---------------------------------------------------------------
     OCR: Леопард Веша
---------------------------------------------------------------


   Имя одного из основателей и классика  НФ-литературы,  Герберта  Дж.
Уэллса, известно всем.  "Война  миров",  "Человек-неведимка",  "Первые
люди на Луне", другие романы и многочисленные рассказы писателя до сих
пор волнуют  людей  и  служат  предметом  бесчисленных  подражаний  со
стороны начинающих (да и не только начинающих) фантастов.
   Рассказ, который мы предлагаем вашему вниманию, не  совсем  обычен.
На первый взгляд это  вовсе  не  фантастика.  Но,  с  другой  стороны,
рассказ  написан  (в  1909   году!)   а   виде   воспоминаний   нашего
современника, долгожителя (1888 .года рождения), об одном из  эпизодов
своей молодости. И  чтобы  написать  эти  "мемуары",  Герберту  Уэллсу
пришлось перенестись "мысленным взором" во вторую половину XX  века  и
увидеть первые дни воздухоплавания так, как  сегодня  воспринимаем  их
мы. Думается, читателям будет небезынтересно ознакомиться с еще  одной
стороной многогранного дарования замечательного  писателя.  Расскаэ  в
переводе кандидата филологических наук Кирилла Вальдмана из Ленинграда
публикуется в советской печати впервые.

---------------------------------------------------------------

   Мой первый аэроплан!  Какое  яркое  воспоминание  из  далеких  дней
детства!
   Да-да, именно весной  1912  года  я  приобрел  летательный  аппарат
"Alauda Magna" - "Большой Жаворонок". (Это я дал ему такое  название.)
В ту пору я был  стройным  мужчиной  двадцати  четырех  лет  от  роду:
блондин с роскошной шевелюрой, украшавшей безрассудно  смелую  молодую
голову. Право же, я был неотразим  даже  несмотря  на  то,  что  из-за
слабого зрения пользовался очками. Они так  шли  к  моему  выдающемуся
орлиному носу, который никто не рискнул бы назвать бесформенном,  носу
авиатора. Я хорошо бегал и плавал, был убежденным вегетарианцем, носил
одежду только из  шерстяной  ткани  и  неизменно  придерживался  самых
крайних взглядов во всем и по любому поводу. Пожалуй,  ни  одно  новое
веяние или движение не обходилось без моего участия. У меня  было  два
мотоциклета, и на большой фотографии тех лет, которая до сих пор висит
в кабинете над камином, я красуюсь в кожаном шлеме, защитных  очках  и
перчатках  с  крагами.  Добавьте  ко  всему,  что   я   слыл   большим
специалистом по запуску  аэростатов  и  всеми  уважаемым  инструктором
бойскаутов.
   Естественно,  что,  как  только  начался  авиационный  бум  и  всем
захотелось летать, я был готов ринуться в самое пекло.
   Какое-то время меня сдерживали слезы рано овдовевшей матушки, но, в
конце концов, терпение лопнуло. Я заявил:
   - Если я не  стану  первым  летающим  жителем  Минтончестера,  уеду
отсюда. Только так! У меня твой характер, мама, и этим все сказано!
   Не далее как вчера в ящике комода, набитом аляповатыми гравюрами на
дереве и еще более нелепыми плодами изобретательства, мне  попался  на
глаза один из старых прейскурантов. Что это было  за  время!  Скептики
наконец согласились поверить: человек может летать. Как бы в поддержку
племени автомобилистов, энтузиастов-мотоциклистов и им подобных, сотни
новых, ранее неизвестных фирм выпускали  аэропланы  любых  размеров  и
любой формы. А цены... Ох уж эти цены: минимум триста пятьдесят  гиней
за летательный  аппарат!  В  этом  прейскуранте  стояло  и   четыреста
пятьдесят и пять сотен за изделия, многие из которых летали с таким же
успехом, как дубовое бревно! И это бы еще куда ни шло, но аэропланы не
только продавались без какой-либо гарантии, но представители фирмы еще
и мило извинялись, что не прилагают инструкций.
