На вопрос сарацина: "Кого ты считаешь виновником добра и зла?", -
христианин отвечает: "Мы говорим, что только Бог и никто другой есть
виновник всяческих благ, но не зла". На это сарацин говорит: "Кого ты
называешь виновником зла?"
X. Разумеется, того, кто по своей воле диавол, и нас, людей.
С. Из-за чего?
X. Из-за свободной воли.
С. Так что, ты свободен, и что хочешь, можешь делать и делаешь?
X. Я сотворен Богом свободным лишь для двух вещей.
С. Для каких?
X. Для злодеяния и для благодеяния, что есть добро и зло. Поэтому,
делая зло, я несу наказание от закона Божия, а творя благо, не страшусь
закона, но и почтен и помилован Богом. Подобно и диавола Бог сотворил
свободным еще прежде людей, и он согрешил, и Бог изверг его из его чина. Но
ты, быть может, возразишь мне: "То, что ты называешь добром и злом, - что
это? Вот, солнце, и луна, и звезды хороши - сотвори что-нибудь из этого". Но
не из-за этого ли я еще прежде говорю тебе: я творю добро и зло сообразно
человеку: добро, как, например, прославление Бога, молитва, милостыня и
подобное им, а зло - блуд, воровство и подобное; если же, как ты говоришь,
добро и зло от Бога, то Бог у тебя окажется неправедным, что не так. Ведь
раз Бог повелел, как ты говоришь, блуднику блудить, вору красть, мужеубийце
убивать; то они достойны чести - ибо сотворили волю Божию. Окажутся и
законодатели твои лжецами, и книги подложными, потому что предписывают сечь
блудника и вора, сотворивших волю Божию, и казнить мужеубийцу, которого
следовало бы чтить, потому что он сотворил волю Божию.
Сарацин же говорит: "Кто вылепляет младенцев в женских утробах?" - Ибо
сарацины ставят перед нами эту задачу как труднейшую, желая доказать, что
Бог виновник зла.
Ведь если я в ответ говорю, что Бог вылепляет младенцев в утробах
женщин, то сарацин скажет: "Вот, Бог пособник блуднику и прелюбодею". На это
христианин отвечает: "Мы никоим образом не находим, чтобы Писание говорило,
что Бог вылепляет или создает что-либо после первой недели миротворения.
Если жеты в этом сомневаешься, покажи сам какое бы то ни было создание или
произведение, сотворенное Богом после первой седмицы. Но ты никоим образом
не сможешь показать его, ибо все видимые создания возникли в первую седмицу.
Ведь Бог в первую неделю сотворил человека и повелел ему рождать и
рождаться, сказав: плодитесь и размно жайтесъ, и наполняйте землю (Быт.
1:28). И поскольку человек был одушевлен, имея одушевленное семя, в
собственной его жене взошел посев. Так что человек рождает человека, как
говорит божественное Писание: Адам родил Сифа, и Сиф родил Еноса, и Енос
родил Каина, и Каин родил Малелеила, а Малелеил родил Иареда, и Иаред родил
Еноха (Быт. 5:3-18). И не сказано: Бог создал Сифа, или Еноса, или кого
другого, и отсюда мы знаем, что один-единственный Адам создан Богом, а
потомки его рождаются и рождают до сего времени. И так благодатью Божией
стоит мир, потому что и всякая трава и растение с тех пор повелением Божием
рождает и рождается - ибо сказал Бог: Да произрастит земля зелень травы
(Быт. 1:11), и повелением Его произросло всякое древо, и всякий род травы и
растений, имея в себе семенную силу. Семя же всякого растения и травы
одушевлено, и снова попадая на землю, само собой или высеваемое другим, оно
всходит, не создаваемое кем-либо, но повинуясь первому повелению Божию. Вот
и я, как прежде сказал, будучи свободен лишь в уже упомянутых вещах, куда бы
ни сеял, пользуясь своей властью, в своей ли жене, или в чужой, семя всходит
и становится послушным первому повелению Божию, а не так, что Он каждый день
создает и делает, потому что в первую седмицу сотворил Бог небо и землю, и
весь мир в шесть дней, и в седьмой день почил от всех дел Своих (Быт. 2:1
ел.), как и Писание мне свидетельствует".
