П Е Р С О Н А Л Ь Н Ы Е
К О М П Ь Ю Т Е Р Ы Д Л Я Ж Е Н Щ И Н
Авторизованный перевод с голландского.
Не без боязни начинает автор эту книгу. Еще один набор полезных
советов из тысячи уже созданных человеком? В ближайшем магазине Вас
ждут пособия по кулинарии, вязанию, вышиванию, выживанию, учениям
востока и методам медитации... Но... следует признать, что десять
прочитанных книг по теории автомобиля незначительно повысят ваш класс
вождения, а Дейл Карнеги с трудом перевоспитывает вредный характер.Тем
не менее автор надеется, что на Вашей книжной полке найдется еще одно
место, предлагая следующие аргументы:
- персональный компьютер является логическим продолжением ряда:
мясорубка - холодильник - стиральная машина - швейная машина -
автомобиль. Рассматривая компьютер, как средство переработки
информации, автор клянется показать множество аналогий с указанной
бытовой техникой.
- умение женщины водить автомобиль давно перестало способствовать
ее самоутверждению, овладение персональным компьютером в этом плане
- важный шаг вперед;
- с интересом, Вы неожиданно откроете новые глубинные черты
Вашего характера;
- небрежно брошенная Вами фраза может показать Вашу
компетентность и руководство фирмы, заинтересуясь Вами, предложит
возглавить компьютерный отдел;
- женщины изначально более склонны к изучению сложных проблем, в
меньшей, чем мужчины степени, ориентируясь на результат;
- Ваш взгляд на мир, я уверен , изменится в сторону более
тщательного планирования, ни в коей мере не заглушая Вашего
творческого Я.
И, наконец, - он может сделать Вас счастливей свободней,
привлекательней, один из шагов к чему - эта книга.
ГЛАВА 1. КОГДА, ГДЕ И КАК ЧИТАТЬ ЭТУ КНИГУ.
Государственная система переподготовки, множество консультативных
фирм или Ваш муж - все готовы резко и решительно покончить с Вашей
компьютерной безграмотностью, но в каждом из этих путей кроятся
серьезные недостатки. Преподавателю курсов переподготовки, желающему
показать, что родился с перфокартой в зубах, в глубине души глубоко
безразлично, научились ли Вы чему-нибудь или нет. Он благожелателен,
улыбчив, но в душе его горит пламень раздражения - ну чего тут не
понимать, или ну уж если это не понятно... В этом варианте обучения
мужчины более выигрышны - свое непонимание они компенсируют лживостью
и привычкой нажимать сразу на все педали. Кроме того, перекуры и банка
пива с преподавателем настраивают его на более благожелательный к
лицам сильного пола лад. Консультативная фирма, гарантирующая
индивидуальное обучение, во-первых стремиться заставить Вас оставить
за компьютером и Вашу кредитную карточку. " Мы обучаем плаванию
методом бросания в воду с камнем на шее, причем за деньги", - говорил
один мой знакомый. Но опять-таки, Вы можете ничему не научиться, хотя
будете постоянно довольны.(Вас в нужное время тонко похвалят, польстят
и т.д.). Третий вариант. Ваш муж постоянно обещает научить Вас, но ему
все некогда. Наконец, пригрозив разводом, Вы склоняете его к
учительству. При этом Вы рискуете услышать столько недобрых слов,
сколько и за всю предыдущую жизнь, например: "Ну ты и дура" или
"Знал бы я 15 (10, 5) лет раньше...", причем вне зависимости от Ваших
успехов. Это естественно, ведь овладев компьютером, Вы выбиваете у
него из под ног последнее подобие пьедестала. Какой же выход? Ни в
коем случае не отвергая ни один из рассмотренных трех, выбрать
интимный вид обучения (компьютер и Вы), желательно без свидетелей.
Темы для личных бесед с компьютером Вы почерпнете из этой книги.
Спрячьте эту книгу в укромный уголок и полистывайте тайком.
Рекомендуем первую главу прочитать первой, а последнюю - последней,
порядок чтения остальных глав - произволен. Вы уже поняли, что это
совсем не учебник, эта книга решает психологические задачи и поэтому
читать ее необходимо в хорошем настроении.
ГЛАВА 2. СМОТРИМ ДРУГ НА ДРУГА.
Знакомство с компьютером принято начинать с изучения таких
скучнейших вещей как биты, байты и т.п. Склонен утверждать, что как
и знакомство с человеком, оно должно начинаться совсем с другого.
Действительно, представьте, что познакомившись с молодым и красивым
мужчиной, Вы начинаете (даже если Вы - врач) выспрашивать его о
состоянии его мозга или бежите изучать анализ его желудочного сока?
Результат такого знакомства нетрудно предугадать. Несмотря на
то, что в философской литературе уже несколько десятилетий обсуждается
вопрос о способности автоматов к разумной деятельности, высокомерно
отмалчивающиеся программисты-профессионалы на этот счет сомнений не
имеют. Можно назвать это фетишизмом, можно созданием идолов, можно
"поворотом по фазе" - факт один: в глазах программистов компьютер -
субстанция одушевленная, иногда капризная. Чувство взаимной
привязанности этих двух систем, человека и машины, возникает довольно
быстро.
Расставьте серийные, похожие абсолютно, компьютеры фирмы IBM в
любом помещении и запустите программиста. Время нахождения "своего"
компьютера будет если уж не мгновенным, то в большинстве случаев -
крайне незначительным. Конечно, этому уморительному факту есть по
крайней мере два реалистических обьяснения: первое - глаз замечает
мельчайшие внешние детали и анализирует их в подсознании (пример тому
- восприятие множества оттенков белого цвета у эскимосов), второе -
они в большей степени различны в области яркости экрана, мануальных
ощущений от нажатия клавишей. Интересно, что сами программисты на этот
счет вопросов себе не задают, как ковбои, узнающие в огромном стаде
абсолютно одинаковых для нас коров, нужные им. Итак, задача первого
знакомства - понравиться друг другу и установить контакт. Пусть не
сочтут меня уважаемые читательницы за сумашедшего, но Вы смотрите на
компьютер, а он смотрит на Вас и все видит! Он видит, как Вы одеты,
Ваше выражение лица, словом все то, что и мужчина на первых радостных
свиданиях. Поэтому, ни в коей мере не принижая роль индивидуального
подхода, дадим несколько советов в неблагодарной области - как
понравиться ...
