+---------------------------------------------------------------------· | I ++ | +------------------------------------------------------------· I ++ | | +------------· +------------------------· I ++ I ++ | | +-+ С-· +-+ I I ++ I ++ | | | +==ё I | +============ё I I ++ I ++ | | | I Т======+ | С-------· | I I ++ I ++ | | | I Т=ё С-· | I I ++ I ++ | | | I Т=======ё I | I I ++ I ++ | | | С----------------------+ I | С---------· I ++ I ++ | | Т=ё +=+ | I I ++ I ++ | | Т================================+ Т================+ I ++ I ++ | | Мы не ищем известности! I ++ I ++ | | Достаточно, что вам известен факт нашего существования... I ++ I ++ | Т============================================================+ ++ I ++ | +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ I ++ | I ++ | +-------------------------------------------------· I ++ | | Supporting: I ++ I ++ | | IBM PC 486DX2/66/HD420/SVGA_VLB2Mb/SB16/2400BPS I ++ I ++ | Т=================================================+ ++ I ++ | ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ I ++ | I ++ Т=====================================================================+ ++ ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ +-------------------------------------------------------------------· | ==К============= ==============К===К=========================== I ++ | I К К +===+ +====+ +===+ I I К +===+ +====+ +====+ I ++ | I I I I I I I I I I I I I I ++ | I Л===? Л==? +====+ Л==? I I I Л==? I I +====+ I ++ | I I I I I I I I I I Л==К=+ I I ++ | I I I I I I I I I I I I I I ++ | П Й Й +===+ I +===+ Й Й +===+ +===+ Й += I I ++ | ========================+ ======================================+ I ++ Т===================================================================+ ++ ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ +------------------------------------------· | Third Edition (1130 lines) I ++ | Saint-Petersburg I ++ | 24.01.95 I ++ | Copyright (C)1994 Computer Service, Ltd. I ++ Т==========================================+ ++ +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ +-----------------------------------------------------------· | Written on Lexicon 1.2 by Andy of -=CSL=- I ++ | Thanks for consulting are going to Max & Vadim of -=CSL=- I ++ Т===========================================================+ ++ ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ +-----------------------------------------------------------------· | Содержание: I ++ | I ++ | Во-первых .................................................. I ++ | В дебрях главного меню игры ................................ I ++ | Установка замка ............................................ I ++ | Предварительные установки в игре ........................... I ++ | Строительство .............................................. I ++ | Карта территории ........................................... I ++ | Кругооборот товаров и графики развития государства ......... I ++ | Война ...................................................... I ++ | Объединение с противником (Только на Commodore AMIGA) ...... I ++ | Управление процессом игры .................................. I ++ | Сообщения в игре ........................................... I ++ | Есть материалы, но почему-то не используются ............... I ++ | Информация о содержимом замка .............................. I ++ | Что нам стоит что построить ? .............................. I ++ Т=================================================================+ ++ ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ +---------------------------------------------------------------------· | Во-первых I ++ Т=====================================================================+ ++ ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ Договоримся о следующих выражениях в самой игре: а) Чтобы не писать длинные фразы типа "крайняя справа иконка", я бу- ду говорить подразумевать под словами: BUILD - крайняя слева иконка (внизу экрана) DEL - вторая слева иконка (внизу экрана) MAP - средняя иконка (внизу экрана) GRAPH - вторая справа иконка (внизу экрана) COMP - крайняя справа иконка (внизу экрана) LMB - левая кнопка мышки RMB - правая кнопка мышки BMB - обе кнопки мыши нажать одновременно иконка - маленькая квадратная или круглая картинка на экране. кликнуть маусом - перевести курсор мышки туда-то и нажать LMB +---------------------------------------------------------------------· | В дебрях главного меню игры I ++ Т=====================================================================+ ++ ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ Итак, заиграла музыка (При памяти не менее 2 Мб на Amiga либо при чем-нибудь, совместимом с Adlib - на IBM PC) и вы попали в главное меню иг- ры. Попробую рассказать, что здесь можно сделать: Первое, что мы сделаем - это осмотрим экран главного меню. Что же здесь есть: 1. Вверху слева изображен маленький квадратик. Для пользователей AMIGA - это выход в Workbench (нужен, если вы играете в игру с винчестера). Для пользователей IBM PC объяснять не надо, так как рядом с этим квадратиком есть надпись EXIT (В варианте игры "Serf City: Life is feudal"). 2. Далее следует ряд иконок. Иконка Start - начало игры либо ее про- должение, если вы загрузили ее сохраненное состояние. Вторая иконка (с кар- тинкой) - выбор режима игры (объяснено ниже). Иконка OPTIONS - настройки в игре. (Конкретно смотрите в разделе "Управление процессом игры"). Иконка LO- AD - загрузка сохраненного состояния игры. Имеет смысл, если вы ранее сохра- нялись в процессе игры. После загрузки сохраненного состояния на месте этой иконки появится иконка ABORT, при нажатии на которую сохраненное состояние игры обнуляется, и вы выходиете обратно в главное меню. 3. Теперь посмотрим еще ниже. В нижней части экрана находятся, об- разно говоря, четыре окна со ставнями. Под этим имеется ввиду то, что в игре могут участвовать четыре игрока. За одного или за двух можете играть вы и вашу друг, а за остальных - компьютер. Если игрок участвует в игре, то соот- ветствующее окно открыто и в нем появляется изображение игрока и некоторые сведения о его возможностях на момент начала игры. Рассмотрим кокретно раз- ные части этого окна: +------------- 4 +======Я======КЬК=====+ I | I I --В------ 3 I | Л=Н=====? I | I I I I | I I I I | I I I I | I I I I | | I I --В------ 2 +======О==Ь===Й=Й=====+ | +------------------ 1 1) Изображение игрока. В некоторых режимах игры вы можете менять его, кликая в этом месте кнопкой мышки. 2) Его возможности на старте игры. Показываются тремя столбиками - голубым, зеленым и красным. Голубой столбик - количество строительных мате- риалов в замке (чем выше столбик - тем их больше). В некоторых режимах игры также можно регулировать его значение. (Нулевым оно быть не может, так как всегда должно быть достаточное количество материалов для постройки избушек лесника, лесоруба, каменьщика и лесопилки). Зеленый столбик - ум игрока. За- метьте, что когда за игрока играет человек, то зеленый столбик всегда на максимуме (хотя на самом деле это не всегда так!). А вот у компьютерных иг- роков ум может быть от младенца до эксперта. Причем его тоже можно менять на ваше усмотрение (и тоже не во всех режимах). Красный столбик - количество народа. По идее игры, вам в начале не должно хватать народа (носильщиков, воинов и т.п.), чтобы развиваться спокойно, постепенно, так, как это делает компьютер. А то самые резвые тут начанают игру с такой скоростью, что терри- тория их государства может расти втрое быстрее, чем у трех их противников, причем вместе взятых! 