---------------------------------------------------------------
© Copyright Влад Шиловский
Date: 12 Oct 1999
Пишите. Мылом, на FreeLancer'а
freelancer@norcom.ru
---------------------------------------------------------------
Жорис-Карл Гюисманс. Наоборот. [7]
Жорис-Карл Гюисманс. Наоборот.
Итак, в конце девятнадцатого века натурализм в литературе
достиг своих вершин и оттуда, с вершин, смотрел вперед, ища
дальнейших путей развития. Увы, их не оказалось, или они в то
время были скрыты за некоей пеленой, мешавшей узреть светлые
дали моралистких идеалов и плодородные долины сюжетов. Движение
застопорилось, да и места на вершине Олимпа (или Парнаса, кому
как угодно) было мало. И писатели понемногу стали нащупывать
обходные пути. Одним из первых, кто встал на тропу символизма,
стал Жорис-Карл Гюисманс. Его роман "Наоборот", написанный в
1884 году, стал поворотной вехой, отметившей зарождение нового
литературного направления. "Кораном декаданса" назвал его Оскар
Уайльд.
Что же представляет из себя это произведение, оправдывает
ли оно такую оценку? О чем вообще речь? Извольте ознакомиться.
Потомок древнего рода (Гюисманс практично заметил, что
перепетии высшего света интересуют читателя куда больше, чем
жизнь низших сословий) Жан дез Эссент, сам в определенном роде
искусственное создание, вырожденец - тяготится бесшабашной
жизнью парижского щеголя, и отправляется в провинцию. В село,
так сказать. Деньги помогают ему построить вдали от любопытных
глаз свой собственный мирок. Описанию этой искусственной среды
и посвящена большая часть романа. Это галерея символов,
обьединенных в эстетическом ряду, представляющих собой некий
художественный идеал, к которому стремится дез Эссент. Интерьер
комнат отвечая взыскательному вкусу хозяина, позволяет ему
менять обстановку как заблагорассудится, подбор картин выдает в
нем натуру впечатлительную и склонную к мистическим
переживаниям - "Саломея" Гюстава Моро, гравюры Яна Луикена,
работы Одилона Редона и других мастеров - в них таятся загадки
и секреты, пробуждающие воображение; билиотека, полна латинских
и французских книг, сделанных на заказ, имена авторов внушают
невольное уважение (по крайней мере мне, никогда не читавшему
ни Макробия, ни того хуже, Рутилия). Перечислять чудеса и
диковины этого дома можно еще долго, но автор это сделал
задолго до и гораздо лучше меня. Лучше посмотрим, чем же
занимается Жан дез Эссен в своем раю. Да, это его рай и здесь
он подобен богу, и подобно богу он творит, пытаясь превзойти
природу в ее сферах деятельности. То на "губном органе",
предоставляющем в его распоряжение богатый выбор вин, коньяков,
ликеров и прочих спиртных напитков составляет "вкусовые
симфонии", то из ароматических составов конструирует симфонии
запахов. Единственная проблема состоит в том, что здоровье не
позволяет ему дойти в своих опытах до конца. О вреде алкоголя
вам особо рассказывать не надо, но, как выясняется, и запахи
представляют немалую опасность для болезненного и анемичного
экспериментатора. Постоянное недомогание, внезапные приступы
слабости, потеря сознания - такое могло бы обескуражить кого
угодно, но не дез Эссента. Вся сила в воображении,
подкрепленном волей. И вот он в июльскую жару сидит в санях,
закутавшись в шубу, представляет что сейчас середина зимы, и
крикам "До чего ледяной ветер! Окоченеть можно!" вгоняет себя
в дрожь. Хорошее средство для борьбы с действительностью.
Крупная победа в этой области была одержана дез Эссентом во
время его поездки в Англию, которая закончилась еще на вокзале,
где он понял, что в сущности все города одинаковы, а природа не
стоит того, чтобы ей любоваться. "В общем я получил все, что
хотел увидеть и почувствовать. С тех пор, как я выехал из дома,
я только и делал, что набирался опыта английской жизни. И
мучиться, переезжать с места на место, растрачивать драгоценные
впечатления - чистое безумие".
Овладев своим воображением, дез Эссент взялся за
преобразование живой природы. Но и здесь его ждала неудача.
Черепаха с золоченым панцирем, инкрустированным драгоценными
камнями не пожелала вписываться в интерьер дома и самым
вульгарным образом издохла, а экзотические растения, похожие на
искусственные цветы или передразнивающие человека и животных,
увяли несмотря на хороший уход. В результате дез Эссенту не
осталось ничего другого, кроме как обратиться к размышлениям о
себе самом и о Боге. Чем кончились эти раздумья, мы так и не
узнаем - жизнь победила отчужденность дез Эссара самым грубым
методом - неприятностями с пищеварением. Отсюда и название
романа, извините, если даю слишком туманный намек... и
единственная крупная победа дез Эссара над враждебной ему
средой, заключалась в том, что он принял способ принятия пищи,
навязанный ему болезнью, чтал находить в нем удовольствие и
даже занялся составлением меню. Что тут можно сказать... мир
жесток, декаданс вечен, человек непостижим.
Популярность: 6, Last-modified: Tue, 12 Oct 1999 08:46:23 GmT