---------------------------------------------------------------
     How GPS works: an introduction,
     by Craig Haggart (haggart@slac.stanford.edu)
     Подготовлено фирмой Boston PC.
     Авторизованный перевод с английского: Сергей Буров (s.b.burov@mtu-net.ru)
     Дополнительную информация по GPS-навигаторам см. на странице
     http://www.bostonpc.ru/bostongroup/production/garmin/index.shtml
---------------------------------------------------------------




     В  настоящее  время благодаря  внедрению  системы GPS получили  широкое
распространение точные и недорогие навигационные приемники. Каким же образом
эти маленькие "умные" помощники узнают, где Вы находитесь?
     Основной  принцип, лежащий  в  основе  всей  системы GPS, прост и давно
используется  для   навигации  и   ориентирования:  если   Вы  точно  знаете
местоположение какого-либо  реперного  ориентира  и расстояние до  него,  то
можно начертить окружность (в 3-х мерном случае  - сферу), на которой должна
быть расположена точка  Вашего  положения.  На практике,  если вышеуказанное
расстояние, т.е. радиус, достаточно велик, то можно заменить дугу окружности
отрезком прямой линии. Если провести  несколько таких линий, соответствующих
разным  реперным  ориентирам,   то   точка  их   пересечения   укажет   Ваше
местоположение.  В  GPS  роль таких  реперов  играют  две дюжины  спутников,
движущихся каждый по своей орбите на высоте около 17 000 км над поверхностью
Земли.  Скорость  их  движения весьма велика,  однако  параметры орбиты и их
текущее местонахождение с высокой точностью известны бортовым компьютерам.
     Важной  частью любого  GPS-навигатора является  обычный  радиоприемник,
работающий на  фиксированной частоте и  постоянно "прослушивающий"  сигналы,
передаваемые  этими  спутниками.  Каждый  из  спутников  постоянно  излучает
радиосигнал, в котором содержатся данные  о параметрах его орбиты, состоянии
бортового оборудования и о точном времени. Изо всей этой информации данные о
точном бортовом  времени являются наиболее  важными:  GPS-приемник с помощью
встроенного  процессора  вычисляет  промежуток  времени  между   посылкой  и
получением сигнала, затем умножает его на скорость распространения радиоволн
и   т.о.  узнает  расстояние   между  спутником  и  приемником.  Результатом
последующих вычислений являются координаты Вашего местоположения.



     Из описанного выше принципа видно, что  для  определения местоположения
достаточно поймать сигналы от двух спутников и  построить две пересекающиеся
прямые.  Однако на практике  точность такого метода  была  бы  недостаточной
из-за наличия ошибки часов приемника. Дело  в том, что спутники, находящиеся
на орбите, имеют на борту очень точные и, естественно, дорогостоящие атомные
часы.  Что же  касается GPS-приемников, особенно бытовых,  то  использование
таких часов  было бы  неоправдано  в смысле габаритов и стоимости. Это  было
одной из  серьезных  проблем,  с  которыми  столкнулись разработчики  - ведь
неточность хода  часов всего  в одну тысячную секунды  приводила бы к ошибке
более 250 км! Для  решения этой проблемы и  для возможности использования  в
GPS-приемниках   обычных   кварцевых   часов   (аналогичных   тем,   которые
используются  в быту)  было  предложено использовать не  два, а три реперных
ориентира, т.е. три пересекающиеся прямые. Как же это работает?
     Предположим,  что часы GPS-приемника  немного спешат,  т.е.  измеренное
время  прохождения радиоволн будет больше реального. Это  означает, что  обе
расчитанные линии, и, следовательно, точка их пересечения  будут  находиться
на большем расстоянии  от ориентиров (спутников), чем на самом деле. Если же
часы  отстают,  то точка пересечения переместится  ближе к спутникам. Возмем
теперь третий ориентир (спутник). Легко видеть, что пересечение  трех  линий
даст  нам  треугольник,  размеры  и  положение  которого  могут  меняться  в
зависимости от хода часов. Если же в качестве искомого  местоположения взять
геометрический  центр треугольника,  то его смещение  будет достаточно мало,
особенно  если третий  спутник расположен в  противоположном  от наблюдателя
направлении.  Более того,  учитывая,  что  неточность  часов  для всех  трех
сигналов  будет практически одинаковой,  можно автоматическиподобрать  такую
величину коррекции, которая обеспечит  пересечение всех  трех  линий в одной
искомой точке.