3) Здесь в разных случаях могут быть разные изображения: а) мышка, находящаяся в левой его части, если этим игроком управляете вы; б) мышка, находящаяся в правой части прямоугольника, если этим игроком управляет ваш товарищ по играм; в) пустота, если этим игроком управляет компьютер (либо это- го игрока вообще нет!); г) две мышки, если вы играете вместе с другом за одного иг- рока (экран при этом делится на две части и получается две одинаковые игры, в которых каждый из вас может опробовать свой вариант стратегии). На IBM PC чаще всего под второй мышкой подразумевается джойстик (я сам играл мышкой и джойстиком); д) изображение круглой кнопки, что означает, что вы можете убрать этого игрока из игры. 4) На этом месте иногда появляется стрелка влево. Кликанье на ней означает, что возможности всех игроков в игре уравниваются и становятся рав- ными возможностям самого правого участвующего в игре игрока. Теперь о режимах игры. Что же это такое? А вот что. Как я уже заме- тил, за режимы игры отвечает иконка, находящаяся справа от иконки START. Кликая на нее вы получаете разные условия игры: MISSIONS - выполнение миссии (всего 30 уровней). Вначале вы можете выполнять только первую. После ее прохождения игра вам выдаст пароль следую- щей миссии. Для того, чтобы не мучаться с прохождением всех уровней, я даю вам пароль 28-го уровня - REPRESS. Я сам прошел его на IBM PC за 4 с полови- ной часа! Далее нажимая стрелки вверх и вниз справа от слова PASWORD, вы мо- жете выбрать любой из 28-и уровней. Но все-таки советую пройти все миссии самим, поскольку при их выполнении вы пополнитесь опытом ведения хозяйства в мирное и военное время. Итак, для начала игры кликните на иконке START. Если же вам известен пароль какой-либо миссии, то кликните справа от слова PASS- WORD и введите клавишами пароль миссии и нажмите ENTER. Игра опознает пароль и в случае его правильного ввода выдаст вам номер миссии сверху от пароля. Вы можете выполнять миссию вдвоем (опробовать два варианта борьбы с врагом, то есть, получается две игры параллельно). Для этого пользователям IBM PC надо иметь аналоговый джойстик, а пользователям Amiga - вторую мышку, вотк- нув ее штекер в гнездо джойстика (купить мышку можно попробовать на рынке в Автово). Для такой игры вспомните, что вы прочитали пару абзацев раньше. TUTORIAL GAME - если вы только начинаете играть в эту игру, то я вам не советую сразу бросаться с криком "Ура!" на врага, а вначале опробовать свои силы в режиме "Учебная игра". В этой игре ваша задача - захватить фор- ты, сторожки и замок врага, которые уже построены к этому моменту. Облегча- ется задача тем, что враг не развивается, в то время как вы можете строить- ся, расширять свою территорию и спокойно обучать своих воинов до тех пор, пока они не будут способны сокрушить врага. Всего здесь имеется шесть разных вариантов игры, которые также выбираются кликаньем на стрелках вверх и вниз. 1 PLAYER GAME - Учебная игра для одного игрока. Здесь вы можете выб- рать себе противников, их возможности и изменить размер общей территории (то есть планеты), после чего сыграть с ними до полной вашей победы. Этот режим аналогичен режиму MISSIONS за одним исключением - противников вы выбираете сами. 2 PLAYER GAME - Учебная игра для двух игроков. Здесь вы можете иг- рать друг против друга. DEMO - включение демонстрационного варианта игры. Здесь за всех иг- роков играет компьютер. Полезно включить и посмотреть, как компьютер решает возложенные на него задачи. Во всех режимах, кроме первого, вы можете менять следующие параметры на свое усмотрение: а) Игроков и их возможности (см. выше) б) Размер карты. За это отвечает иконка с двумя планетами - большой и маленькой. Если вы кликаете на маленькую планету, то размер территории уменьшается, на большую - увеличивается. Максимальный размер территории за- висит от RAM-памяти машины. На Commodore Amiga при 1 Мб максимальный размер равен 3, при 2 Мб - 5, при 8 МБ - 7. На IBM PC - при 4 Мб - 5, при 8 Мб - 7. в) Кроме того, вы можете устанавливать игроков по ряду случайных чи- сел. Их всего 16, их значение варьируется от 1 до 8. Для того, чтобы опреде- лить новый ряд чисел, вам надо кликнуть на стрелке вправо либо на самих чис- лах, в последнем случае вам надо самим ввести эти 16 чисел и нажать Enter. После чего кликаете на "гнутую" стрелку вниз и компьютер на основе этих чис- ле "программирует" игроков - их количество и возможности. Короче, выбираете нужный режим игры либо загружаете сохраненную по- зицию в игре и кликаете на START! +---------------------------------------------------------------------· | Установка замка I ++ Т=====================================================================+ ++ ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ Начинать игру нужно с установки замка в нужном месте. Здесь надо сделать одну оговорку - скорее всего, вы не дошли до 10-го уровня, когда иг- ра сама за вас ставит замок (иногда в самом невыгодном месте), поэтому место вам надо будет выбирать самим. Как же это сделать? Итак, игра началась! На экране вы видите курсор мышки и отметку на территории, выведенной на экране (отметка - это желтый стилистический значок (либо сведенные стрелки, либо изображение дома). Как же узнать, насколько это место подходит для замка? Во-первых, перемещая территорию (делается это следующим образом - нажимается и держится нажатой RMB, после чего двигается мышь), и устанавливая отметку на территории при помощи LMB, добейтесь, чтобы отметка выглядела в виде зам- ка. После этого перевите курсор мышки на иконку внизу экрана с изображением геолога и нажмите LMB. Появится окошко, в котором будут сведения о природных ресурсах, доступных для добычи в местах, прилегающих к данному условному по- ложению замка. Если характеристики ресурсов вам подходят, то нажмите на окошке квадратик с надписью "EXIT" и, переведя курсор на крайнюю слева внизу иконку с изображением дома и нажмите LMB - ваш замок построен! Если не пон- равилось, то снова двигайте территорию и выбирайте другое место для установ- ки замка... По опыту игры попробую дать несколько советов: чтобы не тыркаться туда-сюда в поисках удобного местоположения (ведь время-то идет, а противник не дремлет - возьмет, да и установит свой замок на самом выгодном месте), учтите для себя несколько нюансов установки: 1. Замок должен стоять на ровном месте. Причем, неплохо, чтобы он стоял в довольно широкой долине для того, чтобы рядом с ним можно было пос- тавить наиболее важные здания: двор крестьянина, мельницу, пекарню, плавиль- ню, кузницу, мастерскую, форт - вот, пожалуй, все... 2. Недалеко от него должны быть лес и камни, так как вашей первой задачей будет широкая стройка, а для нее потребуется немерянно досок и кам- ней. 3. Рядом должны быть горы - место для добычи полезных ископаемых. Как раз для информации, "пустые" это горы, или что-то в них есть, и требует- ся информация геолога. Если напротив иконок стоят выражения VERY FEW, AVERA- GE, PERFECT или MUCH, то это место вам подходит. Если же присутсвуют слова NOT PRESENT или MINIMUM, то поищите другое место. 4. Неплохо при поиске пользоваться картой, чем двигать территорию мышкой. Как пользоваться картой, см. дальше. 5. Информацию о любом своем здании (даже строящемся) можно получить, кликнув BMB на здании. +---------------------------------------------------------------------· | Предварительные установки в игре I ++ Т=====================================================================+ ++ ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ Для более удобного управления игрой неплохо выполнить следующие действия: 1. Кликнем маусом на COMP и выберем квадратик с надписью OPTIONS. Появится окно настройки. Напротив (слева и справа) от фраз FAST MAPCLICK и FAST BUILDING стоят "минусы", то есть, эти функции не установлены в игре. Кликните маусом на минусах, пока не получите изображения в виде буковки "V" - функции будут включены. Их наличие в игре поможет сэкономить время и не гонять почем зря мышу по экрану туды-сюды. (я объясню это позднее) 2. Посмотрите раздел "Управление процессом игры" в части установки приоритета выноса товаров из замка и установите прямо так, как сказано там высший приоритет на доски и камень - это должны выносить из замка в первую очередь, для того, чтобы не было задержки с строительством. +---------------------------------------------------------------------· | Строительство I++ Т=====================================================================+++ ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ Как строить - найти место для строительства нужного сооружения. Об- ращайте внимание на значение желтого стилистического значка: - сведенные стрелки - ничего построить нельзя; - изображение избушки - можно построить какую-нибудь избуш- ку, сторожку или мельницу; - изображение шахты (в горах) - можно построить шахту; - изображение замка (с зубчатыми башенками) - можно постро- ить любое капитальное сооружение, не говоря о простейших зданиях, кроме шахт. Если вы выбрали место для постройки здания, то кликните маусом на BUILD (либо два раза LMB) и выберите нужное здание. Далее я даю постраничный список показанных зданий на стилистическом значке замка (на избушке дается только страница 1) и шахт: Страница 1 Страница 2 +--------------------------------· +--------------------------· | Избушка Военная I | Домик Оружейная I | каменщика сторожка I | мясника (кузница) I | I | I | Избушка Избушка Избушка I | Плавильня Лесопилка I | лесоруба лесника рыболова I | I | I | I | Мельница Флажок Избушка I | Пекарня Золото- I | лодочника I | плавильня I Т================================+ Т==========================+ Страница 3 Шахты (только на значке шахты) +----------------------------------· +---------------------------------· | Мастерская Крестьянский I | I | инструментальщика двор I | Каменоломня Шахта по I | I | добыче I | Склад Свиноферма I | угля I | (хранилище) I | Уста- I | I | новка Шахта по Шахта по I | Форт на Форт на I | флажка добыче добыче I | 6 человек 12 человек I | железной золотой I | I | руды руды I Т==================================+ Т=================================+ После установки строительства, проведите к нему дорогу. Как провести дорогу? Очень просто. Дорога должна идти от флажка до флажка. В случае, если от строящегося здания до ближайшего флажка слишком далеко, но рядом проходит дорога, то не стесняйтесь - установите на дороге еще один флажок, и от него уже проведите дорогу к строящемуся зданию. Проводится она следующим образом - кликните маусом на флажке, после чего кликните на BUILD и проведите дорогу согласно возникшим вокруг него прямоугольникам. Присматривайтесь к нарисо- ванным в них изображениям дороги - чем круче дорога, тем медленнее будет ид- ти по ней любой человек. Если на дороге установить флажок не удается, то посмотрите, насколько удален от дороги встречный флажок - если он стоит ря- дом с дорогой, то кликните не него BMB, и если в окошке будем иконка с тремя стрелками, то кликните на нее, и дорога "притянется к флажку". Если флажок находится далеко - не беда, можно поставить рядом с дорогой другой флажок, к которому "притягиваем" дорогу, а от него уже ведем дорогу к нашему бедному флажку. Как уничтожить - очень просто! Наводите на нужное сооружение и после чего кликаете на DEL обоими кнопками - появиться окошко: +-----------------· +-----------------· | Demolishen: I | Уничтожение: I | Click Here I | Нажмите здесь I | If You Are Sure I | если уверены I Т=================+ Т=================+ Если действительно потянуло уничтожить - нажмите на знак "V". Примечание. если указатель стоит на дороге - уничтожение произойдет без дополнительного вопроса. Если же окошка не возникнет, а возникнет голосок "Ту-ту", то это оз- начает, что по каким-то причинам объект уничтожить невозможно. Помните - с самого начала игры вы находитесь во враждебном окруже- нии, и первое, что вам необходимо сделать - это занять территорию, достаточ- ную для нормального ведения хозяйства. Территория увеличивается посредством строительства сторожек и фортов, т.е. на контролируемое ими пространство. Посмотрите вокруг замка вдоль границы - где есть камни, где лес, где озеро, где широкая долина (или просто ровное место). Первым делом, стройте сторожки в направлении леса и камней, посколь- ку главная цель первого этапа игры - построить как можно больше полезных со- оружений, а значит, необходимо большое количество строительных материалов. Как только в районе ваших владений появился лес (он может быть и просто ря- дом с вашей границей), то стройте там одну или две сторожки лесоруба, сто- рожку лесника (чтобы восстанавливал лес, иначе произойдет ужасное - исчезнет лес, а с ним и доски!), и обязательно - лесопилку. Может лучше было бы даже построить не сторожку в этом направлении, а форт. Следующая цель - добыча камней. В их отношении - то же самое, только форт строить не надо - камни являются невосстанавливаемыми ресурсами, поэто- му в последствии вы сами уничтожите избушку каменщика за ненадобностью. Дело каменщика может продолжить впоследствии шахтер каменоломни (если найдутся залежи камней), но об этом попозже. Помните, что необязательно всяким ресурсам находится на вашей терри- тории, они могут быть и просто вблизи ваших границ на территории противника. Профессионалы могут бегать туда за материалами, поскольку они люди гражданс- кие, а значит, неприкосновенные. Это относится к каменщику, леснику, лесору- бу, крестьянину и рыболову. После этого определитесь, где, по-вашему мнению, могут стоять капи- тальные сооружения (двор крестьянина, свинарник, плавильни, кузница, мас- терская и т.п.) - это должна быть долина. В эту сторону полезно построить не сторожку, а форт, поскольку в начале игры у вас есть фора по времени перед началом войны, и поэтому отсутствует вероятность нападения или сжигания (ведь форт строится долго!). После постройки форта надо начинать строить вокруг него капитальные сооружения, перечисленные выше, но не стоит торо- питься строить сразу все, иначе вылетит сообщение "EMERGENCY PROGRAM ACTIVA- TED", которое означает, что в замке кончились строители (или кончились мате- риалы), что очень здорово тормозит строительство, поскольку до сообщения "EMERGENCY PROGRAM NEUTRALIZED" ничего нового строиться не будет вообще, поскольку строители из замка туда не пойдут! Теперь шахты. Просто так в горах их строить не имеет смысла - ре- зультат добычи будет нулевым! Во-первых, в горы в ваших владениях надо выз- вать геолога. Если время подпирает - можно вызвать двух. Как вызывается гео- лог? В районе горы (у подножия или на ней самой) ставится флажок. Если сти- листический значок - только шахты, то вызовите окошко шахт, найдите в нем изображение флажка и кликните на нем. В общем - поставьте флажок! После чего проведите к нему дорогу, а затем нажмите на поставленном флажке обе кнопки мауса - появится окошко флажка, в нем вы должны найти рожу геолога - кликни- те на ней. Если услышите "пк", то геолог вас услышал. Если "Ту-ту" - есть несколько вариантов причин отрицательного результата: 1) в замке нет геолога (посмотрите информацию замка на 2-й странице на предмет наличия оного); 2) все гинеко..., пардон, геологи уже убежали куда-нибудь, то подождите немно- го, пока они не вернутся в замок. 