   Как свежи в памяти мечты и сомнения той поры!
   Все  мечты  сводились  к  волшебству  пребывания  в  воздухе.   Мне
виделось, как изящно  взлетаю  я  с  лужайки  за  нашим  домом,  легко
перемахиваю через живую изгородь, кругами  набираю  высоту,  чтобы  не
задеть груши в саду священника, и  проношусь  между  шпилем  церкви  и
холмом Уитикомб в сторону рыночной площади. Боже мой!  Как  все  будут
стараться разглядеть меня. Донесутся голоса: "Это снова молодой мистер
Бэтс. Мы знали, он совершит это". Я сделаю круг и, может быть,  помашу
платком. После этого я собирался пролететь  над  садами  Лаптона  -  к
огромному саду сэра Дигби Фостера. Как  знать,  может  быть,  из  окна
коттеджа выглянет его прелестная обитательница?..
   Ах, молодость, молодость!
   Помню, как мчался на мотоциклете в Лондон, чтобы выяснить положение
вещей  и  сделать  заказ.  Не  забыть,  как  я  лавировал   в   потоке
автомобилей, окатывавших  меня  грязью,  когда  я  метался  от  одного
магазина к другому. Не забыть раздражения от  многократно  услышанного
ответа: "Распродано! Можем гарантировать  доставку  не  раньше  начала
апреля".
   Это могло обескуражить кого угодно, но меня - нет!
   В конце концов я купил "Большого Жаворонка" в маленькой конторе  на
Блэкфрэйрс-роуд.  Заказ  на  него  был  уступлен  этой  фирме   другим
фабрикантом аэропланов в  одиннадцать  утра  из-за  смерти  заказчика.
Чтобы заполучить аппарат, я превысил возможности моего скромного счета
в банке - даже сегодня я ни за что не назову  цену,  которую  уплатил.
Бедная матушка!
   Не  прошло  и  недели,  как  детали  летательного   аппарата   были
доставлены на лужайку за домом и два  весьма  посредственных  механика
смонтировали их в единое целое.
   О, радость свершения!..  И  дрожь  на  пороге  безрассудно  смелого
поступка.  Меня  никто  не  обучал  полетам  -  все  квалифицированные
инструкторы были уже наняты за сумасшедшие  деньги  на  много  месяцев
вперед, - но останавливаться на полпути не в моем характере! Я  бы  не
выдержал отсрочки полета, даже если бы речь шла  о  каких-нибудь  трех
днях. Я уверил маму, что брал  уроки:  грош  цена  сыну,  если  он  не
способен соврать во имя спокойствия родительницы.
   Помню состояние ликующего смятения, когда с  напускным  равнодушием
слонялся вокруг аппарата, который обретал все более  законченный  вид.
Добрая половина жителей  Минтончестера  почтительно  глазела  на  меня
поверх зеленой изгороди,  удерживаемая  от  вторжения  новым  щитом  с
предупредительной надписью и суровым выражением  лица  Снайпа,  нашего
верного садовника, который косил траву и,  вооруженный  острой  косой,
одновременно нес караульную службу, не пуская  никого  на  лужайку.  Я
закурил папиросу и с умным видом следил за  работой  механиков.  Чтобы
уберечь аэроплан от назойливых любителей всюду  совать  свой  нос,  мы
наняли старика безработного Снортикомба сторожить наше  сокровище  всю
ночь. Ведь вы понимаете,  что  в  те  дни  аэроплан  был  и  знамением
времени, я чудом.
   Для  своего  времени;  "Большой  Жаворонок"  был  красавцем,  хотя,
полагаю, сегодня  его  вид  вызвал  бы  иронический  смешок  у  любого
школьника. Это был моноплан,  напоминавший  творение  Блерио.  На  нем
стоял самый  замечательный,  изумительно  сработанный  семицилиндровый
мотор системы "Джи-кэй-си" в сорок лошадиных  сил  с  маховиком  марки
"Джи-би-эс".