- выберете "свой" компьютер в учебном классе и старайтесь работать
только на нем;
- старайтесь быть красивой, подходя к компьютеру, как это сделать
- советы на этот счет выходят за рамки этой книги;
- всегда мысленно здоровайтесь, благодарите и прощайтесь с
компьютером.
Суммируя: полюбите его с первого взгляда и он ответит Вам
взаимностью.
Садясь за клавиатуру, постарайтесь не имитировать положение
наводчика ракетной установки, ожидающего атомный удар. Руки меньше
устают, образуя угол с горизонтом около 30. Красиво положив ногу на
ногу, Вы можете пристроить на коленях клавиатуру, тем самым, решая три
задачи - обеспечение удобства, красоты и эффективности. Многие фирмы
предлагают специальные кресла для пользователей, и есть прямой смысл
убедить правления Вашей компании не жмотиться на их приобретение.
Итак, Вы красивы и уверенны в себе, полны благожелательности, с
удовольствием сидите перед персональным компьютером и мысленно
знакомитесь с ним, он, в свою очередь, с восхищением смотрит на Вас и
мечтает выполнить в Ваших руках все, что Вы не пожелаете.
ГЛАВА 3. Я ЕГО СОВСЕМ НЕ БОЮСЬ.
Вы не боитесь компьютер и смело щелкаете выключателем. После
непродолжительного жужания и перемигивания на дисплее, как правило,
возникает изображение часов. Наша следующая задача - знакомство с
клавиатурой. Автор глубоко убежден, что подавляющему большинству
читательниц хоть раз в своей жизни приходилось печатать на пишущей
машинке. Клавиатура компьютера - не что иное, как органичный потомок
этого древнего изобретения. Наберитесь смелости и нажмите любую
клавишу. Вы услышали взрыв? Ваш дом взлетел на воздух вместе с
компьютером? Бьюсь об заклад, что нет, компьютер заменил на экране
изображение часов на изображение таблицы цвета морской волны. Не
бойтесь и смело понажимайте клавиши с буквами и цифрами. Весьма
маловероятно, что Вы наберете какую-либо важную директиву и вызовете
выполнение программы, однако на всякий случай не трогайте клавишей
F1...- F10.
ENTER - нажатие этой клавиши в большинстве программ приводит либо
к ее запуску, либо к смене кадра, этапа работы. Клавиша ENTER сравнима
с педалью газа Вашей автомашины. Включив скорость - дав компьютеру
некоторое указание, Вы нажимаете газ - клавишу ENTER. К сожалению,
автор многократно наблюдал своих учениц, которые с надеждой ждали
отклика от компьютера, абсолютно верно выполнив все подготовительные
операции, но с завидным упорством не желая дать толчок указанным
путем.
ESC - клавиша (ESCAPE) - спасения или отмены. Нажатие этой
клавиши приводит либо к отмене неверно набранной команды, либо к
прекращению работы программы. По сути дела использование клавиши ESC
в ее функции " отмены - выключения" стало международным стандартом.
Эта клавиша хороша также в следующих ситуациях - Вы не знаете, что
делать дальше, Вы явно забрели куда-то "не туда". Клавиша SHIFT
- позволяет переключать буквы со строчных на заглавные.
Целый ряд вспомогательных клавиш - такие как F1 - F10, CTRL, ALT,
DEL,.. служат в каждой конкретной программе, как правило, в качестве
разного рода переключателей режимов работы. Клавиши, обозначенные как
F1...F10 получили название функциональных. Нажатие каждой из них
приводит к выполнению целой последовательности сложных действий
компьютерных программ. Как Вы уже заметили, нажимая клавиши с буквами
и цифрами, что их изображения возникают в соответствующем окне на
экране после набора сим- волов х:\ - (где х может быть любой заглавной
буквой). Отметочка "_" (строго говоря она может принимать и более
причудливые формы) имеет наз- вание курсора. Когда мы нажимаем клавиши
с буквой, цифрой или знаком - они высветятся на экране именно в том
месте, где только что находился курсор. Мы можем перемещать курсор,
пользуясь клавишами управления курсором: HOME, END, , , , . При
помощи клавиши INS, нажав ее, мы можем "раздвинуть" любой набор
символов и "воткнуть" свои. Нажатие клавиши DEL приводит к "сьеданию"
литеров, стоящих за курсором. Курсор как бы отражение того лучика,
который связывает клавиатуру и дисплей. Как правило, после набора
каких-либо директив, производится нажатие клавиши ENTER. Как и на
пишущей машинке пропуск литеры производится нажатием клавиши "пробел"
/SPACE/. Абсолютно не обязательно сразу запомнить действие всех этих
клавиш - главное не бойтесь ошибок при наборе. Причин для оптимизма по
крайней мере две: - большинство программ, предлагаемых такими фирмами
как MICROSOFT имеют продуманную "защиту";
- даже если Вы случайно наберете что-нибудь опасное, хорошая
программа двадцать раз спросит Вас, резать или нет, удалять или нет,
уничтожать или нет.
Компьютер никогда не скажет Вам дурного слова на Ваше неверное
действие, в этом быть может, его приятное отличие, скажем от мужчины.
Читая лекции по компьютерной технологии обработки информации
автор заметил тщетность занятий на тему " Как устроен компьютер".
