(Из фронтовых записей)


     ---------------------------------------------------------------------
     Книга: Л.Соболев. "Морская душа". Рассказы
     Издательство "Высшая школа", Москва, 1983
     OCR & SpellCheck: Zmiy (zmiy@inbox.ru), 20 февраля 2002 года
     ---------------------------------------------------------------------




     В январе тысяча девятьсот сорокового года над Балтикой вновь прозвучали
слова,  от  которых веет  славой девятнадцатого года,  -  "матросская рота".
Старая  боевая  слава  балтийских матросов революции ожившей легендой встала
над  страной -  непоколебимая,  непреклонная и  гневная,  какой она  была  в
незабываемые годы  гражданской войны.  Через  двадцать лет  третье поколение
балтийцев, подхватив героическую эстафету, подняло эту старую славу на новую
высоту, озарило ее новыми подвигами во имя революции, во имя Родины.
     И  если б  могли встать из холодной балтийской воды отцы и братья наши,
моряки-балтийцы,  погибшие здесь в  лютой неравной борьбе с флотом и армиями
интервентов,  и  если б  глянули они на  наши корабли и  самолеты,  на  наши
подлодки и  береговые орудия,  на нашу молодежь и на героев наших -  "Эх,  и
славное выросло племя!  -  сказали бы они.  - Хорошие сыны повырастали!.." И
еще подивились бы  они,  как ходят подлодки наши сквозь лед и  под лед,  как
летают самолеты наши сквозь облака и над облаками,  как стреляют орудия наши
сквозь броню и  под  броню*.  И  узнали б  старики свой  веселый боевой дух,
балтийский победный дух,  могучий и  неукротимый,  -  узнали  б  и  в  делах
Балтийского флота,  и  в шутках его моряков,  и в стремительности атак,  и в
беззаветности героизма, и в непреклонной воле к победе.
     ______________
     *  Буквально,  ибо  наши  орудия порой  стреляли под  броню укреплений,
засыпая  амбразуры дотов  подброшенной взрывами  землей,  чтобы  сделать  их
"слепыми".

     Это название -  "матросская рота" - не вошло ни в приказы, ни в сводки.
Оно родилось само собой в заснеженных лесах на берегу Финского залива, где в
лютой  стуже  бок  о  бок  с  частями Красной Армии  балтийские краснофлотцы
прогрызали линию Маннергейма.  Как в дни гражданской войны,  когда на призыв
Ленина  Балтика  мгновенно выставила первый  экспедиционный отряд  в  десять
тысяч матросов, так и теперь Краснознаменный Балтийский флот послал на берег
своих бойцов, оказавшихся под угрозой "безработицы", поскольку Финский залив
замерз до самого Балтийского моря.  Это была флотская молодежь,  в  огромном
большинстве своем комсомольцы - ученики флотских школ, едва начавшие службу,
артиллеристы береговой обороны,  краснофлотцы с  кораблей,  скованных льдом,
краснофлотцы кронштадтских фортов,  сделавших свое дело в первые дни войны и
потом силой событий очутившихся в  глубоком тылу.  "Матросской ротой" в этом
отряде прозвали лыжников-краснофлотцев.

     Морозная ночь. Недвижно и таинственно стоит густая чаща высоких елей, и
лишь по тому,  как она обрывается, будто срезанная ножом, понятно, что здесь
берег окончился и начался лед. Берег и лед неразличимо завалены глубоким, по
пояс,  снегом, и белая его пелена уходит в бесконечность, в белесую неверную
мглу  ущербной  луны.   В  таинственном  этом  мерцании  бесшумно  и  быстро
проносятся белые  тени.  Они  похожи  на  привидения,  и  только по  жаркому
дыханию,  слышному,  когда тени эти проходят вплотную мимо тебя,  угадываешь
под белыми халатами молодые разгоряченные тела.
     Это  "матросская рота"  пошла на  лед.  Куда?  Может быть,  в  обход на
десятки километров,  в  тыл  островной белофинской батарее;  может  быть,  в
смелый рейд по  глубоким тылам;  может быть,  в  разведку в  такие же густые
таинственные леса,  где  стреляет каждое  дерево  и  взрывается каждый пень;
может быть,  в дерзкую лобовую атаку прибрежных укреплений... Везде побывали
наши балтийские лыжники, и везде наносили они врагу чувствительные удары.
     "Матросскую  роту"   водил  по   льдам  капитан  Лосяков.   Голос  его,
простуженный в пятисуточном лежании на льду,  отказал, и для передачи команд
пришлось держать при  себе  одного из  лыжников в  качестве "усилителя".  Он
водил  их  тогда,  когда  простреленная левая рука  повисла на  перевязи,  а
обмороженное лицо исчезло под бинтами,  водил и тогда,  когда получил вторую
рану.  Боевым  его  другом  и  верным  помощником  был  батальонный комиссар
Богданов.  Не  раз  военком  доказывал свои  командирские качества и  личное
мужество,  и  не  раз  капитан  Лосяков  поручал  комиссару серьезные боевые
задания, посылая с ним половину отряда в разведку, в обход, в бой.
     Это  был  закон  балтийского  отряда:  комиссар  и  политрук  -  замена
командира в бою. И второй закон: коммунист и комсомолец, береги в бою своего
командира.
     Вот как выполнялись эти два закона.

     Небольшая группа  краснофлотцев-лыжников,  бывшая  на  разведке в  тылу
врага,  оказалась в  труднейшем положении.  Внезапно вспыхнувший прожектор и
ливень ружейно-пулеметного огня, хлынувший из засады, отделили эту группу от
остального отряда, и она попала в окружение сильнейшего противника. Командир
отделения Морозов сразу же был ранен.  Тогда команду принял на себя политрук
Николай Доброскоков.  Он  сумел  вывести краснофлотцев из  огня  и  повел на
прорыв.  В  жестоком рукопашном бою,  пробиваясь сквозь  чащу  леса,  сквозь
превосходящие силы врага, уходили к своим лыжники.
     Среди  них  отлично  дрался  Александр Посконкин,  молодой  комсомолец,
начавший флотскую службу всего четыре месяца назад.  Уже шестерых белофиннов
уложили в  снег его меткие пули и  гранаты,  когда внезапно в неверном свете
луны он заметил на снегу перекатывающуюся груду тел:  это белофинн "вручную"
душил Морозова,  придавив его  всем своим телом,  и  не  давал тому вытащить
прижатый им  наган.  Стрелять было  нельзя -  можно  было  попасть в  своего
командира.  Под градом пуль, летевших из чащи, Посконкин ринулся на помощь к
командиру.  Изловчившись,  он сбросил с  него финна ударом штыка,  подхватил
Морозова к себе на плечи и,  отстреливаясь,  вынес его из боя. Он пронес его
на  себе по  льду девять километров до  берега,  сдал на перевязочный пункт,
поправил лыжи и помчался к отряду...
     Стремительные и выносливые лыжники-краснофлотцы были той боевой частью,
которую можно было послать куда угодно -  в  шестидесятикилометровый марш на
острова,  во  внезапный налет на  фланг,  на  выручку и  поддержку атакующим
укрепления частям. Но они же умели, если надо, сутками лежать на льду.
     Это было в середине февраля. Мороз окончательно распоясался, и тридцать
градусов ниже  нуля  считались без  малого оттепелью.  Балтийский отряд брал
береговые противодесантные укрепления.  Они были расположены на горе, в лесу
- не видные под снегом и  ветвями броневые и  бетонные доты.  Лес перед ними
был полон снайперов, гнездившихся на деревьях в меховых спальных мешках и на
выбор бивших по  любой цели,  показавшейся на снежном пляже и  на льду перед
берегом.  Балтийцы залегли в торосах,  в четырехстах метрах от берега.  Пять
суток провели они на льду,  прячась за торосами.  Достаточно было приподнять
над  льдиной шлем,  чтобы в  него щелкнула пуля снайпера или короткой точной
очередью хлестнул пулемет из амбразуры дота.  Четыреста метров ровного льда,
засыпанного  снегом,   были  непроходимы,  Но  краснофлотцы  преодолели  это
страшное голое пространство и ворвались в укрепления.
     Для  этого они  прибегли к  способу,  получившему название "подснежного
плаванья".
     Днем  балтийцы  лежали  за  торосами,  изредка  развлекаясь  охотой  за
снайперами. Кто-нибудь поднимал над торосами шлем или высовывал на мгновение
руку  -   в  ледяной  барьер  тотчас  ударяла  снайперская  пуля,  а  соседи
присматривались,   с   какого   дерева  бьет   очередная  "кукушка".   Тогда
подозрительное дерево прошивали пулеметом,  и  порой  ветви его  приходили в
движение,  обсыпая снег,  и  вниз тяжело падало тело.  Других занятий днем в
"ледяном сидении" не было.