   Я провел целый час, регулируя работу мотора. От рокота  можно  было
оглохнуть - он трещал как пулемет. В конце  концов  священник  прислал
сказать, что пишет проповедь  "О  покое  в  душе"  и  никак  не  может
сосредоточиться на избранной теме, так ему мешает шум. Я  принял  этот
протест благосклонно. Мотор в последний раз взревел  и  умолк.  Окинув
мое сокровище долгим взглядом, я отправился прогуляться по городу.
   Я очень старался держаться скромно, но не мог не ощущать  всеобщего
внимания. Отправляясь на прогулку, я случайно  забыл  переодеться.  На
мне были бриджи и краги, купленные специально для полетов, а на голове
- кожаный шлем с небрежно болтавшимися "ушами", так что я мог  слышать
все, что говорилось вокруг. Не успел я дойти до конца  Гай-стрит,  как
позади меня уже топало не меньше половины жителей городка  в  возрасте
до пятнадцати лет.
   - Собираетесь полететь, мистер Бэтс?  -  спросил  один  толстощекий
юнец.
   - Как птица?
   - Не летите, пока мы не  вернемся  из  школы,  -  умоляюще  пискнул
какой-то малыш.
   Тот  вечер  был  для  меня  сродни  путешествию  по  стране   очень
высокопоставленного лица. Я  нанес  визит  старине  Лаптону  -  нашему
ученому садоводу, и ему стоило большого  труда  не  показать,  как  он
польщен моим вниманием. Он провел меня по новой оранжерее и  мимоходом
упомянул,  что  теперь  у  него  три  акра  теплиц,  а  также  показал
всевозможные хитрые приспособления  для  получения  обильных  урожаев.
Потом мы прошагали в дальний конец запущенного цветника и полюбовались
его пчелами.
   Когда я вышел на улицу, моя свита все еще ждала меня, причем  толпа
явно увеличилась. Обойдя стороной Параморз, заглянул в гостиницу  "Бык
и лошади"  -  без  особой  надобности,  просто  так,  ради  стаканчика
лимонада. Все говорили о  моем  аэроплане.  Стоило  мне  появиться  на
пороге зала, как посетители  на  мгновение  умолкли,  а  затем  градом
посыпались вопросы.
   Я  особо  подчеркиваю  это,  так  как  очень  скоро  мне   пришлось
убедиться, что приливы и отливы популярности относятся к разряду самых
необъяснимых и изменчивых явлений на свете.
   Особенно  вспоминается,  как  старина  Чизмен,  колбасник,   свиней
которого потом я задавил, все снова и  снова  повторял  тоном  полного
удовлетворения:
   -  ПОДНЯТЬСЯ  тебе  не  составит  никакого  труда.  ВЗЛЕТЕТЬ  будет
нетрудно.
   При этом он подмигивал и кивал головой другим почтенным лавочникам,
собравшимся там.
   ВЗЛЕТЕТЬ НЕ СОСТАВИЛО ТРУДА. "Большой Жаворонок" легко оторвался от
земли.  Стоило  мотору  позади  меня  взреветь,  а  пропеллеру  начать
вращаться, как - хлоп, хлоп - аппарат  несколько  раз  оттолкнулся  от
земли, полозья повисли под передними колесами, и мы  быстро  понеслись
над лужайкой в сторону живой изгороди, окружавшей дом священника.  Мой
аппарат двигался вперед и вверх как-то волнообразно: так колышется при
ходьбе дородная, но очень темпераментная дама.
   На пороге нашей веранды я  мельком  увидел  мою  храбрую  маленькую
маму, пытавшуюся сдержать слезы  и  полную  гордости  за  сына.  Рядом
стояли обе служанки и старина Снайп. Потом я  разом  сосредоточил  все
внимание на штурвале, так как мне не хотелось повиснуть  на  грушах  в
саду священника.
   Взлетев, я ощутил  легчайшее  вздрагивание  аэроплана.  Показалось,
будто я услышал звучный удар по нашему  новенькому  предупредительному
щиту, гласившему: "Нарушители  будут  привлечены  к  ответственности!"