Тайная цель лекции на эту тему обычно одна - чтобы никто не уснул.
Степень сложности компьютера - этого венца человеческого разума
такова, что лишь достаточно длительный курс в колледже способен
прояснить данный вопрос, по стандартной схеме " от простого к
сложному". С другой стороны незнание устройства Вашей швейной машинки
отнюдь не мешает Вам на ней с успехом шить, а прекрасно водить
автомобиль можно не подозревая о существовании карбюратора и довольно
туманно представляя, где там двигатель и на каком принципе он
работает. На вопрос о составных частях персонального компьютера можно
ответить, посмотрев на него - это клавиатура, дисплей, принтер и
некоторый ящик (получивший название системного ящика). Продолжая
наши попытки гуманизации компьютера, отметим его функции следующим
образом: клавиатура - уши компьютера - через нее он получает
информацию, дисплей и принтер - средства, по которым он дает нам
ответ. Системный ящик - голова, содержащая "соображалку", - говоря
языком детей и, естественно память. В отличие от нас с Вами, память
которых наполняется в процессе обучения, довольно медленно, в память
компьютера могут быть достаточно быстро внесены или оттуда списаны
значительные дозы информации. Через что они могут быть туда введены,
или прочитаны? Через то, через что мы наливаем, выливаем и т.д. -
через отверстие в системном ящике. Оно имеет форму прорези, куда как
конверт в прорезь Вашего почтового ящика, Вы вставляете дискету -
ФЛОППИ диск. Вариантов неправильного вставления дискеты не так уж
много и через минуту, без понуканий Вы научитесь делать это. Если Ваш
ребенок еще не разбирал конверты с дискетами - не обязательно делать
это самим - внутри четырехугольного конверта находится тонкая гибкая
круглая пластинка, похожая на обычный грамофонный гибкий диск.
Пластинка покрыта магниточувствительным материалом, на котором и
записывается информация. Материал этот довольно чувствителен и
рекомендуем Вам достаточно бережно обращаться с дискетой, не трогая
пальцами чувствительный слой. В устройство ввода дискета вставляется
плавно, без каких-либо напряжений. Пару слов необходимо сказать
о "соображающей" части компьютера. Несмотря на то, что своему названию
сам компьютер обязан процессу счета, давно прошла та пора, когда он
был истинно вычислительной машинкой. Доля чисто вычсилительных работ
постоянно уменьшается, а интеллектуальных возрастает. Поэтому следует
воспринимать его как устройство обработки информации, коим если
отбросить социальные функции управления организмом, по сути и является
наш мозг. Память человека многоуровнева и механизмы, позволяющие
помнить содержание предыдущей страницы и подробности выпускного бала
- в принципе различны. В состав "головы" входят: так называемая
оперативная память (где помнится то, о чем говорим и что делаем) и
память на "винчестере" - магнитном диске, позволяющем запомнить
громадное количество информации. На вопрос - из чего состоит человек?
Ребенок смело отвечает - ноги, руки, туловище и голова, ему ни к чему
многотомный курс анатомии. Так и мы с успехом ограничимся этими весьма
поверхностными познаниями.
ГЛАВА 5. ПРОГРАММЫ В РЕСТОРАНЕ.
Понятие вычислительная машина довольно плотно связано с понятием
программирование. Алгоритмический язык Бэйсик за неделю /3 дня,
мгновенно.../ газеты пестрят такими обьявлениями. Несомненно, что
знание алгоритмического языка - признак достаточно высокой инженерной
культуры, более того, самостоятельное мышление программиста достаточно
своеобразно. Спросите программиста-профессионала, что он будет делать
послезавтра в 10 часов 17 минут пополудню и в большинстве случаев
получите развернутый ответ с учетом множества возмущающих факторов.
Любимая фраза программиста - " В принципе возможно... ", что
свидетельствует о мощном диалектическом начале в структуре мозга.
Но мы сразу скажем жестко и определенно - никаких алгоритмических
языков изучать не будем. В чем же причины нашего отказа от изучения
языков программирования? Их несколько:
- программистами разработано такое множество разнообразнейших
программ, что весьма маловероятно, что в Вашей повседневной
управленческой и прочей деятельности возникнет задача с одной стороны
достаточно простая, чтобы Вы могли ее решить самостоятельно, с
другой стороны ее степень сложности превышает возможности программ,
имеющихся в продаже. Так что для Вас всегда будет выгоднее
воспользоваться покупной программой или обратиться к фирме
- разработчику;
- множество современных программ в большинстве случаев создаются в
расчете на пользователя - непрограммиста. Более того, при разработке
подобных программ разработчики стараются погрузить пользователя в
подобие той среды, в которой он привык работать. Большое подспорье
тому - манипулятор "мышь", представляющий собой маленькую коробочку,
перемещение которой по столу сопровождается соответствующим
перемещением курсора по экрану. Пример -муляж карманного калькулятора,
имеющийся в ряде программ - перемещая курсор по изображению его
клавиш, Вы имитируете движение пальца по "живому" калькулятору, а
нажатие клавиши на "мышь" - соответствующее действие человека в
реальной среде. Прийдя в китайский ресторан, Вы с трудом можете
произнести названия предлагаемых Вам блюд, но не останетесь голодной.
С важным видом Вы тычете пальцем в строчку меню и ждете, что же Вам
принесут. Аналогичным образом строятся и большинство современных
пользовательских программ. На экране появляются разнообразнейшие меню
и подсказки - что делать в той или иной ситуации. Ваша задача -
подвести курсор к строчке меню и нажать ENTER. На случай, если Вы
совсем неграмонтная, меню может содержать поле рисунков, тогда Вам
необходимо подвести курсор к тому, изображенное на котором действие
подходит в данный момент. Ставший почти классическим пакет
иллюстративной графики PC-ILUSTRATOR - отличный тому пример. Мы будем
пользоваться меню и незнание языков не оставит нас голодными - это наш
очередной шанс.