     Ночью  же   торосы  оживали.   С   тыла  по  льду  приходили  в   отряд
друзья-балтийцы.  Они  привозили  на  санках,  на  спаренных лыжах  цинки  с
патронами,   термосы  с  горячим  флотским  борщом,  родную  газету  "Боевая
балтийская",  отпечатанную тут же  в  лесу на  хитром агрегате из грузовика,
фанеры  и  типографской машины (которую самоотверженно вертел сам  редактор,
заменяя мотор),  Потом, к заходу луны, краснофлотцы пускались в опасный путь
по открытому пространству,  где,  кроме снега, не было никакого прикрытия от
пуль.
     Им  помогала точная стрельба балтийских артиллеристов.  Далекая батарея
клала  снаряды  в  доты  и  перед  ними  прошивала шрапнелью прибрежный лес,
усеянный снайперами.  Но  ни один снаряд не падал в  заветное пространство в
четыреста метров между торосами и берегом,  оставляя дорогу для наступления.
За  этим следил молодой лейтенант,  "полпред" артиллерии на  льду:  за много
километров от  своей батареи он  корректировал ее огонь,  пользуясь услугами
радиста  Андреева,   притащившего  в  торосы  трофейную  финскую  переносную
станцию.
     Веря  в   точность  балтийской  артиллерии,   краснофлотцы  по   одному
отправлялись в  "подснежное плаванье",  вплотную к  разрывам наших снарядов.
Они  оставляли ненужные им  теперь лыжи,  вырывали в  снегу  перед  торосами
подобие снежной ванны,  ложились в  нее и,  прижавшись подбородком к  груди,
опустив  голову,  начинали сверлить надетым на  нее  стальным шлемом  ход  в
снежной стене.  Медленно,  метр за метром,  они ползли в  снегу,  как кроты,
скрываясь от  тех  белофинских стрелков,  которых  не  отогнала от  амбразур
артиллерия. Так они проползали открытое пространство, добирались до берега и
там окапывались, зарываясь в снег и в землю.
     На четвертые сутки белофинны,  очевидно, поняли этот маневр. Они решили
рассчитаться с  балтийским отрядом.  На помощь осажденным укреплениям пришла
тяжелая артиллерия острова Биорке. Она открыла огонь.
     Первый десятидюймовый снаряд разорвался метрах в  двухстах от  торосов,
где засели балтийцы. Черная вода преступила в образовавшемся озерке...
     Одно дело -  быть под  обстрелом тяжелыми снарядами на  земле и  совсем
другое - на льду. Черное озерко убедительно доказывало эту разницу. И радист
Андреев,  молодой краснофлотец,  до сих пор считавшийся отважным и спокойным
бойцом,  внезапно сдал,  потеряв "политико-моральное состояние". Он, видимо,
забыл про свои коды и шифры и закричал тонким,  пронзительным,  полным ужаса
голосом прямо в микрофон:
     - Товарищ лейтенант!  Нас нащупало Биорке...  Накрытие... бьют прямо по
отряду!..  Передайте на Красную Горку,  пусть стреляет по Биорке,  а  то нам
капут!..
     Новый взрыв заглушил его слова.  Второй снаряд упал там же, в отдалении
от  балтийцев,  и  даже ни  одного осколка не  просвистело над торосами,  но
Андреев  продолжал  панически  требовать  в  микрофон,  чтобы  огонь  Биорке
подавили, ибо "второй снаряд разорвался в самой середине отряда..."
     К  Андрееву подползли комсомольцы,  возмущенные и яростные.  Они готовы
были вырвать у него из рук микрофиш,  но Андреев,  прикрыв микрофон ладонью,
сказал неожиданно спокойным, нормальным голосом:
     - Не хватай, дура! Они же меня слушают...
     И снова он продолжал разводить панику в эфире,  зорко следя за падением
белофинских тяжелых снарядов вдали от торосов.
     Станция была, как сказано, трофейная, с определенной длиной волны, и не
раз Андрееву приходилось перебраниваться на этой волне с белофиннами. Расчет
его оказался верным:  белофинны на Биорке,  подслушав "ценную информацию" со
льда,  усилили  огонь.  Десятки  огромных  снарядов с  упорством,  достойным
лучшего применения,  долбили лед  вдали от  отряда.  Скоро там  образовалось
целое озеро...
     Проморочив так врага порядочное время и  заставив его потратить впустую
достаточное количество снарядов,  Андреев  прекратил  свою  "корректировку".
Прекратился и обстрел ни в чем не повинного льда. Видимо, на батарее решили,
что отряд в торосах уничтожен полностью.
     А  ночью  лыжники своим "подснежным плаваньем" окончательно перебрались
на берег и ринулись в решительную атаку.

     На  другом,  далеком  участке  фронта  действовал еще  один  балтийский
береговой  отряд.   Задача  была  неотложная:  переменить  позицию  батареи,
форсировав реку. Быстрая финская река не дала льду окрепнуть - он выдерживал
людей,  но  не  мог бы выдержать орудий.  Кроме того,  даже лютый мороз,  не
дававший людям вздохнуть полной грудью,  не смог сковать быстрину реки на ее
середине -  и там бежала темная,  стылая и стремительная вода.  Ближайший же
мост, в тридцати километрах отсюда, был взорван.
     На лед вышли краснофлотцы.  Ночью,  в мороз, на пронизывающем ветру они
ломами,  топорами  и  пешнями  начали  рубить  лед  и  поднимать его  глыбы,
обжигающие руки. Трое провалились под лед. Их вытащили, обогрели и зачислили
в  больные.  Но скоро "больные" опять появились на льду,  вгрызаясь в него с
удесятеренной  энергией.  К  середине  ночи  придумали  рационализацию:  лед
разметили на  участки и,  вместо  того  чтобы  дробить его  в  куски,  стали
вырубать большие квадраты, которые подпихивали под кромку льда, предоставляя
быстрому течению  реки  доканчивать работу.  Но  ледяная  вода  и  при  этом
способе,  сильно ускорившем дело,  все же продолжала обливать и ноги и руки.
Люди коченели на ветру, шинели их смерзались в негнущуюся жесть, но никто не
оставлял работы до  самого рассвета.  Две ночи подряд провели краснофлотцы в
ледяной воде, пока не вырубили широкого канала, длиной больше полукилометра.
Тогда орудия и тракторы погрузили на баржу и, облепив с обеих сторон, повели
ее "вручную" в это небывалое плавание.
     Морские орудия вспомнили кое-что из опыта гражданской войны. Где надо -
их  устанавливали на  немыслимые "плавучие средства",  добиваясь возможности
подойти с ними по малым глубинам к самому берегу, во фланг белофиннам, чтобы
точной морской стрельбой выгнать врага из прибрежных укреплений.  Где надо -
орудия появлялись на железнодорожных платформах, и из окна паровозной будки,
всматриваясь в путь, выглядывал краснофлотец, и ветер трепал его ленточки не
хуже,  чем  на  мостике.  Где надо -  их  перевозили на  резиновых понтонах,
надутых  мощным  дыханием краснофлотских легких,  перевозили в  шторм  через
проливы  между   островами,   удивляясь  сами   своей   балтийской  выдумке,
перехитрившей пролив, слишком мелкий для любого корабля или баржи.
     В  одной из таких перевозок тяжелых орудий на понтонах у  самого берега
произошла  незадача:   понтон,   нагруженный  броневыми  плитами   орудийных
оснований,  выпустил воздух, ударившись на волне об острый камень, и тяжелые
плиты  скользнули в  холодную  декабрьскую воду.  Тотчас  за  ними  прыгнули
"охотники".  Две плиты были сразу обнаружены и вытащены на остров. Третья же
пропала...  А  остров  ждал  морских  батарей,  а  корабли  требовали скорее
обеспечить им  новую базу,  защитить ее  огнем орудий,  а  водолазов в  этом
пустынном отдаленном пункте не было, а доставлять сюда новую плиту - значило
терять несколько драгоценных суток...
     И  поэтому поочередно бродили краснофлотцы у  берега по горло в ледяной
воде,  пытаясь отыскать плиту на  стук.  Они  брали с  собой длинную палку и
простукивали ею  дно,  нащупывая  гладкую  поверхность  плиты.  Часто  такой
поверхностью оказывался плоский камень -  и все начиналось сначала.  Наконец
опять спасла балтийская выдумка.  Помощник командира батареи приспособил для
поисков сильный магнит из  некоего прибора,  бывшего под рукой.  Он подвесил
его на веревочку,  крякнул и  полез в  воду.  Несколько раз он лазал в воду,
проходя  заранее  рассчитанными курсами и  пробуя  опускать магнит  на  дно:
прилипнет или нет?  Магнит в конце концов прилип, и за плитой ринулся в воду
весь  состав  батареи.  Через  несколько часов  упрямое орудие  дало  первый
выстрел.
