---------------------------------------------------------------
 © Copyright Влад Шиловский
 Date: 25 Mar 1999
 Пишите. Мылом, на FreeLancer'а
 freelancer@norcom.ru
---------------------------------------------------------------



Александр Мирер. Мост Верразано. - 1998, Москва, Вагриус.

     Не  стоило  Миреру соваться в капиталистические  джунгли. Хейли из него
никакой. Невооруженным взглядом видно, что переход с позиций  патриотической
прозы в прозу рыночных отношений дался ему с трудом. Неуверенность,  которую
он  чувствует  на этой почве,  он попытался компенсировать  наглостью  своих
героев. В результате все они похожи один на другого, схематичны и стандартны
как  оловянные солдатики. Солдатская  прямота диалогов  и  рубленые матерные
вставки  никак  не  компенсируют  их  убожество.  Все  разговоры  персонажей
превращаются в монолог. везде автор, автор, автор. Никакой жизни.
     Сюжет  был свеж. Правда,  давно,  когда в  советских  газетах  мелькали
статьи с заголовками вроде "Солнечной энергии - быть" или "Светлому будущему
- чистое небо!". В этих  статьях, в частности, утверждалось, что если в мире
капитала  и  возникнет  гений,  не  подверженный  его  гниению,  и,  подобно
Прометею.  захочет   подарить  людям   дешевые   электромотры,   нефтяные  и
автомобильные  корпорации быстро  выклюют  ему  печень. Процесс  клевания  и
описан  в  книге.  Шпионские  страсти,  возня спецслужб,  скрытые  механизмы
корпоративного  влияния, старый сицилийский мафиози, стоящий за  честь Семьи
до последней капли своей или  чужой крови -  на  фоне  машин, вилл  и личных
вертолетов  все  это  должно  было  смотреться  красиво  и  захватывать  дух
читателя. А вот  поди  ж ты!  Не  сработало. Скучно, господа,  скучно.  Даже
всеобщий  разврат  не спасает  положение. Слишком уж все преувеличено, автор
выпячивает то  одно, то другое, потом  спохватывается и добавляет  стрельбы,
или, во вспышке  озарения рождается  вспышка взрыва  в секретном  цеху.. для
читателя  старается.  Чтобы  тот  полистал книгу  и купил. Замысел  хороший.
Демонстрирую:  "Ладно, карты на стол...  я вбил в эту затею волшебную цифру:
12 миллионов". "Вот  вы, Тим  - вы знаете,  сколько нефти сгорает в авто? Во
всем мире?". "Бернанос все-таки схватил факсограмму  со стола".  "Что сожгло
машину Кречета?  Что  перевернуло  машину  Эрви?".  "Охотники  за  скальпами
перероют нашу маленькую  старушку-Европу  и поймают изобретателя.  Живым, не
мертвым".  "Когда  Умник  отпустил  Амалию,  она  проговорила:  -  Какие  мы
безнравственные, просто  ужас!"  Если  вас  эти примеры  не убедили,  это не
значит, что они неудачно  выбраны. "Мост Верразано" в целом неудачная книга.
И что она делает в серии "История XXI века", непонятно.
     Чтобы хоть как-то  сдобрить свою гневную тираду, напомню, что нет  худа
без добра. "Съел бобра -  спас дерево" и все такое. В предисловии к роману я
встретил  незнакомое  доселе  мне  слово.  Пролегомены.  Как  оказалось, оно
означает "предварительные рассуждения", "введение  к изучению". Так что хоть
какую-то  пользу  от чтения  книги  я  получил. А  удовольствия она  мне  не
доставила.

     В. ШИЛОВСКИЙ



Александр Мирер

Популярность: 5, Last-modified: Thu, 25 Mar 1999 05:48:42 GmT