----------------------------------------------------------------------------
Текст напечатан по книге "Античная басня", М.:"Художественная литература", 1991.
Перевод с греческого и латинского М. Гаспарова.
Оригинал здесь - http://cyrill.newmail.ru/index2.html
----------------------------------------------------------------------------
1. Орел и лисица.
Орел и лисица решили жить в дружбе и сговорились поселиться рядом,
чтобы от соседства дружба была крепче. Орел свил себе гнездо на высоком
дереве, а лисица родила лисят под кустами внизу. Но вот однажды вышла лиса
на добычу, а орел проголодался, слетел в кусты, схватил ее детенышей и со
своими орлятами их сожрал. Вернулась лисица, поняла, что случилось, и
горько ей стало - не столько оттого, что дети погибли, сколько оттого, что
отомстить она не могла: не поймать было зверю птицы. Только и оставалось ей
издали проклинать обидчика:что еще может делать бесспомощный и бессильный?
Но скоро орлу пришлось поплатиться за попранную дружбу. Кто-то в поле
приносил в жертву козу; орел слетел к жертвеннику и унес с него горящие
внутренности. И только донес их до гнездовья, как дунул сильный ветер, и
тонкие старые прутья всполыхнули ярким пламенем. Упали опаленные орлята
наземь - летать они еще не умели; и тогда лисица подбежала и съела их на
глазах у орла.
Басня показывает, что если предавшие дружбу и уйдут от мести обиженных,
то от кары богов им все равно не уйти.
2. Орел, галка и пастух.
Орел слетел с высокой скалы и унес из стада ягненка; а галка, увидя
это, позавидовала и захотела сделать то же самое. И вот с громким криком
бросилась она на барана. Но, запутавшись когтями в руне, не могла она больше
подняться и только била крыльями, пока пастух, догадавшись, в чем дело, не
подбежал и не схватил ее. Он подрезал ей крылья, а вечером отнес своим
детям. Дети стали спрашивать, что это за птица? А он ответил: "Я-то наверное
знаю, что это галка, а вот ей самой кажется, будто она - орел".
Соперничество с людьми вышестоящими ни к чему не приводит и неудачами
только вызывает смех.
3. Орел и жук.
Орел гнался за зайцем. Увидел заяц, что ниоткуда нет ему помощи, и
взмолился к единственному, кто ему подвернулся, - к навозному жуку. Ободрил
его жук и, увидев перед собой орла, стал просить хищника не трогать того,
кто ищет у него помощи. Орел не обратил даже внимания на такого ничтожного
заступника и сожрал зайца. Но жук этой обиды не забыл: неустанно он следил
за орлиным гнездовьем и всякий раз, как орел сносил яйца, он поднимался в
вышину, выкатывал их и разбивал. Наконец орел, нигде не находя покоя, искал
прибежища у самого Зевса и просил уделить ему спокойное местечко, чтобы
высидеть яйца. Зевс позволил орлу положить яйца к нему за пазуху. Жук,
увидав это, скатал навозный шарик, взлетел до самого Зевса и сбросил свой
шарик ему за пазуху. Встал Зевс, чтобы отрясти с себя навоз, и уронил
ненароком орлиные яйца. С тех самых пор, говорят, орлы не вьют гнезд в ту
пору, когда выводятся навозные жуки.
Басня учит, что никого не должно презирать, ибо никто не бессилен
настолько, чтобы не отомстить за оскорбление.
4. Соловей и ястреб.
Соловей сидел на высоком дубе и, по своему обычаю, распевал. Увидел это
ястреб, которому нечего было есть, налетел и схватил его. Соловей
почувствовал, что пришел ему конец, и просил ястреба отпустить его: ведь он
слишком мал, чтобы наполнить ястребу желудок, и если ястребу нечего есть,
пусть уж он нападает на птиц покрупней. Но ястреб на это возразил: "Совсем
бы я ума решился, если бы бросил добычу, которая в когтях, и погнался за
добычей, которой и не видать".
Басня показывает, что нет глупее тех людей, которые в надежде на
большее бросают то, что имеют.
5. Должник.
В Афинах один человек задолжал, и заимодавец требовал с него долг.