     Если прибавить к этому,  что на острове не было еще никакого жилья, что
краснофлотцы и  командиры новой береговой батареи жили пока что в  палатках,
полы  которых невозможно было  закрепить на  голой скале,  и  ветер продувал
палатки  как  хотел,  -  поразишься  героической  настойчивости  и  выдержке
балтийцев  и  поймешь,  с  каким  восторгом  справляли  артиллеристы  боевое
крещение этого орудия...
     Толстая броневая плита передней стенки дота  вся  в  глубоких трещинах,
ямках,   бороздах.  Из  развороченного  бетона,  окружающего  плиту,  торчат
массивные прутья арматуры,  перепутанные,  как кишки. Угол амбразуры отколот
снарядом.  Свежим металлическим блеском отсвечивает деформированная сталь, и
от угла амбразуры до края плиты ползет трещина: броня не выдержала и лопнула
под точным огнем балтийских моряков.
     Это  чудовищное сооружение из  полутораметрового бетона и  полуметровой
брони,  эту броневую башню,  как бы  снятую с  линейного корабля и  врытую в
землю, белофинны считали неуязвимой.
     Несколько  лет  строилась эта  мощная  оборонительная позиция  из  двух
бронированных дотов, которые правильнее было бы назвать фортами. Искусство и
опыт лучших европейских инженеров были вложены в создание этого продуманного
ансамбля укреплений,  которому могут  позавидовать первоклассные укрепленные
районы,  в  постройку  этой  крепости,  защищенной  взаимодействием соседних
фортов,  траншей,  снайперских точек. Потом сюда привели отборных, обученных
шюцкоровцев,  показали им  эту  броню  и  бетон,  семиметровые рвы  и  мины,
гранитные противотанковые надолбы, подземные ходы и траншеи, замаскированные
места  противотанковых орудий,  снайперские точки  на  соснах,  десять рядов
проволоки,  погреба,  доверху набитые боеприпасами.  "Вот,  -  сказали им, -
крепость,  которая измотает любую живую силу,  отразит любую атаку, выдержит
любой снаряд. Она неприступна. Вы защищены здесь от бомб и снарядов, от пуль
и гранат.  Ваше дело - удобно и спокойно, на выбор, как в тире, бить из этих
амбразур по атакующим..."
     Здесь действительно можно было продержаться любое время.  Осколки самых
крупных снарядов,  разрывавшихся у самой стенки дота, скользили по броне, не
причиняя вреда.  Даже  прямое попадание тяжелого снаряда могло лишь потрясти
эту  чудовищную  скорлупу,  отколоть  кусок  бетона,  не  более.  Но  прямое
попадание артиллерии,  стреляющей издалека,  -  случайность,  один  шанс  из
тысячи.
     Увидев   своими   глазами  эту   мощную  позицию,   капитан  балтийских
артиллеристов Шуру-Бура все это отлично понял.  Его подразделение только что
прибыло  сюда,  капитан сразу  же  пошел  сам  в  разведку -  поколдовать на
местности,   как   бы   почувствительнее  укусить   этот   невиданный   дот,
задерживавший наступление балтийцев.  В  лесу было тихо,  но стоило капитану
подползти к  опушке,  как  тотчас  начинали свистать пули,  отмечая рядом  с
головой  легким  снежным  дымком  свое  стремительное  появление.  Все  было
пристреляно -  каждая  прогалинка,  каждый проход между  толстыми соснами...
Капитан пополз дальше.  Он искал подходящее место, где бы поближе установить
наблюдательный пункт,  но тут, под пулями, ему пришла в голову совсем другая
мысль. Он внимательно осмотрел лес... И смелый план родился.
     Когда стемнело, подразделение открыло огонь по вражеским дотам. В лесу,
по  узенькой тропе,  трактор под  этот грохот тащил к  намеченному капитаном
месту тяжелое орудие.  Оно застревало в  снегу,  оно сползало в  сугробы,  и
краснофлотцы подтаскивали его на руках.  В  то же время другие валили в лесу
деревья, вырубая к опушке узкую просеку длиной в сто метров, рыли на будущей
позиции ровик для укрытия расчета,  подпиливали стоящие на  опушке сосны.  К
рассвету все было готово,  включительно до окопика на переднем краю леса для
наблюдателя. Им был сам капитан.
     Наступил рассвет.  В  невнятной его  мгле  белофинны сквозь  глубокие и
узкие щели в  полуметровой броне увидели привычную и  изученную кромку леса,
снежную поляну перед  ним,  на  которой можно заметить малейшее шевеление на
снегу и  прекратить его короткой и  точной очередью пулемета.  Скоро начался
артиллерийский обстрел -  предвестник атаки. Снаряды падали у брони, засыпая
ее  снегом  и  землей.  Сейчас  из  леса  поползут  беззащитные человеческие
фигурки,  которые так  удобно брать на  прицел сквозь надежную броню...  Тем
удобнее,  что  советский артогонь,  мешающий этому,  должен  прекратиться из
опасения поразить своих же бойцов...
     Но в лесу внезапно,  как театральный занавес, упали передние сосны, и в
распахнувшейся просеке неожиданно и невероятно близко,  в четырехстах метрах
(для артиллерии - вплотную!), показалось тяжелое орудие, уставив на дот свое
широкое и  страшное жерло...  И  вся ярость пулеметного и  ружейного огня из
всех амбразур дота направилась на  просеку,  на людей у  орудия,  видных без
бинокля, простым глазом.
     Капитан Шуру-Бура нетерпеливо оглянулся из  своего окопика на орудие...
Огонь! Почему нет огня? Первый, самый важный момент был упущен, орудие уже в
пулеметном ливне, и стрелять будет трудно.
     И тут он увидел,  что наводчик Гармоза, оставив орудие, быстро ползет к
опушке под градом пуль,  свистящих вдоль просеки. Добрых пятьдесят метров он
прополз  навстречу  смерти,   добираясь  до  кустика,   прикрытого  пушистым
снегом... Зачем?..
     Когда деревья упали и  Гармоза прильнул глазом к прицелу,  чтобы прямой
наводкой навести орудие  точно  на  переднюю стенку  открывшегося в  просеке
дота,  он  увидел в  поле  прицела этот  маленький кустик.  Кустик маячил на
скрещении нитей, закрывая собой цель.
     Переставлять тяжелое орудие под  яростным пулеметным огнем  врага  было
невозможно.  Стрелять без  точной  наводки  -  значило свести  на  нет  весь
тщательно  подготовленный обстрел.  И  молодой  балтиец,  комсомолец  Михаил
Гармоза  схватил  топорик и  кинулся к  кустику,  навстречу ливню  пуль.  Он
добрался до кустика,  срубил его,  быстро прополз обратно и,  разгоряченный,
задыхающийся, прильнул к прицелу...
     Первый же снаряд Гармозы ударил прямо в амбразуру. Огонь и горячие газы
метнулись  в  дот.  Белофинны отскочили от  амбразур,  ринулись  во  второй,
подземный этаж, где они привыкли отсиживаться от артиллерийского обстрела.
     Но это не был обычный обстрел.  Удар за ударом потрясал все сооружение.
Снаряды били  в  броню один за  другим с  поражающей,  страшной,  неумолимой
настойчивостью.  И  хотя  они  оставляли  в  этой  непроницаемой броне  лишь
царапины и вмятины,  человеческий организм,  спрятанный за массивами стали и
бетона,  не смог сопротивляться этому потрясающему методическому напору. Все
наполнилось горячим дымом...  И белофинны не выдержали. Они забыли о длинном
подземном ходе,  предусмотрительно сделанном строителями и выводившем в лес,
они открыли задние двери крепости и выскочили наружу - в разрывы снарядов, в
пулеметный огонь...
     Сила  балтийской  прямой  наводки  преодолела силу  броневой  крепости.
Мощный  бронированный дот,  сооружение  чудовищное  и  неуязвимое,  замолчал
навсегда, открывая дорогу рванувшимся в атаку балтийцам.
     Слава  о  балтийских отрядах,  действовавших со  льда  против береговых
укреплений,  о  способности появляться там,  где их  никак не  ждали,  об их
настойчивых и дерзких атаках перелетела и через линию фронта.
     Когда  в  марте  отряды краснофлотцев-лыжников,  совершив стремительный
бросок  в  шхеры  через  десятки  километров льда,  ударили  много  западнее
Выборга,  белофинская и  заграничная пресса подняла крик.  Писали о  дерзком
глубоком  ударе  в   тыл,   о   прямой  угрозе  Гельсингфорсу.   Белофинское
командование,  очевидно,  встревожилось не на шутку: оно сняло с выборгского
фронта две дивизии и бросило их против балтийцев.  Четверо суток белофинские
войска  атаковали свои  же  собственные укрепления,  где  засели  балтийские
краснофлотцы,  атаковали днем и ночью, беспрерывно - до самого исторического
полдня 13  марта,  когда  горнисты возвестили по  всему фронту отбой военных
действий и  победу  Красной Армии  и  Военно-Морского Флота.  И  лишь  тогда
выяснилось,   что   в   одном  из   дотов  сдерживали  натиск  целого  полка
всего-навсего одиннадцать балтийских моряков...