3) сам не знаю, почему (может, просто за- были провести к флажку дорогу?). Короче, геологи бегают, стучат молоточками, чешут подбородки по поводу того, что они нашли. Можете не наблюдать за ними - если они что-то найдут, то раздастся голос "Ку-ку" и внизу слева появится мигающее изображение странички (правда, появиться оно может и по другой при- чине...). Сообщение "GEOLOGIST HAS FOUND..." означает, что геолог что-то на- шел. COAL означает уголь, IRON - железо, GOLD - золото, STONES - камни. Кро- ме того, игра сама переносит вас на место находки месторождения. Обратите внимание на величину кружка в табличке, воткнутой в гору. Если он полностью вписывается в табличку, то это значит, что месторождение небольшое, подожди- те немного, пусть порыскает еще вокруг, может найдет что-то более стоящее - для богатого месторождения кружок не вписывается в табличку. Тем более, для быстрого определения, что за месторождение здесь вообще находится, смотрите на цвет кружка: для угля - кружок черного цвета, для железа - красного, зо- лота - желтого, камней - белого. Если геолог нашел кучу месторождений како- го-то материала, то найдите среди них пожирнее, желательно посередине кучи, и поставьте там шахту - шахтер сам разроет соседние месторождения. Если геологи не нашли нужного вам ресурса, то не очень огорчайтесь - посмотрите на территорию врага, может там и есть необходимый вам ресурс. Это значит, что эту территорию стоит потом завоевать и построить там свою шахту. В конце концов, есть неплохой способ - объединение с противником (только на Amiga!). И еще - если есть озеро, то неплохо построить рядом с ним парочку избушек рыболовов. Приблизительная последовательность строительства гражданских соору- жений (военные сооружения рядом с ними надо строить, естественно, по мере необходимости): избушки лесоруба, лесника и каменщика, лесопилка, кузница, плавильня, шахты требуемых материалов, избушки рыболовов, мельница, пекарня, двор крестьянина, свинарник, бойня, золотоплавильню, мастерскую. Все это подходит для начальных уровней - далее действуйте по своему усмотрению. +---------------------------------------------------------------------· | Карта территории I ++ Т=====================================================================+ ++ ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ При нажатии LMB на MAP (или двойном нажатии RMB) возникнет изображе- ние карты. Не думайте, что территория настолько огромна - наверняка выбран большой масштаб. Дело в том, что развертка поверхности многократно повторе- на. Внизу находятся несколько контрольных иконок: +=============================+ I ------В--- сама карта I +--------------------------В--- вид карты - физическая карта (ландшафт), I | I физическая карта с территориями каждого I | I государства или только территории I | I государств. I | +--------------------В--- включить/выключить изображения дорог. I | | +--------------В--- включить/выключить изображения зданий I | | | +--------В--- наложить/снять масштабную сетку. Л==Ь==К==Ь==К==Ь==К==Ь==К=====? Территория планеты - в одной ячейке сетки. I I I I I --В--- изменить масштаб карты. +=====Й=====Й=====Й=====Й=====+ +---------------------------------------------------------------------· | Кругооборот товаров и графики развития государства I ++ Т=====================================================================+ ++ ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ Итак, что же для чего нужно: Крестьянин сеет зерно и собирает пшеницу (колосья), которые идут в мельницу на изготовление муки и в свинарник на откорм свиньям. Мука идет в пекарню на изготовление батонов. Свинопас выращивает свиней, которые попада- ют мяснику и "превращаются" в мясо. Рыболов просто ловит рыбу. Рыба, мясо и батоны - жратва шахтеров. Лесорубы рубят деревья и, срубая сучья, получают бревна, которые не- сут в лесопилку. Та из них делает доски. Каменщики шарахают киркой по камням и получают камни. То же самое выдают каменотесы в каменоломнях (шахтах по добыче камней). Камни и доски идут на строительство. Кроме того, доски идут на стро- ительство лодок и создание инструментов. Шахтеры добывают уголь, железную руду и золотую руду. Уголь идет в плавильню, золотоплавильню и кузницу. Железная руда идет в плавильню. Та из комплекта железная руда + уголь создает железо. Железо идет в мастерскую, которая добавляет к нему доски и создает инструменты, и кузницу, которая из коплекта уголь + железо создает меч и щит, которые идут на вооружение солдат. Золотая руда идет в золотоплавильню, та из комплекта золотая руда + уголь создает золотые слитки. Слитки идут на оплату рыцарям в сторожки и форты. При нажатии на LMB на GRAPH появляется следующая подменюшка: +---------------------------------------------------------------· | +-----------------· +-----------------· +-----------------· I | | Кругооборот I | Кругооборот I | Дефицит/избыток I I | | продуктов I | материалов I | профессионалов I I | | в государстве I | в государстве I | в государстве I I | Т=================+ Т=================+ Т=================+ I | +-----------------· +-----------------· +-----------------· I | | Общее наличие I | Общее наличие I | Общее наличие I I | | ресурсов I | зданий I | профессионалов I I | | в государстве I | в государстве I | в государстве I I | Т=================+ Т=================+ Т=================+ I | +-----------------· +------------------· I | | Графики выпуска I | Графики развития I Выход из I | | продукции I | государств I подменю I | | I | I I | Т=================+ Т==================+ I Т===============================================================+ Кругооборот продуктов в государстве - показывает связи между разными профессионалами по поставке продуктов. В зависимости от удовлетворения пот- ребностей стрелка индикатора либо склоняется в сторону красного сектора (очень плохо!), либо в сторону желтого сектора (переизбыток), либо в зеленый сектор (норма). Точно также все относится к кругообороту материалов в государстве. О дефиците/избытке профессионалов: стрелка индикатора показывает ог- ромный дефицит профессионала в государстве - красный сектор; небольшой дефи- цит - желтый сектор; норму - зеленый сектор; переизбыток - темнозеленый сек- тор. Общее наличие ресурсов в государстве - аналогично наличию ресурсов в замке, только данные даны в объеме государства. Общее наличие зданий - для того, чтобы понять, какое здание чего обозначает, посмотрите выше в меню (01) (в начале описания). Общее наличие профессионалов в государстве - аналогично странице 2 из описания сведений о замке, только данные даны в объеме государства. Графики выпуска продукции - для того, чтобы узнать о росте произ- водства какого-либо вида ресурсов, наведите на него курсор и нажмите LMB. График развития государств - можно посмотреть отдельно сведения по росту территорий, выпуску оружия или строительству домов либо сразу общий показатель по всем трем видам (четыре иконки слева внизу). Кроме того, можно изменить масштаб роста - полчаса (0,5h), час (1h), 2 часа (2h) или 50 часов (50h). Графики указаны для каждого государства своим цветом. Если вы забыли, какому предводителю соответствует какой цвет, нажмите LMB на иконке с изоб- ражением силуэта человека. График очень важен. Побеждает тот игрок, чей по- казатель по оружию, по территории и по домам превысит 75%! +---------------------------------------------------------------------· | Война I ++ Т=====================================================================+ ++ ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ Для того, чтобы воевать, надо иметь достаточно рыцарей для этого не- легкого дела. Причем достаточно сильных рыцарей, поскольку надо учитывать то, что им еще надо дойти до сторожки противника. Чем дольше рыцарю идти, тем он слабее при подходе к чужой сторожке. Таков закон! Во-первых, скажем, как вызвать рыцарей на войну: надо выбрать сто- рожку или форт противника и кликнуть на нем обеими кнопками - появится окош- ко. В нем вы найдете четыре иконки с разными рыцарями. Под ними написаны цифры. Итак, что же это за иконки? Слева направо: первая говорит о количест- ве рыцарей, свободных для совершения государственного долга, находящихся в непосредственной близости от данной сторожки - они придут к ней самыми пер- выми. Вторая - количество свободных рыцарей в сторожках, более удаленных от данной сторожки противника. Придут к ней они, естественно, попозже. Третья - свободные рыцари еще дальше. Ну а четвертая - на крайний случай, если вы за- думали большое нападение, поскольку эти рыцари подойдут к врагу совсем уж поздно. Короче, смотрите на изображения на иконках - они говорят сами по се- бя. Под этими иконками есть еще две с изображениями "+" и "-". С их помощью вы можете регулировать количество рыцарей, посылаемых на данное оборонитель- ное сооружение. Причем, в этом количестве вначале идут самые ближние рыцари, за ними - чуть подальше и т.