БД-3 БАНК ДАННЫХ ПО ВЫСОКОГОРНЫМ ПЕРЕВАЛАМ НАЗВАНИЕ, к.с.,высота : А Ч А П А Р А , 3а, 3250,сн-лд-ск, по топосхеме - 3241 РАСПОЛОЖЕН: в южном отроге Главного Кавказского хребта ( хре- бет Хутый ) в 300 м южнее узловой в.3355.0. СОЕДИНЯЕТ: с запада - лед.б/н, р.Хецквара, р.Кодори ; с юга - р.Ачапара, р.Клыч. НАЗВАН: по видимому московскими туристами в 1972 году по названию долины восточного склона. ПЕРВОПРОХОЖДЕНИЕ: группа туристов г.Москвы,Харченко А.Ф., 1972 г., с востока на запад. Другие прохождения: второе полное прохождение: с/к " Гастелло ", г.Уфа, Киселев В.А., июнь 1977 г., 5 к.с.,с востока на за- пад после прохождения перевалов Чотча В.+ Чотча ЧАСТОТА ПРОХОЖДЕНИЯ: УЛОВИЯ ИЗМЕНЕНИЯ к.с.: ЛИТЕРАТУРА: отчеты в библиотеках туристских клубов: а) Московский ГЦТК: N 3296,с/к Гастелло,г.Уфа,Киселев В.А., 1977 г., 5 к.с., стр.30-36 (с восто- ка на запад после прохождения пере- валов Чотча В.+ Чотча); б) Башкирский РТСК: N 650Г,Айсин С.Е.,Киселев В.А.,1994г., 5 к.с., стр. ... , ф.NN ... ( в радиальном выходе со стороны пе- ревала Чотча с восхождением на вер- шину к югу от седловины перевала ). другие источники: 1.В.Арсенин,Н.Бондарев,Э.Сергиевский. Горные путешествия по Западному Кав- казу. М., ФиС, 1976, стр. 145-146 (восточная сторона),стр.148-149 (до- лина р.Хецквара). 2.В.Арсенин. Рядом с Клухором. Альманах "Ветер странствий", N 6, М., ФиС, 1971. Стр.110 (долина р.Хецквара), стр.112 (восточная сторона). КОНЦЕВЫЕ ТОЧКИ ОПИСАНИЯ: с запада - селение Квемо-Ажары; с востока - Южный приют "Клухори". ПРОХОЖДЕНИЕ СО СТОРОНЫ: р.Хецквара (запад): Участок N 0.(Автором описания не проходился). От селения Квемо-Ажара идти по машинной грунтовой дороге левым берегом р.Хецквара. Выше поселка имеется источник нар- зана. Здесь же 3 капитальных,но не жилых (1989 г.) дома.Через 3.5-4 км на правом берегу будет видно небольшое селение Хецк- вара (есть мост). На правом берегу расположено несколько не- жилых домов с огородами.Дорога их огибает справа по отрогу,но можно пройти напрямую по тропе. От группы домов дорога взбирается высоко на склон и идет к заброшенным лесоразработкам, где заготавливали древесину и буковую щепу. С поляны, где стоит жилой дом, отходит тропа, идущая в верховья долины р.Хецквара. Через 1-1.5 км будут не- большие лесные озерки, от которых тропа круто спускается сре- ди букового леса к реке. За крупным левым водопадным притоком расположен кош (ок.1500 м). Метрах в 700 выше коша тропа пе- реходит на правый берег (брод). Можно продолжить путь и левым берегом, где в 1.5 км выше находится еще один кош (верхний). Здесь по снежному мосту переход на правый берег. Отсюда оста- ется до границы леса 0.5 км, до конца ледника - 1 км. Протяженность..........................16-17 км Перепад высот:...............нет полных сведений Время движения: на подъеме .........................4-6 х.ч. на спуске...........................3-4 х.ч. Участок N 1. По слабой тропке подъем правым осыпным склоном, затем по гребню правобережной морены выход на пологонаклонное леднико- вое поле (трудностей не представляет). Таким образом обходит- ся крутой лоб безымянного нижнего ледника. Ледник с трех сто- рон окружен крутыми скально-травянистыми склонами с многочис- ленными водопадами и сверху напоминает лепешку. Протяженность ледника около 1 км, ширина - 0.5 км, перепад высот 200-250 метров. Пересекли ледник к левому борту ( на восток ), подойдя к нижнему краю западного склона перевала Ачапара.(Перепад высот от границы леса около 200-250 метров). Перевальный склон в нижней половине представляет собой стену бараньих лбов (500-600 метров),поросших травой и куста- ми рододендронов. Он достаточно широк для маневрирования при выборе путей прохождения.По его краям два широких,забитых ла- винным снегом кулуара. Правый кулуар заканчивается скальной стенкой, с которой падает мощный ручей. Левый кулуар в нижней части удобен для движения, что позволяет несколько сократить путь по бараньим лбам и выбрать более оптимальный путь.Кулуар рекомендуется проходить в ранние утренние часы:в первой поло- вине лета это вызвано повышенной лавиноопасностью,во второй - наличием под снегом сильного ручья. С правого борта в кулуар падают водопадными каскадами три крупных ручья. Один из вариантов подъема следующий. Поднявшись с ледни- ка по кулуару 250-300 метров, 30-35 гр., у второго (среднего) ручья перейти со снега на скалы. Здесь за рантклюфтом (несло- жен) просматривается довольно простой путь предстоящего подъ- ема.