ГЛАВА 6. ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ФАЙЛ.
Несмотря на оптимизм предыдущей главы, некоторые понятия все-таки
нам придется изучать. Одним из весьма важных является понятие файла.
Вы наверняка слышали это слово из уст пользователя персональных
компьютеров.
Критический характер автора научил его с опаской относится к
определениям. Незыблемость канонов весьма относительна. Что есть файл?
О сущности файла. Подобные темы весьма подходили бы для древних
научных трактатов. Файл - некоторая совокупность записей, имеющая
общий признак. Это определение довольно распространено. Согласно
ему данная книга является файлом - все, что в ней написано имеет общий
признак, определяемый названием. И каждая глава является файлом и,
соответственно, каждая страница - у записанного на ней, есть
признак, "это записано на странице такой-то. Изображение на дисплее -
это тоже файл, следует из этого определения. По сути дела приведенное
определение позволяет выделять некоторые порции информации и является
довольно общим. Важно, что понятие "общий признак" можно трактовать
достаточно вольно. Для сугубо компьютерных целей добавим: файл -
совокупность записей, определенных по общему признаку, имеющая
уникальное имя и записанное в память ПК. Итак, вся информация в
компьютере хранится в виде файлов. Когда создавалась эта книга,
каждая из ее глав была записана на дискету в виде файла, название
которого соответствовало ее порядковому номеру. Будучи обьединенными,
файлы глав составили файл книги. Термин файл необходимо душевно
воспринимать, как общее название для самых разнородных порций
информации, записанных в память Вашей машины. Файл - это может быть
текст, программа игрушки, в которую играет Ваш ребенок,
алгоритмический язык, компонента сложной издательской ситемы и
многое-многое другое. Быть может, Вам приятнее будет просто
запомнить: все, что записывается в память, называется файлом и
должно иметь имя. Попутно заметим, что файлы могут быть записаны на
дискету, на "винчестерный диск" или быть получены (переданы) по линии
связи. Естественно, что память не "резиновая" и "размер" файлов
достаточно важен. Фирма MICROSOFT, достаточно давно начавшая
заниматься персональными компьютерами, а точнее их программами,
предложила достаточно удобное соглашение, позволяющее по названию
файла определять его характер. Международные соглашения в этом плане
заменены соображениям удобства издравого смысла, а предложенная
форма записи фактически стала международным стандартом. Имя каждого
файла состоит из двух частей - непосредственно имени и трех букв,
отделенных от имени точкой и получивших название "расширения".Эти три
буквы и определяют характер файла. Например BOOK.TXT - файл имеет
расширение ТХТ, определяющее файл текста.
NC.EXE - файл имеет расширение EXE - представляет собой
"исполняемую" /execution/ программу. В памяти хранятся файлы со
своими именами и расширениями - будем работать с ними.
ГЛАВА 7. ХВАЛА ПИТЕРУ НОРТОНУ.
Роль личности в развитии науки и техники сложна. Чисто интуитивно
мы понимаем, что не будь Эйнштейна, человеческая мысль все равно дошла
бы до теории относительности. Программа Питера Нортона, "Нортон Комман-
дер", конечно не единственная, но по мнению большинства пользователей
наиболее удобная программа, организующая общение с компьютером в форме
работы с меню. И спасибо за это ее автору - Питеру Нортону.
Более того, пакет NORTON реализует концепцию, позволяющую рассмат-
ривать персональный компьютер как некоторое подобие толстой книги.
Основная таблица пакет, прежде всего, содержит меню файлов. Буква,
находящаяся в обрамлении, показывает, на какое устройство памяти
настроена соответствующая половина таблицы. Буквы А, В - соответствуют
накопителям на сменных дисках, С, D, E... - накопителю на винчестере или
его частям. Посмотрите внимательно на таблицу. Кроме названий файлов
(обратите внимание, что они состоят из непосредственно названий и расши-
рений), напротив каждого из них содержится информация о дате и времени
создания и размере файла. (Возможно получение и только "краткой" инфор-
мации, содержащей лишь имена файлов).
В одном из окон Вы видите широкий курсор, автор любит ласково на-
зывать его "зайчиком" , имея в виду солнечный зайчик. Пользуясь клави-
шами и Вы можете перемещать его, высвечивая тот или иной файл. Пе-
ревести "зайчик" с левой части таблицы на правую и назад можно, поль-
зуясь клавишей табуляции " " /Tab/.
Таблица пакета "Нортон коммандер" это не что иное, как окошечко в
память нашего компьютера. Мы можем не только увидеть, что за файлы там
хранятся, но и запустить программу, просмотреть содержание файла, из-
менить его содержание, скопировать, переименовать, удалить. Нижняя
строка таблицы:
1. Help 3. View 5. Copy 7. Mkdir 9. Menu
2. Vser 4. Edit 6. Ren/mov 8. Delete 10. Quit
Цифры соответствуют номерам функциональных клавиш.
Теперь мы должны научиться запускать программы с помощью "Норто-
на". Это очень просто. достаточно подвести "зайчик" к имени запускае-
мого файла и нажать клавишу ENTER /не забываем про педаль "газа"/.
Помните, что "запускается" не любой файл, а лишь тот, который имеет
расширение: EXE - исполняемый
COM - командный
BAT - пакетный.
Выбрав файл с соответствующим расширением и не очень страшным наз-
ванием (не стоит не зная его назначения наверное запускать какой-нибудь
Black Killer - черный убийца), нажав ENTER, Вы запускаете его.
Поздравляю Вас! Теперь Вы умеете запускать программы с помощью
"Нортона". Можете купить себе любимое пирожное и подкрепиться - теперь
нам предстоит путешествие в страну директорий.