Сарацин же: а как же Бог говорит Иеремии: прежде нежели Я образовал
тебя во чреве, Я познал тебя, и из утробы освятил тебя(Иер. 1:5)?
Христианин: Бог образовал одушевленную и семенную силу всякого мужа от
Адама и далее. Ибо Адам, имея во чреве Сифа, родил его, как я уже говорил, а
Сиф Еноса, и всякий человек, прежде имея сына во чреве своем, [рождает его],
и сын родил и рождает до сего времени. А "из утробы освятил тебя" понимай
как [утробу], истинно рождающую чад Божиих, по свидетельству святого
Евангелия: а тем, которые приняли Его верующим во имя Его дал власть быть
чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения
мужа, но от Бога родились (Ин. 1:12-13) через крещение.
(2) Противник же: а до Христа было крещение? Ведь Иере-мия рождается
прежде Христа.
X.: Было, по свидетельству святого апостола, говорящего, что одни
крестились в облако, другие в море (1 Кор. 10:1). И Господь говорит в
Евангелиях: если кто не родится от воды и Пуха, не может войти в Царствие
Небесное (Ин. 3:5). Так что Авраам, и Исаак, и Иаков, и остальные святые
прежде Христа, входя в Царствие Небесное, прежде крестились, потому что
согласно свидетельству Христа, если бы не крестились, не спаслись бы.
Свидетельствует же и Дух Святой, говоря: Отчуждены грешники от утробы (Пс.
57:4), то есть от крещения. Поэтому исповедуем, что все спасшиеся и
спасаемые крещением спасены и спасаются по благодати Божией.
(3) С.: Того, кто творит волю Самого Бога, ты называешь добрым или
злым?
Разгадав же хитрость его, христианин говорит: "Знаю, что ты хочешь
сказать".
С.: Так расскажи мне.
X.: Ты хочешь спросить, волею Христос пострадал, или неволею? Чтобы,
если я отвечу: "волею пострадал", сказать мне: "иди теперь, поклонись
иудеям, потому что они исполнили волю Бога твоего".
С.: Именно это я и хотел тебе сказать - если у тебя есть доводы, ответь
мне.
X.: То, что ты называешь волей, я именую терпением и великодушием.
С.: Как ты это можешь доказать?
X.: Делом, потому что если мы с тобой сидим или стоим, может ли
кто-нибудь из нас вне власти и владычества Божия встать и двинуться?
С.: Нет.
X.: Когда Бог говорит: "не укради, не блуди, не убий", хочет ли Он,
чтобы мы крали, блудили, убивали?
С.: Нет, ведь если бы хотел, Он не сказал бы: "не укради, не блуди, не
убий".
X.: Слава Богу, что ты признал то, что я хочу сказать. Вот ты
согласился со мной, что никто из нас без Бога не может встать или двинуться,
и что Бог не хочет, чтобы мы крали или блудили. Если сейчас я встану, пойду
и украду, или буду блудить, скажешь ли ты, что это воля Божия или попущение,
терпение и великодушие?
(4) Сообразив и удивившись, сарацин сказал: "Действительно, это так".
X.: Пойми и то, что, хотя Бог и может поразить, Он воздержался на
время, то есть выказал великодушие о грехе. Но, если я не покаюсь, Он, когда
захочет, воздаст мне, как поступил Он и с иудеями. Ибо по прошествии
немногих лет Он воздвиг против них Тита и Веспасиана и эллинов, и ниспроверг
надменность их.