д. После выбора необходимого количества рыцарей нажмите на иконку с перекрещенными мечами - приказ отдан! После чего смотри- те мультик. Иногда вместо окошка может появиться "Ту-ту" - это означает, что ни один рыцарь до данной сторожки дойти не могет (либо в этой сторожке еще нет рыцарей, что равнозначно, поскольку завоевать ее все равно нельзя). Кроме того, смотрите на количество рыцарей в сторожках. Оно обозна- чается высотой флажка около самой сторожки - чем выше флаг, тем больше рыца- рей. Если флага вообще нет, то там вообще нет ни одного рыцаря, поскольку она только что построена, и рыцарь туда еще только идет! Причем обратите внимание на толщину полос на флагах ваших сторожек - чем толще полосы, тем больше вероятность, что на эту сторожку или форт напа- дут злыдни-враги. То же самое относится и к сторожкам врага. Кроме того, на- до знать, что на сторожку врага можно напасть только тогда, когда на ней флаг с жирным крестом, означающим, что она недалеко от вашей границы (а не еще одного врага!) Кроме того, посмотрите перед нападением на графики развития военной силы у вас и противника. Если они здорово различаются, то сделайте соответс- твующие выводы - если он сильнее вас, то увеличьте количество нападающих ры- царей, если слабее - ограничитесь номинальным значением. +---------------------------------------------------------------------· | Объединение с противником I++ Т=====================================================================+++ ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ Итак, знайте же: с противником можно объединиться!!! Плюсы объедине- ния: а) Не надо ничего делать - противник сам за вас все будет строить! (то есть, вам достаточно указать, где что строить, после чего на стройку по- бегут его (!) строители, понесут его (!) материалы и побегут его (!) профес- сионалы) б) не надо искать полезные ископаемые - все будет принесено с его территории. в) не надо создавать рыцарей - его рыцари сами заполнят ваши сторож- ки! Минусы объединения: а) пункт в) предыдущего абзаца - по дороге его рыцари могут встре- чаться с вашими и просто "крошить" их одного за другим. Кроме того, если вы объявите призыв на войну на этого же противника, может случиться такая хохма - если в сторожке противника один рыцарь, то после призыва его же рыцари из ваших сторожек придут первыми и заселят ее до полного состава! Вот и сражай- тесь с ними после этого!!! б) пункт б) предыдущего абзаца - противник может запросто утащить от вас все самое драгоценное... Таким макаром он утащил у меня все золото на одном из уровней! в) неинтересно играть, когда появляется кто-то в роли "дядюшки из Америки" и начинает все делать за вас. Я сам делал это только в редких слу- чаях, когда играл против трех противников: бывали случаи, когда попросту кончались ресурсы в государстве. Как объединиться? Так уж я вам и сказал! Могу только подсказать мес- то - вдоль границы с противником, в непосредственной близости от нее, должна идти его дорога, к которой вы должны суметь присоединиться. Как - подскажет вам опыт игры. Примечание: Как было замечено мной ранее - объединение возможно только на компьютере Commodore AMIGA... +---------------------------------------------------------------------· | Управление процессом игры I ++ Т=====================================================================+ ++ ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ В игре учтено столько, что по сложности она в сто раз превосходит нашумевший хит "Dune 2". Для уточнения разных нюансов игры существует иконка COMP - управление процессом игры. Итак, кликните маусом на ней. Появится окошко. Далее я перечислю все иконки этого окна в последовательности слева направо постепенно снижаясь сверху вниз. Что надо сказать заранее? Советую посмотреть при вопросах о товарах (как выглядит, скажем, золотая руда) обра- щаться в приложение 1. И во-вторых, не советую при установке каких-либо оп- ций в игре ожидать немедленного результата (исключение - иконка OPTIONS). При нажатии LMB появляется следующее подменю: +----------------------------------------------------------------· | +-----------------· +------------------· +-----------------· I | | Распределение I | Распределение I | Распределение I I | | еды по шахтам I | досок и металла I | хлеба и угля I I | Т=================+ Т==================+ Т=================+ I | +-----------------· +------------------· +-----------------· I | | План инстру- I | Приоритет пере- I | Приоритет выно- I I | | ментальщика I | носки товаров I | са товаров I I | Т=================+ Т==================+ Т=================+ I | +-----------------· +------------------· I | | Наполненность I | Военные I Переход в I | | сторожек I | дела I иконку GRAPH I | Т=================+ Т==================+ I | Выход из I | Quit Options Save подменю I Т================================================================+ +---------------------------· | 1. Обеспечение шахт едой. I Т===========================+ В окне это первая слева и сверху иконка. (трио иконок "буханки", "рыбы" и "мяса"). Надо сказать, что шахты играют огромную роль в обществен- ной жизни вашей страны. Например, значение угольной шахты трудно переоценить - уголь нужен и для стале-плавильни, и для золотоплавильни, и для кузницы. Но, иногда, больно смотреть, как игрок строит столько шахт, что буквально на каждои перекрестке валяются тонны неиспользованного угля, который не исполь- зуется по многим причинам (это может быть не очень удобный путь к плавильням и кузницам или недостаточная добыча железа или золота [при этом плавильни просто переполнены углем, а вот второй составляющей процесса нету!], или просто слишком много угля добывают). Так вот, эта иконка предоставляет возможность управлять производи- тельностью шахт в стране. Рядом с каждой шахтой находится индикатор жратвоо- беспеченности в виде шкалы. При этом процент обеспечения едой показывается зеленой полоской. Вы можете его регулировать, кликая маусом на участках ин- дикатора, либо установить на максимум (кликнув на точке в правой части инди- катора), либо вообще установить на ноль (кликнув на точке слева). Обнуление жратвообеспеченности смысл вообще-то имеет - при перепроизводстве жалко уничтожать шахты, поэтому проще всего лишить шахтеров еды (вот жесто- кость-то!), и производительность упадет до 10% (причем не сразу, а минут че- рез 20)!. Если добыча шахт нормализована, то полезно установить значение на DEFAULT. Для этого кликните маусом на иконке со сведенными стрелками. Скажу чисто для очистки совести - прежде чем устанавливать жратвоо- беспеченность каких-либо шахт, посмотрите, а есть ли у вас такая шахта вооб- ще! +-----------------------------------------------------------· | 2. Обеспечение производства досками и железом (не рудой!) I Т===========================================================+ Эта проблема касается четырех компонентов игры (сверху вниз по изоб- ражениям в окошке) - строительства, избушки лодочника, мастерской и кузницы. Обратите внимание, что для мастерской установлены два индикатора - один по доскам, другой по железу. Доски нужны для строительства, производства лодок и инструментов. На строительстве неплохо держать индикатор досок на максимуме. Если вы не про- водили водных путей, то можно посоветовать установить индикатор досок для избушки лодочника на ноль (впрочем, это игра и так сделает сама). Иногда слишком много досок оседает у мастерового, полезно тогда и ему ограничить индикатор досок. А вот по железу как устанавливать индикаторы, это уж решать вам са- мим, что вам важнее - производить оружие или инструменты. Соответственно и устанавливайте индикаторы для мастерской и кузницы. Кроме того, смотрите на необходимость создания инструментов - если вам ничего не надо из инструмен- тов - обнулите индикатор. Здесь тоже имеется установка значений индикаторов в DEFAULT. Для этого надо кликнуть маусом на иконке со сведенными стрелками. +---------------------------------------------· | 3. Обеспечение производства углем и зерном. I Т=============================================+ Аналогично предыдущей части раздела. Здесь углем "питаются" плавиль- ня, золотоплавильня и кузница, зерном - свинарник