Выше по кулуару,как и было ниже - скальные отвесы. Перейдя рантклюфт, подняться несколько десятков метров вдоль ручья.Дальше влево-вверх по скальному склону с травянис- тыми полками (перила 40 м), затем по осыпям выход на скальное ребро, с которого следует крутой 10 метровый спуск к подножию двух 50 метровых водопадов.Здесь небольшая площадка.Ниже ручьи сливаются в один, который мощным водопадом спадает в кулуар (нижний ручей). Переход через обе составляющие ручья несложен.Левая при- мечательна тем, что в верху водопада поток бьет под углом вы- соко косо вверх (июнь 1977 г.) - хороший ориентир для тех,кто проходит склон на спуске, т.к. сверху путь спуска в левый ку- луар не просматривается. Бараньи лбы, с которых падают ручьи,можно обойти следую- щим образом.От подножия водопадов несложный подъем в северном направлении по каменистому склону на зеленую ( травянистую ) перемычку.С нее косой спуск в зеленую впадину ( в направлении правого кулуара) по крутому травянистому склону.Пройдя метров 20-30, следует изменить направление движения на восточное,на- чав подъем по крутому, заросшему кустами рододендронов травя- нистому склону,возможно придется организовать перильную стра- ховку (около 70 метров). Выйдя на верх,траверсировать зеленую полку вправо к верхнему краю обходимых водопадов. Дальше до верхнего ледника следует ряд небольших ступе- ней бараньих лбов,чередуемых снежниками.На широком склоне до- статочный выбор путей прохождения и обхода.В отдельных местах требуется организация групповой страховки. На пологом нижнем поле ледника много трещин (связки,кош- ки). Подъем на верхнее плато по крутому ледовому склону, идти следует ближе к левому краю,там положе. В гребне видны две седловины, разделенные небольшой вер- шиной.Правая (по ходу) ведет на основную ветвь ледника Хутый, левая - на перевал Ачапара. Пересечь плато к перевальному взлету Ачапары.С плато по- логий подъем под бергшрунд.При отсутствии снежной пробки под- горная трещина - серьезное препятствие: ширина - 3.5-4 метра, нависание - 2.5-3 метра. От бергшрунда до седловины перевала 155 метров снежно-ле- дового склона крутизной 35-40 гр.В верхней части взлета 3 ку- луара: южный - широкий и заснеженный, центральный - короткий, северный - наиболее удобный для движения, его ширина - от 4 м в верхней части,до 15-20 м в нижней.Все три кулуара сливаются вместе,причем центральный вливается в северный в самом начале. В близи скального гребешка,разделяющего северный и южный кулуары ряд закрытых трещин. На скалах левого борта возможна организация крючьевой страховки. В кулуаре,особенно в верхней части,много натечного льда, поэтому при необходимости послед- нии 20 метров можно идти по простым скалам левого борта. Протяженность..........................2.5-3 км Перепад высот........................ок.1200 м Время движения: на подъеме ........................9-11 х.ч. на спуске...........................5-7 х.ч. Время движения со страховкой: на подъеме......................6.5-8.5 х.ч. на спуске.......................3.5-5.5 х.ч. в т.ч. с попеременной,перильной: на подъеме......................5.5-7.5 х.ч. на спуске...........................3-5 х.ч. Количество точек страховки: на подъеме............................16-22 на спуске.............................12-14 ВСЕГО С ЗАПАДА: Протяженность.............................19 км Перепад высот:...............нет полных сведений Время движения: на подъеме .......................13-17 х.ч. на спуске..........................8-11 х.ч. Время движения со страховкой: на подъеме......................6.5-8.5 х.ч. на спуске.......................3.5-5.5 х.ч. в т.ч. с попеременной,перильной: на подъеме......................5.5-7.5 х.ч. на спуске...........................3-5 х.ч. Количество точек страховки: на подъеме............................16-22 на спуске.............................12-14 СЕДЛОВИНА : глубокое,протяженное,широкое понижение скалистого гребня ( самое первое в хребте Хутый от его нача- ла ); на запад гребень круто обрывается скально- снежным склоном с тремя кулуарами,с востока к не- му вплотную подступают пологий осыпной склон и снежное поле; с южного края выступают невысокие скалы с характерной формы останцем;тур небольшой, сложен на гребне между центральным и северным ку- луарами,рядом со входом в последний;при необходи- мости можно ночевать на камнях или на снегу в бли- зи гребня с восточной стороны; при подъеме с вос- тока седловина видна только при выходе на верний ледник; хороший обзор:на востоке виден Хакель,обе вершины Чотчи, Клухор-Кая, Клыч-Кара-Кая, вдали - Эльбрус,а при хорошей видимости различима Ужба,на западе видны Домбай-Ульген, Южный и Главный Птыш, вдали Чхалтинский и Бзыбский хребты. ПРОХОЖДЕНИЕ СО СТОРОНЫ: р.