Увидел, как при моем оглушающе громком приближении толпа  на  проселке
между живыми изгородями  заметалась  и  бросилась  врассыпную.  Только
после полета, когда все кончилось, я понял,  до  чего  додумался  этот
идиот из идиотов Снортикомб. Он явно вбил себе в голову, что крылатому
чудовищу нужна привязь - иначе объяснить  ход  его  рассуждений  я  не
берусь, - и, прикрепив к концам крыльев  по  канату  длиной  в  дюжину
ярдов, он надежно прикрепил  аэроплан  к  двум  железным  стойкам,  на
которые обычно натягивали сетку для игры в бадминтон. "Жаворонок"  без
труда  выдернул  эти  колья.  Теперь  они  волочились  за  аэропланом,
плясали, подскакивали и буквально кидались на все, что оказывалось  на
их пути, нанося  жестокие  удары.  Мне  рассказали,  что  на  проселке
сильнее всего досталось  бедняге  Темплкому  -  лысая  голова  старика
получила крепкий подзатыльник. Вслед за этим мы расколошматили парники
для огурцов у священника, лишили жизни его  попугая,  вышибли  верхнюю
раму  в  окне  кабинета  и  чудом  не  стукнули  служанку,  когда  она
высунулась из окна второго этажа. Разумеется, в то время я  ничего  не
знал о своих художествах -  это  происходило  намного  ниже  плоскости
полета. Я старался обогнуть дом священника и все-таки  чуть  не  задел
красивое строение, а потом молил  бога,  чтобы  не  коснуться  груш  в
дальнем конце сада. И это мне удалось (листья и мелкие ветки,  которые
полетели во все стороны от соприкосновения с полозьями, не в счет).
   Хвала всевышнему за прочные цилиндры мотора!
   Потом некоторое время я летел, не касаясь земли.
   Пилотировать    аэроплан    оказалось    намного    труднее,    чем
представлялось: мотор оглушительно ревел, а штурвал вел себя как живое
существо - он упрямо сопротивлялся намерениям  человека.  Мне  все  же
удалось направить аппарат в сторону рыночной площади. Пророкотали  над
овощной лавкой Станта - железные колья прошлись по постройке  с  тыла,
весело пересчитали черепицу на крыше и обрушили лавину битого  кирпича
от разрушенной трубы на тротуар, полный прохожих. Затем аппарат  резко
клюнул носом - кажется, одному из железных  кольев  вздумалось  этаким
якорем на миг уцепиться за стропила  крыши  Станта,  -  и  мне  стоило
большого труда проскочить мимо конюшни при гостинице "Бык  и  лошади".
Признаюсь, конюшню  я  все-таки  задел.  Подобные  лыжам  полозья  для
приземления скользнули по коньку крыши, а левое крыло погнулось о верх
дымовой  трубы,  неуклюже  попыталось  отцепиться  и  повредилось  еще
сильнее.
   Позже мне говорили, что увлекаемые аэропланом колья просвистели над
полной народа рыночной площадью дьявольски коварным образом,  так  как
аэроплан сперва клюнул носом, а затем  резко  подскочил  вверх.  Делаю
оговорку: эта часть повествования явно грешит преувеличениями.  Никого
не убило. С того момента, когда я появился над лавкой Станта, а  затем
соскользнул с крыши конюшни, чтобы пересчитать стекла теплиц  Лаптона,
прошло  всего-то   полминуты.   Если   бы   люди   проявили   разумную
осторожность, а не глазели на меня, никто бы не пострадал. Неужели мне
следовало разъяснять всем и каждому, что их  может  трахнуть  железной
дубиной,  которая  решила   сопровождать   аэроплан.   Вот   уж   кому
действительно  следовало  бы  предупредить  народ,  так   это   идиоту
Снортикомбу.  Непредвиденное  повреждение  левого   крыла,   а   также
появившиеся перебои в работе одного из цилиндров - рокот  мотора  стал
тревожно-прерывистым - требовали всего моего внимания без остатка.