     Так  дралось на  земле  и  на  льду  третье  поколение Краснознаменного
Балтийского флота,  возрождая  боевую  славу  балтийских  матросских отрядов
гражданской войны.




     Над  ровным полем  аэродрома свистит ветер.  Он  взметает сухую  пелену
снега,  швыряет в лицо колючую его пыль, обжигает глаза нестерпимым морозом,
не  дает  вздохнуть.  Металл,  если коснуться его  без  перчаток,  мгновенно
прилипает к рукам.  Но у самолетов в темноте копошатся люди. Это авиатехники
готовят машины в полет.
     О работе техников часто забывают писать, - люди они земные, нелетающие,
и,  кажется, негде им проявить геройство и мужество. А между тем сколько раз
в бою и на высоте поминали их добрым словом летчики, когда капризная, хитрая
и  нежная  летающая машина безотказно работает в  воздухе в  любых  условиях
температуры, летного режима и высоты, когда простреленный в девяноста местах
самолет  к  утру  оказывается вновь  способен к  вылету!  И  каким  уменьем,
знанием, терпением и выносливостью обладали балтийские авиатехники, чтобы на
земле  предусмотреть то,  что  в  воздухе  может  обернуться катастрофой или
поражением!
     И  вот  они  копаются  у  машин  ночь  напролет,  сбрасывают на  морозе
полушубки,  чтобы в  одном комбинезоне залезть на полтора часа в хвост,  где
что-то не заладилось и где надо приложить умелую руку. Ветер, пошевеливая на
земле  самолеты,   насквозь  пронизывает  тело,   кожа  слезает  с  пальцев,
обожженная стылым металлом,  небо  уже  бледнеет вялым  зимним рассветом,  а
техники упрямо и упорно продолжают готовить машины: ветер разгонит облака, и
погода, несомненно, станет летной.
     Понятие  "летная погода" приобрело в  эту  зиму  на  Балтике совершенно
особый смысл.  Мороз,  на высоте доходящий до пятидесяти градусов ниже нуля,
когда сам  металлический организм самолета оказывался менее выносливым,  чем
человеческий,  считался "летной погодой".  Густая облачность, сопровождавшая
самолеты долгие часы  пути к  объекту атаки и  прижимавшая их  над  целью на
сто-двести метров,  тоже считалась "летной погодой",  и даже удачной:  можно
было появиться над целью внезапно из облаков,  избегнув неминуемого обстрела
зенитками.  Ветер, швыряющий самолет в жестокой болтанке, угрожающий ударить
его о землю при посадке или при налете,  тоже носил название "летной погоды"
и  расценивался как некоторое удобство,  гарантирующее отсутствие в  воздухе
вражеских истребителей.  Балтика не баловала летчиков погодой:  они летали в
любой  мороз,  ветер  и  облачность,  летали слепым полетом до  самого места
атаки,  летали ниже деревьев, летали на огромной высоте, обмораживая себе не
только руки,  но брови и веки,  обдуваемые сквозь щели очков диким встречным
ветром  холодной  высоты.  Создалась  новая  формула,  определяющая  "летную
погоду": "Когда летают лишь черти да советские летчики!.."
     Эта  формула принадлежит Герою Советского Союза майору Губанову.  И  он
оправдывал ее  в  течение всех ста пяти дней боевых действий.  Не  было дня,
когда бы он не поднял в  воздух свое соединение,  вылетая иногда по два,  по
три раза.  Он летал и в снежную бурю,  и в мороз,  летал в облаках, снижался
над зенитными батареями до пяти-десяти метров, расстреливая прислугу в упор,
пролетал в лесу над железнодорожной колеей, громя эшелоны поездов.
     И  однажды в  плотном морозном тумане,  лежавшем над  всем заливом,  он
сумел найти и утопить вражеский ледокол, выбравший эту явно нелетную погоду,
чтобы подвезти боеприпасы батарее...

     Изменчива и коварна погода над студеными водами зимней Балтики.  И даже
в  те  редкие дни,  когда облака поднимались над аэродромом,  возвращая небу
голубизну и ясную прозрачность, даже и тогда где-нибудь над морем прозрачный
воздух мог уплотниться в густые облака.
     На боевом маршруте, вдали от базы, самолеты эскадрильи Героя Советского
Союза майора Крохалева попали в низкую облачность.  Над самой водой, не выше
семиэтажного дома,  нависла серая,  мутная стена.  Она не остановила боевого
полета крохалевцев, - эскадрилья врезалась в нее, не меняя скорости и строя.
Соседнее звено то и дело исчезало из глаз,  серая плотная мгла скрыла и воду
и  небо.  Увидеть теперь что-либо  впереди можно  было  лишь  на  расстоянии
десяти-двенадцати секунд полета.
     Однако и  этих  немногих секунд оказалось достаточно,  чтобы балтийские
летчики сумели провести неожиданный маневр и внезапный бой.
     Внизу, на серой воде, вдруг мелькнул корабль. Звено старшего лейтенанта
Гуреева мгновенным броском перешло в атаку.  Набрать высоту, необходимую для
сбрасывания бомб,  было некогда:  транспорт вновь исчез бы  под спасительным
покровом облаков,  прикрываясь которым он и рассчитывал доставить белофиннам
боеприпасы.  Решать нужно было  немедленно.  И  решение не  опоздало:  звено
сбросило бомбы, что называется, "себе под хвост"...
     Грохочущий гул,  столбы воды и обломков... Сильный удар взрывной волны,
усиленной,  очевидно, особыми свойствами груза самого транспорта... Самолеты
подбросило,  накренило,  швырнуло вниз,  к  воде.  Как  верткие и  послушные
истребители,  выровнялись у самой воды огромные скоростные бомбардировщики и
опять  вошли  в  мутно-серую  мглу  облачности,   сверхъестественным  чутьем
балтийских летчиков угадав свое место в строю эскадрильи.

     Есть  такой  летный  термин:  боевой курс.  Вот  что  означают эти  два
коротких слова.
     Позади -  несколько часов напряженного внимания,  постоянной готовности
отразить атаку  истребителей,  поиска  ориентиров,  мгновенно появляющихся и
исчезающих в окнах облаков,  тревожного подсчета бензина (летали так далеко,
что иногда возвращались на базу с  сухим баком)...  Трудный,  долгий полет к
месту атаки подходит к концу.  Устал весь экипаж -  и летчик,  и штурман,  и
стрелок-радист.  Застыло тело, несмотря на греющую электроткань комбинезона,
устали глаза,  плохо слушаются закоченевшие руки. Но вдали появляется объект
атаки -  и  сразу все забыто!  Обостряются все ощущения,  напрягаются нервы.
Сейчас - боевой курс!..
     Небо  перед  эскадрильей прорастает  разноцветными букетами.  Багровые,
черные,  желтые,  белые, темно-зеленые, они беззвучно распускают в небе свои
фантастические цветы  круглыми  пушистыми  шапками,  располагаясь  друг  над
другом в  три,  четыре,  а  порой и  в шесть слоев.  Это -  разрывы зенитной
артиллерии,  ураган  осколков  и  крупных  шрапнельных пуль,  ливень  кусков
металла,  каждый из которых несет смерть человеку, пожар - самолету, поломку
- рулям.  Эта  плотная завеса огня встает перед эскадрильей -  и  эскадрилья
врезается в нее.
     К   разноцветным   букетам   шрапнели   добавляется   зеленое   кружево
трассирующих пуль.  Ловя  самолеты,  светящиеся  их  струи  пересекают  небо
длинными лентами,  запутанными и  переплетенными,  как  ленты серпантина.  В
каждой такой струе - непрерывный поток крупнокалиберных пуль: зажигательная,
бронебойная,  простая и  разрывная мчатся друг  за  другом вслед светящейся,
которая и отмечает в небе направление всей этой смертоносной струи.
     Некоторое  время  самолеты  могут  еще  маневрировать,  сбивая  расчеты
батарей и  пулеметчиков.  Они внезапно "пухнут" в небо или снижаются к самой
земле.  Они  меняют скорости в  невероятных диапазонах.  Они  стремительно и
круто разворачиваются. Летчики показывают чудеса управления, лавируя по всем
трем измерениям.
     Но  подходит  критический  момент,   когда  самолет  должен  прекратить
маневрирование и  прямо,  как по ниточке,  идти на цель.  Это и  есть боевой
курс.
     Перед летчиком вдруг начинают вспыхивать лампочки -  красная,  зеленая,
белая. Это штурман увидел цель и наводит на нее самолет.
