Белые и розовые лепестки плодовых деревьев падают на на
могилу Хайяма каждую весну, как и восемь с половиной веков тому
назад.
Современник Хайяма пишет: "Однажды в городе Балы, на
улице работорговцев, во дворце эмира, на пиру за веселой
беседой наш учитель Омар Хайям сказал: "Меня похоронят в таком
месте, где всегда в дни весеннего равноденствия свежий ветер
будет осыпать цветы плодовых ветвей". Через двадцать четыре
года я побывал в Нишапуре, где был похоронен этот великий
человек, и попросил указать мне его могилу. Меня привели на
кладбище Хайры,и я увидел могилу у подножия садовой стены,
осененную грушевыми и абрикосовыми деревьями и осыпанную
лепестками цветов так, что она была совершенно скрыта под ними.
Я вспомнил слова, сказанные в Балхе, и заплакал. Нигде во всем
мире до обитаемых его границ не бывало человека, подобного
ему". Так говорят легенды об Омаре Хайяме, о его мудрости
.и прозорливости, граничащей с ясновидением. Он предсказывал
погоду, солнечные и лунные затмения, и он перевел стрелку
мировых часов на дни весеннего равноденствия, перестроив
исчисление времени по нуждам земледельцев, ибо он был великим
звездочетом и болел сердцем за судьбы простых людей.
"Имам Хорасана; Ученейший муж века; Доказательство
Истины, Знаток греческой науки; Царь философов Востока и
Запада" - таков далеко не полный почетный титул Омара
Хайяма в зените его славы. Мы мало знаем о его жизни, но по
многочисленным легендам, свидетельствам современников и
сообщениям позднейших историков мы можем представить себе
основные черты его биографии.
Сохранился гороскоп Хайяма: "Его счастьем были
Близнецы: Солнце и Меркурий находились в степени восхождения в
третьем градусе Близнецов Меркурий был в перигелии, и Юпитер,
смотря на них обоих, был в утроении".
Известный исследователь творчества Хайяма индийский ученый
Свами Говинда Тиртха вычислил по сочетанию светил в гороскопе,
что Хайям родился 18 мая 1048 года.
Омар Хайям родился в Хорасане., в древнем городе Нишапуре,
в семье зажиточного ремесленника, быть может, старейшины цеха
ткачей, изготовлявших ткани для шатров и палаток.
Очевидно, ремесло его предков было почетным, ибо Хайям -
псевдоним поэта - происходит от слова "хайма" (шатер, палатка)
,
Получив первоначальное образование в родном городе, Хайям
переезжает учиться в Балх. Для дальнейшего усовершенствования
своих познаний в 70-х годах XI века Хайям поселяется в
Самарканде - крупнейшем научном центре того времени.
Из всех наук молодого Хайяма сильнее всего увлекала
математика. Славу ему принес не дошедший до нас трактат
"Трудные вопросы математики" и последовавший за ним -
"Объяснения трудного в заключениях Эвклида". Вскоре
Хайям переезжает в Бухару по приглашению правителя, принца из
рода Караханидов. Там он принят был с большими почестями.
Правитель Бухары, беседуя с Хайямом, "сажал его с собой
рядом на престол в знак наивысшего уважения",
К этому времени стремительно выросла и утвердилась
огромная империя Великих сельджуков-выходцев из кочевого
туркменского племени Огузов. В 1055 г. сельджукский султан
Тогрул-бек завоевал Багдад и объявил себя духовным главою всех
мусульман.
Халиф окончательно утратил всякую власть, что имело
большое благотворное влияние на культурное развитие народов,
населявших обширные страны Ближнего Востока.
При султане Малик-шахе империя Великих сельджуков
простиралась от границ Китая до Средиземного моря, от Индии до
Византии. Главою нового государства стал известный
Низам-ул-мульк, образованнейший человек своего века, обладавший
большим государственным талантом. При нем расцвели
промышленность и торговля. Он покровительствовал наукам,
учреждал в больших городах учебные заведения-медресе и
восстановил Багдадскую академию "Низамийе".
По его приглашению Омар Хайям переселяется в столицу
нового государства Исфахан и становится почетным приближенным
султана.
Легенда говорит, что Низам-уд-мульк предложил Хайяму
управлять городом Нишапуром и всей прилегающей областью. Хайям
ответил: "Не хочу управлять людьми, приказывать и запрещать,
а хочу весь свой разум посвятить науке на пользу людям!"
К этому времени Хайям известен как величайший астроном
своего века. Ему поручено строительство крупнейшей в мире
обсерватории. В результате его многолетних наблюдений за
звездным небом, им была совершена реформа календаря за пятьсот
лет до реформы папы Григория XIII.
Когда создавал Хайям свои четверостишия? Очевидно, в
течение всей жизни, до глубокой старости. Он никогда не писал
хвалебных од правителям, никогда не был придворным льстецом,
ожидающим милостей и подачек. Мы представляем себе его
человеком гордым и независимым, исполненным достоинства.