и мельница. Чему нужен больше уголь, это надо судить потому, что больше валяется на перекрестках - если все завалено сталью - значит надо "подрезать" достав- ку угля плавильне и добавить кузнице (также стоит в этом случае посмотреть предыдущую иконку на предмет поставки стали мастерской и кузнице). Если все вокруг завалено золотом (не путайте с золотой рудой) - "урежьте" поставку угля золотоплавильне. Кузнице не стоит урезать уголь, поскольку вы воюете, защищаетесь - воины у вас гибнут, - необходимо нанимать новых солдат, - нуж- но оружие. Может, в этом случае стоит лучше построить еще одну кузницу? Поскольку и мясо (добывается из свиней) и батоны (добываются из му- ки) идут на шахту, то здесь регулировать поставку зерна стоит только в том случае, если у вас образуются завалы на перекрестках из мяса или батонов. При рассмотрении окошка тоже можно обнаружить иконку DEFAULT. +--------------------------------------------------------· | 4. Установка приоритета при производстве инструментов. I Т========================================================+ Здесь впрямую можно управлять профессианалами государства. Влезать сюда имеет смысл только в том случае, если вы намечаете провести, например, широкое строительство или организовать широкую добычу полезных ископаемых. Известен следующий факт: профессионал = бездельник + инструмент. Поэтому пе- ред какой-либо широкой компанией удостоверьтесь в наличии в замке или складе необходимого количества нужных вам профессионалов. Если их дикая нехватка, то влезайте в эту иконку и устанавливайте высший приоритет на производство инструментов, необходимых для возникновения нужных профессионалов. Здесь я даю список, построчно сверху вниз, что означают иконки в окошке: - лопата (для ровняльщика) - молоток (для строителя, геолога, мастерового и кузнеца) - топор (для лесоруба) - пила (для лесопилки и мастерового) - коса (для крестьянина) - кирка (для шахтеров и каменщиков) - клещи (для кузнеца) - нож (для мясника) - удочка (для рыболова) Естественно, в этом окошке тоже имеется иконка DEFAULT. +------------------------------------------------· | 5. Установка приоритета товаров при переноске. I Т================================================+ Влезать в это окошко стоит в том случае, если у вас возникли завалы на перекрестках, а носить надо (ну просто позарез!) только определенные то- вары. В этом случае вы кликаете маусом на иконку с нужным вам товаром и, кликая на иконки со стрелками внизу окошка, устанавливаете приоритет пере- носки товара. Причем широкая стрелка вверх - установка высшего приоритета, широкая стрелка вниз - низшего; тонкие стрелки - плавная регуляция приорите- та товара. Чем выше находится товар в "лестнице товаров", тем выше его прио- ритет. По DEFAULT устанавливается естественный приоритет товаров (то есть в начале идут товары для строительства (доски и камни), затем составляющие оружия (сталь и уголь), затем бревна (изготовление досок), золотая руда, за- тем еда для шахт и оружие для солдат...) +------------------------------------------------------------· | 6. Установка приоритета выноса товаров из замка или склада I Т============================================================+ Имеет смысл только если еще не налажено альтернативное производство товаров (скажем еще не построена лесопилка для производства досок) или же производство "сдохло" (шахта истощилась или лесопилку сожгли), а из замка ничего не выносят. В этом случае устанавливаете приоритет товара аналогично предыдущей части раздела. Рекомендую в начале игры сразу влезть в это окошко и установить при- оритет выноса товаров для строительства (доски и камни). Не до конца понял установки по DEFAULT в этом окошке - слишком несуразно, на мой взгляд. Поэ- тому в это окошко вам придется влезать довольно часто, чтобы правильно отре- гулировать вынос товаров из замка или склада. +------------------------------------------------· | 7. Регулировка наполненности сторожек и фортов I Т================================================+ Врубился, что это такое, далеко не сразу с момента увлечения этой игрой. Лишь потом понял (спасибо Максу и Вадиму - подсказали), насколько эта иконка важна, и чего можно добиться, умело ей управляя. Итак, что мы здесь имеем? Четыре красивые цветные иконки, на которых указаны степень удаления сторожки или форта от границы - удаление возрастает сверху вниз, то есть наверху - пограничные сторожки, внизу - тыловые. А ря- дом с ними по два слова-показателя. Что же это за показатели? Верхний показатель - показатель необходимого количества воинов в сторожке или форте, отвечающим данным условиям удаления от границы. Напри- мер, для пограничных сторожек и фортов рекомендую устанавливать показатель FULL. Кстати, вы надеюсь заметили, что показатели имеют пять значений от MI- NIMUM до FULL, причем второй показатель нельзя установить выше первого, а первый - ниже второго. Для остальных иконок советую ставить по убывающей... Но! Неплохо бы вам определить, каким условиям удаленности от границы соот- ветствуют сторожки и форты, защищающие центры производства важнейших това- ров, и после чего установить первый показатель напротив нужной иконки на FULL - если на эти сторожки нападет враг, неплохо, чтобы ему противостоял полный комплект воинов. Второй показатель - сколько воинов должно остаться в сторожке, если вдруг прозвучит призыв на войну или на переподготовку воинов (см. следующую часть по этому поводу). Здесь тоже не стоит переусердствовать в установке минимальных значений. Может получиться так, что как только воины из ка- кой-либо сторожки уйдут на войну или замену, на нее тут же нападет враг. Ко- нец, конечно же, печальный! Не стоит делать показатели равными (в смысле FULL-FULL). Вот вы уди- витесь, когда, желая повоевать, получите 0 воинов для нападения на чужую сторожку! Кроме того, если до противника далеко, то полезно сделать указатели на минимум - пусть воины посидят в замке, потренируются и повысятся в ранге. И далее, для третьей и четвертой степеней удаленности сторожек неплохо пос- тавить вторые указатели на минимум. +------------------------------------------------------· | 8. Наборы рекрутов, защита замка и проч. с воинами I Т======================================================+ Итак, перечисляем сверху вниз: На самом верху установлен индикатор набора рекрутов из бездельников. То есть, смысл вот в чем - постепенно, по мере производства, в замок посту- пает оружие - мечи и щиты. Если прибавить к ним бездельников, то получаться воины. Данный индикатор устанавливает временной интервал, через которые в солдаты будет добавляться по рекруту. Чем больше зеленая полоска - тем чаще будет требоваться лишний комплект оружия для появления солдата. Не советую очень надеяться на этот индикатор, так как у меня был такой случай - я соо- рудил аж три плавильни и три мастерские для производства оружия, после чего оно стало с такой скоростью поступать в замок, что, однажды заглянув в эту иконку, я был поражен - было свободно 157 комплектов оружия, хотя индикатор стоял на максимуме! Если же показатель оставить таким, каким он был с самого начала, то постепенно в замке будут накапливаться боевые комплекты, количество которых указано пониже, рядом с тройной иконкой ("меч"+"щит"+"бездельник"). Если число рядом с этой иконкой не равно 0, то вы можете набрать солдат дополни- тельно, задействовав сразу 1 либо 5, либо 20, либо 100 комплектов, кликнув на соответствующей цифре на иконке слева, изображающей превращение бездель- ника в солдата. Следующая далее (ниже) информация мышкой не управляется и говорит об уровне боевой готовности выших рыцарей в процентах. Чем выше процент, тем лучше сражаются ваши рыцари. Вообще-то имеет смысл нападать на врага, если процент превысит 100. Хотя, если честно говорить, то лично я прошел 27-й и 28-й уровни с показателем 45%! Если игра идет довольно долго, а управление идет довольно умело, то процент боеспособности может дойти до 200% и выше! Честно говоря это попросту