     Сам штурман висит впереди летчика в своей прозрачной кабине, вынесенной
между моторами.  За тонкими ее бортами,  как в уютной комнате, он производит
сложнейшие  математические  расчеты,   для   чего,   как   известно,   нужна
элементарная тишина,  а  не эта беспокойная обстановка.  Потом,  в базе,  он
вынет из алюминиевой стойки, в трех сантиметрах над головой, сплющенную пулю
или посчитает, сколько дырок оказалось в целлулоиде. Сейчас ему не до этого.
     Он  ищет  между цветными букетами и  лентами чуть заметную точку цели и
устанавливает самолет на боевом курсе,  нажимая кнопки ламп:  красная - чуть
влево,  зеленая - вправо, белая - так держать. Играя на кнопках одной рукой,
сжимая  другой  ручку  бомбосбрасывателя,  штурман под  пулями  и  осколками
складывает  в  голове  ветер,   скорость,  высоту  и  десятки  других  цифр,
рассчитывает доли секунды,  чтобы с  предельной точностью обрушить на  врага
разнообразные свистящие бомбы.  А иногда он,  астроном и математик, вынужден
мгновенно  переменить  специальность  и   вместо   точных  аэронавигационных
приборов  взять  в  руки  рычаги  пулемета и  поливать свинцом  истребитель,
подвернувшийся по  носу.  Его  спокойствие и  уменье определяет собой  успех
атаки и время пребывания на боевом курсе.
     А время это - из тех, где секунда тянется год.
     Летчик  прекратил  уже  спасительное  маневрирование и  послушно  ведет
самолет,  поглядывая на вспыхивающие лампочки штурмана.  Самолет идет теперь
точно  по  прямой.  Минуту-полторы он  представляет собой отличную цель  для
зенитных орудий и пулеметов, и разрывы вспыхивают теперь совсем рядом с ним.
Но  он  пойдет  так,  в  этом  кипенье металла,  непреклонный,  упрямый,  не
отклоняющийся от боевого курса,  пока не сбросит бомбы точно в цель или пока
его самого не собьет снаряд, лопнувший у крыла... Пули, светясь, пронизывают
корпус  и  плоскости  самолета,  прозрачную  кабинку  штурмана,  но  самолет
выдерживает боевой курс...
     Бомбы сброшены. Казалось бы, можно крутым виражом или пикированием уйти
из  металлического облака,  в  котором шел  на  боевом курсе самолет.  Но  у
балтийских  летчиков  находились  еще  какие-то   запасы  сверх-человеческой
выдержки:  они  продолжали идти  боевым курсом еще  полминуты-минуту,  чтобы
удостоверить  фотоснимком  точность   падения   своих   бомб   -   "привезти
квитанцию"...
     Однажды на  таком боевом курсе,  вдали от базы,  Герой Советского Союза
майор Крохалев почувствовал,  что ему обожгло плечо.  Сперва он подумал, что
ранен.  Но нестерпимый жар продолжал жечь спину.  Тогда он понял, что на нем
горит меховой комбинезон,  запылавший от зажигательной пули или, может быть,
от  короткого замыкания перебитых проводов  термоткани.  Продолжая неуклонно
вести самолет боевым курсом по сигналам штурмана,  Крохалев с силой прижался
плечом к  спинке сиденья,  пытаясь плечом притушить огонь.  Но мех горел,  и
жгучая боль не ослабевала.
     Майор Крохалев не сошел с боевого курса.  Он вывел самолет на цель,  он
выдержал  с  горящим  плечом  и  время  фотосъемки и  только  тогда  заложил
немыслимый вираж,  уходя от снарядов и пуль,  от страшной боли, грызущей ему
спину.  Тогда ветер,  ворвавшийся на повороте, раздул тлеющий на плече мех в
пламя, и Крохалев вспыхнул весь.
     Страшен  пожар  на  самолете,  но  можно  ли  вообразить себе  горящего
летчика?  Остаться в кабине -  значило поджечь собою весь самолет;  прыгнуть
вниз - значило превратиться в живой факел, подвешенный к парашюту...
     Крохалев нашел выход.  Не  оставляя управления самолетом,  он по частям
сорвал с себя горящий комбинезон, выбросил его куски за борт и повел самолет
в одном белье.  Здесь,  на высоте, было около пятидесяти градусов ниже нуля.
Почти голый,  с  черным обугленным плечом,  прогоревшим до  лопатки,  он вел
самолет два с лишним часа, довел и посадил его на родном аэродроме.
     На  боевом курсе  был  подстрелен самолет Героя Советского Союза майора
Ракова -  того  самого Ракова,  о  котором ходили легенды.  Он  бомбил самые
отдаленные объекты,  он  любил появляться над ними из-за  леса,  со  стороны
глубокого тыла,  и самое имя его вошло в лозунг балтийских летчиков:  "Будем
гада всякого бомбить не хуже Ракова".
     На  одном  правом моторе Ракову не  удалось на  этот  раз  вывести свой
самолет на цель с  той точностью,  к  которой он привык.  Остальные самолеты
сбросили на  объект свои  бомбы  и  тогда увидели,  что  командир эскадрильи
делает медленный левый разворот обратно к цели.  С одним мотором,  на высоте
трехсот метров,  настойчивый и  аккуратный летчик все  же  выполнил задание:
сбросил бомбы  и  только тогда  повернул к  базе.  Эскадрилья пристроилась к
своему командиру.
     В этом полете проявилось еще одно качество балтийских летчиков - забота
о друге.
     По  пониженной скорости и  по  тому,  как  он  упорно  набирает высоту,
летчики догадались,  что с командирским самолетом что-то неладно. Эскадрилья
тоже сбавила скорость, и самолеты пошли вплотную, рядом с командиром, как бы
поддерживая  раненого  сокола  своими  крыльями.  Раков  приказал  по  радио
возвращаться на базу без него.  С видимой неохотой эскадрилья прибавила ход,
но два самолета первого -  командирского -  звена остались.  Они по-прежнему
шли на малой скорости,  следя за командирским самолетом,  готовые помочь ему
отбиваться от  истребителей или,  в  случае  чего,  сесть  вместе с  ним  на
вражескую территорию, чтобы спасти экипаж. Летчики думали о своем командире,
а  командир думал о них:  если они потянутся с ним на этой скорости,  то все
неприятности посадки на  базе  в  темноте будут грозить не  одному,  а  трем
самолетам. И Раков вновь приказал идти вперед.
     Но самолеты шли рядом,  как пришитые.  Тогда, первый раз в жизни, майор
Раков обратился в  бегство:  он  выбрал подходящее облако и  нырнул в  него,
чтобы этим  заставить друзей потерять его  и  волей-неволей прибавить ход  и
возвращаться на базу.
     Однако расчеты его не  оправдались.  Когда уже в  сумерках,  планируя к
базе  с  четырех тысяч метров (где самолет обледенел,  но  зато набрал запас
высоты,  чтобы дотянуть до базы),  Раков выскочил из облаков,  он увидел под
собой те же два упрямых самолета.  Рассчитав его курс и ход,  они продолжали
ползти на  малой скорости,  посматривая на  облака,  не  покажется ли из них
командирский самолет,  идущий на  вынужденную посадку в  море,  на лед или в
руки врага...
     Высокое  и  благородное чувство  боевой  дружбы,  готовность балтийских
летчиков к самопожертвованию во имя спасения товарища ярче всего сказались в
прекрасном поступке Героя Советского Союза старшего лейтенанта Радуса.
     Дравшийся рядом с  ним  истребитель был сбит,  но  летчик все же  сумел
благополучно посадить раненую машину на небольшой площадке в торосах,  рядом
с  расположением  белофинских  войск.  Радус  ринулся  за  ним.  Он  отогнал
пулеметным огнем белофиннов, спешивших к торосам, он ухитрился посадить свой
самолет на этом тесном пространстве,  поджег подбитый истребитель,  поднял в
воздух раненого летчика и долетел с ним до базы...

     В  яростном неравном бою со  стаей истребителей над укрепленным районом
противника бомбардировщик получил тяжелые повреждения.  Внезапно атакованный
превосходящими силами, он сумел уйти от первой атаки труднейшим для тяжелого
самолета маневром - переворотом. Он сумел уничтожить одного из врагов, сумел
сбить пламя загоревшейся плоскости скольжением на крыло,  сумел вырваться из
кольца атакующих даже  тогда,  когда  отказал простреленный левый мотор.  Но
когда на  него навалились со всех сторон подоспевшие истребители и  когда на
третьей  атаке  на  нем  вспыхнули бензиновые баки  -  самолет превратился в
костер.  Но  все-таки пули продолжали лететь из этого клуба дыма и  пламени,
недавно называвшегося самолетом.  Это  беспрерывно и  метко  бил  по  врагам
раненый стрелок-радист Белогуров.