ГЛАВА 8. СТРАНА ДИРЕКТОРИЙ
Количество информации, которое мы можем занести в память нашего
компьютера чрезвычайно велико. Около ста страниц машинописного текста
могут быть занесены на одну стандартную дискету, а на достаточно обьем-
ный накопитель типа "винчестер" в 100-400 раз больше.
Каково же будет оглавление такой огромной книги? Найти что-то в
нем будет не так уж и просто, особенно если учесть, что экран довольно
небольшой.
Если рассматривать память как одну огромную книгу, то соответствен-
но, в информационном плане это будет довольно разнообразный салат.
Как поступает хозяйка с обилием продуктов в ее холодильнике? Она
отводит полочку или ящичек под специи, другую полочку под овощи, далее,
в пределах полки может находится коробка с приправами. Другие продукты,
соответственно хранятся в другом шкафу. Чтобы избежать путаницы с про-
граммами разных назначений, текстами и прочим - вся память ЭВМ может
быть разбита на "шкафы", шкафы на полочки и т.д.
Поглядев на таблицу, демонстрируемую пакетом "Нортон", мы увидим
строчки, где вместо размера и даты создания, напротив имени имеется над-
пись SUB-DIR. Это не что иное, как дверка в информационный шкаф или ди-
ректорию, как принято его называть. Подведя "зайчик" к имени, и нажав
ENTER, мы открываем дверцы шкафа и попадаем внутрь. Что мы видим? Имена
файлов, лежащих в этом шкафу и имена с отметкой SUB-DIR - имена ящичков
в шкафу, которые, в свою очередь, помимо файлов могут содержать и более
мелкие коробочки.
Если читательница еще помнит курс математики со времен окончания
колледжа - подтвердим ее догадку, что информация хранится в древовидной
структуре, где ветка - имя директории, на которой растут листья - файлы
и веточки - поддиректории.
Как вылезти из шкафа обратно в общую информационную кухню? Для это-
го необходимо подвести зайчик в строчку содержащую запись двух точек
/../ и нажать ENTER.
Чтобы знать, в каком ящике /например игр, бухгалтерского учета Ва-
шего бизнеса, телефонов и адресов/ Вы в данный момент находитесь - в об-
рамлении таблицы Нортона высвечивается "путь" к Вашему хранилищу. Реко-
мендуем совершить прогулку по файловой структуре Вашего компьютера и по-
смотреть, что имеется в его памяти.
Во многих директориях Вы обнаружите файлы с README.TXT /прочитай-
те/. Давайте их прочитаем, для этого подведем к ним курсор и нажмем
клавишу F3. На экране появится текст, поясняющий работу той или иной
программы. Мы можем листать этот текст клавишами Pg Up /страница вверх/
и Pg dn /страница вниз/, а привести экран в предыдущее положение клави-
шей ESC. Память компьютера теперь открыта для нас.
ГЛАВА 9. О ВСЯЧЕСКИХ ПРОГРАММАХ
Если с утра "компьютерщики" Вашей фирмы приникли к дисплеям и со-
средоточенно совещаются, не допуская посторонних, будьте уверены - они
не занимаются разработкой новой научной программы, просто кто-то принес
новую игрушку - игровую программу.
По наблюдениям автора отношение к программам-игрушкам полярное.
Причем профессионалы со стажем, познавшие вкус создания множества про-
грамм, как правило, к ним абсолютно холодны. Кроме зависти к создателям
и замечаний типа - "Эх! нет времени, заняться бы тоже...", ничего иного
у них не наблюдается.
Огромно значение игр для детей и непрофессионалов. Автора всегда
поражало, насколько быстро дети овладевают весьма сложными играми прак-
тически без каких-либо инструкций.
Трудно выделить профессиональные пристрастия к той или иной игре,
однако, служащие одной фирмы прекрасно узнавали с утра настроение свое-
го шефа по игре, в которую он начинал играть. Конечно, сложные игры, ти-
па F-19, рассчитанные скорее на подготовку летчиков-профессионалов, чем
для развлечения, стоят в отдельном ряду, для их освоения нужен опреде-
ленный навык. В "теннис-образные" игры или игры типа Ралли, игра в кото-
рые не требует подготовки, большинство дам играет с большой радостью.
Знакомый автора жаловался ему, что с появлением домашнего компью-
тера, его жена вечером предпочитала компьютер постели, с неведомым ему
и ей ранее азартом играя до утра в абсолютно (по его мнению) идиотские
игры, по сравнению с которыми бросание костей - верх интеллектуального
напряжения.
Несмотря на абсолютно холодное отношение автора к играм, он вынуж-
ден честно признать следующее:
- еще из детских впечатлений мы определенно знаем, что игра один
из лучших способов познакомиться и подружиться, с этой точки зрения игры
с компьютером достаточно полезны;
- если подобные игры помогают найти выход эмоциям, несомненно, что
компьютерная игра значительно предпочтительнее галона виски, разбитой
посуды или супружеских измен.
Короче говоря, играйте, если Вам играется.
Другой класс программ - деликатно выражаясь - неприличненькие. Ко-
нечно, превращать компьютер с порнографический калейдоскоп начала века,
решение достаточно примитивное, но увы, находятся создатели программ,
из которых игра в покер "с раздеванием" - самая целомудренная.
Если рассмотренные два класса программ по крайней мере экономичес-
ки безвредны, то ущерб от программ-вирусов далеко не ограничивается
нравственным. Вирус - это небольшая программа, которая "влезает" в нуж-
ный и хороший файл, в результате чего он перестает работать. Более
опасны вирусы, затрагивающие внутреннюю настройку Вашего компьютера.
Мировая компьютерная среда загрязнена вирусами в значительной степени,
причем вирусы могут находится в "спящем" состоянии и ждать своей мину-
ты. Широко известный вирус "черная пятница", например, срабатывает в
пятницу, 13 числа. Иногда последствия действия вируса ужасны - у Вас
могут пропасть очень важные данные.
