  под
водопадом.

Следующий  именной  порог - "Аврора" - отличается от окружающих
шивер  только  выходным  сливом   (двухступенчатый,   с   общим
перепадом  1  м) и характерным утесом ниже него. Далее до устья
Антонова Коргона - 5 км - сплошной каскад крутопадающих  шивер,
разделенных  короткими плесами. В сочетании с большой скоростью
течения и крутыми  поворотами  это  образует,  вероятно,  самый
приятный  для каякера отрезок маршрута. Местные жители называют
его "Кривун".

Следующий серьезный участок начинается в 3-3,5 км ниже Антонова
Коргона. Его ориентир - длинный лесистый остров, левая  протока
маловодная.  За  островом  порог  с  двумя  сливами  по  1  м и
несколько длинных и мощных шивер, как правило, со сливом (менее
1  м)  в конце. Долина постепенно сужается и переходит в нижнее
ущелье Коргона. И по строению, и по характеру  препятствий  это
ущелье похоже на верхнюю часть хорошо известной реки Оны.

Ущелье  начинается двумя простыми порогами. Первый из них похож
на предыдущие шиверы, но  длиннее  и  круче.  С  наплыва  видно
заметное  падение.  Второй  -  через  100  м,  русло  сужается,
несколько крупных надводных камней образуют лабиринт,  выход  с
наплыва не виден. Правый берег - галечная отмель, а ниже порога
- стенка. Рекомендуется просмотреть эти пороги хотя бы бегло: в
них могут быть застрявшие бревна.

Далее на прямом участке - шивера. За ней, перед следующим левым
поворотом,  расположен  порог  "Ступенька"  -  одиночный   слив
высотой  1,2  м через все русло.  Слив крутой, и "бочка" за ним
глубокая  и  жесткая.  От  поворота  начинается,  если   верить
описаниям, порог "Разиня" - но на самом деле это просто шивера.
Ключевое место этого  препятствия  -  в  конце  его,  где  река
огибает  осыпь  правого  берега. Несколько крупных камней с нее
докатились до середины реки и лежат там, заставляя обходить их.


До  устья  Малого  Коргона,  или  Коргончика  -  шивера с плохо
читаемой линией движения. Ниже этого притока -  "Чертов  мост".
На   следующем   повороте   расположен  остров,  левая  протока
маловодная, в правой - шивера,  заканчивающаяся  чистым  сливом
ниже острова. Река успокаивается, разливаясь по широкому плесу.
Впереди по правому берегу - бом, а на левом в 20 м выше него  -
крупный    обломок   скалы.    Только   поравнявшись   с   ним,
обнаруживаешь перед собой крутой слив высотой  1  м  через  все
русло.  Если  вы  не  просмотрели  это  место заранее по левому
берегу, вы,  возможно,  успеете  вспомнить,  что  это  -  порог
"Сюрприз" и что в сливе есть относительно чистый проход ближе к
левому берегу...

Имя   последнему   порогу   Коргона   -  "Абзац"  -  было  дано
туристами-первопроходцами,  у  которых  из   трех   катамаранов
перевернулись  два.  Большее издевательство над этой громоздкой
посудиной трудно придумать.  Сначала  крупный  камень  отсекает
справа  примерно  треть  и без того неширокого русла; следующий
отсекает треть оставшегося, затем - еще один такой же камень, а
последний  стоит  точно  посередине,  оставляя  с  обоих сторон
проходы  по  1,5  м.  Для  каяков  порог  особой  сложности  не
представляет.  За  порогом  на  правом  берегу хорошая стоянка.
Далее до устья Коргона - простые шиверы и перекаты.

Если  содержательная  часть маршрута ограничивается этими двумя
речками, можно продолжить сплав по Чарышу до пос.Чарышское (7,5
ходовых  часов). Оттуда можно, с некоторыми трудностями, уехать
автобусом или попуткой в Барнаул, Алейск или на другие  станции
Туркестано-Сибирской   ж.д.  Можно  вернуться  из  Усть-Коргона
обратно в Усть-Кан и оттуда добираться до  Барнаула.  Несколько
неожиданный,  но вполне логичный вариант - из Усть-Кана поехать
в Усть-Коксу и сплавиться по средней и нижней Катуни; ее мощные
и   примитивные   пороги  послужат  приятным  контрастом  после
миниатюрных, но требующих точной работы препятствий Коргона.

Наконец, еще одна река, которую можно добавить к маршруту - это
Иня. Описание подходов и сплава по ней  можно  найти  в  другом
отчете  А.Боброва  (библ.МГЦТК,  No.5294), а также в упомянутой
выше статье В.Говора. Переход на Иню начинается от  устья  реки
Сентелек.  На ней в 2 км выше расположен одноименный поселок, а
в 12 км выше него - пос.Покровка. Эти поселки относятся  уже  к
Чарышскому району и связаны дорогой с населенными пунктами ниже
по течению Чарыша. Сквозной дороги от Усть-Коргона до Сентелека
практически  нет, по крайней мере, "Урал" по ней не проходит. С
воды пос.Сентелек не  виден.   Ориентирами  служат  мост  через
Чарыш в 2,5 км выше устья р.Сентелек и ферма на левом берегу.

Начинать  сплав по Ине можно от устья р.Шумишихи, ниже которого
расположены два локальных порога с падением 2-2,5 м на  каждом.
Остальные  препятствия,  насколько  можно  судить  по имеющимся
описаниям, несложные и идутся  с  ходу.   Заканчиваются  они  в
районе  лесхоза  Ионыш  (35-40  км от Шумишихи). От него 1 день
сплава по спокойной воде до пос.Чинета, связанного с райцентром
Краснощеково дорогой с автобусным сообщением.


Валентин Юрин  Каякеры не тонут!



Популярность: 10, Last-modified: Fri, 17 May 1996 08:35:28 GmT