Сперва долник просил дать ему отсрочку, потому что у него не было денег. Не
добившись толку, вывел он на рынок свою единственную свинью и стал продавать
в присутствии заимодавца. Подошел покупатель и спросил, хорошо ли она
поросится. Должник ответил: "Еще как поросится ! даже не поверишь: к
Мистериям она приносит свинок, а к панафинеям кабанчиков". Изумился
покупатель на эти слова, а заимодавец и говорит ему: "Что ты удивляешься?
Погоди, она тебе к Дионисиям и козлят родит".
Басня показывает, что многие ради своей выгоды готовы любые небылицы
подтвердить ложной клятвою.
6. Дикие козы и пастух.
Пастух выгнал своих коз на пастбище. Увидав, что они пасутся там вместе
с дикими, он вечером всех загнал в свою пещеру. На другой день разыгралась
непогода, он не мог вывести их, как обычно, на луг, и ухаживал за ними в
пещере; и при этом своим козам он давал корму самую малость, не умерли бы
только с голоду, зато чужим наваливал целые кучи, чтобы и их к себе
приручить. Но когда непогода улеглась и он опять погнал их на пастбище,
дикие козы бросились в горы и убежали. Пастух начал их корить за
неблагодарность: ухаживал-де он за ними как нельзя лучше, а они его
покидают. Обернулись козы и сказали: "Потому-то мы тебя так и остерегаемся:
мы только вчера к тебе пришли, а ты за нами ухаживал лучше, чем за старыми
своими козами; стало быть, если к тебе придут еще другие, то новым ты отдашь
предпочтение перед нами".
Басня показывает, что не должно вступать в дружбу с теми, кто нас,
новых друзей, предпочитает старым: когда мы сами станем старыми друзьями, он
опять заведет новых и предпочтет их нам.
7. Кошка и куры.
Кошка прослышала, что на птичьем дворе разболелись куры. Она оделась
лекарем, взяла лекарские инструменты, явилась туда и, стоя у дверей,
спросила кур, как они себя чувствуют? "Отлично! - сказали куры, - но только
когда тебя нет поблизости".
Так и среди людей разумные распознают дурных, даже если те и прикинутся
хорошими.
8. Эзоп на корабельной верфи.
Баснописец Эзоп однажды на досуге забрел на корабельную верфь.
Корабельщики начали смеяться над ним и подзадоривать. Тогда в ответ им Эзоп
сказал: "Вначале на свете были только хаос да вода. Потом Зевс захотел,
чтобы миру явилась и другая стихия - земля; и он приказал земле выпить море
в три глотка. И земля начала: с первым глотком показались горы; со вторым
глотком открылись равнины; а когда она соберется хлебнуть и в третий раз, то
ваше мастерство окажется никому не нужным".
Басня показывает, что, когда дурные люди насмехаются над лучшими, этим
они, сами того не замечая, только наживают себе от них худшие неприятности.
9. Лисица и козел.
Лисица упала в колодец и сидела там поневоле, потому что не могла
выбраться. Козел, которому захотелось пить, подошел к тому колодцу, заметил
в нем лисицу и спросил ее, хороша ли вода. Лиса, обрадовавшись счастливому
случаю, начала расхваливать воду - уж так-то она хороша! - и звать козла
вниз. Спрыгнул козел, ничего не чуя, кроме жажды; напился воды и стал с
лисицей раздумывать, как им выбраться. Тогда лисица и сказала, что у нее
есть хорошая мысль, как спастись им обоим: "Ты обопрись передними ногами о
стену да наклони рога, а я взбегу по твоей спине и тебя вытащу". И это ее
предложение принял козел с готовностью; а лисица вскочила ему на крестец,
взбежала по спине, оперлась на рога и так очутилась возле самого устья
колодца: вылезла и пошла прочь. Стал козел ее бранить за то, что нарушила
она их уговор; а лиса обернулась и молвила: "Эх ты! будь у тебя столько ума
в голове, сколько волос в бороде, то ты, прежде чем войти, подумал бы, как
выйти".
Так и умный человек не должен браться за дело, не подумав сперва, к
чему оно приведет.
10. Лисица и лев.
Лисица никогда в жизни не видела льва. И вот, встретясь с ним нечаянно
и увидав его в первый раз, она так перепугалась, что еле осталась жива; во
второй раз встретясь, опять испугалась, но уже не так сильно, как впервые; а
в третий раз увидав его, она расхрабрилась до того, что подошла и с ним
заговорила.