Как защититься от вирусов:
- не пользоваться программами сомнительного происхождения /спи-
санными неизвестно кем, когда и у кого/;
- пользоваться программами антивирусной профилактики, регулярно
проверяя, как Ваш компьютер, так и каждую из используемых дискет;
- следить за размерами файлов - их самопроизвольное изменение мо-
жет свидетельствовать о "влезании" в них какой-нибудь пиявки;
- поставить Ваш компьютер на антивирусное обслуживание в солидной
фирме.
Теперь настала пора поговорить о нужных программах, которые зна-
чительно облегчат Вашу жизнь.
ГЛАВА 10. ВОЛШЕБНАЯ ПИШУЩАЯ МАШИНКА.
Множество фирм в определенные периоды своего развития провозгла-
шали проведение кампании по сокращению бумаготворчества. Имеются даже
примеры подобных программ на правительственном уровне. К сожалению,
как справедливо отмечается в законах Паркинсона, свойство бумаги к
размножению является внутренним ее свойством. Если проанализировать все
множество текстовых документов на Вашей фирме, то несомненно, что зна-
чительная часть из них является повторяющимися или отличающимися ска-
жем, лишь датами и адресатами.
Персональный компьютер, как волшебная пишущая машинка, обладающая
памятью, это, пожалую первое реальное применение, значение которого Вы
сможете оценить практически сразу. Персональный компьютер с помошью
программы "Редактор" превращается в Вашего отличного помощника. Фирмы-
разработчики поставляют на рынок значительное количество различной
степени сложности редакторов от "встроенного" редактора Нортона до
сложных издательских систем типа "VENTURE". Здесь многое зависит и от
личных симпатий пользователя. Если человек привыкает к какой-либо про-
грамме, зачастую его практически невозможно убедить в том, что сущест-
вуют более удобные и эффективные.
По мнению автора наиболее удачными являются пакеты MULTI EDIT
или NORTON EDITOR. Вкратце - вот, что позволяет программа редактор:
- создавать текстовые документы на экране, помещать его в память,
вызывать из памяти;
- вносить любые исправления и изменения в текст;
- осуществлять отметку и произвольный перенос, копирование или
слияние любых кусков текста, печать созданного текста с учетом заданно-
го формата страницы;
- автоматический поиск заданных букв, слов или целых предложений
с возможностью автоматической заменой на другие.
Это весьма интересная возможность, позволяющая, используя некото-
рую заготовку, скажем поздравление с Рождеством, автоматически создать
поздравления для всех Ваших знакомых.
Для решения достаточно простых задач /без автоматической замены
слов и букв/ бывает достаточно использовать встроенный редактор пакета
"Нортон". Для редактирования некоторого текстового файла необходимо под-
вести зайчик к его имени в основной таблице "Нортона" и нажать клавишу
F4 - редактирования. Вызванный на экран текст можно просматривать про-
извольным образом /клавиши PgUp и PgDn /.
Перемещая клавишами курсор по тексту, возможно производить любые
замены, исправления или добавления. Клавиша F7 /SEARCH/ позволяет быст-
ро найти необходимое слово в тексте. Нажав на запрос, являющийся в
верхней части экрана вводим символьный образ. Теперь после каждого на-
жатия ENTER курсор будет устанавливаться в начале соответствующего на-
бора символов. Запись отредактированного текста производится нажатием
клавиши F2.
"Нортон" - пакет достаточно заботливый и попытка отменить редак-
тирование /клавишей ESC/ вызовет появление напоминания о необходимости
выполнить операцию записи.
Теперь настала пора поговорить о копировании и печати.
ГЛАВА 11. ПРИЙДЯ В МАГАЗИН.
Вы приобрели необходимую Вам программу или Ваша приятельница одол-
жила Вам записанные на дискету рецепты молодости. Подробно рассмотрим
Ваши дальнейшие дествия.
Первое - как бы Вы не доверяли источнику /исключение можно сделать
для программ в фирменных упаковках/ проверьте дискету на наличие виру-
сов. Попросите об этом любого профессионала, и он с радостью проделает
для Вас эту минутную операцию. Далее работаем самостоятельно:
- вставляем дискету в прорезь дисковода и закрываем замочек;
- одновременным нажатием клавиши ALT и F1 Вы вызываете на экран
меню устройств памяти, на просмотр которых настраивается левая половина
таблицы "Нортона".
Здесь курсор имеет вид затемненного прямоугольника. Его нужно уста-
новить на устройство А (с помощью стрелочек ) и нажать клавишу ENTER.
В результате этих действий на левой части экрана мы увидим меню, показы-
вающее содержимое дискеты;
- Пользуясь клавишей F3 читаем поясняющие текстовые документы
/подводим курсор "зайчик" к имени файла в меню и нажимаем F3/;
- Пробуем запустить необходимую программу с дискеты. /Подводим
курсор к файлу с расширением ЕХЕ, СОМ или ВАТ и нажимаем ENTER/.
Нас все устраивает и мы решаем переписать содержимое дискеты в
память компьютера /на "винчестер"/.
- Нажатием клавиш ALT + F2 устанавливаем правую часть таблицы на
анализ "винчестера" /обозначаемого литерами С, D и т.д./.
Нам необходимо создать "шкаф", куда поместим содержимое дискеты.
Переводим клавишей /Tab/курсор в правую часть таблицы и нажимаем F7 -
клавишу создания "директории". После нажатия F7 появляется запрос на
имя нашего ящичка. При задании названия можете дать полный простор Ва-
шей фантазии, но помните, что когда этих ящичков набирается с полсотни
- возможность быстро ориентироваться в них во многом определяется удач-
ностью названий.
Набрав в ответ на запрос имя и нажав ENTER, мы увидим, что в меню
файлов и директории оно появилось.