     Штурман,  старший лейтенант Харламов,  горел  в  своей передней кабине:
вражеская пуля,  попав  в  револьвер,  спасший  ему  жизнь,  зажгла  на  нем
комбинезон.
     Летчик  лейтенант  Пинчук  продолжал  вести  горящий  самолет  к  своим
берегам.  Он вел,  ничего не видя, чутьем, ибо дым и огонь заполнили всю его
кабину.
     Вышел из  строя и  второй мотор.  Бомбардировщик пошел на снижение,  на
территорию врага.  Белофинские истребители отстали: участь горящего самолета
казалась им решенной.
     Но самолет,  пылающий,  лишенный моторов, все же тянул к своим берегам:
еще живы были в  нем балтийские летчики и еще сохранился между ними телефон.
Летчик  Пинчук  заменил  свои  обожженные глаза  здоровыми глазами  штурмана
Харламова.  Полуослепший,  задыхающийся в дыму,  он слушал в телефон команды
горящего в  своей кабине штурмана,  брал на себя или опускал ручку,  нажимал
педали, пока пылающий самолет был еще способен скользить по воздуху...
     Так два человека слились в одного -  и вместе они осторожно и аккуратно
посадили летящий костер на лед Финского залива.
     Пламя,   сбиваемое  в  полете  ветром,  тотчас  забушевало  вовсю.  Они
выскочили на лед все трое - раненый Белогуров, полуслепой Пинчук и уцелевший
больше других Харламов... Все трое - объятые пламенем горящей на них меховой
одежды.
     Потушились снегом.
     Тогда сказался мороз. Белогуров в пылу боя сорвал с себя шлем, мешавший
ему  стрелять,  -  и  левое ухо его стало белым.  Пришлось заняться обратной
операцией - согревать оттиранием ухо обугленного человека.
     Потом пустились бегом к своему берегу.  Бегом не потому, что он был так
близко,  а  потому,  что  в  обрывках одежды было холодно.  И  только теперь
выяснилось, что Белогуров ранен: на бегу он прихрамывал. Друзья сели в снег,
ножом распороли сапог, ножом вытащили из ноги пулю. Потом опять побежали.
     Дорогу  к   своим  им  показали  случайно  пролетевшие  над  ними  наши
"ястребки".  Теперь начал отставать Пинчук.  Обожженный и  полуослепший,  он
шел,  пока в нем были силы, и наконец молча рухнул в снег, потеряв сознание.
Друзья привели его в  чувство,  и Харламов,  поддерживая обоих -  раненого и
обожженного, повел их дальше.
     Через несколько часов возле них на  лед сели наши самолеты,  присланные
"ястребками".  Но выскочившие из них балтийские летчики с изумлением увидели
направленные на них дула трех наганов.
     Трое героев опустили их только тогда, когда несомненно убедились в том,
что перед ними советские летчики.
     - Мало ли что у вас на плоскостях звезды,  -  пояснил в свое оправдание
Пинчук, - белофинны и не на такие штуки пускаются...
     Так  дралось  в  воздухе третье  поколение Краснознаменного Балтийского
флота  -  балтийские соколы,  достойные потомки  балтийских матросов  времен
гражданской войны.




     Труден и опасен для плаванья Финский залив.
     Если ровная его ширь,  в  которой берега теряются вдали,  а порой вовсе
исчезают,  и кажется иному настоящим морем,  где кораблю -  везде дорога, то
моряки,  а  штурмана в  особенности,  под  предательской этой  гладью  видят
бесчисленные опасности.  Запутанные и  сложные  фарватеры  прихотливо вьются
между подводными скалами,  между банками и рифами -  незримыми продолжениями
береговых мысов и раскиданных по заливу островов.
     Двести лет  промеряли гидрографы это капризное дно,  наносили на  карту
найденные мели, но карты Финского залива пестрят названиями кораблей, давших
свои имена новым банкам и  рифам,  которые они "открыли" своими боками в тех
местах,  где  промер не  обнаруживал никакого повышения дна.  Это  "сахарные
головы" -  вздымающиеся со дна огромные конические скалы,  по скатам которых
скользил грузик лота, промеряющего глубину.
     Нет в  этом заливе ни  одного места,  где корабль мог бы  нацелиться на
приметную гору  или  на  маяк  и  подойти к  берегу  прямым курсом:  изумляя
человека,  незнакомого с  Финским заливом,  корабль будет крутить по гладкой
воде,  следуя к  берегу по  извилистому и  трудному фарватеру между рифами и
мелями.  Порой  и  в  самой  середине залива корабль неожиданно ворочает под
прямым  углом,  чтобы  обойти банку,  словно нарочно поставленную кем-то  на
морском пути.
     И  если  прибавить к  этому постоянные туманы,  вечно плохую видимость,
течения,  внезапно и разнообразно относящие корабль в зависимости от дувшего
вчера ветра, низкие плоские берега, не дающие возможности ориентироваться по
ним  издали,  то  Финский залив  по  справедливости можно  назвать академией
штурманов и командиров.
     Огромные линейные корабли Балтийского флота,  которым этот тесный залив
- что слону ванна,  ходят здесь ночью и  в  туман,  ходят в узкостях,  как в
широком океане,  полными ходами проводят и  без того сложное маневрирование,
усложненное  навигационными  условиями.  Стремительные  крейсера  бесстрашно
носятся между банками,  миноносцы лазают в немыслимые дыры, подлодки особым,
"шестым",  штурманским  чувством  угадывают  встающую  по  курсу  скалу  или
каменную  подводную гору  и  знают  в  глубинах  Финского  залива  одним  им
известные тайные проходы между скал.
     В ночь перед первой боевой операцией Краснознаменного Балтийского флота
повалил снег. Крупными мокрыми хлопьями он падал на корабли и в черную воду,
совершенно уничтожив видимость. Нельзя было рассчитывать ни на один ориентир
у  трудного узкого прохода между скалами,  который в  просторечье именовался
"собачьей дырой".  А путь отряда лежал именно здесь, и надо было провести за
собой транспорты с войсками -  огромные, глубоко сидящие и незнакомые с этим
военным  проходом.  Снег  валил  плотной  стеной,  корабли,  собравшиеся  на
отдаленном рейде, почти не видели друг друга.
     Но  все  же  ночью  в  назначенное время  миноносцы снялись  с  якорей,
помигали транспортам сквозь снег сигналами: "Давай, мол, Вася, поехали!" - и
повели их за собой в неразличимую белую тьму.
     Плаванье в  таких условиях напоминает слепой полет:  оно ведется только
по  приборам да по особому штурманскому чутью.  Корабли шли в  снежной пурге
вплотную,  друг  за  другом,  точно  обходя опасности.  Точность требовалась
особая, ибо малейшая ошибка в счислении могла навести огромные транспорты на
камни и сорвать этим всю операцию.
     Бледный декабрьский рассвет не  принес с  собой  никаких изменений.  Он
лишь  осветил  собой  снежный  плотный  занавес,  скрывающий не  только  все
ориентиры,  но  даже  и  идущий сзади  корабль.  У  "собачьей дыры" головной
миноносец призадумался:  приходилось становиться на  якорь,  войти  в  таких
условиях в проход было страшновато даже балтийским штурманам. Потом он резко
повернул на  север и  повел за собой всю колонну другим проходом,  еще более
сложным и запутанным,  изобилующим поворотами, но угрожающим не камнями, как
"собачья дыра", а песчаными мелями: все же легче...
     Точное искусство балтийских штурманов вывело этим проходом всю  колонну
на широкий плес.
     Здесь  подул ветер,  развеял пургу,  и  под  низкими,  набухшими снегом
облаками в  неясной мгле  декабрьского утра  поднялись из  серой стылой воды
могучие пологие горбы.
     Это был Гогланд.
     Поросшая сосной  гигантская скала  поднята над  водой  прихотливым дном
Финского залива на самой его середине. И нет кораблям иного пути, как только
мимо нее.
     Мимо  хмурых  этих  скал  проходили петровские галеры,  ведя  за  собой
пленные шведские корабли от  мыса Гангеудд,  места первой победы Балтийского
флота,  двести двадцать пять лет тому назад.  Этот остров,  вставший поперек
залива,  видел  и  смелую шхуну  "Надежда",  на  которой адмирал Крузенштерн
впервые  пронес  вокруг  света  русский  флаг,  видел  и  парусные  корабли,
уходившие под  осень на  три-четыре года в  "дальний вояж",  в  кругосветное
плавание,  и  самый сильный в  мире корабль своего времени -  первый русский
броненосец "Петр Великий". Здесь, на Гогланде, в начале этого века впервые в
истории  была  установлена радиосвязь скромным  преподавателем кронштадтской
электроминной школы Александром Поповым. В такие же декабрьские холодные дни
шли мимо Гогланда русские крейсера и  миноносцы,  шли в  смелые операции,  в
суровые зимние  походы империалистической войны.  Видел  Гогланд и  то,  как
пробивались в тяжелых льдах эти же корабли, подлодки и миноносцы, сворачивая
себе минами форштевни,  вручную откачивая холодную воду, бьющую в пропоротые
льдом борта,  как шли они в Кронштадт,  спасая боевую силу молодой Советской
республики от протянувшихся уже к ней в Гельсингфорсе рук интервентов. Видел
он и то, как те же балтийские корабли, голодные, истрепанные войной, выгнали
из  Финского залива эту международную эскадру,  защищая колыбель революции -
красный Питер.