   Пожалуй, я повинен в том, что сбросил  старину  Дадни  с  империала
станционного омнибуса, но не имею никакого отношения  к  последовавшим
затем маневрам омнибуса, который после галопа среди  рыночных  палаток
врезался в витрину магазина Чизмена. Не могу же я, право, отвечать  за
невоспитанную толпу  бездельников,  которой  вздумалось  обратиться  в
паническое бегство по небрежно расставленной на земле глиняной  посуде
и опрокинуть  прилавок,  за  которым  торговали  маслом.  Меня  просто
сделали козлом отпущения.
   Я бы не сказал, что на парники Лаптона мы упали или  проехались  по
ним. Нет.  Если  уж  быть  точным,  то  здесь  к  месту  только  слово
"срикошетировать". Да, только этот глагол.
   Было очень странно чувствовать, как тебя несет  крупное,  способное
держаться в воздухе сооружение, которое, по  сути  дела,  составило  с
тобой единое целое, и, хотя  ты  изо  всех  сил  стараешься  управлять
полетом, то подскакивает, то  с  хрустом  падает  на  крышу  очередной
теплицы. Наконец, после пятой или шестой атаки я вздохнул с  радостным
облегчением: мы стали набирать высоту!
   Все неприятное  мгновенно  забылось.  Сомнения  в  том,  создан  ли
"Большой Жаворонок" для полета, рассеялись. Он мог летать, и еще  как!
Мы уже пророкотали над стеной в конце участка, а позади чертовы  колья
все еще лупили по чему попало. На лугу Чизмена  я  не  причинил  вреда
никому и ничему, разве что колом ударило корову.  (На  следующий  день
она сдохла.) Затем я начал медленно, но неуклонно набирать  высоту  и,
ощутив, что аппарат послушен моей воле, заложил вираж над свинарниками
Чизмена, горя желанием  еще  раз  показать  Минтончестеру,  на  что  я
способен.
   Я собирался подняться по спирали выше строений и деревьев, а  затем
описать несколько кругов вокруг церковного шпиля. До этого  момента  я
был так поглощен нырками и рывками чудовища, которое пилотировал,  что
почти не обращал внимания на происходящее  на  земле.  Теперь  же  мне
удалось  рассмотреть,  как  небольшая  толпа  во  главе   с   Лаптоном
устремилась наискосок по лугу Чизмена. В руках Лаптона грозно сверкали
навозные вилы. "Хм! Какого невидимку они преследуют?"
   Все выше и выше, рокоча и покачиваясь.
   Я  бросил  взгляд  вдоль  Гай-стрит  и  увидел  ужасающий  разгром,
постигший рыночную площадь. Тогда я еще не связывал этот жуткий ералаш
с моим полетом.
   Только сотрясение  от  сильного  удара  о  флюгер  выключило  мотор
"Жаворонка". Я так никогда и не понял, как меня угораздило  стукнуться
о несчастную вертушку:  может  быть,  надежному  управлению  аппаратом
мешало левое крыло, погнутое о крышу дома Станта? Так или иначе, но  я
ударил по  этому  уродливому  украшению,  повредил  его  и  в  течение
нескольких долгих секунд казалось, что  в  следующий  момент  аэроплан
рухнет на рыночную площадь.  Я  все-таки  удержал  аппарат  в  воздухе
нечеловеческим усилием. (Люди, которых я не раздавил, могли бы пролить
за это хоть слезинку благодарности.)  Пронесся,  цепляясь  за  макушки
деревьев Уитикомба, вздохнул  с  облегчением  и...  понял,  что  мотор
останавливается. Времени на выбор места для приземления уже  не  было,
возможности свернуть  тоже.  Разве  я  виноват,  что  добрая  четверть
жителей  Минтончестера  заполнила  луг   Чизмена?   Этот   луг   давал
единственный шанс приземлиться, а не грохнуться. Я воспользовался  им,
круто пошел на снижение и проделал все от меня зависящее. Возможно,  я
сбил нескольких человек. Что  поделаешь:  прогресс  не  обходится  без
жертв!