- Откроем созданный шкаф - подведем к новому имени "зайчик" и на-
жмем ENTER.
Место для переписи файлов подготовлено. Скорее всего, Вы решили
переписать с дискеты все файлы /если они спрятаны в шкафах, открывать
их мы уже умеем/, но можете переписать лишь те, которые на Ваш взгляд
более необходимы. Для начала необходимо "отметить" перемещаемые файлы.
Подведем к имени файла "зайчик" и нажмем клавишу INSERT - при этом цвет
букв имени файла измениться - файл отмечен. Таким образом можно отметить
любое количество файлов, сумма их длин горит в нижней строке. Снятие от-
метки производится путем повторного нажатия INSERT. Итак, все или неко-
торые файлы отмечены и мы приступаем к переписи, нажав клавишу F5/copy/.
"Нортон" услужливо сообщает, сколько файлов и куда будут переписа-
ны. Нажимаем ENTER и копирование началось, сопровождаемое симпатичным
"мультиком", как бы иллюстрирующим процесс переписи каждого из файлов.
Теперь Вы овладели минимальным навыком работы - умеете запускать
нужные программы, их копировать и ориентироваться в файловой структуре.
Радость наша будет неполной, если мы не научимся печатать на прин-
тере. Чтобы распечатать файл с помощью "нортона" необходимо подвести к
его имени "зайчик", нажать клавишу F5 и на запрос "куда копировать"
указать имя устройства печати PRN, после чего нажать ENTER. Распечатать
только то, что в данный момент у нас имеется на экране мы можем нажав
клавиши SHIFT + PrSс, где само название PrS /Print Screen - печать экра-
на/ говорит о ее функции.
Текстовые редакторы, как правило, представляют весьма удобное меню
печати, овладеть которым не представляется сложным.
В заключение автор хочет честно предупредить уважаемую читательни-
цу, что далеко не всегда переписанная программа будет работать или рас-
печатываться. Среди разработчиков ширится борьба с незаконным копирова-
нием, которое может включать "хитрые замочки". Лучше приобретать прог-
граммы законным путем, а о том, какие могут Вам пригодиться мы начнем
разговор в следующей главе.
ГЛАВА 12. УЧИМСЯ РИСОВАТЬ.
Великое множество программ разработано к сегодняшнему дню и вопро-
сы их классификации довольно сложны - многие из них настолько многофунк-
циональны, что получили название "интегрированных". Считается, что за-
пустив подобную программу утром, можно "не выходить" из нее в течение
всего рабочего дня.
Довольно симпатичное семейство представляют собой программы иллю-
стративной графики. Они могут восприниматься как игрушки, но автор лично
наблюдал восторги дизайнеров после знакомтсва с пакетом Paint brush.Осо-
бенность подобных программ - максимально приближенный к реальной жизни
инструментарий и иллюстративное меню. Если в меню нарисована кисточка, -
курсор, побывав в соответствующем элементе становится "кисточкой" и по-
зволяет имитировать мазки по экрану.
Примерный набор элементов - это карандаш, кисть, валик, пишущая ма-
шинка для внесения текста в рисунок, стирательная резинка, палитра для
задания цветов и закраски элементов рисунка, пульверизатор - для "на-
брызгивания краски".
Кроме того, подобные программы позволяют перемещать, копировать,
увеличивать или уменьшать участки изображения на экране. Если у Вас пол-
ностью отсутствуют способности к рисованию - не беда, наличие библиотеки
готовых рисунков и возможность вызывать их на экран представляют совер-
шенно новые возможности Вашему творчеству.
Наиболее популярными пакетами иллюстративной графики принято счи-
тать "Paintbrush", DrHallo, от работы с ними Вы получите истинное удо-
вольствие. Посадив за подобную программу Вашего ребенка, Вы не только
полностью нейтрализуете его на несколько часов, но и можете записать в
библиотеку его шедевры, чтобы через много лет предаваться умилительным
воспоминаниям.
ГЛАВА 13. ДЕЛА БИБЛИОТЕЧНЫЕ.
Итак, мы уже достаточно эффективно используем наш персональный ком-
пьютер. Пишущая машинка заброшена в чулан. Подумывает об увольнении ху-
дожник Вашей фирмы - все обьявления и плакаты "штампуются" компьютером.
Игры помогают избавиться от стрессов.
Теперь наступила пора заняться компьютеризацией Вашей справочной
литературы. О, Боже, вспомните, сколько времени Вашей жизни затрачено на
поиски цифры, адреса, марки и т.п. в шкафах, на полках, толстых справоч-
никах.
Программные средства, получившие название Систем управления базами
данных, позволяют автоматизировать поиск любой информации. Любую табли-
цу, числом столбцов для бумаги немыслимым /скажем 256/, можно занести в
память персонального компьютера, чтобы затем доставать оттуда строки или
их части, используя в качестве "ключа" для выбора, скажем, третью букву
четырнадцатого столбца. Занеся, например, информацию о сотрудниках вашей
фирмы за минуту можно заставить систему выдать информацию обо всех со-
трудниках 30 лет, имеющих имя Джон.
Большое распространение получили прикладные программы, основанные
на пакетах СУБД:
- бухгалтерский и складской учет;
- структура фирмы;
- ведение банковских счетов;
- специализированные справочники / например, библиотека всех фирм
того или иного рода деятельности/;
- большая номенклатура "записных книжек" и картотек.
Практика показывает, что большинство уважающих себя фирм предпочи-
тают готовой программе программу, разработанную с учетом особенностей
именно их делопроизводства.
Из систем управления базами данных, доступных для самостоятельного
использования и обладающих достаточно удобными средствами общения, сле-
дует упомянуть dBase 3+ и ему подобные, распространяемые фирмой Ashton-
Tate.
ГЛАВА 14. НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ...
На всякий случай, если Вы плохо прячете эту книгу, и она случайно
попадает в руки к Вашему мужу или программисту на службе, он ужаснется.
