From: Георгий Дубенецкий
 E-mail: george@valtex.vservers.com
 Дате: 4 Sep 1997

       В марте 96-го года мне довелось провести два дня в одном
из  горнолыжных  центров  США  -  Squaw  Valley.  Курорт   этот
расположен  среди  множества крупных и мелких мест для катания,
окружающих лежащее на высоте примерно 1800  метров  красивейшее
озеро  Тахо.  До  этого  бывал и в Цее, и в Домбае, и на Чегете
неоднократно, да и  в  Италии  и  во  Франции  покататься  тоже
довелось.  Но  впечатления,  полученные  в те два дня оказались
самыми сильными.
     Первое, чем отличается это место от европейских курортов -
совершенно  колоссальных  размеров  автостоянка.   Ее   размеры
примерно 500 х 1500 метров, поэтому если приехать часов в 10, а
именно так мы  и  сделали,  приходится  тащиться  минут  10  до
основного  комплекса  зданий.  Но  есть  и другой вариант: если
лениво пешком  топать,  подъезжаешь  почти  к  зданиям,  а  там
платная парковка.
     Плати денежки - и отдыхай. На стоянке почти половину машин
составляют большие внедорожники и минивэны, из которых вылезает
народ,  тут  же  переодевается, чего-то на ходу жует и топает к
пунктам проката или  подъемникам.  Пункт  проката  -  отдельная
история.  Сначала  заполняешь  формуляр:  тип комплекта обычный
(22$) или эксперт (33$), размеры и пр. Подходишь с  бумажкой  и
кредитной  карточкой  к стойке, очень быстро оформляешь заказ и
проходишь к симпатичным загорелым (впрочем, незагорелых лиц там
практически   нет,   но  о  загаре  позже)  девушкам,  которые,
приветливо улыбаясь, дают тебе  башмаки  требуемого  размера  и
класса.  Садишься, меряешь, переобуваешься (обувь можно бросить
тут-же у стенки) и  громыхаешь  на  специальный  стенд,  что-то
вроде  смотровой  ямы,  в  которую  по грудь погружен один из 8
молодых людей, подбирающих лыжи  и  регулирующих  крепления.  У
меня  был  заказан экспертный комплект, и когда я попросил лыжи
длиной 203-205  см  он  смерил  меня  снизу  вверх  взглядом  и
спросил:  "слаломные  подойдут?"  Получив утвердительный ответ,
куда-то    провалился  и  через  30  секунд  возник   с   парой
практически новых Kastle TCX03.
     Отрегулировав крепления, расписался в карточке, по которой
я получал снаряжение, и указал мне на вешалку с палками.  Палки
на   экспертные   и  общего  пользования  не  делились.  Выбрав
подходящие по размеру (тоже  с  помощью  загорелой  девушки)  я
вывалился  на  свет  божий.  Прокат  дороже, чем на европейских
курортах, а выбор снаряжения меньше. Но пропускная  способность
просто  потрясающая!  Организован  конвейер,  как  на сборочном
производстве.
 Мои  друзья были с девочкой 8 лет, которую они решили сдать на
один  день  на  попечение  инструктора.  Я  отправился  с  ними
посмотреть, как это происходит.
     У   прилавка   при   входе  в  здание  лыжной  школы  тебя
останавливают и пытаются узнать, а чего, собственно, тебе надо.
Тут-же  происходит  расставание  родителей  с  чадами  и оплата
(60$), и далее дети попадают в разновозрастную стайку,  которую
одевают  и  обувают  специальные  девушки. (Необходимо отметить
совершенно необъяснимый факт: количество  красивых  девушек  на
этом  курорте  во много раз больше, чем на курортах Франции или
Италии.) Потом - на склон,  где  определяется  уровень  катания
каждого  ребенка.  Затем  -  деление на группы 6 - 8 человек по
уровням катания и - вперед, за инструктором. Родители  свободны
до  4  часов дня. Сэндвич или хот-дог, картошка и кола входят в
стоимость.  Самые  неумелые  ползают  по   склону   практически
пологому,  на  котором  работает подъемник с толстенным тросом.
Человечек подползает к тросу, хватается или падает на  него,  и
едет  вверх,  зачастую волочась по снегу. Наверху его отцепляют
от  троса,  ставят  на  ноги  и   отправляют   вниз.   В   этом
"лягушатнике"   инструкторов  примерно  столько-же,  сколько  и
детей, так что никто из  подопечных  не  забыт.  Дети  постарше
катаются  плотными группами, гуськом за инструктором. Причем не
только по самым пологим трассам. Я встречал группы детей везде,
кроме   "черных"   трасс.   Есть   специальная  развлекательная
программа и для  детей  2-3  лет,  при  желании  родителей  (!)