вероятность исхода сражения в вашу пользу в слу- чае поединка вашего рыцаря с вражеским одинакового класса. Цифирь под про- центами - количество золотых слитков в вашем государстве. Существует утверж- дение, что чем больше слитков в сторожках, тем лучше обороняются и обучаются рыцари. Далее ниже идут две крупные иконки. На одной изображены перекрещен- ные мечи и два воина - слабак (с белым флагом) и силач. Эта иконка говорит о том, какие рыцари пойдут на войну, а какие остануться в сторожках. Если зна- чок "V" стоит напротив слабака, то на войну пойдут слабаки, а силачи остают- ся в сторожках. В противном случае, на войну пойдут силачи, а слабаки оста- нутся в сторожках. Я рекомендую влезть сюда и установить кликом мауса напро- тив силача второй режим, когда границы с врагами соприкоснутся. Вторая икон- ка - призыв на переподготовку или замену рыцарей. Дело в том, что постепенно все рыцари повышаются в ранге, но в замке и фортах это проиходит сравнитель- но быстро, а сторожке - крайне медленно. Чтобы подравнять шансы, существует иконка. Стоит кликнуть на ней маусом, как в замок устремятся одни рыцари, а в замену им из замка в сторожки побегут другие. И последняя информация, имеющаяся в данном окошке, заключена между иконками "+" и "-" в самом низу окошка. Здесь указаны две цифры. Цифирь, ко- торая в числителе, указывает на необходимое количество защитников замка. Она же регулируется иконками "+" и "-". Цифирь в знаменателе указывает на насто- ящее положение вещей, то есть, сколько рыцарей в данный момент находится в замке. Обычно я делал число защитников не более 12. Хотя есть очень интерес- ное применение этой компоненте: дело в том, что при объединении с противни- ком есть следующий нюанс - если у вас в сторожках не хватает воинов, то вои- ны противника идут в ваши сторожки и сидят там! А тут кто-то выдал легенду о том, что если этих рыцарей зазвать в замок и подождать чуть-чуть, чтобы они повысились рангом, то они станут нашими! Как же их зазвать в замок? Да очень просто! Делаем необходимое количество рыцарей равное 99. При этом, если у противника есть лишние рыцари (а они наверняка есть - играл, знаю), то они побегут к вам в замок, и... +---------------------------· | 9. Выход и загрузка игры. I | Иконка с надписью QUIT I Т===========================+ Глобальная вещь! Взял и вышел из игры. Для этого надо просто клик- нуть на иконку и появиться сообщение "А вы уверены?". Если вы ответите YES, то игра проверит, а сохранялись ли вы на диске? В случае отрицательного от- вета она выдаст вам "Ах-ах! Игра не сохранялась. Неужели вы все еще хотите выйти?". Вы даете ей соответствующий ответ. Вторая функция этой иконки - загрузка игры. Это происходит в два этапа. Во-первых, вы выходите из игры. Во-вторых, выйдя в главное меню, вы- берите иконку с надписью LOAD. И загрузите нужный вам уровень игры. +------------------------------------------· | 10. Установка некоторых параметров игры. I | Иконка OPTIONS I Т==========================================+ Устанавливаются здесь параметры для игроков, а также параметры зву- кового и музыкального сопровождения. Столбец значений под словами LEFT SIDE указывает значения установок для первого игрока, под RIGHT SIDE - для второ- го игрока. Итак: PATHWAY SCROLLING - интересная вещь. По умолчанию установлена на "да" (значок "V"). Если вы прокладываете дорогу, то возможен вариант, когда она случайно у вас "вылезет за экран". При этом программа сама может перед- винуть экран в нужном направлении. FAST MAPCLICK - быстрый вызов карты. По умолчанию выключен. Для включения кликните маусом на "минусах" слева и справа от этого выражения. Быстрый вызов производится быстрым двойным нажатием RMB. (Обычно для этого надо перемещать курсор в нижнюю часть экарана и кликать на MAP). FAST BUILDING - быстрый вызов списка зданий, которые можно построить на указанном месте. Обычно выключен. Устанавливается аналогично предыдущему показателю. Быстрый вызов списка (только если указатель на территории нари- сован в виде домика или шахты) производится вторым нажатием LMB. Будьте ос- торожны, нажимая LMB - можете нажать лишний раз и случайно поставить для постройки не то здание... MESSAGES - что это такое я не знаю, меняется от 0 до 3-х. MUSIC / SEPAR. EFFECTS - На Amiga - выбор: либо музыка, либо допол- нительные звуковые эффекты. Имеет значение, если в компутере имеется 2-й ме- габайт. На IBM PC эффекты всегда включены. Вы можете только включать/выклю- чать музыку. SVGA (на IBM PC) - включение/выключение режима SVGA 640x480x256 цве- тов, если, конечно, позволяет видеокарта. VOLUME - громкость звуковых эффектов. Регулируется кликом LMB на иконках "+" и "-". +--------------------------· | 11. Запись игры на диск. I | Иконка с надписью SAVE I Т==========================+ Записаться на диск очень просто. Надо просто учитывать, что сущест- вует всего 10 позиций, в которых вы можете записать состояние игры. Итак, вы решили записаться на диск. Игра выдала вам все 10 позиций на диске. Вы може- те выбрать любую, достаточно кликнуть на нее маусом. Если эта позиция не имеет имени или вы решили сменить ее название, то кликните LMB на иконке с надписью NEW NAME и введите новое имя. После чего кликайте на иконку SAVE! +---------------------------------------------------------------------· | Сообщения в игре I ++ Т=====================================================================+ ++ ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ Сообщения в игре делятся на две группы - которые вы вызываете сами и которые появляются без вашего разрешения (по голосу "пк" и появившемся внизу мигающем изображении странички листа): ... HOUR PASSED SINCE THE LAST SAVING - уже прошло сколько-то време- ни (указано) с момента последней записи на диск. Сделано специально для на- поминания о том, что игра стоит того, чтобы запоминаться через каждые полча- са. A NEW STOCK HAS BEEN BUILT - построено здание склада (показано, где). BECAUSE OF THIS ENEMY BUILDING YOU LOST SOME LAND (AND BUILDINGS) - вследствие поселения рыцарей противника в только-что отстроенную сторожку (показано где) вы потеряли часть своей территории (иногда вместе с домами в виде пожара). EMERGENCY PROGRAM ACTIVATED - В замке кончились строительные матери- алы, а вы до сих пор не построили избушек лесоруба, лесника, каменьщика и лесопилку. Теперь, пока вы их не построите, ничего, кроме этих зданий стро- иться не будет... EMERGENCY PROGRAM NEUTRALIZED - программа защиты от сверхстроитель- ства выключена - стройте себе на здоровье дальше! GEOLOGIST HAS FOUND... - геолог что-то нашел. Показывается место месторождения и что он там нашел в виде таблички с кружочком. ORDERED BUILDING - строится здание (показано в готовом виде) THIS MINE HAULS NO MORE RAW MATERIALS - в шахте кончились ископаемые - надо уничтожить. Есть правда один ньюанс - иногда вы смотрите это сообще- ние слишком поздно с того времени, как оно появилось, поэтому убедитесь - действительно ли шахта перестала добывать ископаемые! YOU HAVE GAINED VICTORY HERE - Вы одержали победу в битве. Показыва- ется место и последствия вашей победы для противника. YOU WANTED ME TO CALL YOU TO THIS LOCATION - вы просили напомнить посмотреть здесь (программа показывает, где) через сколько-то минут. Вооб- ще-то это очень интересная деталь в игре - вы можете сделать для себя отмет- ку типа "через 5 (10, 20, 30 или 60) минут неплохо бы сюда посмотреть, что здесь будет...". Для этого вам надо просто кликнуть на изображение часов справа внизу. Там их несколько, каждые часики означают определенное коли- чество минут. Верхние - 5 минут, следующие - 10 минут, потом 20 минут, за ними - 30 минут и последние - 60 минут. YOUR SETTLEMENT IS UNDER ATTACK - "Получи фашист гранату из кулацко- го обреза", то есть, на вас напали! Защищайтесь (а точнее, наблюдайте, как защищаются ваши рыцари). YOUR KNIGHTS JUST LOST THE FIGHT - Ваши рыцари потерпели поражение в битве - вы что-нибудь потеряли (возможно и здания). Раздражает, когда это сообщение вы получили сразу после того, как собственными глазами убедились, насколько слабы еще ваши рыцари. Если сообщение отвлекло вас от чего-то, то, чтобы вернуться на преж- нее место, нажмите на появившееся под мигающим листом стрелку - вернетесь туда, где получили сообщение. Примечание: возможно, я упустил какие-то сообщения. По крайней мере, для очистки совести могу сказать, что рассмотрел самые основные из них. +---------------------------------------------------------------------· | Есть материал, но он почему-то не используется... I ++ Т=====================================================================+ ++ ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ Проблема с наличием товара: 1. Шахты по добыче железа перестали добывать руду - железная руда кон- чилась, но в тоже время в замке она есть, но ее почему-то не выносят... 