Басня показывает, что и к страшному можно привыкнуть.
11. Рыбак.
Один рыбак был мастер играть на дудке. Однажды взял он дудку и невод,
пошел к морю, встал на выступе скалы и начал играть на дудке, думая, что
рыбы сами выйдут из воды на эти сладкие звуки. Но как он ни старался, ничего
не получалось. Тогда он отложил дудку, взял сети, забросил в воду и вытащил
много разных рыб. Вывалил он их из невода на берег и, глядя, как они
бьются, сказал: "негодные вы твари: играл я вам - вы не плясали, перестал -
пляшете".
Басня относится к тем, кто все делает невпопад.
12. Лисица и барс.
Лисица и барс спорилии, кто красивей. Барс на все лады хвастался своей
испещренной шкурой; но лиса ему на это сказала: "Насколько же я тебя
красивее, раз у меня не тело испещренное, а душа изощренная!"
Басня показывает, что тонкость ума лучше, чем красота тела.
13. Рыбаки.
Рыбаки тянули сеть; сеть была тяжелой, и они радовались и приплясывали,
предвкушая богатый улов. Но когда сеть вытащили, оказалось, что рыбы в ней
совсем немного, а полна она камнями и песком. И стали рыбаки безмерно
горевать: досадовали они не столько из-за самой неудачи, сколько из-за того,
что надеялись совсем на другое. Но был среди них один старик, и сказал он:
"Полно, друзья: думается мне, что радость и горе друг другу сестры, и
сколько мы радовались, столько должны были и горевать".
Так и мы должны взирать на изменчивость жизни и не обольщаться
успехами, словно они наши навек: даже после самой ясной погоды приходит
ненастье.
14. Лисица и обезьяна.
Лисица и обезьяна шли вместе по дороге, и начался у них спор, кто
знатнее. Много наговорил каждый про себя, как вдруг увидели они какие-то
гробницы, и обезьяна, глядя на них, принялась тяжко вздыхать. "В чем дело?"
- спросила лисица; а обезьяна, показав на надгробия, воскликнула: "Как же
мне не плакать! Ведь это памятники над могилами рабов и вольноотпущенников
моих предков!" Но лиса на это ответила: "Ну, ври себе, сколько хочешь: ведь
никто из них не воскреснет, чтобы тебя изобличить".
Так и у людей лжецы всего больше бахвалятся тогда, когда изобличать их
некому.
15. Лисица и виноград.
Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и
хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе:
"Они еще зеленые!".
Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил
нет, а винят в этом обстоятельства.
16. Кошка и петух.
Кошка поймала петуха и хотела сожрать его под благовидным предлогом.
Сперва она обвинила его в том, что он беспокоит людей, когда кричит по
ночам, и не дает им спать. Петух ответил, что он это делает им же на пользу:
будит их для привычной дневной работы. Тогда кошка заявила: "Но ты еще и
нечестивец; наперекор природе ты покрываешь и мать, и сестер". Петух
ответил, что и это он делает на благо хозяев - старается, чтобы у них было
побольше яиц. Тогда вскричала кошка в замешательстве: "Так что же ты
думаешь, из-за того, что у тебя на все есть отговорки, я тебя не съем?"
Басня показывает, что когда дурной человек решит сделать зло, то он
поступит по-своему, не под благовидным предлогом, так в открытую.
17. Бесхвостая лисица.
Лисица потеряла хвост в какой-то западне и рассудила, что с таким
позором жить ей невозможно. Тогда она решила склонить к тому же самому и
всех остальных лисиц, чтобы в общем несчастье скрыть собственное увечье.
Собрала она всех лисиц и стала их убеждать отрубить себе хвосты: во-первых,
потому что они некрасивые, а во-вторых, потому что это только лишняя
тяжесть. Но одна из лисиц на это ответила: "Эх, ты! не дала бы ты нам такого
совета, не будь тебе самой это выгодно".
Басня относится к тем, кто подает советы ближним не от чистого сердца,
а ради собственной выгоды.
18. Рыбак и рыбешка.
Рыбак забросил невод и вытащил маленькую рыбешку. Рыбешка стала
умолять, чтобы он пока отпустил ее - ведь она так мала, - а поймал бы потом,
когда она подрастет и от нее больше будет пользы. Но рыбак сказал: "Дураком
бы я был, если бы выпустил добычу, которая уже в руках, и погнался бы за
неверной надеждой".