     Учитывая  вышесказанное,  мы видим, что для  устранения  нестабильности
хода  часов  приемника  и  определения  точного  местоположения  в двумерном
пространстве (т.е.  по широте  и долготе)  нам  необходимо получить  сигналы
мимнимум  от  3-х  спутников. К  счастью, сегодня  количество  GPS-спутников
достаточно велико даже для того, чтобы в любой точке земного шара определить
не только двумерные, но и трехмерные  координаты  - широту, долготу и высоту
над уровнем моря. Для этого нужно получать сигналы минимум от 4-х спутников.
При этом,  чем  больше  спутников "видит"  Ваш GPS- приемник, тем точнее  он
может  определить  координаты  местоположения  -   вплоть  до  максимального
предела, определяемого  точностью системы.  Из этого, в частности,  следует,
что  точность  работы  GPS-навигатора снижается,  если сигналы от  некоторых
спутников экранируются местными предметами (рельефом местности,  деревьями с
плотной кроной,высокими зданиями и т.п.).
     Как  известно,  спутниковая GPS-система оплачивается  и  находится  под
контролем  Департамента  обороны  США,  который  зарезервировал   предельную
точность исключительно  для  своих  военных  целей.  Для  этого передаваемый
спутниками  сигнал  кодируется с помощью  специального Р-кода, который может
быть  декодирован только военными GPS-приемниками. В дополнение  к  этому, в
сигналы времени от спутниковых  атомных часов  добавляется случайная ошибка,
которая  искажает  полученные  значения  координат.  В  результате  точность
гражданских GPS-премников  ухудшается  более чем в  10 раз  по  сравнению  с
военными и составляет около 50 - 150 м.
     Дифференциальная GPS
     Для  того,  чтобы в  ряде  случаем  можно  было  "обойти"  ограничения,
наложенные   Департаментом  обороны  США,   некоторые   специальные   службы
(например,  Береговая   Охрана  США)  установили   сеть  фиксированных  т.н.
"дифференциальных" радио-буев.  Каждый из них постоянно регистрирует сигналы
GPS-спутников  и  сравнивает  расчитанные  координаты  со   своим  известным
постоянным  местоположением.  Вычисленная  таким  образом ошибка  передается
радио-буем на фиксированной частоте (обычно в 2-х метровом диапазоне) в виде
специального сигнала.  Если  этот сигнал  поймать  с помощью дополнительного
т.н.  "дифференциального"  приемника,  подключенного  к  GPS-навигатору,  то
последний  может  внести  соответствующую поправку и определить координаты с
точностью около 1 метра. В последнее время такие службы получают все большее
распространение в западных странах, однако их услуги часто бывают платными.



     Способ  радиообмена  между  спутниками и GPS-премником также достаточно
необычен. Дело в том, что все спутники вещают одновременно на одной и той же
частоте.  Для  того чтобы  GPS-приемник  мог определить, от какого  спутника
исходит данная  информация, бортовые  передатчики посылают  в составе своего
сигнала  стандартный идентификационный  код,  которыйсравнивается с  кодами,
находящимися  в  памяти приемника. Т.о. независимо от  того, сколько и каких
спутников  находятся  в  поле  зрения  приемника,  последний может без труда
идентифицировать источники сигналов. Такой  подход не  только упрощает схему
GPS-приемника,  но  и, несмотря на  малый  уровень радиосигналов,  позволяет
использовать  в них малогабаритные, а, значит, не очень эффективные приемные
антенны.
     Каждый путешественних скоро будет иметь GPS-приемник.
     10  лет назад  вряд  ли можно было  поверить  в то,  что каждый человек
сможет купить сравнительно недорогой  карманный  прибор,  который  на основе
современных  космических технологийточно  указывает  мостоположение  в любой
точке земного шара. Думалось, что известные уже  несколько столетий компас и
карта останутся вечными спутниками тех, кто находится в пути.  Сегодня же мы
видим, как бытовые  GPS-навигаторы используются  не только практически всеми
яхтсменами  и  летчиками-любителями, но  также находят  широкое применение в
автомобильных  навигационных  системах  и  все  чаще сопровождают  любителей
отдыха на природе в их разнообразных путешествиях. Здесь нельзя не упомянуть
наиболее,   пожалуй,   перспективное   направление   GPS-навигации   -  т.н.
компьютерные    картографические    системы    (иногда    они   встраиваются
непосредственно  в  GPS-приемники),  в  которых  информация о  Вашем текущем
местоположении  и  о  расположении  нужных  Вам  ориентиров  отображается  в
графическом  виде  на  экране прибора  непосредственно  на  детальной  карте
местности. Это значительно  повышает удобство и гибкость системы и открывает
широчайшие   возможности  планирования  своего  маршрута  непосредственно  в
полевых условиях.


Популярность: 5, Last-modified: Fri, 11 Jun 1999 19:16:04 GmT