   Да, да, и мне пришлось убить его хрюшек. Вопрос стоял так:  либо  я
сажаю аппарат на пасущихся свиней и сокращаю длину пробега  по  земле,
либо, перелетев их, с разгона врезаюсь в свинарники из  гофрированного
железа. От меня осталось бы  мокрое  место,  а  у  всех  свинок  конец
известен и неизбежен.
   Мы остановились. Я с усилием поднялся во  весь  рост  и  оглянулся.
Мгновенно стало ясно, что в порыве черной неблагодарности Минтончестер
собирается прикарманить мои скромные лавры организатора Дня Авиации.
   Воздух звенел от визга  двух  свиней,  которых  подмял  аппарат,  и
негодующих криков зевак. Ближе всех  ко  мне  был  Лаптон.  Он  крепко
сжимал вилы с очевидным намерением всадить их мне в  живот.  В  момент
опасности я никогда не теряю головы и соображаю очень быстро.
   Пулей выскочил я из бедного "Жаворонка", промчался через свинарник,
пересек сад Фробишера, перемахнул через стену двора коттеджей Хинкса и
оказался внутри  полицейского  участка  с  черного  хода  раньше,  чем
кому-либо удалось приблизиться ко мне ближе пятидесяти футов.
   - Привет! - сказал инспектор Нэнтон. - Угробил свою колымагу?
   - Нет. Но людей, кажется, что-то разозлило. Я хочу... Заприте  меня
в камеру...
   Две  недели,  целые  две  недели  мне  не  давали  приблизиться   к
собственной машине. Когда первое возбуждение немного спало, я  покинул
гостеприимный полицейский участок и отправился домой, причем  красться
пришлось окружным путем - по Лав-лейн и Чарту, - только чтобы не  дать
повода к новой  вспышке  активности  сограждан.  Разумеется,  я  нашел
матушку в страшном негодовании от того, как со мной обошлись.
   И вот, представьте себе, я оказался на осадном положении в комнатах
второго этажа, а мой крепыш - "Большой Жаворонок" - виднелся  на  поле
Чизмена, причем любой  мог  разгуливать  вокруг  него  и  пялиться  на
диковинку, любой, но не я! Чизмен носился с теорией, что  он  захватил
этот аппарат. Однажды ночью поднялся сильный  ветер  и  швырнул  моего
любимца через изгородь - снова на парники Лаптона...
   После этого Лаптон прислал нам глупейшую записку. В ней говорилось,
что, если мы не уберем  аэроплан,  то  в  возмещение  убытков  он  его
продаст. Далее следовала длинная  тирада  о  причиненном  ущербе;  был
упомянут и его поверенный. Матушка поспешила в  Апнортон  Корнер,  где
обратилась к Клампсу ("Доставка мебели"). Молодцы из конторы раздобыли
фуру для возки бревен, и к тому времени, когда эта  громоздкая  телега
прибыла на место, настроение общественности уже  смягчилось  до  такой
степени, что я смог лично руководить перевозкой.
   Аэроплан распластался на руинах  агротехнических  новшеств  Лаптона
как крупный мотылек, почти невредимый, если не считать нескольких дыр,
погнутых стоек и подкосов левого крыла, а также сломанного полоза.  Но
аппарат   был   забрызган   кровью    свиней    и    выглядел    очень
непривлекательно.
   Я сразу же бросился к мотору, и к прибытию фуры двигатель  работал,
как полагается.
   Торжественное шествие домой вернуло мне некоторую  популярность.  С
помощью толпы мужчин "Большого Жаворонка"  водрузили  на  телегу.  Для
большей устойчивости  аппарата  я  расположился  в  кресле  пилота,  и
разномастная упряжка из семи лошадей потащила аэроплан к нашему  дому.