включающая лыжи.
       Сдали  ребенка - и на подъемник. Пропуск на день катания
стоит 45$. Снизу (высота 1900 м) можно подняться в три  региона
катания:  Snow  King,  KT-22  и Squaw Peak-Granite Chief, здесь
находятся нижние станции 9 (!) подъемников, а всего их здесь 33
(31 кресельных и 2 гондолы). Поднявшись на самой мощной канатке
первой очереди до высоты  2500  м,  попадаешь  на  колоссальные
пологие  склоны "Gold Coast", на котором куча "зеленых" трасс и
кроме того, здесь расположен олимпийский каток и "тарзанка" для
любителей  особо  острых  ощущуений.  С  этого  плато,  которое
пересекает более 10 подъемников,  можно  съехать  вниз  в  трех
направлениях,   или   подняться   вверх   еще   на   нескольких
подъемниках.  Причем  как  вниз  так  и   вверх   ведут   самые
разнообразные по сложности трассы. Ведущая вниз "черная" трасса
"Silverado" мне сильно напомнила  родной  Чегет  на  мартовском
солнышке:  Мокрый тяжелый снег, бугры по пояс и довольно крутой
склон. После  перелета  из  Москвы  и  переезда  на  машине  из
Сан-Франциско  (около 5 часов) я был не в лучшем состоянии, что
и  было  в  дружелюбной  форме  отмечено  одним  из  служителей
канатной   дороги   на   нижней  станции.  Вообще  народ  очень
дружелюбный,  как  только  оказываешься  в  кресле  подъемника,
сразу-же  начинается  общение  на самые разнообразные темы.  Но
наверху все заканчивается,  каждый  едет  в  свою  сторону,  не
вспоминая о попутчике.
     В  центральной  части, кроме "зеленых", большое количество
средних  по  сложности  "синих"  трасс  с  самым  разнообразным
катанием   и,  благодаря  различным  экспозициям,  с  различным
состоянием  снега  -  от   сухого   "январского"   до   мокрого
"мартовского".  Из  средних  по  сложности  трасс  больше всего
понравился  "Siberian   Express".   Начинаешь   спускаться   по
абсолютно  сухому  склону  с  буграми или (на выбор) по жесткой
доске,  затем  широченные,  очень  хорошо  подготовленные  поля
средней  крутизны с небольшими группками сосен. Из черных трасс
мне больше пришелся по душе находящийся в стороне  от  основной
группы  подъемников  "Granite  Chief"  c  узкими спусками между
скал.   Но  самое  большое  впечатление  получаешь  от  черного
"Хеадвалл" (старшее поколение, помните книгу Отуотера?). Народу
на  подъемнике  практически нет. Видимо, люди реально оценивают
свои силы. Когда поднимаешься наверх то первое, что бросается в
глаза  -  три акьи, ожидающие клиентов. Потом видишь табличку -
"самый простой  путь  спуска"  указывающую  на  длинный,  около
километра,  траверс  под карнизом Squaw Peak. Затем подходишь к
краю - да-да, именно к КРАЮ, а не  к  пологому  началу  склона.
Здесь  открывается  великолепная  панорама,  а  пока  любуешься
красотами, можешь собраться с духом, поскольку для того,  чтобы
начать   движение,   необходимо   спрыгнуть   на  первый  бугор
(находящийся прямо под  тобой  на  глубине  около  2-х  метров)
весьма   крутого  бугристого  склона,  верхняя  часть  которого
кажется почти отвесной! Первые 200-300    метров  этого  спуска
помогают  организму выработать такое количество адреналина, что
хватает надолго.
       В  центральной  части  "Gold  Coast", в той точке, возле
которой начинается широченная  разветвленная  дорога  вниз  (по
совместительству  -  трасса  ночного  катания,  открытая  до 10
вечера), стоит трехэтажный ресторан-торговый центр,  где  можно
съесть  национальное  американское  блюдо  - бутерброд и заодно
купить маечку с надписью "работа, займись оральным сексом, а  я
буду  кататься".  Отсюда-же   открывается классный вид на озеро
Тахо с одной стороны, и на панораму гор и склонов -  с  другой.
Особенно  приятно,  услышав  восторг  своих спутников по поводу
"смельчаков, спускающихся  по  вертикальной  стане  "Headwall",
небрежно сообщить о том, что как раз сейчас съехал оттуда.