2. Лесопилку сожгли враги, захватив рядом сторожку (от автора - поде- лом, поскольку рядом с производством товаров первой необходимости надо ста- вить форты!) - доски кончились, а в замке они есть, но из замка их не вытас- кивают. и т.д. по многим видам... М-да. Несмотря на простое решение, эта проблема появлялась у мно- гих. Итак, что мы делаем? 1. Устанавливаем высший приоритет на вынос для нужного вам товара (скажем, для досок). 2. Предварительно очищаем ближайшие перекрестки около замка от лиш- них товаров (при необходимости я бы посоветовал провети дополнительные пути, даже просто параллельные - для разгребания завалов, желательно ставить на них поменьше флажков - на эти дороги будет приоритет при переноске) 3. Устанавливаем высший приоритет на перенос нужного вам товара но- сильщиками. 4. Кликаем обеими кнопками мауса на замке или складе (где есть нуж- ный вам товар) и переключаем информацию об объекте на страницу 3. Выбираем режим "выносить все из замка" - третья сверху иконка, кликнув на нее обеими кнопками. 5. Наблюдаем за выносом - как только из замка потащат всякий хлам, не относящийся к необходимым товарам, то это означает, что нужное количество товара уже вытащили, и пора "прикрывать лавочку" - снова кликаем на замке обеими кнопками и выбираем режим "Все лишнее нести в замок". Примечание: для умудренных можно посоветовать попробовать объеди- ниться с противником. Но при этом возможны отрицательные результаты - про- тивник может воспользоваться дорогой и потащить к себе ваше золото или дру- гие ценные товары. Кстати, тут есть одна такая возможность... +---------------------------------------------------------------------· | Информация о содержимом замка I ++ Т=====================================================================+ ++ ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ При нажатии BMB на замке перед вами появится информация о его содер- жимом. Надо сказать, что подобную информацию таким же способом вы можете по- лучить по всем вашим зданиям, стоит только нажать на нужном вам здании обе кнопки мыши. Кстати, о других замках, да будет вам известно, что содержимое склада не отличается от содержимого замка ничем, кроме наличия охраны (точ- нее ее осутствием). Итак, что же мы можем узнать о замке: +-- Страница 1 -------------------------------------------------· | +----· +----· +----· I | | I Бревна | I Лопаты | I Мечи I | Т====+ Т====+ Т====+ I | +----· +----· +----· I | | I Доски | I Молотки | I Щиты I | Т====+ Т====+ Т====+ I | +----· +----· +----· I | | I Лодки | I Топоры | I Рыбы I | Т====+ Т====+ Т====+ I | +----· +----· +----· I | | I Камни | I Пилы | I Свиньи I | Т====+ Т====+ Т====+ I | +----· +----· +----· I | | I Уголь | I Косы | I Мясо I | Т====+ Т====+ Т====+ I | +----· +----· +----· I | | I Железная руда | I Кирки | I Колосья I | Т====+ Т====+ Т====+ I | +----· +----· +----· I | | I Сталь | I Клещи | I Мука I | Т====+ Т====+ Т====+ I | +----· +----· +----· I | | I Золотая руда | I Ножи мясника | I Батоны I | Т====+ Т====+ Т====+ I | +----· +----· +----· I | | I Золотые слитки | I Удочки | I Выход I | Т====+ Т====+ Т====+ I Т===============================================================+ +-- Страница 2 ----------------------------------------------------------· | +----· +----· +----· I | | I Носильщик | I Лесоруб | I Рыбак I | Т====+ Т====+ Т====+ I | +----· +----· +----· I | | I Мастер по лодкам | I Лесопильщик | I Свинопас I | Т====+ Т====+ Т====+ I | +----· +----· +----· I | | I Ровняльщик | I Плавильщик | I Мясник I | Т====+ Т====+ Т====+ I | +----· +----· +----· I | | I Строитель | I Каменщик | I Крестьянин I | Т====+ Т====+ Т====+ I | +----· +----· +----· I | | I Рыцарь 4-го класса | I Лесник | I Мельник I | Т====+ Т====+ Т====+ I | +----· +----· +----· I | | I Рыцарь 3-го класса | I Шахтер | I Пекарь I | Т====+ Т====+ Т====+ I | +----· +----· +----· I | | I Рыцарь 2-го класса | I Лодочник | I Геолог I | Т====+ Т====+ Т====+ I | +----· +----· +----· I | | I Рыцарь 1-го класса | I Инструментальщик | I Бездельники I | Т====+ Т====+ Т====+ I | +----· +----· +----· I | | I Солдат | I Оружейник | I Выход I | Т====+ Т====+ Т====+ I Т========================================================================+ +-- Страница 3 - Режим работы замка -------------------------------------· | +--------------------------------· +---· В защитниках замка I | |Все лишнее нести в замок I | V I I | Т================================+ Т===+ состоят: I | I | +--------------------------------· +---· +----· I | |Ничего не вносить и не выносить I | - I | I Рыцарь 4-го класса I | Т================================+ Т===+ Т====+ I | I | +--------------------------------· +---· +----· I | |Выносить все из замка I | - I | I Рыцарь 3-го класса I | Т================================+ Т===+ Т====+ I | I | +----· I | | I Рыцарь 2-го класса I | Т====+ I | +--------------------------------· +---· I | |Всех безработных в замок I | V I +----· I | Т================================+ Т===+ | I Рыцарь 1-го класса I | Т====+ I | +--------------------------------· +---· I | |Никому не входить и не выходить I | - I +----· I | Т================================+ Т===+ | I Солдат I | Т====+ I | +--------------------------------· +---· I | |Абсолютно всем выйти из замка I | - I I | Т================================+ Т===+ I | По умолчанию установлен, пожалуй, наиболее правильный режим, поэтому I | менять установки в данном окне стоит лишь в крайних случаях... I Т========================================================================+ +---------------------------------------------------------------------· | Что нам стоит что построить ? I ++ Т=====================================================================+ ++ ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ Здесь я даю краткую информацию о необходимом количестве материалов и профессионалов для постройки зданий в игре: ======================Я=====Я=====Я======Я=========Я==========Я=========== Здание |Досок|Камни|Золото|Строитель|Ровняльщик|Проф. ======================Ь=====Ь=====Ь======Ь=========Ь==========Ь=========== Избушка каменщика | 2 | - | - | + | - |Каменьщик Сторожка на 3 человека| 1 | 1 | 2 | + | - |Рыцарь * 3 Избушка лесоруба | 2 | - | - | + | - |Лесоруб Избушка лесника | 2 | - | - | + | - |Лесник Избушка рыболова | 2 | - | - | + | - |Рыболов Мельница | 3 | 1 | - | + | - |Мельник Избушка лодочника | 3 | - | - | + | - |Лодочник Бойня | 2 | 1 | - | + | + |Мясник Кузница (оружейная) | 2 | 1 | - | + | + |Кузнец Плавильня | 2 | 1 | - | + | + |Плавильщик Лесопилка | 3 | 1 | - | + | + |Лесопильщик Пекарня | 2 | 1 | - | + | + |Пекарь Золотоплавильня | 4 | 1 | - | + | + |Плавильщик Мастерская | 3 | 3 | - | + | + |Мастеровой Крестьянский двор | 4 | 1 | - | + | + |Крестьянин Склад | 3 | 3 | - | + | + |Бездельник Свинарник | 4 | 1 | - | + | + |Свинопас Форт на 6 человек | 2 | 3 | 4 | + | + |Рыцарь * 6 Форт на 12 человек | 5 | 3 | 8 | + | + |Рыцарь * 12 Шахта | 4 | 1 | - | + | + |Шахтер ======================О=====О=====О======О=========О==========О===========
Популярность: 6, Last-modified: Sat, 03 May 1997 08:56:01 GmT