Когда мы тронулись, было  около  часу  дня,  и  сбежавшиеся  ребятишки
приветствовали  сей  торжественный  момент  дружным  смехом  и  залпом
насмешек. Мы не могли проехать по Пукс-лейн - узкой улочке, окруженной
высокими стенами, мимо дома священника и направились окольным путем  -
по лугу Чизмена, в сторону Стоукс-Уэйст и общинного выгона.
   Конечно, было весьма неосмотрительно поступить так, как я  поступил
(теперь-то я это понимаю), но учтите:  я  возвышался  на  триумфальной
колеснице, кругом волновалось море голов, все это возбуждало.  Упоение
славой!.. Поверьте, я собирался  всего  лишь  приветственно  рокотнуть
мотором,  а  меня  подняло  в  воздух.  Вр-р-р-р!!  Как  будто  что-то
взорвалось, и вот тебе на - "Жаворонок" уже  оторвался  от  повозки  и
ринулся над пастбищем во второй полет.
   - Боже!
   Я решил набрать небольшую высоту, развернуться и  посадить  аппарат
на лужайке за  нашим  коттеджем.  Увы!  Первые  аэропланы  были  очень
своевольными созданиями.
   Впрочем, приземлиться в саду священника было вовсе не дурной идеей;
именно так мы и поступили. Можно ли винить меня за то, что на  лужайке
в этот момент завтракало все семейство священника  с  приглашенными  к
ним друзьями. Им просто не хотелось выбегать на улицу, когда  "Большой
Жаворонок" следовал домой; они заняли удобное место заранее. Этот ленч
был задуман как скромное торжество.  Они  собирались  позлорадствовать
над каждой подробностью моего позорного возвращения. Это ясно из того,
где именно накрыли стол. При чем тут я, если судьбе вздумалось сделать
наш обратный путь  менее  унизительным  и  она  швырнула  меня  на  их
головы?
   В тарелках дымился суп.  Полагаю,  что  меня  собравшаяся  компания
оставила на сладкое.
   До сих пор не могу понять,  как  я  не  убил  священника.  Передняя
кромка левого крыла зацепила его под подбородок  и  пронесла  в  таком
положении -  спиной  вперед  -  ярдов  десять.  Его  шейные  позвонки,
вероятно, были из стали; но даже если это и так, поразительно, что ему
не оторвало голову. Может  быть,  он  держался  за  что-нибудь  снизу?
Только не могу себе представить за что. Очевидно,  мое  изумление  при
виде его лица с выпученными глазами  виной  тому,  что  я  врезался  в
веранду. Но как тут было не разинуть рот?
   Все всмятку... Веранда под слоем зеленой краски, должно быть,  была
трухлявой. Так это или нет,  но  она  сама,  вьющиеся  розы,  черепица
кровли - все оказалось поломано,  порвано,  перебито  и  рухнуло,  как
театральная декорация,  а  мотор,  половина  аэроплана  и  я  -  через
огромное двустворчатое  окно-дверь  -  приземлились  в  гостиной.  Нам
здорово повезло, что  окно  было  распахнуто.  Нет  ничего  неприятнее
ранений от тонкого оконного стекла,  если  случится  пролететь  сквозь
него; мне следовало это знать. На мою голову  сразу  обрушился  жуткий
ливень нравоучений и упреков - хорошо еще, что священник  был  выведен
из строя. Ах, эти глубокие и  высокопарные  сентенции!  Однако,  может
быть, они и смягчили несколько накал страстей?..
   "Большому  Жаворонку",  моему  первому  аэроплану,  пришел   конец.
Никогда, даже мысленно, я  не  пытался  вернуть  его;  мне  просто  не
хватило решительности...
   Потом разразилась буря!
   Идея, вероятно, заключалась в том,  чтобы  заставить  маму  и  меня
уплатить  за  все,  что  когда-либо   обрушилось   или   сломалось   в
Минтончестере с самого сотворения мира.  Да  что  там,  нам  следовало
раскошелиться за каждое животное, которое внезапно подохло  на  памяти
старейшего из жителей городка. Тариф был под стать претензиям.