       Внизу  жизнь  бьет ключом: магазины с широчайшим выбором
снаряжения и одежды, рестораны и бары, несколько маленьких и не
очень  дешевых  отелей.  Эдакий горнолыжный микрогородок. Народ
общается и пьет пиво зеленого цвета  (был  день  Св.  Патрика).
Основная  масса народа разбредается после очередного съеденного
"национального блюда" по своим машинам и разъезжается на ночлег
по  арендованным  апартаментам,  иногда  за  50-60  км от этого
места. Ведь чем дальше от региона катания - тем  ниже  цены  на
жилье.  Почти  пустая  дорога  бежит  по  сосновому лесу, вдоль
берега озера. Иногда встречаются  пикапы  с  2-3  мотосанями  в
кузове. Всяк по своему отдыхает! Мы жили в двухэтажном коттедже
с двумя спальнями  на  втором  этаже,  гостинной  с  камином  и
телевизором,  полностью  оборудованной кухней и ванной комнатой
на первом этаже. Аренда такого домика на  два  выходных  дня  в
самый популярный сезон стоит до 200$, а в январе в будни - раза
в 3 дешевле. До ближайшего супермаркета метров  70,  столько-же
до ресторанчика.
     Вокруг  лес,  по  утрам  на  крыльцо  приходят белки, а по
дороге медленно проползает  полицейская  машина  со  звездой  и
надписью  "шериф округа Эльдорадо" на двери: Романтика! Вечером
можно  съездить  и  в  казино,  расположенные   в   гостинницах
соседнего  штата,  и  в рестораны, и в город Рино, но сил после
катания уже не оставалось.

       Два  дня пролетели очень быстро, и вечером в воскресенье
мы уже ехали в плотном потоке машин с лыжами на багажнике вниз,
в  долину,  возвращаясь  из сказки в действительность. Остается
только добавить, что мартовское солнышко, несмотря  на  попытки
защититься  от  него  посредством нанесения на открытые участки
кожи защитного крема, потрудилось на славу: через день  у  меня
лоб  стал похож на подушку, а левый глаз закрылся от отека. Еще
через два дня левый глаз открылся, но к этому моменту  закрылся
правый:  Я так даже в апреле на Чегете не обгорал. Американские
коллеги по работе, участливо спрашивавшие, что произошло, после
моих объяснений слегка менялись в лице и с уважением и завистью
говорили: "классное место":
       На мой взгляд, при наличии виз в США, можно относительно
недорого (не намного дороже, чем групповой  тур  в  Европу  при
размещении  в отеле ***) съездить туда покататься компанией в 6
человек  при   следующих   ограничениях:   рейс   Аэрофлота   в
Сан-Франциско, групповой тариф; лыжи и ботинки придется взять с
собой; аренда  7-местного  мини-вэна  прямо  в  аэропорту  (при
заказе  из  Америки стоимость недельного проката порядка 300$),
при  этом  необходима  или  кредитная  карточка   или   заранее
оплаченный  заказ  автомобиля;  размещение  в  домике  с  двумя
спальнями и большом диване в гостиной; продукты  на  завтрак  и
ужин - из супермаркета.
       Конечно, можно из Сан-Франциско купить билеты на самолет
компании  "Reno  Air"  с  изображением  заснеженных  вершин  на
фюзеляже  и  прилететь  прямо  к  озеру  Тахо,  а уже там взять
машину, можно не везти с  собой  лыжи,  можно  жить  в  хорошем
отеле, но это увеличит стоимость поездки разика в 2, а за такие
деньги Вам любое турагентство эту самую поездку с удовольствием
организует.  Да  и  вдобавок  на  мой  взгляд  гораздо  большее
удовольствие получаешь от процесса самостоятельного  свободного
перемещения  в  произвольном направлении в компании друзей, чем
от движения вместе с незнакомыми людьми организованной колонной
с руководителем во главе.
       Вдобавок ко всему вышеизложенному надо сказать, что за 6
катальных дней можно объехать 6 классных  регионов  катания,  а
если  еще  и  в Сан-Франциско денек провести: Но это уже совсем
другая история.
       А  уже  в  Москве, распечатав купленную кассету "Extreme
Skiing III" и воткнув ее  в  видеомагнитофон,  увидел  знакомый
карниз  на Squaw Peak, и экстримеров Уоррена Миллера, прыгающих
оттуда: И почему-то защемило сердце.


Популярность: 8, Last-modified: Thu, 04 Sep 1997 20:53:28 GmT