     Но  в   течение  последних  двадцати  лет  каменный  свидетель  истории
Балтийского флота и  вековой друг его -  Гогланд был обречен на роль врага и
соглядатая.  Чужие глаза жадно вглядывались с  его  скал в  проходившие мимо
советские военные корабли, чужие руки фотографировали их вплотную, ибо нет в
Финском заливе иного пути кораблям,  как только мимо этого острова, лежащего
посредине залива.
     В   это   декабрьское  утро   врагам  некогда  было  фотографировать  и
разглядывать с Гогланда силуэты приближающихся кораблей.
     В  утренней дымке  блеснули в  море  зеленым пламенем первые залпы -  и
очистительный огонь стал выжигать с  благородных древних скал ползучую паршу
агентов и  шпионов.  На катерах и  шлюпках,  на мелкосидящих вспомогательных
судах ринулся на берег первый бросок десанта,  и  сразу вслед за ним подошли
транспорты с  войсками.  Они стояли у  берега,  деловито и спокойно выгружая
войска,  орудия,  продовольствие,  боевой груз; а вокруг них плотным гудящим
роем,   большими  ходами  носились  сторожевые  корабли,   сплошняком,   без
пропусков,  проутюживая море  острыми своими  таранами и  время  от  времени
вздымая из воды черные могучие столбы взрывов глубинных бомб.  В этом кольце
охраны транспорты могли  продолжать свое  дело  спокойно.  Отряд за  отрядом
высаживался на  берег,  и  скоро  на  вышке  наблюдательного поста  вспыхнул
огненным комочком и развернулся по ветру советский флаг.
     Советский  флаг  на  Гогланде!..  Чтобы  полностью  оценить  это,  надо
вспомнить то,  что  переживал долгие двадцать лет Краснознаменный Балтийский
флот,  верный морской страж Ленинграда и  Родины.  Если  Кронштадт -  ключ к
Ленинграду,  то Гогланд -  ключ к  Кронштадту.  Над всеми возможными местами
учебы,  тренировки,  испытаний кораблей, над самыми базами Балтийского флота
нависал Гогланд и примыкающие к нему острова - Большой Тютерс, Малый Тютерс,
Сескар,  Лавенсаари.  Они  вытянулись  по  продольной  оси  Финского  залива
зловещим кабелем,  один конец которого упирался в Кронштадт, а другой прямым
проводом вел  в  кабинеты того иностранного штаба,  который в  данный момент
наиболее интересовался Балтийским флотом  и  который  поэтому дороже  других
платил хозяевам островов, белофинской военной правящей клике. Все, что делал
в своих базах Балтийский флот, могло быть известно врагам. И недаром острова
эти  до  краев были переполнены агентами разведок,  шпионами,  диверсантами,
ожидавшими ночи потемнее,  чтобы в  рыбачьей лайбе переправиться в Советский
Союз.   Целые   комплекты  разнообразной  советской  одежды,   пачки  чистых
паспортных бланков, альбомы фотографий советских военных кораблей, снятых на
любых   курсовых  углах   (ценное  пособие  для   торпедной  атаки   и   для
артиллерийского огня!), были найдены нами на этих островах...
     Какая выдержка,  какая осторожность и скрытность нужны были Балтийскому
флоту,  как  умело нужно было ему  проводить ученья,  стрельбы,  пробы новых
кораблей,  испытания нового оружия,  чтобы  до  времени не  обнаружить всего
этого пристальным взорам островов,  служивших биноклями врагу!  Нигде,  ни в
одной стране мира,  вторая столица ее не расположена на дистанции орудийного
выстрела от границы, и нигде в мире флот, вынужденный ее защищать, не заперт
в  узком коридоре прибрежной воды,  который насквозь просматривается (а если
нужно - и простреливается!) с цепи островов.
     И  если  вспомнить все  это,  если подумать,  что  в  течение всех этих
двадцати лет  Балтийский флот был ежеминутно готов вести неслыханную морскую
войну в заливе,  девять десятых которого были чужими водами, наполненными до
краев  базами  и  батареями возможного врага,  -  станет понятным,  с  каким
чувством увидели мы советский флаг на Гогланде,  на всей цепи островов -  на
Большом и Малом Тютерсах, на Сескаре, на Лавенсаари. Будто камень свалился с
души: кончились трудные, тревожные годы, годы стиснутых маневрирований, годы
ожидания  ударов  в  спину  буквально из-за  угла,  с  любого  из  островов,
насильственно врезанных в  ближнюю систему обороны великого города,  в самое
тело нашего моря...
     С  этим же чувством и кронштадтские форты громили железнодорожные пути,
бронепоезда,  батареи и штабы нависшего над ними северного берега.  Вся цепь
этих фортов,  протянутая по  заливу от Кронштадта до Ленинграда,  сам остров
Котлин и  южный  берег  в  восемь часов утра  тридцатого ноября одновременно
выдохнули из  жерл  своих  орудий огненный вздох  снарядов.  Это  был  вздох
облегчения: кончились тревожные годы...
     Ураган  металла  понесся  на  северный  берег,   сметая  сопротивление,
расчищая дорогу Красной Армии. А ведь могло быть и наоборот: такой же ураган
металла мог обрушиться на Ленинград,  на его заводы и вузы, мог обрушиться с
северного берега,  с плацдарма интервенции, тщательно и умно подготовляемого
все эти годы...
     И  с тем же чувством огромного облегчения канонерские лодки Балтийского
флота подходили вплотную к северному берегу, выискивая с моря в лесу батареи
врага,  обстреливающие Красную Армию.  Канлодки стреляли по семнадцать часов
подряд,  отгоняя полевые батареи,  уничтожая живую силу, разрушая прибрежные
укрепления.
     Линейные корабли  вступили в  неравное состязание с  тяжелыми батареями
острова   Биорке.   Артиллерийская  дуэль   корабля   и   береговой  батареи
представляет все выгоды для батареи:  корабль стреляет с  хода и  с  волны -
батарея с  неподвижной точки;  корабль виден в море как на ладони -  батарея
замаскирована в  лесу;  корабль  имеет  множество уязвимых точек  -  батарея
облита полутораметровым бетоном. В империалистическую войну могучие линейные
корабли  британского  флота  ряд  месяцев  долбили  дарданелльские  батареи,
потеряв при этом несколько кораблей.
     Но  биоркские батареи мешали  продвижению Красной Армии.  И  Балтийский
флот вышел в этот неравный поединок.
     Батареи не  отвечали на  огонь,  не  желая открывать свое точное место.
Тогда миноносцы и  лидеры стали играть с  ними,  как пикадоры с  быком:  они
ежедневно ходили под берег,  сбавляли ход, подходили вплотную... И белофинны
наконец  не  выдержали.  Цель  представлялась  слишком  заманчивой.  Грянули
тяжелые орудия,  огромные снаряды ударили в  воду у самого борта лидера.  Он
мгновенным прыжком ушел из-под обстрела и опять сбавил ход.  Новый залп -  и
та  же  опасная  игра.  Она  была  нужна:  с  других  миноносцев штурмана  и
артиллеристы пеленговали вспышки в лесу,  наносили места батарей на карте. И
тогда  в  море  опять  вышли линейные корабли и  обрушили на  батареи ливень
металла...

     Зима надвигалась.  Кронштадтскую гавань затянуло льдом.  Но  все же  по
ночам в ней то и дело гасли синие лампочки, освещающие сходню на берег, и из
темноты  доносились мелодичный перезвон машинного телеграфа,  рокот  якорной
цепи,  вдохи пара,  негромкие команды.  Потом молодой лед,  тоненько звеня и
шипя,  лез  на  стенку,  урчала вода  под  винтами -  и  очередной миноносец
снимался со швартовов, за ним другой, и гавань пустела.
     Миноносцы выходили в море - на обстрел берегов, на поиски спрятавшегося
в  шхерах флота противника,  на  охоту за  подводными лодками.  В  заливе их
встречали шторм, стремительная качка, пронизывающий ветер, брызги, а порой и
целые потоки ледяной воды на палубе.  Боевая смена краснофлотцев иногда была
вынуждена сменяться каждые четверть часа...