   Коровы оценивались в двадцать-тридцать фунтов  стерлингов  и  выше;
свиньи шли по фунту за каждую, без скидки за убиение разом  нескольких
животных; веранды, эти жалкие  пристройки,  оценивались  неизменно  не
менее сорока пяти гиней. Обеденные сервизы тоже были в  цене,  так  же
как черепица и всякого рода строительные работы.  Представлялось,  что
некоторые жители Минтончестера вообразили, что над городком забрезжила
заря    процветания,    ограниченного    фактически    только    нашей
платежеспособностью. Священник попытался было прибегнуть к  устаревшей
форме шантажа, угрожая распродажей для покрытия убытков, но я смиренно
согласился: "Распродавайте..."
   Я ссылался на дефектный мотор, на роковое  стечение  обстоятельств,
лез из кожи вон, чтобы свалить вину на фирму с  Блэкфрэйрс-роуд,  и  в
виде  дополнительной   меры   безопасности   представил   документ   о
несостоятельности.  Благодаря  моей  матушке  я  не   владел   никаким
имуществом, кроме двух мотоциклетов (злодеи конфисковали их!),  темной
комнаты для  занятий  фотографией  и  уймы  книг  в  переплетах  -  по
аэронавтике и о прогрессе вообще. Матушка, конечно, не была  виновата.
Она не имела к случившемуся никакого отношения.
   Так вот, несмотря на все, неприятности навалились  лавиной.  Стоило
мне появиться на улице, как всякий сброд  вроде  школяров,  мальчишек,
прислуживавших игрокам в гольф, и неуклюжих подростков выкрикивал  мне
вслед  обидные   слова;   глупцы,   подобные   старику   Лаптону,   не
соображавшие, что человек не может оплатить то, чего  он  не  получал,
грозили  мне  физической  расправой;   меня   изводили   жены   разных
джентльменов, считавших, что их мужьям следовало отдохнуть  от  трудов
праведных на законном основании, то есть из-за  телесных  повреждений;
меня  засыпали   целым   ворохом   идиотских   судебных   повесток   с
перечислением целой кучи фантастических преступлений, таких, например,
как злостное  членовредительство  и  человекоубийство,  преднамеренное
нанесение убытков и нарушение чужого права  владения.  Оставался  один
выход - бежать из Минтончестера, уехать в  Италию  и  оставить  бедную
маленькую матушку укрощать  человеческие  страсти  в  свойственной  ей
твердой  и  сдержанной  манере.  Должен   признаться,   она   проявила
исключительную твердость. Не женщина, а кремень!
   Как бы то ни было, минтончестерцы  не  очень-то  поживились  за  ее
счет,  но  ей  все-таки  пришлось  распрощаться  с  уютным  домиком  в
Минтончестере  и  присоединиться  ко  мне  в  Арозе,  несмотря  на  ее
отвращение к итальянской кухне. По приезде она обнаружила, что и тут я
уже успел стать в некотором роде знаменитостью, так как за три дня мне
удалось свалиться в три разные горные расселины,  чем  я,  несомненно,
установил рекорд. Но это уже совсем другая история.
   Полагаю, что  от  старта  до  финиша  эпопея  с  первым  аэропланом
обошлась моей матушке в девять сотен фунтов с хвостиком. Если бы я  не
вмешивался,  а  она  упорствовала  в  своем  первоначальном  намерении
покрыть все убытки, это стоило бы ей около трех тысяч...
   Но пережитое стоило того, да, стоило. Как бы  мне  хотелось  пройти
через это все заново! Знаю, не один  старый  чудак  вроде  меня  сидит
сейчас у камина и вздыхает о безвозвратно ушедшем счастливом времечке,
полном приключений, когда любой отважный мужчина был  волен  летать  и
ходить  куда  угодно  и  рушить  что  угодно,  а  потом   хладнокровно
подсчитывать убытки и размышлять, что ему за это будет.

Популярность: 10, Last-modified: Thu, 27 Jul 2000 06:09:25 GmT