(5) Если спросит тебя сарацин и скажет: "Кем ты считаешь Христа?",
отвечай ему: "Словом Божиим, и думаю, что ни в чем здесь не погрешаю, потому
что Он и Словом именуется в Писании, и Премудростью, и Мышцею, и Силой
Божией, и много такого другого - ибо Он многоименен. Спроси его и ты в свою
очередь:
"Как называется Христос в твоем писании?". И может быть, он захочет
спросить у тебя что-нибудь еще, желая ускользнуть от тебя, - не отвечай ему,
пока он не разрешит твоего вопроса. И ему обязательно придется ответить
тебе: "В моем писании Христос называется Духом и Словом Божиим". И тогда ты
снова спроси его:
"Дух и Слово Божие писание твое считает несотворенными или тварными?" И
если скажет, что несотворенными, скажи ему: "Вот ты соглашаешься со мной -
ведь не сотворенное кем-либо, но творящее и есть Бог". Если же он вообще
отважится сказать, что они сотворены, скажи ему: "Но кто создал Дух и Слово
Божие?" И если он в затруднении ответит, что Бог создал их, скажи ему: "Ты
только что говорил, что они несотворенны, а теперь утверждаешь, что их
создал Бог. Вот, если бы я тебе так говорил, ты сказал бы мне, что "ты сам
опроверг свидетельство свое, и я больше не верю тебе, что бы ты ни сказал".
Однако я спрошу у тебя еще вот что:
"Прежде чем Бог сотворил Дух и Слово, Он не имел ни Духа, ни Слова?"" И
он побежит от тебя, не имея, что отвечать тебе, - ведь такие люди для
сарацинов еретики, весьма мерзкие и отвратительные, - и если ты захочешь
разгласить о нем остальным сарацинам, он будет тебя очень бояться.
(6) А если спросит тебя сарацин, говоря: "Словеса Божий тварны или
несотворенны?" Ведь они выставляют нам этот вопрос как труднейший, желая
доказать, что Слово Божие тварно, что не так. Ведь если ты скажешь: "Они
тварны", он ответит, что "вот, ты называешь тварным Слово Божие". Если же
скажешь: "Они несотворенны", он ответит, что "вот, все существующие словеса
Божий несотворенны, но не суть боги. Вот ты и признал, что Христос, будучи
Словом Божиим, не есть Бог". Поэтому в ответ не говори ему, ни что они
тварны, ни что несотворенны, но отвечай ему так: "Я исповедую несотворенным
только одно воипостасное Слово Божие, как и ты это признал, а все мое
Писаниеназываю не словесами, но глаголами Божиими"'. И если скажет сарацин:
"А как же Давид говорит, что слова Господни - слова чистые (Пс. 11:7), но не
"глаголы Господни - глаголы чистые"?", скажи ему, что пророк говорил в
переносном, а не в собственном смысле.
И если скажет тебе: "Что есть переносный и собственный смысл?", отвечай
ему, что собственный смысл есть твердое указание вещи, а переносный -
нетвердое. И если скажет тебе сарацин:
"Допустимо ли, чтобы пророк давал нетвердое указание?", скажи ему, что
в обычае у пророков олицетворять неодушевленные вещи, и они наделяют их
глазами и устами, как, например, море увидело и побежало (Пс. 113:3). Ведь
ясно, что море не имеет глаз - ибо оно не одушевленное. И вновь тот же
пророк обращается к нему как к одушевленному: Что с тобою, море, что ты
побежало? (Пс. 113:5) и так далее. "И меч мой насытится плотью", - говорит
Писание, ведь "насыщение" говорит об устах едящего и поглощающего, а меч
рассекает, но не поглощает. Так в переносном смысле он и назвал словами
глаголы, которые собственно не суть слова, но глаголы.