Ачапара ( восток ): Участок N 1. От Южного приюта перейти по мосту на правый берег Ачапа- ры и идти вглубь долины по тропе рядом с рекой через густой лес.В близи приюта и на опушках встретится несколько строений. В 3-3.5 км выше приюта мост и переход на левый берег, где на- ходятся 2 бревенчатых пастушьих балагана ( перепад высот от приюта - 215 м.). Следует иметь ввиду, что осенью и весной мост может быть разобран. Группам, идущим сверху долины,необходимо учитывать, что ниже моста более набитая тропа, уходящая вправо, поднима- ется на пастбища. Выше балаганов лес заметно редеет, тропа идет через буко- вое криволесье и по высокотравью.Через 1.5 км на границе леса тропа по снежному мосту возвращается на правый берег.Недалеко находятся развалины бревенчатого коша. Дно верховья на значи- тельном протяжении занято лавинным снежником.Там,где он стаял обнажается каменисто-травянистая терраса.В нескольких сот мет- рах выше коша открывается полный вид на все верховье. Протяженность............................4.5 км Перепад высот............................500 м Время движения: на подъеме .......................2-2.5 х.ч. на спуске...........................1.5 х.ч. Участок N 2. Выше долина перегорожена стеной бараньих лбов, с которых падают многочисленные потоки. Подняться на верх нижней скаль- ной ступени (ригеля) можно по двум вариантам. Вариант N 1 Подъем справа по ходу. Подъем проходит по левому истоку р.Ачапара.Ущелье этого истока по отношению к направлению главной долины является бо- ковым и от верхнего коша оно не видно. Следует пройти в левый (орографически) угол долины ( ка- менисто-травянистая терраса,снежник ).Мощный лавинный снежник (30-40 гр.),перекрывающий устьевую часть левого истока,позво- ляет упростить прохождение нижней стены бараньих лбов.Идти по снежнику метров 200 и,немного не доходя до его верхнего края, уйти влево по ходу в забитый лавинным снегом кулуар.По кулуа- ру вверх метров 100 до скал. Переход со снежника на скалы че- рез рантклюфт,где может потребоваться перильная страховка(15- 20 метров). От снежника идти на северо-запад в направлении северного края левой ветви лед.Хутый.Путь проходит по скально-травянис- то-осыпному склону,рассеченному рядом глубоких, каньонообраз- ных русел и кулуаров. Вариант N 2 Подъем слева по ходу. Подниматься на юго-запад по правому борту долины Ачапары по 40 гр. травянистому склону в цирк перевала Ануква или по каменистому гребню,разделяющему ледники Хутый и Ануква В.Есть пастушьи и скотские тропки. За перегибом склон выполаживается до 15-20 гр. Отсюда надо траверсировать вправо (на северо-за- пад), идя уже по верху нижнего скального пояса,пересекая мно- гочисленные ложбины,ручьи,снежники,осыпи,скальные гряды. Тра- верс заканчивается на одной линии с северным краем левой вет- ви лед.Хутый. Путь технически не сложный,но более трудоемкий, чем по варианту N 1, целесообразен в частичном исполнении при переходе от перевалов Чотчинско-Хакельской группы к перевалу Ануква. Протяженность.........................ок.1.5 км Перепад высот............................200 м Время движения: на подъеме .......................1-1.5 х.ч. на спуске.............................1 х.ч. Время движения со страховкой: на подъеме........................0-0.5 х.ч. на спуске.........................0-0.5 х.ч. в т.ч. с попеременной,перильной: на подъеме........................0-0.5 х.ч. на спуске.........................0-0.5 х.ч. Количество точек страховки: на подъеме..............................0-1 на спуске...............................0-1 Участок N 3. Седловина перевала Ачапара расположена в северо-западном углу цирка и дальнейший подъем на перевальный ледник с верха нижней ступени в основном идет внизу по травянистым и осыпным полкам, а выше по снежникам (кошки) и легким скалам.Склон ши- рокий,доступен для движения свободным ходом во многих местах, средняя крутизна - 25-30 гр. Ориентирование,особенно в тумане,затруднено, так как нет четко выраженных и заметных ориентиров.В верху видны два снеж- ника, нависающие на бараньих лбах (ригелях) - бортовые откосы небольших ледников. Следует держать направление на правый по ходу ледник.