Басня показывает, что лучше выгода малая, но в настоящем, чем большая,
но в будущем.
19. Лисица и терновник.
Лисица карабкалась через забор и, чтоб не оступиться, ухватилась за
терновник. Колючки терновника искололи ей кожу, стало ей больно, и начала
она его попрекать: ведь она к нему обратилась как будто за помощью, а от
него ей стало еще хуже. Но терновник возразил: "Ошиблась ты, голубушка,
вздумав за меня уцепиться: я ведь сам привык за всех цепляться".
Так и среди людей лишь неразумные просят помощи у тех, кому от природы
свойственнее приносить вред.
20. Лисица и крокодил.
Лисица и крокодил спорили, кто знатней. Много наговорил крокодил о
славе своих предков и наконец, заявил, что праотцы его были гимнасиархами.
Лисица на это ответила: "И не говори! Даже по шкуре твоей видно, как усердно
ты трудился в гимнасии".
Так действительность всегда изобличает лжецов.
21. Рыбаки.
Рыбаки поехали ловить рыбу, но, сколько ни мучились, ничего не поймали
и сидели в своей лодке унылые. Как вдруг тунец, уплывая с громким плеском от
погони, нечаянным прыжком попал прямо к ним в челнок. А они его схватили,
отвезли в город и продали.
Так часто случай нам дарует то, чего не могло принести искусство.
22. Лисица и дровосек.
Лисица, убегая от охотников, увидела дровосека и взмолилась, чтобы он
ее приютил. Дровосек велел ей войти и спрятаться в его хижине. Немного
спустя показались охотники и спросили дровосека, не видал ли он, как
пробегала здесь лисица? Тот отвечал им вслух: "не видал". - а рукою меж тем
подавал знаки, показывая, где она спряталась. Но знаков его охотники не
приметили, а словам его поверили; вот дождалась лисица, чтобы они ускакали,
вылезла и, не говоря ни слова, пошла прочь. Дровосек начал ее бранить: он-де
ее спас, а от нее не слышит ни звука благодарности. Ответила лисица: "Уж
поблагодарила бы я тебя, если бы только слова твои и дела рук твоих не были
так несхожи".
Эту басню можно применить к таким людям, которые речи говорят хорошие,
а дела делают дурные.
23.Петухи и куропатки.
Были у человека петухи. Однажды попалась ему на рынке ручная куропатка,
он ее купил и понес домой, чтобы держать вместе с петухами. Но петухи ее
стали бить и гнать, и сгоречью куропатка подумала, что невзлюбили ее за то,
что она не из их породы. Но немного спустя увидела она, как петухи друг с
другом бьются до крови, и она сказала про себя: "Нет, больше я не жалуюсь,
что петухи меня бьют: теперь я вижу, что и себя они не щадят".
Басня показывает, что умным людям легче переносить обиды от соседей,
если они видят, что те и ближних своих не щадят.
24. Растолстевшая лисица.
Голодная лисица увидела в дупле дерева хлеб и мясо, которые оставили
там пастухи. Она влезла в дупло и все съела. Но утроба у нее раздулась, и
вылезти она не могла, а только стонала и охала. Другая лисица пробегала мимо
и услышала ее стоны; подошла она и спросила, в чем дело. А узнав, что
случилось, сказала: "Придется тебе здесь сидеть, пока снова не станешь
такою, какой вошла; а тогда уж нетрудно будет выбраться".
Басня показывает, что трудные обстоятельства со временем сами собой
делаются легче.
25. Зимородок.
Зимородок - это птичка, которая любит уединение и всегда живет в море;
и чтобы укрыться от птицеловов, она, говорят, вьет себе гнездо в прибрежных
скалах. И вот, когда пришла ей пора нести яйца, она залетела на какой-то
мыс, высмотрела себе над морем утес и свила там гнездо. Но однажды, когда
она вылетала на добычу, море от сильного ветра разбушевалось, доплеснуло до
самого гнезда, залило его, и все птенцы потонули. Вернулась птичка, увидела,
что случилось, и воскликнула: "Бедная я, бедная! Боялась я опасности на
суше, искала прибежища у моря, а оно оказалось еще того коварнее".