(7) И если скажет тебе сарацин: "Как сошел Бог во чрево женщины?",
говори ему: "Воспользуемся твоим писанием и Писанием моим; твое писание
говорит, что Бог преждеочистил Деву Марию более всякой плоти женской, и
сошел Дух Божий и Слово в Нее, а мое Евангелие гласит: Дух Святой найдет на
Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя (Лк. 1:35). Вот один глас обоих речений,
и один смысл. Знай же и то, что о нисхождении и восхождении Божием Писание
говорит в переносном, а не в собственном смысле, применительно к нашим
свойствам, - ведь нисхождение и восхождение у философов в собственном смысле
сказываются о телах, а Бог все содержит и никаким пространством не
содержится. Ибо сказано у одного из пророков: Кто измерил воды морские
дланью своею и пядью небеса, и всю землю горстью? (Ис. 40:12). И вообще, все
воды под рукою Божией, и все небо пядь, и вся земля горсть. Как может Он Сам
снизойти и взойти в Своей собственной руке, содержащей все?"
(8) Если спросит тебя сарацин, говоря: "А если Христос был Бог, как Он
пил, и ел, и спал и так далее?", скажи ему, что предвечное Слово Божие,
создавший все, как свидетельствует мое Писание и твое писание, Сам создал из
плоти Святой Девы Марии совершенного человека, одушевленного и одаренного
умом, и тот пил, и ел, и спал, а Слово Божие не ел, не пил и не спал, и не
был распят, и не умер, но святая Плоть, которую Он принял от Святой Девы,
она была распята. Знай же, что Христос считается двойственным по природе, но
единым по ипостаси. Ибо одно предвечное Слово Божие и после принятия плоти
ипостасно, то есть личностно, но не по природе - ибо не прибавилось к Троице
четвертое лицо после неизреченного соединения с плотью.
(9) Если спросит тебя сарацин: "Та, которую вы зовете Богородицей,
умерла или жива?", говори ему: "Не умерла", полагаясь на доказательство из
Писания. Ибо говорит об этом Писание:
"Пришла и к Ней естественная смерть человеческая, но не заключив и не
покорив, как нас, - нет, - но как если сказать: первый человек уснул и
лишился ребра".
(10) Если сарацин скажет тебе: "Вот я получил удар в некоем месте моей
плоти, и плоть от удара произвела синяк, и в синяке завелся червь. Так кто
создал его?" - скажи ему, как,мы уже говорили, что после первой седмицы
миротворения мы не находим, чтобы Бог создал или создавал что бы то ни было,
но повелением Божиим, которое Он дал в первую седмицу, происходит
происходящее. Ибо после грехопадения осуждена земля произращать тернии и
волчцы. И поныне, не засеваемая, она произращает тернии и волчцы. И плоть
наша, тогда же осужденная, до сего дня производит вшей и червей.
(11) Дальше спрашивает сарацин христианина: "Кто у тебя больше,
освящающий или освящаемый?" Христианин же, разгадав каверзный его вопрос,
говорит: "Я знаю, что ты хочешь сказать". И сарацин: "А если знаешь,
расскажи мне". Христианин говорит, что "если я скажу, что освящающий больше
освящаемого, ты мне ответишь: иди, поклоняйся Иоанну Крестителю как
крестившему и освятившему твоего Христа". Сарацин же говорит: "Именно это я
и хотел тебе сказать". Христианин спрашивает сарацина иносказательно: "Если
ты пойдешь со своим рабом в баню и он будет мыть тебя и чистить, кого ты
назовешь большим, того жалкого и купленного раба, или себя, кого он моет как
своего господина?". "Ты имеешь в виду, что я, купивший его, больше, чем он,
купленный мною", - сказал христианину сарацин. Христианин же ответил:
"Благодарение Богу. Так же понимай, что и Иоанн как раб и слуга
прислуживал Христу в Иордане, крестившись в котором, Спаситель мой сокрушил
главы гнездившихся там злых бесов".
Сарацин же, весьма удивившись, и недоумевая, и не имея что ответить
христианину, удалился, больше уже не вызывая его на спор.
Популярность: 8, Last-modified: Tue, 25 Sep 2001 04:56:24 GmT