Вы- ход на верх скального ригеля справа по снежно-ледовому рука- ву, 30-40 гр., перепад высот 140 м, 30 х.м. По верху ригеля тянется каменистая полка,удобная для уст- ройства бивака, есть две расчищенные площадки под палатки (в начале лета могут быть под снегом), вода в изобилии,рядом ле- довый откос.Отсюда по 40-45 гр. снежно-ледовому склону (20-30 м,перепад высот-70 м) выход на пологое тело ледника,откуда до перевала остается 20-30 х.м. На ледник можно выйти и восточ- нее (правее по ходу). Протяженность...........................ок.3 км Перепад высот........................ок.1314 м Время движения: на подъеме .........................4-5 х.ч. на спуске......................ок.2-2.5 х.ч. ВСЕГО С ВОСТОКА: Протяженность..............................9 км Перепад высот........................ок.2014 м Время движения: на подъеме .........................7-9 х.ч. на спуске.........................4.5-5 х.ч. Время движения со страховкой: на подъеме........................0-0.5 х.ч. на спуске.........................0-0.5 х.ч. в т.ч. с попеременной,перильной: на подъеме........................0-0.5 х.ч. на спуске.........................0-0.5 х.ч. Количество точек страховки: на подъеме..............................0-1 на спуске...............................0-1 ИТОГОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: Протяженность.............................28 км Прохождение с запада на восток: ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Перепад высот: набор...................нет полных сведений сброс...........................ок.2014 м Время движения:......................17.5-22 х.ч. Время движения со страховкой:..........6.5-9 х.ч. в т.ч. с попеременной,перильной:....5.5-8 х.ч. Количество точек страховки:................16-23 Категория трудности:..........................3а Прохождение с востока на запад: ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Перепад высот: набор...........................ок.2014 м сброс...................нет полных сведений Время движения:........................15-20 х.ч. Время движения со страховкой:..........3.5-6 х.ч. в т.ч. с попеременной,перильной:....3-5.5 х.ч. Количество точек страховки:................12-15 Категория трудности:..........................3а НОЧЛЕГИ: Организация биваков возможна на большей части пу- ти через перевал. Рекомендуемые места ночевок: при прохождении с запада на восток: травянистая терраса у верхнего коша (быв.) в долине р.Хецква- ра или в 0.5 км выше на границе леса (1), травянисто-каменис- тые площадки западного перевального склона под верхним ледни- ком, седловина перевала или каменистые площадки на верхнем скальном поясе восточного склона (3- при необходимости),Южный приют (3); при прохождении с востока на запад: седловина перевала или каменистые площадки на верхнем скаль- ном поясе южного склона(1),травянистая терраса у верхнего ко- ша(быв.) в долине р.Хецквара или в 0.5 км выше на границе ле- са (2). СПЕЦИАЛЬНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ: (на группу 8 чел.): Веревка основная - 2х60,2х40м Ледорубы - 8 шт. Расходная веревка - 6-10м Карабины - 30 шт. Скально-ледовые молотки - 2 шт. Кошки - 8 п. Крючья скальные разные - 20 шт. Жумары (З-В) - 8 шт. Ледобуры - 10 шт. Спуск.устройства-8 шт. (В-З) ПРИМЕЧАНИЯ: 1.Прохождение перевального взлета западной стороны во второй половине дня не рекомендуется из-за повышенной камнепа- до и лавиноопасности. 2.Южный приют "Клухори", филиал туристской базы имени ХХV съезда ВЛКСМ (г.Сухуми), находится на левом берегу р.Ача- пара вблизи ее впадения в р.Клыч. Удобные,красивые коттеджи на 300 мест. На правом берегу располагаются домики туристско- го приюта бывшего Министерства обороны СССР. Рядом с мостом через Ачапару на правом берегу находится углекисло-железистый минеральный источник с небольшим дебитом.От приюта до селения Генцвиш ( до конечной остановки рейсового автобуса на Сухуми) 8 км по Военно-Сухумской дороге, перепад высот 360 м. Схема и ксерокопии фотографий прилагаются на ...листах. Описание составлено по собственному прохождению в июне 1977 ( с востока на запад после прохождения перевалов Чотча В.+ Чотча ) и по радиальному выходу со стороны перевала Чотча в августе 1994 ). АВТОР: Киселев Вячеслав Александрович, г.Уфа, д.т.38-37-90, р.т.38-28-90.
Популярность: 18, Last-modified: Tue, 16 Apr 1996 09:35:52 GmT