     Миноносцы возвращались на базу седыми,  в  сплошном ледяном футляре,  в
белом кружеве на мачтах,  на поручнях, на мостике: волны и брызги замерзали,
превращая корабль в глыбу льда.  Его скалывали,  освобождали мостик, орудия,
пост сбрасывания глубинных бомб - и все-таки ходили до тех пор, пока толстый
ледяной покров не закрыл выходов в восточную часть Финского залива.
     В  западной  его  части  миноносцы и  крейсера  передовых наших  баз  -
Таллина,  Балтийского порта,  Либавы -  действовали еще в  январе,  в  самые
жестокие морозы,  пока небывалая по  суровости зима не  заморозила не только
Финский залив, но и Балтийское море.
     И  до  самой последней возможности совершали из этих передовых баз свои
героические походы балтийские подводные лодки.
     Враг рассчитывал на Ботнический залив.  Этот огромный бассейн отгорожен
от Балтики плотной стеной мелких,  близких друг к  другу Аландских островов,
как естественной преградой. Узкие проходы между ними легко забросать минами,
и  тогда  вся  Ботника станет закрытым озером,  по  которому можно безопасно
перевозить боевые грузы, продовольствие и войсковые подкрепления, на которые
рассчитывала белофинская военная клика начиная войну с Советским Союзом.
     И мины были поставлены.
     Советский Союз  объявил  всю  прибрежную часть  Ботники,  прилегающую к
Финляндии,  зоной блокады. Подлодки получили приказ осуществить эту блокаду.
И  они пошли на прорыв минного заграждения в  мелких и  узких проходах между
островами, защищенными огнем береговых батарей.
     Еще не время рассказывать о том, как был совершен этот прорыв. Подлодки
ползали  по  дну,  попадали  в  подводные гроты,  застревали между  скалами,
буквально на  брюхе  переползали отмели,  царапали бортами стальные минрепы,
которые держат на  якорях мины,  проводили часы  и  сутки рядом со  смертью,
консервированной в  этих  огромных шарах,  а  сверху их  засыпали глубинными
бомбами катера -  охотники за подлодками,  бомбили самолеты, швыряли снаряды
батареи.
     Но все-таки балтийские подводники нашли нужные им проходы,  вырвались в
Ботнику и деловито приступили к "регулированию движения" в этой недоступной,
казалось бы, части моря.
     Трудность  этого  заключалась еще  в  том,  что  подстерегать вражеские
транспорты и  военные корабли наши  лодки могли только в  зоне блокады.  Они
держались у берегов, высматривая идущий к ним корабль, и порой преследование
чрезвычайно осложнялось.  Однажды Герой  Советского Союза  капитан-лейтенант
Вершинин увидел большой транспорт. Он атаковал его, но первое повреждение не
замедлило хода этого гиганта,  он  пошел к  берегу.  Лодка кинулась за  ним,
лавируя между  льдинами.  Транспорт явно  уходил.  Вершинин упрямо гнался за
ним.  Транспорт вошел в фиорд -  лодка за ним,  в узкость, в огонь береговых
батарей.  Транспорт вошел в порт -  лодка за ним.  Транспорт вошел в гавань,
подал швартовы на  стенку,  он  уже считал себя дома,  -  но краснознаменная
лодка Щ-311  настигла его и  там и  выпустила в  него торпеду...  Четыре дня
спустя наши летчики еще  видели,  как пылал костром у  самой стенки огромный
транспорт,  продолжая пускать в небо разнообразные фейерверки привезенных им
боезапасов, так и не достигших цели.
     Но лед надвигался и  на Ботнику.  Подлодки были вынуждены действовать в
невероятно трудных условиях.  Каждое всплытие угрожало возможной встречей со
льдом,  поломкой  перископа,  что  для  лодки  означает  гибельную  слепоту.
Балтийские подводники оставались в  Ботнике до  самых  крайних сроков.  Так,
краснознаменная  подлодка  Щ-324,   державшая  блокаду  берегов  в  Ботнике,
оказалась в  ловушке;  выход из  Ботники в  Балтийское море  покрылся льдом.
Балтийская "щука" нырнула под лед. Долгие часы она шла под ледяным потолком,
без  всякой возможности всплыть.  Но  командир лодки  Герой Советского Союза
Анатолий  Коняев  уверенно  вел  ее  к   чистой  воде  и  всплыл  далеко  от
преследователей,  готовый  снова  атаковать  очередной  транспорт с  военным
грузом.
     Подводные лодки Балтийского флота появлялись там,  где их  никто не мог
ожидать,  - во внутренних шхерах, в закрытых фиордах, проползали и проходили
через такие места,  которых нет ни в лоции,  ни на карте.  Здесь,  в шхерах,
прятались  от  Балтийского флота  корабли  врага,  постоянно меняя  место  в
путаных и  скрытых коридорах между островами.  Подлодки искали врага день за
днем.
     Одна из маленьких лодок в этих поисках чуть не попала заживо в могилу.
     "Малютка" пошла в  шхеры.  Сначала все  было  хорошо,  если не  считать
жестокого январского мороза,  пурги,  отсутствия видимости на походе. Потом,
погрузившись,  "малютка" вошла  в  шхеры,  где  никогда не  бывали еще  наши
корабли.   Все   было   неизвестно,   и   путь   пришлось   искать   ощупью.
Капитан-лейтенант Сазонов дал  лодке  дифферент на  нос,  то  есть  погрузил
водяным балластом ее  нас  ниже  кормы и  приподнял этим винты.  Лодка пошла
теперь,   как  собака  по  следу,  опустив  нос  и  внюхиваясь  в  дно.  Это
предохраняло ее от опасности врезаться всем дном в грунт и поломать винты.
     Миновали уже много поворотов по путаному,  едва угадываемому фарватеру.
Потом  заскрежетало  -   сперва  в  носу,   потом  по  бортам.  Застопорили,
прислушались, поняли: лодка вошла в подводный грот. "Как в гараж", - острили
потом  краснофлотцы.  Выбрались задним ходом  из  этого  "гаража",  медленно
поползли дальше.  Опущенный нос лодки действовал,  как лот,  -  натыкался на
препятствия,   и  командир  либо  обходил  их  ощупью,   либо,  если  нужно,
подвсплывал и перелезал через отмель.
     При одном из таких переползаний отмель оказалась настолько мелкой,  что
рубка  вылезла из  воды.  Тотчас  рядом  с  лодкой  раздался взрыв.  Перекат
охранялся береговой батареей...  Повернуть и  обойти  отмель  не  давало все
повышающееся дно. Оставалось только дать задний ход до замеченной неподалеку
глубины и отлежаться.
     Так и  сделали.  Лодка легла на грунт на глубине всего двадцати метров.
Где-то впереди рвались снаряды,  обстреливающие отмель.  Здесь было тихо. Но
было  утро,  и  приходилось ждать  темноты,  чтобы все  же  прейти через это
мелкое, обнажающее корпус лодки место.
     Обстрел прекратился.  Жизнь в  лодке пошла своим чередом.  Кок накормил
подводников горячими котлетами,  краснофлотцы попытались выспаться,  хотя  в
лодке было и сыро и холодно.  Но на каком-то часу у центрального поста гулко
раздался удар.
     Звук был незнакомый.  Не так рвется рядом глубинная бомба или мина,  не
так разрывается и снаряд.  Может быть, удар тараном? Подсчитали глубину: это
мог быть только глубоко сидящий корабль,  но  откуда он  мог взяться на этом
мелком фарватере?
     Удар повторился, на этот раз в носу. И за ним все чаще посыпались удары
разной силы, в разных местах, порой скрежет по корпусу.
     Все это было загадкой. Удары продолжались.
     Наконец командир понял.  Очевидно, наверху развело сильную волну. Лодка
лежала в канаве фарватера,  и волна,  колеблющая на бровках фарватера камни,
сбрасывала их вниз,  на лодку.  Они падали по одному или целой осыпью, тогда
лодка  дрожала,  как  от  ряда  залпов.  Камни  заваливали  лодку  в  канаве
фарватера.
     Надо было всплыть. Но куда? Под огонь батареи?
     Дело пошло на выдержку. Камни гремели по корпусу, балтийцы посматривали
на подволок и на борта -  и высиживали.  Изредка командир продувал цистерны,
слегка подвсплывая.  Тогда по  корпусу скрежетали навалившиеся уже на палубу
камни, лодка стряхивала их с себя и снова ложилась на грунт.
     До темноты пролежали подводники в  этой неожиданной могиле,  в  которой
камни никак не  могли засыпать встряхивающуюся от них лодку.  Ночью всплыли,
перелезли через отмель и выполнили задание.
     Так  дрались на  воде и  под водой балтийские моряки,  третье поколение
Балтийского  флота,   возрождая  боевую  славу   орлиного  племени  матросов
девятнадцатого года.



Популярность: 6, Last-modified: Thu, 21 Feb 2002 08:17:38 GmT