Как? Ни слова об операционной системе?!
Конечно, написать книгу о персональном компьютере и хотя бы вкрат-
це не упомянуть об операционной системе - большой грех, ну все равно,
что создать инструкцию по использованию стиральной машины и ни слова не
сказать о математическом описании перемещения водяных масс внутри ее.
Но все же, опасаясь гнева посвященных, автор решил застраховаться.
Что такое компьютер с точки зрения инженера - это достаточно слож-
ная электронная схема на полупроводниковых элементах, настроенная соот-
ветствующим образом. Чтобы эта электронная система стала компьютером,
необходимо обеспечить по крайней мере две вещи - взаимодействие "желез-
ной" составляющей с пользователем и ее взаимодействие с запускаемыми
программами. Кроме того, необходимо обеспечить целый ряд функций, делаю-
щих компьютер тем, что он есть - осуществление операции с файлами, обес-
печение соответствующей работы различных устройств, подготовка дискет и
"винчестера"к использованию и т.д.
Исторически сложилось, что разработанные фирмой "MICROSOFT" комп-
лекс программ операционной системы MS-DOS монополизировал рынок и стал
практически стандартом. Соответствующий язык управления содержит большое
количество функций, причем их возможности возрастают от версии к версии.
Среди документации к Вашему компьютеру наверняка имеется толстая
книга Guide MS-DOS, соответствующей версии.
Откуда берется операционная система в компьютере? Она переписыва-
ется с так называемой системной дискеты на "винчестер".
Мы уже говорили о вирусах. Некоторые из них очень любят проникать в
программы операционной системы. Так что будем осторожны. Конечно, ува-
жающий себя пользователь персонального компьютера должен изучить MS-DOS,
имеются и специальные обучающие программы, хотя задачи достаточно
высокой степени сложности можно решать, зная о ней весьма приблизитель-
но.
Главное, что мы должны запомнить, операционная система - комплекс
программ, обеспечивающий взаимодействие Вас и Ваших программ с электро-
никой компьютера, т.е. другими словами "оживляют его".
ГЛАВА 15. ЕЩЕ РАЗ ПРО ПРОГРАММЫ.
Не следует думать, что программа "Нортон" единственная в своем ро-
де. Существуют и другие подобные программы, получившие общее название
"программные оболочки", из которых следует упомянуть PC-TOOLS /"Инстру-
менты" для персонального компьютера/ -мощный пакет для профессионально-
го пользователя и др.
Как уже упоминал автор, применение того или иного пакета программ
во многом диктуется личными причинами. Если в Вашей деятельности Вы
сталкиваетесь с разного рода вычислениями, есть смысл пользоваться язы-
ком Бейсик, либо пакетами, имитирующими работу привычного калькулятора
/подобный муляж калькулятор содержится,например в редакторе MULTI EDIT/.
Пакеты конструкторского проектирования являются пакетами для про-
фессионалов. Лишь информационно стоит упомянуть пакет A-CAD - автомати-
зации конструкторского проектирования и P-CAD - автоматизации проекти-
рования микроэлектронной аппаратуры.
ГЛАВА 16. НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ.
Как уже стало понятно уважаемой читательнице, автор постоянно стре-
миться показать, что для работы на персональном компьютере сегодня, не
требуется уже очень много новых знаний и умений.
Первым мотивом должен быть - Я не глупее других /можно некоторого
конкретного лица/. Далее идут соображения престижа, современности, пер-
спектив роста и уже, честно говоря, на последнем месте практический
пользы.
За компьютером Вы становитесь красивее и увереннее в себя, а уж ес-
ли говорить о Вас как о паре, то вы неотразимы оба.
Любой текст, любой рисунок, работа с каталогами и библиотекой -
все для Вас теперь настолько просто, что даже, если у Вас возникают
затруднения, Вы можете говорить с профессионалом на равных. Автор при-
держивается мнения, что лучшего способа получения информции чем диалог,
человечество не придумало и прежде чем изучать какое-либо пособие по
той или иной программе, поспрашивайте о ее работе человека, овладевшего
ею.
Так как Вы теперь /автор гарантирует/ не выгладете совсем дурой в
компьютерной области, не бойтесь задавать любые "глупые" вопросы, а то,
что большинство мужчин считают невостребованным свой талант педагога,
это Вам прекрасно известно уже давно.
Заботьтесь о Вашем компьютере и старайтесь не давать его в чужие
руки - известно, что разрешать всем,кому попало подкармливать даже са-
мого верного пса - путь к его порче.
И под конец самое главное - старайтесь получать радость от этого
симбиоза сообразительного телевизора и пишущей машинки и даже, если у
вас совсем мрачная натура, улыбнитесь при виде, как из принтера рож-
дественская открытка с посвящением Вашему дяде.
Если у Вас хватило мужества дочитать повествование до этой страни-
цы - позвольте искренне поблагодарить Вас за проявленный интерес.
Если Вы поверили, что персональный компьютер не страшный и зубас-
тый, а ласковый и добрый зверь, это большой успех.
Если у Вас возникло желание поработать на компьютере и Вы кое-что
из прочитанного в книге попробовали - успех превосходит скромные ожида-
ния.
Если в результате прочтения Вы стали поклонником персонального ком-
пьютера и начинаете относится к нему по крайней мере как к домашнему ко-
ту - это триумф.
И последнее. Автор старался действовать наперекор всем сложившимся
методикам преподавания и пытался выступать в роли проповедника. В ка-
честве извинения и реверанса в адрес традиций в книгу включено крат-
кое и весьма прагматическое приложение - пособие по пакету Нортона.
Еще раз прощаюсь с Вами и желаю удачи.
С уважением ...
А.С.Ван-дер-Флаас
Популярность: 19, Last-modified: Tue, 17 Jun 1997 07:00:40 GmT