Так и некоторые люди, опасаясь врагов, неожиданно страдают от друзей,
которые много опаснее.
26. Рыбак.
Рыбак ловил рыбу в реке. Он растянул свой невод, чтобы перегородить
течение от берега, а потом привязал к веревке камень и стал им бить по воде,
пугая рыбу, чтобы та, спасаясь бегством, неожиданно попадалась в сети.
Кто-то из местных жителей увидал его за таким занятием и стал его бранить за
то, что он мутит реку и не дает им пить чистую воду. Ответил рыбак: "Но ведь
если бы не мутил я реку, то пришлось бы мне с голоду помереть!"
Так и демагогам в государствах тогда живется лучше всего, когда им
удается завести в отечестве смуту.
27. Лисица и маска.
Лиса забралась в мастерскую лепщика и обшарила все, что там было. И тут
ей попалась трагическая маска. Подняла ее лисица и сказала: "Какая голова, а
мозгу в ней нет!"
Басня относится к человеку, который телом величествен, а душой
неразумен.
28. Обманщик.
Один бедняк занемог и, чувствуя себя совсем дурно, дал обет богам
принести им в жертву гекатомбу, ежели они его исцелят. Боги пожелали его
испытать и тотчас послали ему облегчение. Встал он с постели, но так как
настоящих быков у него не было, слепил он сотню быков из сала и сжег на
жертвеннике со словами: "Примите, о боги, мой обет!" Решили боги воздать ему
обманом за обман и послали ему сон, а во сне указали пойти на берег моря -
там он найдет тысячу драхм. Человек обрадовался и бегом побежал на берег, но
там сразу попался в руки разбойников, и они увезли его и продали в рабство:
так и нашел он свою тысячу драхм.
Басня относится к человеку лживому.
29. Угольщик и сукновал.
Угольщик работал в одном доме; подошел к нему сукновал, и, увидев его,
угольщик предложил ему поселиться тут же: друг к другу они привыкнут, а жить
под одной крышей им будет дешевле. Но возразил на это сукновал: "Нет, никак
это для меня невозможно: что я выбелю, ты сразу выпачкаешь сажею".
Басня показывает, что вещи несхожие несовместимы.
30. Потерпевший кораблекрушение.
Один богатый афинянин вместе с другими плыл по морю. Поднялась страшная
буря, и корабль перевернулся. Все остальные пустились вплавь, и только
афинянин без конца взывал к Афине, обещая ей бесчисленные жертвы за свое
спасение. Тогда один из товарищей по несчастью, проплывая мимо, сказал ему:
"Афине молись, да и сам шевелись".
Так и нам следует не только молиться богам, но и самим о себе
заботиться.
31. Человек с проседью и его любовницы.
У человека с проседью было две любовницы, одна молодая, другая старуха.
Пожилой было совестно жить с человеком моложе ее, и потому всякий раз, как
он к ней приходил, она выдергивала у него черные волосы. А молодая хотела
скрыть, что ее любовник - старик, и вырывала у него седину. Так ощипывали
его то одна, то другая, и в конце концов он остался лысым.
Так повсюду неравенство бывает пагубно.
32. Убийца.
Некий человек совершил убийство, и родственники убитого его
преследовали. Он прибежал к реке Нилу, но тут столкнулся с волком. В страхе
он забрался на дерево, нависшее над рекой, и спрятался на нем, но увидел
змею, которая там раскачивалась. Тогда он бросился в воду; но и тут
подстерег его крокодил и сожрал.
Басня показывает, что для человека, запятнанного преступлением, ни
земля, ни воздух, ни вода не будут убежищем.
33. Хвастливый пятиборец.
Одного пятиборца земляки все время попрекали, что он трус. Тогда он на
время уехал, а воротившись, стал хвастаться, что в других городах совершил
он множество подвигов и на Родосе сделал такой прыжок, какого не делывал ни
один олимпийский победитель; подтвердить это вам могли бы все, кто там были,
если бы они приехали сюда. Но на это один из присутствующих ему возразил:
"Дорогой мой, если ты правду говоришь, зачем тебе подтверждения? Вот тебе
Родос, тут ты и прыгай!"
Басня показывает: если что можно доказать делом, то на это незачем
тратить слова.
Популярность: 18, Last-modified: Wed, 24 Mar 2004 06:36:38 GmT