Его четверостишия-рубай - пробились, как родники, изглубин
народного творчества. Каждое четверостишие Хайяма - это
маленькая поэма. Хайям выгранил форму четверостишия, как
драгоценный камень, утвердил внутренние законы рубай, и в этой
области нет ему равных.
О Хайяме - ученом, философе-сказано много. До нас дошло
восемь его ученых трудов-математических, астрономии ческих,
философских и медицинских. Это далеко не все его наследие.
Многое или погибло, или еще не найдено. В одном четверостишии
он говорит:
Тайны мира, что я заключил в сокровенной тетради, От людей
утаил я, своей безопасности ради.
Эта сокровенная тетрадь Хайяма приоткрывается нам в его
великолепных четверостишиях, где он, с необыкновенной силой,
глубоко и полно высказывает то, чего не мог сказать в своих
научных трудах из-за суровых условий своего вреиеви, из-за
тяготевшего над ним гнеота религии. Как язвительно издевается
он в своих стихах над показной святостью, над установлениями
шариата, которые он считает бессмысленными, над всем, - что
гнетет и давит душу живую. Он отрицает существование ада и рая,
отрицает загробную жизнь, смеется над постами и молитвами, что
было величайшим кощунством в глазах официальных ревнителей
ислама.
Лев Толстой. говорил, что художественное произведение
нельзя передавать другими словами, оно должно само
рассказывать о себе. Творчество Хайяма.-одна из величайших
вершин мировой поэзии-говорит само за себя. Все более
приближается к нам и проясняется сквозь редеющий туман
столетних разнотолков огромный, тысячецветно сверкающий мир
поэзии и высокой мысли Омара Хайяма.
Восемнадцатилетний период жизни Хайяма в Исфахане был
самым счастливым и творчески плодотворным временем его жизни
под защитой могущественных покровителей.
В 1092 году заговорщиками был убит Низам-ул-мульк. Через
месяц в расцвете сил умер Малик-шах. Началась ожесточенная
борьба за власть. Империя стала разваливаться на отдельные
феодальные государства. Средства на обсерваторию перестали
отпускать. Положение Хайяма становилось опасным. Его враги и
гонители подняли головы. Историк пишет: "Чтобы сохранить глаза,
уши и голову, шейх Омар Хайям предпринял хадж (паломничество в
Мекку)". Путешествие к святым меcтам в ту эпоху длилось иногда
годами... Возвратясь из хаджа, Омар Хайям поселился в Багдаде,
где стал как бы профессором в академии Низамийе. Нрав его
изменипся. Он стал суровым, замкнутым и "захлопнул дверь своего
дома перед прежними друзьями и единомышленниками". Прошли годы,
в стране установился сравнительный порядок. К власти пришел сын
Низам-ул-мулька, стремившийся продолжать политику своего отца.
Овеянный славою, великий ученый Омар Хайям вернулся в родной
Нишапур. Ему к тому времени было, очевидно, более 70 лет.
Последние годы жизни он провел на родине, в благословенном
Хорасане, окруженный почетом и уважением лучших людей своего
времени. Его гонители не осмеливались расправиться с ним.
Четверостишия Хайяма полны глубоких философских раздумий.
Он скорбит над неустроенностью человеческих судеб, над
обреченностью жизни человеческой. Эти четверостишия, очевидно,
родились в годы его скитаний, когда он стал мишенью
издевательств и преследований людей низких и лицемерных,
которых он так всегда ненавидел.
Великий гуманист и жизнелюбец Хайям утверждает жизнь,
прославляет красоту и духовное величие человека. Глубинный
смысл его поэтических образов не дает нам поводов для
мистического, суфийского их истолкования, но и за каждой
реалистической картиной, будь то гончарная мастерская, или
черепок кувшина, бывший когда-то черепом шаха скрывается
глубокий и драгоценный символ: он воспевает возлюбленную, и
хотя она смертна, как все люди, она становится божеством, ради
которого он отрекается от рая. Он прославляет пир, но это пир
высоких мыслей и благородных чувств- пир Платона. Чаша вина -
это волшебная чаша Джамшида, чаша человеческого разума,
объемлющего весь мир. Сборище пьяных гуляк оказывается кругом
избранных мудрецов.
В некоторых четверостишиях возникают пейзажи, изумительные
по чистоте и прозрачности красок. Хайям, столь много сказавший
о кувшине, чаше и вине, не был ни пьяницей, ни гулякой.
Великому мудрецу, ученому, трудившемуся весь свой долгий век до
последнего часа, едва ли могло прийти в голову предаваться
разгулу.
Вся поэзия Хайяма - это прославление величия духа
человеческого, вся она проникнута верой в бессмертный
творческий разум человека. Этим она близка нам. В этом - залог
ее бессмертия.
Владимир Державин
Популярность: 8, Last-modified: Thu, 16 Oct 1997 08:46:36 GmT